Открытый урок в классе фортепиано «Этюды на разные виды фортепианной техники К.Черни»

Буховцова Галина Васильевна

Урок проводился с учащимися 3 класса ( Дополнительная предпрофессиональная программа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konsp.docx19.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            МАОУДОД  «Каширская детская школа искусств»










                                   ПЛАН-КОНСПЕКТ
                             
                                ОТКРЫТОГО УРОКА
                                     на тему
«Этюды на разные виды фортепианной техники К.Черни».






        Урок проведен преподавателем Буховцовой Г.В.
                     

                        Дата урока: 3 ноября 2015г.

                                                              Кашира, 2015г.



Урок проводится с обучающимися 3 класса по Дополнительной предпрофессиональной  программе  Пушилиной Софией и Сизовой Валерией.
 
                                 

                                 
ПЛАН УРОКА

1. Жанр этюда в музыке. Историческая и биографическая информация о творчестве выдающегося австрийского композитора Карла Черни.
2. Исполнение преподавателем изучаемых этюдов ,  беседа о характере, этих пьес, определение технически трудных моментов для исполнения, а также кульминационных точек.
3. Работа с обучающимися над этюдами.


1.  ЭТЮД [фр. йtude от латин. studium - усердие, старание]. Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н.Скрябина и др.) Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы :«Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.  
    Карл Черни (1791 - 1857)- австрийский пианист и композитор чешского происхождения, родился в семье пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни, ставшего первым учителем Карла. Под его руководством Карл начал концертировать в 9-летнем возрасте. В 1800—1803 годах обучался игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена
. В середине XIX века Черни считался одним из крупнейших преподавателей игры на фортепиано. К числу его учеников принадлежали выдающиеся музыканты второй половины века: Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий, Леопольд де Мейер, Теодор Куллак и многие другие. Творческое наследие Карла Черни насчитывает больше 1000 опусов, состав некоторых приближается к 50 и более номерам. Также Черни создал множество литературно-методических книг, посвящённых проблемам преподавания игры на фортепиано.

2. После прослушивания этюда  G-dur  и Этюда C-dur в исполнении преподавателя,  преподаватель вместе с Софией  Валерией поговорили о технических задачах, характере этюдов, темпе, тональности, мелодике, о трудностях, которые встретились во время разучивания этих произведений.

3. Далее ученица Пушилина София исполняет этюд G-dur. В игре чувствуется волнение,  небольшая темповая неустойчивость. Преподаватель обратил внимание Софии на указания темпа, динамики, штрихов, что выписаны в тексте. Была определена причина нервозной игры - волнение. Работа над этюдом  проводилась по частям. Одним из важных принципов при игре ломаных  арпеджио следует считать  свободу передвижения по клавиатуре, гибкость кисти, помощь локтевыми движениями и хорошую артикуляцию каждого пальца. Преподаватель показал как должна двигаться рука в медленном темпе, рассказала о важности  аппликатурной связки 1-3 и 2-5 пальцев. Было предложено  ученице проиграть в медленном темпе 1 часть этюда, обращая внимание на расположение освобождающихся пальцев, направлении движения кисти, локтя, активности каждого пальца и освобождении кисти сразу после снятия 5 пальца с клавиши. Далее речь шла  о заучивании текста на память.  Преподаватель подсказал, что текст легче выучить, если  София запомнит аккорды, из которых  образованы арпеджио, мелодическая канва этого  этюда. Ученица довольно уверенно разбирает гармоническую основу(тональности) арпеджио: тонические трезвучия с обращениями в тональностях  G-dur, D-dur, C-dur. В этюде также есть два гаммообразных пассажа, причем, самый длительный и важный пассаж исполняется в левой руке. Этот пассаж требует отдельного проучивания  желательно крупными мелодическими отрезками: квартолями, октолями,  обязательно  с исполнением нужной динамики.  Далее определили расположение главной кульминационной точки в каждой части этюда и какими выразительными средствами можно достичь композиторский  замысел. В конце этой части урока Пушилина София исполнила  этюд целиком.

3. Работа над Этюдом C-dur с обучающейся Сизовой Валерией. Определение основных исполнительских задач- хорошая артикуляция при игре 4 и 5 пальцами, двигательная свобода, собранная кисть. Преподаватель показывает приёмы, помогающие достичь необходимой активизации 4 и 5 пальцев: игра с акцентом на 5-ый палец; пунктирный ритмический рисунок. Ученица старательно выполняет показанные упражнения, однако, видно, что при игре пунктирным ритмом возникают сложности, связанные с слуховым представлением этой мелодии, которое изменить пока сложно для Валерии.  Большое значение в этюде имеет звучание аккомпанирующей партии левой руки. Аккорды должны быть энергичными, но не заглушать звучание правой руки. И самое важное - "дирижерское чутье" в снятии звука в паузах. Проигрывание аккордов, использование пауз для подготовки следующих аккордов.  Далее идет поиск интонации и кульминационных точек в этюде. Работа над нужным для этого этюда  звукоизвлечением: плотными  активными  кончиками  пальцев, внутреннее "пропевание" мелодии во время игры. Выявление технически трудных для ученицы мест и показ способов решения этих трудностей. Исполнение этюда целиком.
4. Заключение. Этюды Черни – это, прежде всего, очень хорошая музыка. В них нет сухих упражнений, лишенных художественного смысла. Правильно понятая художественная задача дает возможность найти правильный путь к решению технических проблем, заключенных в данном произведении.
     Этюды Черни просты и непритязательны, но, вместе с тем, они мелодичны, образны и даже элегантны. Именно такими видела этюды Черни великая русская пианистка Анна Есипова, когда в своей поездке по Америке, исчерпав, по словам Майкапара, в ряде концертов свой репертуар чисто художественных произведений, она дала серию концертов, посвященных истории этюда. Этюды Черни были исполнены ею не только виртуозно, но высокохудожественно и элегантно. Это один из тех случаев, когда художественные задачи заставляют и на технические проблемы смотреть другими глазами.