«Развитие творческих способностей учащихся посредством коллективного музицирования»

Вяльшина Татьяна Васильевна

Открытый урок по учебному предмету «Коллективное музицирование (ложки)». Урок проводится с учащимися отделения музыкального фольклора 1-2 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyalshina_t._v._otkrytyy_urok_lozhki.docx29.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Открытый урок по учебному предмету «Коллективное музицирование (ложки)».

Урок проводится с учащимися отделения музыкального фольклора.

 Тема урока:

«Развитие творческих способностей учащихся посредством коллективного  музицирования»

        Преподаватель:  Вяльшина Татьяна    

        Васильевна.

                                                                                                                                                                                   

г. Муравленко

2015

          Вступительное слово: Творчество подразумевает под собой умение создавать что-то новое, необычное. Оно играет очень важную роль в жизни каждого человека. Творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле. Развивать творческие способности детей нужно посредством игр и общения с ним.  А для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Правильнее всего составлять программу развития творческих способностей у детей.  Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические.  Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях. Большую роль в развитии творческих способностей играет искусство.

         Коллективное музицирование – это тот учебный предмет, на котором учащиеся  могут  творчески проявлять себя и развивать свои способности,  а также, что немало важно,   ощущать себя важной и нужной частичкой   какого-то одного общего важного дела. На наших уроках  мы играем на народных шумовых инструментах: рубель, трещетка, колокольцы, бубен и другие. Но самый главный инструмент, на котором ребята обучаются играть - это русская деревянная ложка.  На занятиях я нахожусь в постоянном творческом поиске:  соединяю звучание ложек с другими шумовыми  музыкальными инструментами,  нахожу интересные движения  рук, ног, туловища, с одновременным исполнением ритмических рисунков на ложках, а также использую ритмические упражнения на инструментах.  Главное правило, которого я  придерживаюсь при обучении учащихся – это  плавный переход от простого к сложному. А главный принцип  нашего занятия – это последовательность: имитация, вариация, импровизация.

Цель урока: развить творческие способности у учащихся и научить импровизировать в игре на ложках.

Главная задача урока – это создать условия для формирования интереса учащихся к творческой деятельности.

Основные музыкально-исполнительские  задачи:

-  правильное исполнение ритмических рисунков на ложках и точный ритмический  ансамбль;

-  правильная техника игры и извлечение звука на ложках.

Воспитывающие задачи:

-  воспитывать у учащихся  любовь и интерес к русскому народному творчеству и русской народной музыке;

-  воспитывать терпение и настойчивость  для преодоления возникающих трудностей во время исполнения;

- воспитывать взаимопонимание, чувство локтя и ответственности за совместное коллективное  дело;

- вовлечение учащихся в творческий процесс урока.

Форма проведения урока: групповое занятие.

Методы работы на уроке:  

-  метод показа (игровые методы);

-  метод объяснения, словесного пояснения;

- метод слуховой наглядности (стихи, считалки, пение).

Оборудование: деревянные ложки, шумовые инструменты, стулья, музыкальное сопровождение.

План урока:

  1. Организационный момент                                                          - 3 мин.
  2. Основная часть:
  • упражнения, игры, разучивание приемов игры                - 35 мин.                                
  • заключительная часть                                                  - 2  мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент: Перед занятием проверяется наличие музыкальных инструментов. Расставляются стулья, раскладываются необходимые шумовые инструменты для упражнений. Приветствие детей.  Подготовив  все  необходимое,  приступаем к основной части занятия.

  1. Основная часть:

         В начале занятия я провожу игры на внимание. Это необходимо для того,  чтобы дети сосредоточили свое внимание на преподавателе и не отвлекались от хода урока.

       Игры на внимание. Выполняется упражнение «Поймай хлопок». Я делаю хлопок ладонями, а учащиеся, концентрируя своё внимание, стараются хлопнуть со мной одновременно. Здесь, в зависимости от возраста, можно включить фантазию и вообразить, что дети ловят, например не хлопки, а конфеты, мячики, яблоки и т.д. Главное, чтобы они старались хлопать одновременно со мной (преподавателем). Далее игра усложняется и добавляются  жесты руками.  Выполняются  команды, которые задаёт педагог. Игра называется «Коса-бревно». По команде «Коса» учащиеся подпрыгивают на месте, «Бревно»- приседают.   Я показываю  соответствующие жесты, дети выполняют движения заданные на эти команды, концентрируя своё внимание на них. Проводится игра на внимание «Руки-ноги». Дается  сигнал: бубен (руки) – дети поднимают или опускают руки, треугольник (ноги)  – приседают или встают. Учащиеся должны различить инструменты по звучанию и правильно выполнить команды.

        Следующая игра-приветствие «Меня зовут…». Дети берут в руки ложки.  В игре используется прием игры одинарными ложками (в каждой руке ребенок держит по ложке). Черпаки повёрнуты друг к другу тыльной  выпуклой стороной. Используется прием игры «Мячики». В начале игры учащиеся выполняют движения ложками вместе и одновременно говорят слова предложенные мною.  Имя делится на две части, учащийся сам предлагает как поделить свое имя.

Например:  Меня зовут -Тать-

                    Меня зовут – яна-

                    Меня зовут -Тать – яна-

                    Меня зовут Татьяна.

Так проговаривается в игре имя каждого ребёнка. Это нужно для того, чтобы он почувствовал свою значимость в коллективе. А также, если дети ещё незнакомы друг с другом, запомнить имена. Затем игра усложняется. Учащиеся играют парами, поворачиваясь к друг другу. Сначала называя своё имя, затем своего соседа по игре. Таким образом, дети концентрируют своё внимание на правильном выполнении движений, а также произношении имен. Одновременно они слышат многоголосие, ведь все говорят разные  имена. Также задача учащихся выполнять правильно приемы игры на ложках и одновременно их исполнять.

            Основная часть урока состоит из упражнений на развитие ритма и освоение приемов игры на ложках.  Выполняется упражнение «Делай как я». Я, используя звучащие жесты,  отстукиваю ритм,  дети повторяют. Затем в этом упражнении используются ложки. Можно играть разные приемы. Сначала одинарными ложками (черенки ложек зажаты в обеих руках каждый). Черпаки повёрнуты друг к другу тыльной  выпуклой стороной. Используются приемы игры «Мячики», «Маятник», «Скольжение».  Затем учащиеся берут две ложки в одну руку. Используются все изученные приемы раннее («Солнышко», «Радуга», «Коленки», «Плечики» и т. д.). Далее учащимся предлагается сыграть роль педагога и побыть ведущим. Здесь включается воображение и фантазия детей. Ученики сами придумывают ритмические рисунки. Желательно чтобы все дети побыли ведущим. Это дает возможность каждому ученику проявить себя творчески. Далее проводится игра «Эхо».  Я выступаю в роли «человека», а дети – моё «эхо». Они всё повторяют за мной. В этой игре сочетаются ритмические повторы с добавлением мелодии голосом. Исполняется детская песня   «Два кота» в сочетании сначала со звучащими жестами, затем дети берут в руки ложки, рубель, трещотку. Тоже проигрывается на инструментах. Затем ритмический рисунок со словами исполняется под музыкальное сопровождение. По принципу «Эхо» исполняется русская народная песня «Ах, вы сени мои сени». Я показываю разные приемы игры («Коленки», «Форшлаг», «Ве-се-ло», «Плечики»), дети повторяют за мной. Упражнение вытекает в импровизированный танец с ложками. Выполняется упражнение «Канон». Я задаю ритмический рисунок, используя звучащие жесты. Через определенное время меняется жест, ритмический рисунок остаётся неизменным. Учащиеся повторяют предыдущий мой жест. Затем постепенно я усложняю упражнение, меняя ритмический рисунок. Упражнение требует от детей большой концентрации внимания. Упражнение сложное и может не сразу получится. Учащимся  нужно удержать ритм и точно повторить жест, который я задала. Далее в продолжении  упражнения вместо жестов используются ложки.

        Проводится ритмическая игра «Вопрос-ответ». Я  задаю, исполняя на ложках, ритмический рисунок (вопрос) каждому ученику. А он в свою очередь исполняет на ложках продолжение (ответ). Ребёнок должен сымпровизировать ответ педагогу в заданном темпе и ритме. В этой игре учащимся предоставляется возможность придумать свои способы игры на ложках. А также они должны удержать темпоритм игры и научиться чувствовать окончание музыкальной фразы.  Игра  «Соло».  Все учащиеся задают темп, отстукивая на ложках пульс. Один из них выступает соло, накладывая ритм на пульсацию, используя разные приемы игры на ложках. Через определённое время  происходит смена солиста. Необходимо, чтобы каждый учащийся побыл на месте солиста. Также им предлагается самим придумать и выбрать приёмы игры. В данном упражнении ребёнок учится импровизировать в игре на ложках.  

Заключительная часть:

Подведение итогов:

Учащиеся постепенно овладевают различными приемами игры на ложках, учатся импровизировать и придумывают свои приемы игры,  и творческая работа  становится легкой и интересной для них. В организации работы на уроке учитывались индивидуальные особенности  как личностные, так и психологические, а также  музыкальные способности каждого ребёнка.