Исследовательская работа. Тема: "Я учусь в музыкальной школе, потому что..."

Мамыко Виктория Михайловна

Работа посвящена исследованию вопроса причин обучения детей в музыкальной школе. Обучение детей музыке - особая тема. В работе освещаются причины, почему родители обучают своих детей в учебных заведениях дополнительного образования, как успехи ученика зависят от правильности понимания этого важного вопроса родителями. Приводятся результаты опроса родителей и детей,  сравнение мотиваций опрашиваемых групп, а так же выводы относительно того, что мотивация детей различается в зависимости от их возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Октябрьская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района Республики Крым

Исследовательская работа

Тема: «Я учусь в музыкальной школе,

потому что…»

Автор: Преподаватель класса фортепиано Мамыко В.М.

Ноябрь 2015 год.

Содержание: 

  1. Содержание……………………………………………………..2
  2. Вступление…………………………………………………….. 3
  3. Семья – среда, определяющая будущее развитие ребёнка…..4
  4. Пять основных категорий родителей………………………….5
  5. «Я учусь в музыкальной школе, потому что…». Интернет- опрос родителей и детей………………………………………..7
  6. Опрос родителей и учеников нашей Октябрьской ДМШ…   10
  7. Заключение……………………………………………………  12
  8. Источники литература………………………………………    12

Вступление.

   Здравствуйте. Тема этой работы выбрана мной неслучайно. Я решила разработать её, так как недавно, на проводимом мной родительском собрании моего класса в музыкальной школе и обсуждении вопросов обучения детей и их мотивации, я задала вопрос присутствующим родителям учеников: почему вы обучаете своих детей в ДМШ?

   К моему удивлению, я не услышала внятных ответов на свой вопрос. То ли они растерялись и сработал психологический момент под названием «никто не хочет быть первым» в ответе; то ли некоторые родители просто имели мотивы обучения своих детей, которые можно сформулировать как  «чтобы на улице не болтался» или «чтобы ребёнок был под присмотром» в то время, когда родители на работе…Конечно, нечасто найдётся родитель, который в открытую сообщит об этом преподавателю…На свой вопрос я получила только один ответ от присутсвующей на мероприятии родительницы: она  определённо ответила, что её дочь учится музыке для приобретения культуры и общего развития, так как мама в своё время тоже получила начальное музыкальное образование в дмш.

    Неактивность родителей в опросе продемонстрировала большей частью пассивность и в вопросе обучения детей. Ведь не для кого из нас не секрет, что большинство из них действительно по разным причинам не имеют должного контроля за обучением своих детей. Однако все родители без исключением как минимум хотят хороших результатов в учёбе!

   Существует определённая проблема с педагогической подготовкой самих родителей в отношении воспитания детей. Но ещё большая проблема существует так же и в отношении подготовленности родителей в музыкальном отношении, ведь основное их количество не имеет даже начального музыкального образования.

   В связи с этим я, как преподаватель и классный руководитель, решила разработать цикл тем для родительских собраний с целью просвещения родителей в вопросах музыкального воспитания в семье.

Темы для родительских собраний:

  1. «10 причин, почему ребёнка надо учить музыке».
  2. «Формирование музыкальной среды в домашних условиях и методы музыкального обучения дома».
  3. «Влияние музык на психическое и физическое здоровье ребёнка».
  4. «Ваш ребёнок и музыка» Г.И.Ганзбург.
  5. «11 уникальных факторов о музыке, которые вы не знали».
  6. «10 ошибок родителей, которые портят детей».
  7. «Я учусь в музыкальной школе, потому что…»

   Основная цель данной работы – выявление уровня мотивации учащихся музыкальной школы в зависимости от музыкальной подготовки в семье и от возрастной категории.

Семья – среда, определяющая будущее развитие ребёнка.

   Известно, что успешность обучения ребёнка зависит от двух основных факторов: среды (семьи), в которой он воспитывается, и от возраста, в котором он начал своё обучение.

   Относительно себя могу сказать, что я росла в музыкальной семье. И хотя среди моих родных не было профессиональных музыкантов, разнообразная музыка в нашей семье звучала постоянно. Мой дедушка был баянистом-самоучкой, бабушка неплохо пела, мама в юности закончила при ДК музыкальную студию по аккордеону, а отец играл на электрогитаре в ВИА, когда учился в техническом училище. Я сама с раннего детства очень много слушала пластинок с музыкальными сказками, что очень помогло развить и музыкальность, и память, и воображение, необходимые в процессе дальнейшего обучения.

   Известно, что наилучший возраст для начала обучения это 4-6 лет. Моё обучение в музыкальной школе началось достаточно поздно – в 8,5 лет. Причиной этого был неустроенный быт нашей семьи: мы жили в коммунальной квартире на три хозяйки и в комнате 12 квадратных метров не было места для инструмента, да и денежных средств для его покупки не было.

   Конечно, бытовая проблема – достаточно распространённое «препятствие» в вопросе обучения ребёнка. И такая проблема встречается достаточно часто. Однако в большинстве случаев музыкальному воспитанию и образованию большинства детей мешают люди, к тому же люди самые близкие для него. Мешают из-за неосведомленности, из-за предрассудков. Резко говоря, мешают по своему невежеству и некультурности.

Пять основных категорий родителей.

   Обучение различным дисциплинам в общеобразовательной школе является обязательным независимо от способностей ребёнка. Начальное образование не подвергается сомнению обществом. Обучение же в музыкальной школе и других школах дополнительного образования – обычно дело свободного выбора. И решение принимают, как правило, мало подготовленные к этому родители, самостоятельно, в каждом случае индивидуально и зачастую они решают неправильно. Всё зависит от меры понимания последствий этого решения для всей будущей духовной жизни детей. Увы, во многих случаях мера понимания невысока, т.к. большинство родителей не получало начального музыкального образования, и в связи с этим не могут в какой-либо мере понять необходимость обучения музыке.

По мнению Г.И.Ганзбурга, преподавателя и музыковеда Харьковского Государственного Университета Искусств им. И.П.Котляревского, родители по уровню понимания и правильности отношения обучения музыке подразделяются на 5 основных категорий:

Первая категория родителей – самая многочисленная. Это родители, которые не хотят брать на себя ответственность за результат обучения и которые оправдывают своё нежелание обучать ребёнка музыке. Они прежде всего ссылаются на то, что у их ребёнка нет слуха, «медведь на ухо наступил». Хотя этим «медведем» является как раз сам родитель, который решает за своего ребёнка «быть или не быть» его музыкальному воспитанию. К сожалению, родители как правило не знаю, что главное в вызывающем у них сомнение вопросе не отсутствие слуха как такового, – он отсутствует только у глухонемых детей, - а степень развитости мелодического и звуковысотного слуха, когда ребёнок, к примеру, не может чисто интонировать мелодию или элементарно повторять голосом определённые звуки. Нарушенная координация между голосовыми связками и слуховым нервом является основной причиной в этом случае. Однако «проблема» такого порядка решается в процессе целенаправленного обучения специалистами.

   На самом деле слух, готовый воспринимать музыку, есть у всех здоровых людей. Вопрос только в том, насколько в семье ученика была создана благоприятная «почва» для музыкального развития ребёнка. И в большинстве случаев она является определяющей для дальнейшего успешного музыкального обучения в ДМШ.

Вторая категория – родители, оставляющие бесконтрольным обучение ребёнка или считающие, что их ребёнку не стоит получать дополнительного образования, так как они убеждены, что их чадо и так от природы талантливо.  На самом деле такие родители очень переоценивают способности своего ребёнка. Какими бы ни были способности и задатки, развивать их необходимо с помощью специалистов. Каждый ребёнок имеет определённые задатки и способности в той или иной области деятельности. Потому как все дети могут обучиться читать и писать, так и при правильном обучении они могут освоить нотную грамоту и музыцирование (чтение с листа, воспроизведение голосом или на инструменте относительно несложных произведений). И каждое умение будет иметь определённую ценность для общего развития ребёнка.

Третья категория родителей – движимые тщеславием. Эта категория родителей, которые движимы низкими мотивами, чтобы их ребёнок учился музыке и был «не хуже других», стремятся преуспеть из чувства зависти к более способным детям и их родителям. Стоит заметить, что работа с таким учеником и общение с его родителями часто тяжёлый случай для преподавателя.

Четвёртая категория. Родители-максималисты, которые однажды поняли, что их ребёнку не суждено стать великим музыкантом, и поэтому они преждевременно решают оставить учёбу, не доведя начальное обучение до конца. Особенно досадно становится потом, когда у ребёнка просыпается желание музыцировать или даже проявляются большие способности, но время безвозвратно упущено и уже не может быть навёрстано.

И, наконец, пятая категория – идеальный случай, когда родители не торопятся делать преждевременных выводов о способностях и перспективах своих детей. Такие родители прекрасно понимают необходимость всестороннего развития ребёнка, пошагово выполняют все задания, проявляют большое трудолюбие и терпение в направлении поставленной цели. К сожалению, категория таких родителей – большая редкость из-за общего невысокого уровня педагогической подготовки в обществе. Но что поделаешь, идеал, как известно, бывает только в идеале…

   Результат обучения ребёнка обычно напрямую зависит от того, к какой категории относятся его родители. У заинтересованных родителей адаптация и развитие ребёнка происходит быстрее и эффективно. А, следовательно, и положительный результат будет проявляться быстрее.

«Я учусь в музыкальной школе, потому что…». Интернет- опрос родителей и детей.

     Изучая материалы по теме «Я учусь в музыкальной школе, потому что…» в Интернете, я нашла интересный опрос родителей и самих учеников. По количеству принявших участие в опросе (родителей оказалось в 3 раза больше, чем детей) можно сделать вывод, что основное решение в обучения своих детей действительно принимают сами родители. Вывод этот основывается на числе принявших участие в опросе: родителей 94 человека (большей частью из числа немузыкантов), а детей всего 32. Так же можно предположить, что разница в количестве принявших участие в опросе зависит от того, что дети элементарно могут не иметь доступа в Интернет или не умеют им пользоваться, поэтому за них давали ответы всё те же родители.

В опросе приняли участие 94 родителя.

 

В опросе приняли участие 32 ученика.

    Опрос родителей интересен в сопоставлении с мнением детей.  

Интересен не сам ответ, а то, насколько мнение детей отличается от мнения родителей, или насколько они совпадают.

   Если мы проанализируем эти две диаграммы, то увидим, что мотивация родителей и детей совпадают, но и частично расходятся. Первое место, бесспорно, остаётся за «Общим развитием и приобщением к культуре». Основные совпадения выражаются, прежде всего, в вопросах «начальное музыкальное образование – наша семейная традиция» у родителей и «так хочет моя мама» у детей – 21.28% и 21.88% соответственно. А так же в вопросах профессионального образования: у родителей это 30,85%, у детей – 37,5%.

  Стоит обратить внимание на первые пункты в обоих опросах: желание родителей занять свободное время ребёнка – 17,02% и интерес самих учеников к обучению в ДМШ – 40,63%. В связи с этим следует сказать слова благодарности преподавателям, которые в своей работе заинтересовывают нейтрально настроенных детей и развивают их способности. А положительные результаты, как известно, поддерживают достаточно высокую мотивацию к обучению.

   Под пунктом «другое» могут встречаться нестандартные ответы учащихся типа: «пошёл учиться за компанию с другом», «учусь потому, что в музыкальной школе работает моя мама», «пошла учиться, потому что мой дядя учился и дома стоит его пианино» и пр.

     Чтение сообщений на форуме, помогло сделать вывод, что любящие своих детей родители думают о том, как сделать жизнь своих детей наполненной смыслом и счастьем, занимаясь их всестороннем развитием.

Так, одна из родительниц «озвучила» свои мысли по поводу опроса:

«Я нажала на "приобщение к культуре, для общего развития". Потому что испытала это на себе! Недаром в дворянских семьях детишек обязательно обучали музыке. Ребенок развивается гораздо гармоничнее, чем его сверстники, посещающие только одну "кройку и шитье" или спортивную секцию. Обучение в школах искусств, в художественных школах дисциплинирует, прививает любовь к прекрасному... и учит преодолевать сложности тяжелого, кропотливого труда. Если Ваш ребенок спокойно выдерживает нагрузку общеобразовательной школы, его нужно отдавать в музыкалку, но не забывать хотя бы о легких спортивных тренировках (если позволяет здоровье). Вот другое дело - становиться ли профессиональным музыкантом. Вот тут родителям и самому ребенку (!!!!), (так как ему жить), надо серьезно думать».

Ещё одна родительница написала следующее:

«Я выбрала "семейная традиция", это действительно так, хотя эта традиция-то и возникла из желания приобщать детей к культуре. А профессиональная перспектива появляется обычно не сразу, а как уже было замечено, по ходу занятий. При всех недостатках музыкальных школ, убеждена, что это лучший вариант для ребенка, даже если он не стремится быть профессионалом. Меня учили дома, потому что бабушка твердо сказала маме: "Приглашай педагога и плати, а мне водить тяжело". Огромный плюс домашних занятий, конечно, в том, что экономится время, которое ученик ДМШ тратит на дорогу. Но минусов много. Музыкальное развитие оказывается однобоким, поскольку есть только специальность, нет ни хора, ни сольфеджио, ни музлита. Нет конкуренции, а это великая сила... Нет стимулов к развитию, каковыми во многом являются выступления в разных концертах. В конце концов, нет компании по интересам. ДМШ, все-таки, дает систематическое образование, которое дома дать очень трудно, и необходимую базу для дальнейшего профессионального роста тому, кому это нужно…»

«Хочу стать музыкантом", "Люблю выступать", а после моего вопроса назвал и "так хочет мама".  А я на самом деле не уверена, что хочу, чтобы он стал музыкантом... Больше хочу, чтобы в университетском оркестре играл...»

«Мой (ребёнок) ответил, что хочет стать музыкантом (шок - это после таких нервных занятий музыкой, как у нас проходят) и любит музыку, скрипку и все, что с этим связано. Потом подумал и тихо добавил, что потому что так хочет мама».

А вот что ответили в опросе дети:

«Старшая сестра проголосовала за 1-ый и 2-ой пункты. Сказала, что музыку любит, но в ДМШ ходит потому, что так хочет мама. А младшая за выступления и музыкальные соревнования (подарки очень любит)».

«Эх...зачем же все-таки хожу в музыкальную школу… да, конечно, для удовольствия! Музыка с недавних пор стала моим самым главным увлечением, занятием всей моей жизни!!!!!!!! Проголосовала я за пункт "Хочу стать музыкантом"... В музыкальной школе привили такую любовь к музыке, что я уже просто не знаю, как буду без неё существовать???»

   В интернет-опросе детей, на удивление, была «видна рука» всё тех же заботливых родителей:) Конечно, это обусловлено тем, что дети ещё несамостоятельны в действиях и в принятии решений. Поэтому их ответы опираются больше на собственные чувства, ощущения и эмоции, нежели на взвешенные понятия и собственное сформированное отношение к вопросу.

Опрос родителей и учеников нашей Октябрьской ДМШ.

   Кроме интернет-опроса, результаты которого я осветила выше, я провела частичный опрос среди учеников нашей Октябрьской ДМШ с помошью  преподавателей теоретических дисциплин: они собрали некоторое количество письменных ответов учеников своих групп. Я изучила краткие ответы учеников. В основном в опросе приняли участие учащиеся средних классов. Прочитав их ответы, я пришла к выводу, что дети в этом возрасте уже имеют определённое собственное мнение, отношение и мотивацию, учась в музыкальной школе.

   Каждый ученик назвал не одну, а несколько причин, почему он обучается музыке. В числе ответов были следующие в различных комбинациях:

  1. Нравится играть и сочинять мелодии;
  2. Пришёл за приобретением музыкальной грамотности;
  3. Пришёл за обучением на музыкальных инструментах;
  4. Привёл папа (или меня заставляет мама), но потом мне понравилось учиться;
  5. Для развития таланта;
  6. Для развития памяти и ума;
  7. Ради общения, за компанию с сестрой;
  8. Для того, чтобы быть грамотным в музыкальном отношении и в будущем обучать своих детей;
  9. Стать профессиональным музыкантом: чтобы играть на свадьбах и иметь материальный достаток для обеспеченной жизни

   Поскольку дети отвечали на поставленный вопрос без присутствия своих родителей, каждый отвечал самостоятельно. Из 14 опрошенных только двое упомянули о личной заинтересованности своих родителей в обучении ребёнка в музыкальной школе. Это ещё раз подтверждает, что ученики средних и старших классов уже имеют собственное мнение относительно поставленного вопроса.

   Так же был замечен момент сходных ответов среди учеников одной группы опрашиваемых: так как некоторые ученики средних классов не хотели в своих ответах быть хуже своих сверстников, они частично дублировали ответы своих более самостоятельных одноклассников в своих ответах.

Родители же в своих ответах в опросе придерживались общепринятых понятий:

  1. «Для общего и дополнительного образования, развития усидчивости, дисциплины».
  2. «Чтобы оградить ребёнка от негативного влияния «улицы», заполнить свободное от общеобразовательной школы время с пользой».
  3. «Повышение культурного уровня ребёнка».
  4. «Для получения дальнейшего профессионального образования».

   Кроме того, был проведён опрос среди учащихся младших классов. Ответы малышей были простыми и большей частью формулировались как «Я учусь, потому что хочу научиться играть на фортепиано и красиво петь», «Чтобы научиться музыке», «Потому что мне нравится инструмент и музыкальная культура» и пр. За некоторых из них так же отвечали родители, т.к. не каждый первоклассник может сам написать. Некоторые из них писали свои ответы печатными буквами.

   Проведённый анализ помог сделать вывод, что ответы учеников различались в связи с их возрастной категорией: младшие школьники «ограничивали» свою мотивацию обобщённым простым стремлением научиться игре на инструменте; ученики средних классов имеют уже расширенное представление и понимание вопроса, говорят о важности изучения теоретических дисциплин, развитии памяти и пр. Учащиеся старших классов ко всему упомянутому на своём «уровне» опелируют к более сложным и глубоким понятиям, жизненно важным задачам для них, как перспектива освоения профессии музыканта и вообще значения музыки в их жизни.

Заключение:

   Таким образом, мы можем сделать вывод, что представление учеников о том, почему они обучаются в музыкальной школе с возрастом – от младшего к старшему – постоянно меняется, приобретая более расширенное представление о своей деятельности и её значении под воздействием обучения.

   Конечно, изученный материал – ответы разных групп учеников и их родителей, позволили сделать неновый вывод о том, что большинство детей учится, прежде всего, для своего общего и всестороннего развития. Обычно, когда в семье ребёнка существует традиция обучать детей в музыкальной школе, родитель в своё время сам закончил музыкальную школу. Как правило, он решает обучать и своего ребёнка тоже. Такой подготовленный родитель достаточно глубоко понимает необходимость обучения в музыкальной школе, понимает необходимость и важность привития своему чаду чувства прекрасного. И только 10% учащихся по статистике станут в будущем профессиональными музыкантами. Теми, кто по своим задаткам и способностям наиболее соответствуют освоению этой непростой профессии.

   В заключение следует сказать, что современные программы ДМШ и разнообразный по сложности музыкальный репертуар позволяют обучать детей с разным уровнем подготовки и способностей. Грамотный индивидуальный подход к каждому ребёнку позволит каждому преподавателю успешно реализовывать программные требования, развивать музыкальность ученика, его грамотность, что приводит к новому уровню развития на всех этапах обучения. А значит, это будет способствовать поддержке мотивации детей к обучению музыке. В свою очередь каждый ученик будет сознательно относиться к своей учёбе и, в результате, сможет сформулировать причины обучения в музыкальной школе и сказать: «Я учусь в музыкальной школе, потому что…»

Источники и литература.

  1. Ганзбург Г.И. «Ваш ребёнок и музыка».

  1. Кирнарская Д.К. «Зачем учиться в музыкальной школе».

  1. http://klementeena.ru/ Обучение в музыкальной школе – стоит ли игра свеч.
  2. http://flatik.ru/zachem-ya-uchuse-v-muzikalenoj-shkole Опрос детей на тему «Зачем я учусь в музыкальной школе?»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Октябрьская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района  Республики Крым

Методический доклад.

Тема:

«Использование наглядных пособий

при изучении нотной грамоты с начинающими

 на уроках специальности».

Из опыта работы. 

Автор: преподаватель Мамыко В.М.

2015 год.

Предисловие.

    Тема, которую я хочу развить, базируется на моём собственно преподавательском опыте работы. Мне она очень нравится! Называется она «Использование наглядных пособий при обучении нотной грамоте начинающих на уроках специальности».

    Тема, на мой взгляд, важная не только для преподавателей теории музыки, но и для преподавателей специальности. Важна она для нас, с одной стороны, потому, что сколько бы не перекладывали ответственность за изучение нотной грамоты на уроки сольфеджио и ритмики, всё равно основную работу в этом вопросе проводим именно мы, преподаватели-пианисты. С другой стороны, тема важна для нас тем, что от успеха в её изучении в значительной степени зависит дальнейшее обучение ребёнка: формирование навыка чтения с листа, скорость разбора произведений, и, как следствие, количество изучаемых пьес. А это – обретение большого количества необходимых для начинающего пианиста навыков.  

    Без сомнения, наши коллеги-теоретики проводят большую работу в отношении изучения нотной грамоты. Однако им элементарно не хватает времени для каждого ученика их групп. Поскольку преподаватели специальности занимаются именно индивидуальным обучением детей, то и изучение нотной грамоты мы проводим индивидуально, причём длительно и основательно. Имея возможность изучать особенности восприятия каждого ученика и усвоения им информации, мы подбираем наилучшие методы и способы обучения.

Начать хочу вот с этой схемы. Мы все, преподаватели, работаем по ней: каждый из нас ставит перед учениками определённые цели и задачи, используем определённые методы, формы и средства обучения. Воздействуя ими на ученика, мы выводим его в результате на новый уровень знаний, умений и навыков. На этом этапе обучения мы должны стараться быть наиболее эффективными и применять наилучшие способы обучения.

   Все методы обучения должны соответствовать основным требованиям:

  1. современность
  2. постепенность и последовательность
  3. постоянство
  4. наглядность
  5. ясность
  6. прочность знаний и навыков.

В педагогике известны три основных метода обучения, посредством которых происходит обучение учащихся:

Это

словесный,  наглядный и  практический

метод.

  1. Словесный метод – о нём много говорить не приходится. Это самый основной метод, благодаря которому мы, преподаватели, обучаем, объясняем, поясняем, задаём вопросы.

  1. Наглядный  – метод, предполагающий использование и демонстрацию иллюстраций, схем, рисунков, моделей, предметов. В общем то, благодаря чему быстрее всего у ребёнка возникает точное представление о предмете, явлении и пр.

  1. Практический – метод, с помощью которого человек реализует теоретические знания, совершенствует приобретенные навыки.

    Принцип наглядности в обучении является одним из важнейших принципов на протяжении многих столетий. Однако теоретическое обоснование этот принцип нашёл лишь в 17 веке в трудах Я.А.Коменского. Развитие этого принципа связано также с именами выдающихся педагогов: Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, М.В.Ломоносова, Пирогова, К.Д.Ушинского и др.

    Наглядное обучение предполагает тесную связь между теоретическим познанием  и практикой. Схематически это можно выразить так: зелёный прямоугольник – это теория (слово), синий – наглядность, красный – практика.

Принцип наглядности обращён ко всем каналам восприятия человеком окружающего мира: это визуальное восприятие, звуковое, тактильное и пр.

   

     Известно, что дети имеют наглядно-образное мышление. К тому же их внимание – очень хрупкое и быстро рассредотачивается. Преподавателю необходимо проявлять заботу о разнообразии используемого материала на уроке, прежде всего наглядных пособий, чтобы поддерживать постоянный интерес ученика. Использование преподавателем словесных, наглядных и практических методов  способствует концентрации внимания. А когда внимание ученика сконцентрировано и ребёнок заинтересован, информация лучше и качественнее запоминается. Как правило, то, что удивляет, то, что интересно, запоминается основательно и надолго. И процесс обучения становится более лёгким как для ученика, так и для преподавателя.  

 

Таким образом, решается основная задача в обучении - повышается качество усвоения знаний, и приобретаются необходимые умения и навыки.

Принцип наглядности в музыкальной педагогике.

Достаточно широкое применение принцип наглядности нашел в музыкальной педагогике.

Однако специфика музыкального искусства апеллирует, прежде всего, к звуковым образам.

Понятие «Звуковая наглядность».

В музыкальной педагогике чаще используются

словесный и практический метод.

Вместе они образуют своеобразный «гибрид» -

 наглядно-звуковой метод.

Наглядность в музыкальной практике объединяет в себе

 словесный метод и практический показ.

Основными видами наглядности в музыке являются:

-  Показ педагога. Аналогичны показу педагога грамзапись, аудиозапись, видеозапись,  филармонический концерт выдающегося пианиста и т.д.  Показ служит созданию реальной звуковой картины   произведения  или его фрагмента, помогает понять суть композиции. Показ создает как бы эталонное звучание произведения или его частей. 

 - Запись ученической игры на диктофон. - Еще более ярко может воздействовать

- показ педагога воздействует на ученика зрительно, помогая понять сам  процесс исполнения

- Показ воображаемый (ассоциативный метод) апеллирует к образным ассоциациям, использует поэтические сравнения, аналогии с  другими видами искусства:  живописью, литературой, театром и т.д. Пытаясь, как можно доступнее объяснить на занятиях тот или иной образ в музыкальном произведении, педагог пользуется сравнениями, наиболее понятными ученику.

- Метод воссоздания физических ощущений. Этот метод направлен на то, чтобы помочь ученику почувствовать верно то или иное игровое движение, ощутить работу мышц. 

Известный детский педагог А.Д.Артоболевская говорила, что на уроке «лепит руку» своего ученика, буквально «ведет» его пальцы по клавишам, добиваясь верных ощущений в прикосновении к клавиатуре, что проявляется в качестве звучания инструмента.

  - Роль жеста. Искусство жестикуляции, своеобразное «дирижирование» практикуется столь же часто, как показ. Использование различного рода жестов и движений, легкое и метрически точное похлопывание по плечу и корпусу ученика, дирижирование зачастую дает возможность юному пианисту почувствовать характер, настроение и смысл определенного фрагмента музыкального произведения.

   -  Идея вокализации (ассоциативный метод) инструментальной мелодии, часто с использованием подтекстовки. При исполнении и слушании музыки ее мелодия внутренне пропевается. Поэтому связь с вокальным интонированием при работе над мелодической фразой является для ученика важным подспорьем.

-  Метод «инструментовки»  Еще одной формой наглядности (поиск оркестровых тембров). Фортепиано, как хороший актер может исполнять различные роли: подражать звучанию скрипки, фагота, флейты, арфы и других музыкальных инструментов. Оркестровое мышление помогает обогатить звучание рояля, разнообразить тембральные краски инструмента.

Как таковая наглядность, в привычном понимании, в виде таблиц, графических изображений, иллюстраций, в музыкальной педагогике присутствует в определённом количестве, но недостаточно.

Большей частью иллюстрированную наглядность можно увидеть

в музыкальных пособиях для начинающих:

иллюстрированные сборники пьес, методические разработки Баренбойма, Артоболевской, Соколовой и пр.

Если отнестись со вниманием к определённым находкам этих авторов и проявить собственную инициативу и творчество, каждый преподаватель может не только применить уже имеющиеся наглядные пособия, но и разработать собственные, облегчить процесс обучения своих учеников, повысить эффективность и результативность в работе.

 

   Наглядные пособия можно изготовить самим, сделать интересные находки в Интернете, подключить собственную фантазию. Важно отметить, что все современные методики  ориентированы на использование игрового обучения, Мы будем идти в ногу со временем, совершенствовать методы и добиваться лучших результатов.



Предварительный просмотр:

Практическая часть из опыта работы.

Применение наглядных пособий

в  практике педагога-пианиста.

Донотный период обучения.

    Большинство известных педагогов-пианистов придерживаются принципа отсроченного начала изучения нотной грамоты. Начальное обучение делится на два этапа: Донотный и Нотный период. Такая последовательность позволяет подойти дифференцированно к изучению разного по своему содержанию материала.

     В донотный  период  ведётся совместная работа преподавателя и ученика по накапливанию ребёнком музыкальных представлений и развитие образной сферы. Так же внимание ученика концентрируется на пианистических задачах: приобретения устойчивости кисти на 3-м пальце, веса руки, выработке крепости крайней фаланги пальцев, попеременной работе обеими руками и пр.

  Начинающему ученику гораздо проще сначала освоить упражнения для постановки рук и игру «с рук» преподавателя. Поэтому параллельное изучение нотной грамоты будет рассредотачивать внимание ученика, а значит, будет снижать качество усваивания материала.

    Поэтому изучение нотной грамоте рекомендуется начинать с отсрочкой примерно на 3-4 недели от начала занятий и в зависимости от способности ребёнка усваивать материал.

    Схематично начальный период обучения можно изобразить так:

Верхний жёлтый прямоугольник «Н» обозначает начало изучения нотной грамоты на уроках сольфеджио и ритмики (Т–теория). Красный прямоугольник «Д» обозначает донотный период на уроках специальности (П-практика). Они идут «параллельно». Второй, жёлтый прямоугольник «Н», справа от красного - начало изучения нотной грамоты на уроках специальности, после того, как будут освоены и закреплены основные двигательные задачи при постановке рук в донотном периоде.

 

    Следует сказать, что такая последовательность в обучении положительно сказывается на

приобретении учеником хорошего чтения с листа,

потому что ученик уже хорошо ориентируется в пространстве инструмента, знает расположение нот в разных октавах на клавиатуре. К тому же в донотный период были закреплены необходимые навыки весовой игры и устойчивости кисти на клавиатуре, поэтому внимание ребёнка концентрируется на  чтении простых примеров нотной записи, а не на технических задачах. В работе с преподавателем приобретается элементы анализа и «предслышания» нотного текста, с помощью чего ученик без особого труда способен воспроизвести  простейшие пьесы на инструменте.

    Таким образом, следуя этой схеме обучения начинающих, мы можем эффективно решить одну из актуальных проблем в обучении начинающего пианиста: повысить качества усвоения им знаний, умений и навыков.

 

 В практической части своей работы я хочу продемонстрировать свои наработками и последовательность их применения в обучении.

   Использование наглядных пособий начинается в Донотном периоде, когда происходит знакомство с инструментом. Каждый преподаватель делает это по-своему, подходит к этому вопросу творчески. Использование наглядных методов не ограничивается возрастом ученика. Задания будут интересны и полезны и для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста.

   В каждом конкретном случае надо определить подходящие возрасту задания, т.к. наглядность нужна всем без исключения учащимся.

  1. Знакомясь с инструментом, ученик получает первоначальные знания о том, что звуки различаются по трём определяющим: по высоте, громкости и продлённости.

      На клавиатуре много белых и чёрных клавиш. Они расположены в определённой последовательности: чёрные клавиши располагаются определённым образом, по две и три клавиши. Но чтобы не запутаться среди такого количества клавиш, надо разделить клавиатуру на похожие отрезки. Можно показать ребёнку наглядное пособие «октава» в картонном изображении. Затем попросить ученика найти такие же отрезки по всей клавиатуре. Когда ученик их находит, можно посчитать их количество – 7.

. После этого можно представить клавиатуру фортепиано как многоэтажный дом, с равными отсеками-этажами под названием «октава» с которой мы уже знакомы. Таких «этажей» как мы уже определили – 7 полных.

Затем попросить ребёнка «расселить» по этим «этажам-октавам», согласно высоте звуков на клавиатуре, уже известных ему животных и птиц. В качестве домашнего творческого задания можно нарисовать дом-клавиатуру.

Следующим этапом в подготовке освоения нотной грамоты является ритмическая запись стихотворений, поговорок, кричалок, тараторок.

     Изначально ребёнку объясняется, что над ударным слогом или словом будет надписываться длинная палочка, а над безударным – короткая. Следующим этапом запись стиха выполняется в обычной тетради: сначала записывается стих (необходимо разбить слова на слоги), прочитывается с учеников с правильной смысловой  акцентировкой и, затем, в межстрочном пространстве над каждым слогом проставляется вертикальная палочка нужного размера. Сразу заметим, что все короткие палочки после расстановки соединяются между собой горизонтальной, как бы имитируя графическое изображение двух восьмых длительностей. «Четвертная» длительность, всегда будет изображаться одной длинной палочкой.

Поскольку ученик ещё не знает длительностей нот, ритмическую запись следует записывать просто на листе бумаги, и позже переносить эту ритмическую запись на нотный стан без фиксации высоты звуков.

    По такому же принципу можно записать ритмические упражнения, распределяемые между обеими руками, одноимёнными руками и ногами, а так же упражнение повышенной сложности для противоположных рук и ног. Такие задания способствуют развитию координации ребёнка, а так же подготавливают его к прочтению ритмической записи в нотном тексте. создаёт первоначально основу для овладения навыком чтения с листа в будущем.

. Для таких заданий можно использовать различный раздаточный материал.

   Все упражнения, как правило, выполняются одновременно с преподавателем. Благодаря этому, ребёнок ощущает поддержку со стороны преподавателя, увереннее справляется с заданием, что в результате способствует развитию мотивации к обучению новому и непростому  виду деятельности.



Предварительный просмотр:

Освоение  нотной  грамоты.

Звуковысотное расположение нот

на нотном стане.

Этот этап так же разделяется на два этапа: изучение звуковысотного расположения нот на нотном стане и изучение нотных длительностей.

Одновременное изучение высоты и длительности нот затрудняет запоминание материала и является большим камнем преткновения для дальнейшей учёбы. Поэтому решение этих задач

наиболее удобно и верно в строгой последовательности.

    Хорошо использовать в работе с начинающим примеры из пособия А.Д.Артоболевской «Первая встреча с музыкой».

5. Чтобы изучение нотной грамоты проходило эффективно и осознанно, здесь так же потребуется применение наглядных пособий. Клавиатуру рекомендуют «разделить» на две части: образно говоря «Скрипичное» и «Басовое» государство. «Границей» этих двух «государств» является клавиша «до» первой октавы. Ребёнок, как правило, хорошо это запоминает. Клавиша «до» - «пограничник».

    Здесь сразу необходимо обратить внимание ученика на то, что в «Скрипичном государстве» живут 4 нумерованных октав: первая, вторая, третья и четвёртая. Необходимо закрепить их расположение. Для этого преподаватель может называть вразброс все четыре октавы, а ученик показывает двумя руками границы каждой из них. Например: первая – четвёртая – первая – вторая – третья – четвёртая – первая.

   В отличие от названий октав «Скрипичного государства» октавы «Басового государства» отличаются в своих названиях «по величине»: влево от «до»-пограничника Малая и Большая октавы, а ещё две имеют необычные названия: Контроктава и Субконтроктава. Итого: 8 октав. Запоминание названий и расположения этих октав отрабатывается по тому же принципу, что и названия октав «Скрипичного государства» - вразброс. Также необходимо провести подобную тренировку, называя октавы обоих «государств» в разном порядке.

    Ученик, занимающий место посередине клавиатуры, двумя руками «ограничивает» ту или иную октаву в разных частях клавиатуры. Это задание также способствует лучшей ориентировке в пространстве клавиатуры. Ученик смело «перемещается» в разных направлениях. Как правило, дети после этой работы хорошо ориентируются на клавиатуре, приобретают большую уверенность.

   Здесь же, при освоении октав, параллельно изучается название клавиш и их расположение в каждой октаве. Ученик отвечает на опросы преподавателя типа «Си малой октавы, до первой, ре четвёртой, ля второй, соль большой октавы» и пр.

7.Что касается изучения расположения нот на нотном стане, каждый преподаватель выбирает более эффективный на его взгляд способ обучения.

    Однозначно, сначала ребёнок должен запомнить фиксированное расположение звуков на нотном стане без длительностей нот. Поэтому необходимыми будут здесь следующие наглядные пособия:

    Изучая названия и расположение нот на нотном стане, лучше будет начать с ноты «си» первой октавы, потому что она находится на 3-й линейке посередине нотного стана и является своеобразной «границей» между первой и второй октавами. Все ноты, расположенные ниже 3-й линейки являются нотами 1-й октавы, а те, что находятся выше 3-й линейки – нотами 2-й октавы. Как правило, дети достаточно быстро зрительно начинают различать ноты обеих октав.

В качестве тренировки рекомендуется открывать любой нотный сборник, открывать на любой странице и тренировать восприятие ученика двух разных октав.

В пьесе «Ёжик» Д.Кабалевского чётко разграничены ноты первой  и второй октав. В верхней строчке (партии правой руки) преимущественно ноты второй октавы, в нижней строчке (партии левой руки) преимущественно ноты первой октавы. Можно указкой переводить внимание ученика из такта в такт, переключая внимание с верхней строчки на нижнюю и наоборот. Ученик при этом определяет название октавы, в которой изображены ноты.

     Подобная работа проводится и в отношении определения нот Малой и Большой октав.

   

    Далее проходит изучение расположения нот 1 и 2 октав относительно уже известной ноты «си» 1-й октавы. Это проводится разными способами. И чем больше таких вариантов запоминания, тем интенсивнее, быстрее и прочнее их запомнит ученик.

 Примеры:

Песенка «До, Ми, Соль, Си, Ре, Фа, Ля – на линеечках сидят».

«Соль, Ми, До, Ля, Фа и Ре – те в окошечки глядят».

Этот пример из методического пособия «Первая встреча с музыкой».

   Кому-то легче запоминать ноты обеих октав одновременно, другим приемлемее запоминать по частям, нотными комплексами, сочетаниями по 2, 3, 4 ноты на линейках и между линейками. Главнее, чтобы у ребёнка «образовался шаблон» нотных последовательностей.

.  Отличным способом в игровой форме является применение пособия, сделанного своими руками (по образцу из Интернета). Изготавливается он из картона и пуговиц. Предварительно нарисован нотный стан со Скрипичным и Басовым ключом. Для лучшего различения и запоминания октав, необходимо использовать пуговицы разного цвета для каждой октавы.

   Это наглядное пособие позволяет быстро и в игровой форме выучивать расположение нот обеих октав – и по горизонтали, и по вертикали. Расположение нот-пуговиц можно выкладывать в разных последовательностях, запоминая расположение нот относительно «границ»: 3-й в скрипичном ключе, и 2-й линейки в басовом ключе. В результате дети крепко усваивают материал и уже не прибегают к высчитыванию линеек для определения той или иной ноты.

10.  Так же можно поработать, используя «Нотное лото» как для изучения скрипичного, так и для басового ключа. Сделать карточки из картона и обязательно отметить красным цветом 3-ю и 2-ю линейки для изучения нот скрипичного и басового ключа соответственно.

Детям нравится играть в «экзамен», когда вытягиваемая любая из карточек представляется как экзаменационный билет. Этот метод помогает ребёнку мобилизироваться в своих ответах. Такие карточки с нотами необходимо иметь ребёнку для собственных домашних «тренировок». Ребёнок определяет ноту на карточках и расставляет их на клавиатуре в соответствующем месте. Таким образом, происходит комплексное зрительное запоминание расположение ноты на нотном стане и на клавиатуре.

   Чем больше и разнообразнее наглядных пособий, тем крепче знания, которые приобретает ученик. Необходимо договориться с родителями ребёнка, что они вместе сделают домашний вариант подобного лото, и будут закреплять знания в домашних занятиях.

11.  Игра «Перевёртыши». Закреплению знаний нот 4-х октав (первой, второй, малой и большой) так же способствует более сложный вариант «Нотного  лото». Ноту на каждой имеющейся карточке, независимо от указанного в ней ключа, можно представить в 4-х вариантах, просто переворачивая карточку и представляя её в скрипичном и басовом ключах. Например, ноту «до» 1-й октавы можно представить ещё в 3-х вариантах: как ноту «ля» 2-й октавы, а в басовом ключе как ноту «ми» большой октавы и как ноту «до» 1-й октавы, записанную в басовом ключе.

12.  Также интересными могут быть для детей примеры, закрепляющие знание звуковысотной записи нот и активизирующей воображение и творческое мышление. Для этого можно использовать подобные художественные фото. При чём эти изображения можно использовать как для закрепления нот скрипичного, так и басового ключей по аналогии с игрой «Перевёртыши».



Предварительный просмотр:

Изучение  нотных  длительностей.

Следующим этапом изучения нотной грамоты-

изучение Длительности нот.

   На первых уроках дети получают знание о том, что звуки различаются по

высоте, громкости и длине.

 После того, когда ученик освоит звуковысотное расположение нот на нотном стане, можно перейти к изучению их длительностей.

   

    Часто дети испытываю трудности в изучении длительности нот. Ребёнок уже различает «на слух», что одни звуки короче, другие длиннее. Но чтобы ритм был точно определён, надо ему необходимо знать, как «фиксируется длина» звуков. Даже на уроках ритмики не все дети могут понять, как же образуется различная длина нот.

    Изучая эту тему на уроке специальности,  я опять же обращаюсь к уже известным ребёнку образам. Это позволяет упростить понимание и усвоение учебного материала.

 

13.    Как и все, мы берём за основу самую большую длительность – Целую. Если ученик младший школьник, предлагаю представить «целую» как учебный год, который делится на 2 полугодия.  Каждое полугодие делится на четверти. Или представляем «целый год» во временах года: Зима-Весна-Лето-Осень или в виде часов: Целый год, полгода, четверть. На этих примерах так же легче понять, что такое «восьмая» или «триоль»(когда крупная длительность делится на 3 равные части).

14.  Для зрительного запоминания я также использую «заготовки» - элементы из потолочных плиток.

   Используя эти заготовки, мы можем осознать, почему та или иная длительность имеет соответствующее название – целая, половинная, четверть. Глядя на разрезанные элементы, можно «решать примеры» на длительность и весьма успешно даже на первых порах.

15.    Когда предыдущее задание хорошо усвоено, можно приступить к «решению примеров» с использованием графических изображений нот на карточках.

Задача заключается в том, чтобы к верхнему «головному» треугольнику с изображением основной длительности подставить нижнюю часть «трапецию», содержащую в себе сумму нескольких одинаковых длительностей.

   Можно сделать задание наоборот: к основанию треугольника подставить верхнюю часть треугольника.

   Так же можно менять местами нижние и верхние части треугольников, пытаясь «запутать» ученика. Задача для ребёнка – продемонстрировать чёткое знание длительностей и их состава. Здесь задействуется зрительная, ассоциативная, логическая виды памяти.

   К выполнению задания необходимо подключать речь, чтобы ребёнок учился размышлять вслух. Это концентрирует внимание и даёт лучшее запоминание.

После того, как будут освоены четыре основные длительности – целая, половинная, четверть и восьмая, можно приступить к изучению более сложных примеров с применением ноты с точкой и её «состава».

 Подобные примеры можно решать и для длительностей пауз.

16.  Понятие «музыкальный размер». Стоит уделить внимание этому вопросу, т.к. он напрямую связан с записью длительностей нот. В своей практике я столкнулась с трудностью в восприятии у детей этого понятия, Когда мы разбираем простые песенки по нотам, я обращаю внимание ребёнка на цифровую запись в начале пьесы. Верхняя цифра, как мы знаем, обозначает количество долей в такте, а нижняя – длительность, которой записана каждая доля.

     Ученики с трудом понимают и запоминают понятие «доля». Вероятно, в жизни это слово редко употребляется в ближайшем окружении. И для того, чтобы определение «музыкального размера» запомнилось, я прибегаю  к простому примеру: я предлагаю вспомнить апельсин, который можно разделить на определённые части – доли. И затем переношу этот уже известный вкусный образ на музыкальное понятие. Как правило, дети запоминают этот пример и потом уже имеют точное представление о музыкальном размере.

17. После проведённой основательной работы в освоении длительностей нот,

проводится закрепление знаний ребёнка на практике. Детям очень нравится играть в игру «Композитор», когда в нотном примере без тактовых черт надо проставить тактовые черты согласно указанного размера в начале строчки. Преподаватель может не заботиться о «мелодичности» примера, когда его пишет на нотном стане, так как основная задача – «расселить» в такты-«комнаты» нужное количество длительностей. Вы можете представить, что бывают квартиры с несколькими комнатами или такое понятие как «купейный вагон», в отсеке которого помешается определённое количество человек-ноток.  В каждой «комнате»-такте может жить разное количество жильцов в зависимости от того, сколько разрешено в музыкальном размере «селить» длительностей в «комнаты» - такты. Таким образом и происходит простановка «стенок»-тактовых черт между «комнатами» или «расселение» в уже заготовленные «комнаты».

«Комнаты-такты».

На подобных, может быть более лёгких, примерах тренируется ученик

в проставлении тактовой черты.

  1.      Ещё один способ хорошего закрепления знания нот и их длительностей разучивание песенок-ансамблей из сборника И.Корольковой «Первые шаги маленького пианиста».

   На первых простейших пьесах-ансамблях закрепляется знание нотной грамоты, а так же приобретаются  элементарные навыки чтения нот с листа и игры в ансамбле с преподавателем. По сути, решается комплекс задач в простой и увлекательной форме.

Заключение.

    Таким образом,  мы рассмотрели тему «Использование наглядных пособий при изучении нотной грамоты с начинающими на уроках специальности».

Три основных метода, наглядный, словесный и практический, в большинстве случаев используются во взаимодействии друг с другом. В обучении игре на музыкальном инструменте в работе с начинающими эта взаимосвязь методов обязательна, потому что дети легче всего усваивают материал, когда

преподаватель воздействует всесторонне на все каналы восприятия ребёнка:

 визуальный, слуховой, тактильный.

Конечно, все дети отличаются по способу восприятия информации в зависимости от того, какой из каналов восприятия они больше всего используют.   

Поскольку задача преподавателя

повышения качества усвоения

знаний, умений и навыков учащихся,

он должен задействовать все имеющиеся ресурсы и способность ребёнка воспринимать и усваивать учебный материал.

Наглядный метод обучения применяется всеми современными педагогами, потому что он способствует всестороннему умственному развитию учащихся.

Использование наглядных пособий

является обязательным для методически точного

и грамотного построения процесса обучения.

Перечень наглядных пособий достаточно широк.

К ним относятся:

Однако каким бы ни был полезным и необходимым метод, его использование должно всегда соответствовать содержанию изучаемой темы, ко времени и в нужном количестве.

Существуют следующие правила использования принципа наглядности:

1) наличие достаточного количества наглядности;

2) рациональное определение времени использования средств наглядности;

3) устранение перегрузки урока наглядными средствами;

4) привлечение к восприятию всех органов чувств;

5) рациональное сочетание слова и средств наглядности.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать урок большим количеством наглядных пособий, потому что кроме усвоение темы с помощью наглядности, ученик должен на уроке решить ещё ряд важных задач. Как говорятся – всё хорошо в меру.

     Принцип наглядности играет огромную роль в обучении ученика пианиста. Его выражение может быть различно, и выбор определенного метода диктуется конкретными обстоятельствами и задачами конкретного урока.

    Преподавателю необходимо быть внимательным к ученику, потому что часто бывает так, что ученик сам «подсказывает», как с ним заниматься, надо только внимательнее присмотреться и прислушаться. Ведь известно, что каждый педагог учится всю жизнь, и не только у своих коллег, но и у своих учеников. А комплексное использование всех имеющихся способов, методов, форм  приводит к успеху.

Литература и источники: 

1.  Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учеб. пособие. М.:    «Советский композитор», 1990. - 103 с.

2.  Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. –Л.: Советский композитор, 1973. – 272с.Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012).

3.  Достал Я. «Ребенок за роялем» М.: «Музыка» 1981Колеченко А.К.  Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.

   Реферат  на  тему:   «Развивающее  обучение  в  классе  фортепиано  ДШИ»

4. Королькова И. «Первые шаги маленького пиаиста».

5. Макаров В.Л. «Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе», Харьков, 1997 год.

6. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.

7.  Сборник статей из воспоминаний. М.Н. Баринова – ученица великих.– СПб.: «Папирус», 2002. – 160 с.

8 . Савшинский С.И. Пианист и его работа.– М.:Классика – XXI, 2002– 244с

9.  Самойлова С. В. «Реализация принципа наглядности в процессе обучения детей».    

10.Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология, и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

11.Смирнова Т. Учебное пособие «Allegro» методические рекомендации М.2001.

12.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение,1984.– 176с.

13.Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. – М.: МГПИ, 1975. - 107 с.

14.Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования», методическая разработка М.1986.

15.Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез или я - детский педагог. – СПб.: «Союз художников», 2002. – 240с.