ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» В.01.ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ В.01.УП.04. КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (ЛОЖКИ)

Вяльшина Татьяна Васильевна

Программа учебного предмета «Коллективное музицирование (ложки)» разработана на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств и федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», «Народные инструменты». Программа может быть реализована в учебном плане общеразвивающих и предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», «Народные инструменты».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lozhki.docx54.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

РАССМОТРЕНА

Методическим советом

МБОУ ДОД ДШИ

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБОУ ДОД ДШИ

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

В.01.ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В.01.УП.04. КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ

МУЗИЦИРОВАНИЕ (ЛОЖКИ)

Разработчик: Вяльшина Т.В., преподаватель по классу народных инструментов

Рецензент: Чувашова О.А., директор учебно-методического центра, доцент кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.

Муравленко

2014

Содержание

I. Пояснительная записка……………………………………………………………     3

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль

    в образовательном процессе

2. Срок реализации учебного предмета и объем учебного времени,

    предусмотренный учебным планом образовательной организации

    на реализацию учебного предмета

3. Форма проведения учебных аудиторных занятий

4. Цель и задачи учебного предмета

5. Структура программы учебного предмета

6. Методы обучения

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета……………………………………………………     4

1. Учебно-тематический план

2. Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся………………………………….         6

IV. Формы и методы контроля…………………………………………………………      6

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

V. Методическое обеспечение учебного процесса………………………………………    7

1. Основные формы работы

2. Подбор музыкального материала

VI. Список литературы……………………………………………………………………    10

1. Методическая  и учебная литература

2. Репертуарный список

I. Пояснительная записка.

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль  в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Коллективное музицирование (ложки)» разработана на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств и федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», «Народные инструменты». Программа может быть реализована в учебном плане общеразвивающих и предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», «Народные инструменты».  

Программа направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей. Новизной и отличительной особенностью является  обучение игре на ложках. Вопросы, касающиеся   обучения     игры   на деревянных  ложках недостаточно рассматриваются педагогами, мало освещаются в современной литературе. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала. В связи с актуальностью этой проблемы было решено обобщить опыт работы по обучению детей игре на ложках и других шумовых русских народных музыкальных инструментах. Также программа направлена на развитие творческих способностей детей, на формирование и развитие навыков коллективного инструментального музицирования с использованием народных шумовых ударных инструментов - ложки. Коллективное инструментальное музицирование - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. При этом каждый ребенок становится активным участником процесса, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере среди учеников. Радость и удовольствие от совместного музицирования - залог интереса ребенка к этому виду искусства. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм. Полученные на уроках знания и навыки должны помочь детям в их занятиях по сольфеджио, игре на инструменте, по фольклорному ансамблю. Ученики знакомятся с выдающимися образцами народной музыки, что способствует формированию их музыкального кругозора.

2. Сроки реализации учебного предмета и объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.  

Срок реализации программы учебного предмета «Коллективное музицирование (ложки)»  3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность урока 40 минут. Для проведения сводных репетиций выделяется  2 академических часа 1 раз в месяц.

3. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Учебный процесс предусматривает мелкогрупповые и индивидуальные формы учебных занятий. Рекомендуемая наполняемость учебной группы – 3-5 человек.

4. Цель и задачи учебного предмета.

Основные цели и задачи предмета – обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах, приобщение детей к фольклорному инструментарию, развитие творческой активности и интереса к музицированию, восстановление традиций исполнительства, формирование вкуса и любви к народной музыке.  

- обучение  технике игры на ложках;

- формирование необходимых умений и навыков для  дальнейшего совершенствования в игре на ложках: координация движений, свобода владения мышечным аппаратом;

- развитие музыкальных способностей  у детей: чувства ритма, музыкальной памяти, формирование навыка ансамблевой игры;

- развитие творческого мышления, приобретение навыков импровизации.

5. Структура программы учебного предмета.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, итоговая аттестация;

 - методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

6. Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный  (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- эмоциональный  (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- частично-поисковый  (ученик учувствует в поиске поставленной задачи).

7. Описание материально-технических условий реализации  учебного предмета.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным  противопожарным нормам охраны труда. Помещение должно иметь хорошее освещение и доступ к проветриванию. Должна  быть обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории. Оборудование класса: музыкальные инструменты (ложки, шумовые инструменты, баян), стулья, метроном,  подставки для ног, музыкальный центр. Также в наличии должны быть сценические костюмы.

II. Содержание учебного предмета.

  1. Учебно-тематический план.

Первый год обучения.

Первое полугодие.

Тема.

Часы

1

Знакомство с деревянными ложками как музыкальными инструментами.

1

2

Выработка умения извлекать  звук с помощью 2-х ложек.  Постановка рук, отработка свободы в  движениях                                                          

3

3

Простейшие способы извлечения звуков. Развитие координации движений, чувства ритма.                                            

2

4

Разучивание приёмов игры «Маятник», «Часики», «Солнышко».                        

2

5

Разучивание вариантов исполнения (ритмических рисунков),  используя выученные приёмы игры.                                                                                                              

3

6

Подготовка концертного номера, разучивание ритмических  движений    

3

7

Открытые, контрольные уроки, выступление                                                          

2

Всего

16

 

Второе полугодие.

Тема

часы

1

Более сложные ритмические рисунки, способы извлечения звуков.  Постановка рук, отработка свободы в  движениях      

2

2

Упражнения на развитие координации движений, чувства ритма.                      

2

3

Отработка разученных приёмов игры «Маятник», «Мячики», «Солнышко».

2

4

Разучивание   новых приёмов игры «Трещотка», «Коленочки».    

2

5

Разучивание вариантов исполнения (ритмических рисунков),  используя выученные приёмы игры.            

2

6

Подготовка концертного номера, разучивание ритмических  движений              

6

7

Открытые, контрольные уроки, выступления                                                          

2

Всего

18

                                                             Второй   год обучения.

Первое полугодие.

Тема

часы

1

Закрепление навыков игры на 2-х ложках.  Постановка рук, отработка свободы в  движениях                                                                                                                  

2

2

Упражнения на развитие координации движений, чувства ритма.                      

2

3

Повторение и отработка разученных приёмов игры на 2-х ложках.    

2

4

 Разучивание   новых приёмов игры «Плечики», «Глиссандо», «Линеечка».

2

5

Разучивание вариантов исполнения (ритмических рисунков),  используя выученные приёмы игры.                                                                              

2

6

Подготовка концертного номера, разучивание ритмических  движений.            

4

7

Открытые, контрольные уроки, выступления                                                          

2

Всего

16

Второе полугодие.

Тема

часы

1

Закрепление навыков игры на 2-х ложках.  Постановка рук, отработка свободы в  движениях .                                                                                                                  

2

2

Упражнения на развитие координации движений, чувства ритма.                      

2

3

Повторение и отработка разученных приёмов игры на 2-х ложках.                      

2

4

Разучивание   новых приёмов игры «Круг», «Капельки».            

2

5

Разучивание вариантов исполнения (ритмических рисунков),  используя выученные приёмы игры.                                                                                

2

6

Подготовка концертного номера, разучивание ритмических   движений.    

6

7

Открытые, контрольные уроки, выступления                                                          

2

Всего

18

Третий год обучения.

Первое полугодие.

Тема

часы

1

Закрепление навыков игры на 2-х ложках.  Выработка умения извлекать  звук с помощью 3-х ложек.  Постановка рук, отработка свободы в  движениях

2

2

Упражнения на развитие координации движений, чувства ритма.                        

1

3

Повторение и отработка разученных приёмов игры на 2-х ложках.                      

2

4

Разучивание  основных  приёмов игры  на 3-х ложках «Хлопок», «Глиссандо».    

2

5

Разучивание вариантов исполнения (ритмических рисунков),  используя выученные приёмы игры

3

6

Подготовка концертного номера, разучивание ритмических  движений.              

4

7

Открытые, контрольные уроки, выступления                                                        

2

Всего

16

Второе полугодие.

Тема

часы

1

Закрепление навыков игры на 2-х ложках, на 3-х ложках.  Постановка рук,

отработка свободы в  движениях .                                                                

2

2

Упражнения на развитие координации движений, чувства ритма

1

3

Отработка разученных основных приёмов игры на 3-х ложках.    

2

4

Разучивание   новых приёмов игры «Тремоло», «Глиссандо по рукоятям»».                            

2

5

Разучивание вариантов исполнения (ритмических рисунков),  используя выученные приёмы игры.                                                                                                              

2

6

Подготовка концертного номера, разучивание ритмических   движений.          

7

7

Открытые, контрольные уроки, выступления                                                          

2

Всего

18

Репертуарный список.

1.        «Светит месяц» русская народная песня.

2.        «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.

3.        «Тень, тень, потетень» русская народная песня.

4.        «Антошка» музыка Шаинского.

5.        «Валенки» русская народная песня.

6.        «Кадриль» русская народная мелодия.

7.        «Я на гору шла» русская народная песня.

8.         «Во кузнице» русская народная песня.

9.         «Жили у бабуси» русская народная песня.

10.         «На зеленом лугу» русская народная песня.

11.      «Как на тоненький ледок» русская народная песня.

12.      «Щебетела ласточка на заре» русская народная песня.

13.        «Барыня» русская народная мелодия;

14.         «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.

15.        «Матрешки» русская народная песня.

16.        «А я по лугу» русская народная песня.

17.        «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.

18.        «Утушка луговая» русская народная песня.

19.        «Калинка» русская народная мелодия.

20.        «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.

21.        «Лапти» русская народная песня.

22.        «Травушка муравушка» русская народная песня.

  1. Годовые требования.

Первый год обучения.

Знакомство с деревянными ложками как музыкальными инструментами. Работа с ритмами в размере 2/4, 4/4. Сочетание и чередование восьмых, четвертных, половинных. Формирование навыков игры на 2-х ложках. Применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х  ложках, ритмично двигаться, соблюдая колорит исполняемого произведения. понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.

Уметь импровизировать на темы русских народных песен.

В конце года проводится контрольный урок ( концертное выступление). Исполняется 1 произведение.

Второй год обучения.

Повторение пройденного материала, закрепление навыков игры на 2-х ложках. Работа с ритмами в размере 2/4, 4/4. Сочетание и чередование восьмых, четвертных, половинных. Новые ритмы – синкопы, пунктирный ритм. Разучивание   новых приёмов игры на 2-х ложках. Применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х  ложках, ритмично двигаться, соблюдая колорит исполняемого произведения. понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле. Легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных инструментах  с пением и движением.

Уметь импровизировать на темы русских народных песен.

В конце года проводится контрольный урок (концертное выступление). Исполняется 1 произведение.

                                                      Третий год обучения.

Повторение пройденного материала, закрепление навыков игры на 2-х ложках. Работа с ритмами в размере 2/4, 4/4. Сочетание и чередование восьмых, четвертных, половинных, синкопы, пунктирный ритм. Разучивание  приёмов игры на 3-х ложках. Применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х и 3-х ложках, ритмично двигаться, соблюдая колорит исполняемого произведения. понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле. Легко, непринужденно сочетать игру на ложках  с пением и движением.

Уметь импровизировать на темы русских народных песен.

В конце года проводится контрольный урок (концертное выступление). Исполняется 1 произведение.

III. Требования к уровню подготовки учащихся.

   По окончанию обучения учащиеся должны  владеть приемами игры на 2-х и 3-х ложках; уметь играть в ансамбле заранее выученные ритмические рисунки; импровизировать на темы русских народных песен; аккомпанировать на ложках на основе знакомых ритмических рисунков. Ученики должны понимать характер музыки, штрихи, динамику исполняемого произведения. Легко, непринужденно сочетать игру на ложках  с пением и движением.

IV. Формы и методы контроля.

Освоение  навыками музицирования  контролируется только при наличии зрителей (кроме того это дополнительный стимул для учащихся), т.е. в форме творческого мероприятия. В течение учебного года дети выступают на открытых уроках для родителей и администрации. В конце учебного года проводится контрольный урок, который может иметь форму открытого урока, включающего показ основных форм работы, или концерта с законченными концертными номерами, или даже спектакля. Заключительный концерт можно провести совместно с другими предметами. Для детей особенно интересны такие выступления, если они объединены определенной тематикой.

V. Методическое обеспечение  программы.

Методика обучения игре на ложках строится на принципах развивающего обучения:

-  от простого к сложному;

- доступность;

- последовательность и систематичность;

- наглядность (показ);

- самостоятельность и активность, проявляющиеся в составлении ритмических рисунков, выборе пьесы, импровизации и т. д.

В  программе педагогом используются основные формы работы - ритмические упражнения, игра на ложках (основные навыки), упражнения на координацию движений (в левой руке – одна фигура, в правой – другая, разнонаправленные движения рук и т. д.), упражнения, направленные на раскрепощение игрового аппарата (чередование игра напряжения и расслабления в кисти, «сброс» веса с кистей) и его гибкости (упражнения на растяжение пальцев, на пластичность запястья), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы должны присутствовать на каждом занятии, логично сменять и дополнять друг друга. Проведение каждого урока требует от преподавателя не только подготовки и владения материалом, но и творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направить их во время занятия к достижению поставленной цели. Коллективное инструментальное музицирование, конечно, возможно лишь в классе на уроке, но для домашней работы можно рекомендовать детям отработать разученные в классе приёмы игры на ложках, придумать новые ритмические конфигурации, поимпровизировать.

Ритмические упражнения. Для проведения такой работы используются стихи, считалки, прибаутки, попевки - тексты, которые дают возможность на их основе составить четкий  ритмический рисунок, удобный для восприятия и запоминания. В упражнениях могут быть использованы хлопки, притопы, шумовые ударные инструменты и ложки. Можно рекомендовать следующие виды работы:

- знакомство с ритмическими рисунками в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8;

- ритмический аккомпанемент на основе остинато (избранный ритмический рисунок повторяется на протяжении всего упражнения или его раздела, постепенно усложняясь и удлиняясь);

- ритмическое «эхо» (повторение ритмов, предлагаемых преподавателем или одним из учеников);

- ритмические каноны (на основе речевых текстов);

- ритмическая игра «делай как я» (повторение ритмов, предлагаемых преподавателем);

- ритмические упражнения с использованием различных движений и жестов ( хлопки, притопы, щелчки и т.д.)

Упражнение «Канон». Задается ритмический рисунок, используя звучащие жесты. Через определенное время меняется жест, ритмический рисунок остаётся неизменным. Учащиеся повторяют предыдущий  жест преподавателя. Затем постепенно  усложняется упражнение, меняя ритмический рисунок. Упражнение требует от детей большой концентрации внимания. Упражнение сложное и может не сразу получится. Учащимся  нужно удержать ритм и точно повторить жест, который был задан. Далее в продолжении  упражнения вместо жестов используются ложки.

        Ритмическая игра «Вопрос-ответ». Исполняя на ложках ритмический рисунок, педагог задает (вопрос) каждому ученику. А он в свою очередь исполняет на ложках продолжение (ответ). Ребёнок должен сымпровизировать ответ педагогу в заданном темпе и ритме. В этой игре учащимся предоставляется возможность придумать свои способы игры на ложках. А также они должны удержать темпоритм игры и научиться чувствовать окончание музыкальной фразы.  Игра  «Соло».  Все учащиеся задают темп, отстукивая на ложках пульс. Один из них выступает соло, накладывая ритм на пульсацию, используя разные приемы игры на ложках. Через определённое время  происходит смена солиста. Необходимо, чтобы каждый учащийся побыл на месте солиста. Также им предлагается самим придумать и выбрать приёмы игры. В данном упражнении ребёнок учится импровизировать в игре на ложках.  

Игра на ложках.    Первая задача педагога научить ученика удерживать ложки так, чтобы рука  была не зажата, а ложки свободно амортизировали. При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Она должна быть подвижной, гибкой, эластичной. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой усталости.

Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар. Он складывается из нескольких движений: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль  за направлением, силой и качеством удара.

Развитие чёткости и координации в движениях рук достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. В начале обучения  эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя силу удара, что активизирует слуховое восприятие.

         Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук.

Приемы игры на двух  ложках.

Важным этапом в достижении мастерства игры на ложках является освоение игровых способов и приемов.

           «Маятник»   - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.    Ударяют    тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном положении.

                     «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. Удары по колену. Условия выполнения: свобода мышечного аппарата, медленный темп, ровность ритма, чёткость воспроизведения. Постепенно задание усложняется за счёт изменения ритмического рисунка, учащения и увеличения ритмической пульсации,

группировки в более сложные схемы.

            «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

«Трещотка» самый  распространенный  исполнительский  прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, образуя замкнутое пространство, и выполняют удары. Сила звука при ударах по колену и ладони должна совпадать. Задача добиться ровного, чёткого, качественного зувкоизвлечения.

                «Плечики» -         удары по каждому плечу и их объединение в комбинации с ударами по руке, по колену и с предыдущими способами игры.        

«Коленочки» - удары по коленкам и по всей ноге. Сочетание ритмических фигур могут быть совершенно различными. Отрабатываются в комплексе с ранее изученными приёмами игры.

                «Дуга» - на счет «раз» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки.

                «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.

                «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

                «Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

                «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

                Приёмы игры на трёх ложках.

Обучение игре на трех ложках строится по тем же принципам, что и обучение игре на двух ложках. В левую руку берут две ложки. Одну ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. Вторую ложку кладут между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона «смотрела» на тыльную сторону первой ложки. Кисть закрывают, получается удар. В правой руке держат ещё одну ложку.

«Хлопок» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

             «Глиссандо» - выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по обеим ложкам левой руки. Удар можно выполнять от себя и на себя.

             «Глиссандо по рукоятям» - поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют  скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложек левой руки.

             «Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания.

Игра в ансамбле. Ритмический ансамбль включает в себя одновременное темповое и метроритмическое исполнение длительностей, единое ощущение сильных и относительно сильных доле в такте, одновременное начало окончание произведения и т.д. На начальном этапе обучения развитие ансамблевого чувства происходит на более простом материале: несложные ритмические схемы, игра парами или трио, подчеркивание сильной доли. В дальнейшем усложняются динамические задания путем объединения нескольких схем в одновременном звучании. При соединении нескольких схем в одну соблюдается принцип дополнения ритмики, то есть паузы в звучании одной партии «заполняются» игрой в другой, более крупные длительности сочетаются с более мелкими в различных партиях. Исполнительский ансамбль включает в себя  одновременный замах ложками и его высота, выделение солистов из общего ансамбля и их органичное звучание, одинаковые амплитуды движений, сила удара, энергия, характер импульса у всех участников ансамбля. Создание исполнительского ансамбля – одна из наиболее важных задач, стоящих перед руководителем ансамбля ложкарей, поскольку каждый участник коллектива должен чувствовать «локоть соседа», то есть делать всё также, как и он. На ранних этапах обучения  необходимо следить за точным исполнением каждого приёма игры. Сценический ансамбль включает в себя расположение ансамбля на сцене (сидя в ряд, полукругом, одна группа сидя, другая стоя, несколько рядов сидя или стоя, в шахматном порядке, отдельными группами: парами, трио и т. д.), положение при игре (сидя, стоя, вполоборота к зрителям, нога на ногу при игре парными ложками), движения при исполнении (танцевальные),  стиль игры, отражающий характер произведения, всего коллектива в целом и каждого участника в отдельности.

Выбор репертуара.

Основные требования при выборе репертуара:

- яркость музыкального материала;

- умеренные и быстрые темпы;

- чёткость ритмической пульсации;

- лучшие размеры две четверти, четыре четверти.  

Во-первых, в основу репертуара прежде всего могут быть взяты песни плясовые, игровые, хороводно-плясовые, хороводно-игровые. В данном варианте ансамбль должен включать две группы: хоровую и инструментальную, выполняющую функцию аккомпанемента. Следующий вид репертуара – инструментальные номера: наигрыши, обработки народных песен и танцев, вариации, фантазии и т. д. В этом случае ложки и музыкальное сопровождение выполняют единую равнозначную функцию.

                                         VI. Список литературы.

                                  Методическая и учебная литература.

  1. Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.
  2. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
  3. Бухарева И.С. «Диагностика  и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
  4. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание»
  6. Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»
  7. Журнал «Музыкальная палитра»
  8. Журнал «Музыкальный руководитель»
  9. Каминская Е. А. «О некоторых особенностях обучения игре на ложках», 1997г.
  10. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2003 г.
  11. Комарова Т.С. , Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.
  12. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
  13. Мельников «Русский детский фольклор», 1987
  14. Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
  15. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
  16. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
  17. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г.
  18. Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инструменты», 2002 г.
  19. Саульский Ю., Кио Э., Токмакова И. Литературно-музыкальный альманах «Зима-весна» - народный праздничный календарь (в песнях, сказках, играх, обрядах, фольклоре), 1999 г.
  20. Сборник «Гармошечка-говорушечка»
  21. Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.
  22. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.
  23. Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г