ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ.
Приступая к работе над постановкой с инструментом следует придерживаться принцина постепенности и последовательности в освоении навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА
ОБУЧЕНИЯ
ИГРЕ НА СКРИПКЕ.
Первонаначальный период обучения-это чрезвычайно ответственый и сложный этап.Во многих случаях неправильные навыки игры,приобретённые уч-ся в детстве,а также различные отрицательные впечатления,полученные ребёнком в результате невнрного педагогического подхода учителя к начинающему ученику приводят к нежеланию последнего-учится на инструменте.По этой причине многие,даже муз.одарённые дети бросают музыку.
С первой же встречи педагог должен уметь расположить ребёнка к себе ,завоевать его доверие.Только в атмосфере доверия у ребёнка могут возникнуть полоительные впечатления,необходимые для создания рабочей обстановки в классе.
Внимательно наблюдая за начинающим учеником,узучая его характер,весь комплексего муз. данных,его физическое и умственное развитие,темперамент,наклонности,привычки и т.д. ,педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику,вызвать и поддержать в нем интерес к музыке и к сваоему инструменту.очень хорошее воздействие оказывает присутствие начинающего уч-ся на уроке с учеником уже играющим.В этой связи учёный-перадог Б.А. Струве писал:"В педагогической работе с детми в период подготовительной стадии я всегда немедленно включал ребёнка в учебную жизнь класса.Он ещё не обучается игре на инструменте,но слушая других ребят...он уже занимается"
Приступая к работе над постановкой,педагог,прежде всего должент знать,что такое постановка с точки зрения современной педогогите.В сомременной методике постановкой называется наиболее целесообразное положение рук и корпуса,приспрсобленное к игровым функциям данного исполнителя.Как видно из этого определения,постановка не есть стандартная форма держания скрипки и смычка.Она в меньшей или большей степени разная почти у каждого исполнителя сообразно индивидуальным способностям строения рук.Кроме того,постановка видоизменяется даже у одного скрипача в зависимости от того,какие игровые ф-ции он выполняет.
Педагого должен знать,что первым условием правильной постановки является свободное состоянии всех мышц.При освобождённых мышцах уч-ся без особых трудностей с помощью педагога найдёт наиболее рациональное ,естественное положение рук при держании инструмента,а также в игровых навыка.По этому вопросу освобождение мышц от излишнего напряжения педогог должен уделять самое серьёзное и пристальное внимание.Следует постоянно следить за состоянием мышц корпуса и рук,контролировать это состояние и ,главное научить редёнка управлять своими мышцами.В этой связи следует указать на целесообразность придварительных упражнений без инструмента.Цель этих упражнений :
1) Освободить корпус,плечевой пояс,предплечие,кисть и пальцы обеих рук от излишнего напряжения
2)Развить в ученике навыки самоконтроля над мышцами ,т.е. умение различать состояние напряжённости и свободы этих мышц.
3)Максимально приблизить движения левой и правой рук к игровым движениям на скрипке.
Для освобождения физ. Состояния большое значение имеет дыхание.Нарушения ритма дыхания утомляет исполнителя,и в конечном счёте, отрицательно скажется на исполнении.
Приступая к работе над постановкой с инструментом следует придерживаться принцина постепенности и последовательности в освоении навыков.Педагог должен учитывать,что каждый навык сначала вырабатывается отдельно.Только тогда,когда он прочно усвоен ,к нему прибавляется следующий навык .Например:после того ,как ученик научится относительно правильно и свободно держать скрипку,можно начинать выполнение элементарных движений пальцев на грифе. Для того,что бы правильно определить положение локтя и всей правой руки,следует поставить пальцы одновременно на струне ре и ля в следующем расположении.
Это обеспечит правильное положение локтя и левой руки.
Также приступать к ведению смычка по открытым струнам можно лишь после того,как ученик научиться относительно правильно и свободно держать смычок.Говоря о самых первых прикосновениях смычка к струнам,известный педагог Л.М.Цейтлин советовал"На первых уроках ни в коем случае не рекомендовать вести всем смычком ,а также его нижней частью .Начинать водить смычком лучше всего серединой и не до самого верхнего конца.Почему именно серединой?Потому что в этом участке смычка не требует искусства регулировать его вес.Самое большое колличество ошибок находится в тесной связи с началом занятий,когда не опытной слобой кисти и слабым пальцам предлагается вести смычок от самой колодки.Один скрип способен стать причиной неистесвенного зажима на долгое время"
Для того,чтобы работа над постановочными навыками на инструменте не была утомительной и давала максимально положительные результаты,педагог должен учитывать степеньвосприимчивости ученика и продолжительность внимания.Опыт показал,что продолжительность внимания у ребёнка 6-7 летнего возраста равна 5-6 минутам.Поэтому первоначальные уроки можно построить в 4 этапа:
1) постановка левой руки,
2) развитие слуха,
3) постановка правой руки,
4) изучение нотной грамоты.
Эти задачи следует некоторое время решать отдельно,отводя каждой из них приблизительно по 5 минут.Поэтому с начинающим учеником целесообразно заниматься по 20- минут 4 раза в неделю,вместь двух раз по 40 мин.
При таком построении первоначальных уроков ребёнок заинтересуется каждой из задач и не устанет,что обеспечит более быстрое и прочное усвоение первоначальных постановочных навыков.
Постепенно эти отдельно усвоенные навыки следует объёдинять в единый комплекс многообразных и многочисленных игровых навыков,которыми должен обладать скрипач.