Развитие фортепианной техники на первоначальном этапе обучения.

Никитина Юлия Анатольевна

 

Методическое пособие посвящено вопросам развития  фортепианной техники на первоначальном этапе обучения. В нем представлены этапы формирования фортепианной техники с конкретными примерами упражнений и связи техники  с художественными задачами исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tehniki_na_pervonachalnom_etape_obucheniya.doc514 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие  фортепианной техники на первоначальном этапе обучения.

Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука.

В.Сафонов.

Величайшую ошибку допускает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения.

К.Игумнов

Основная цель технического развития – содействовать  лучшему воплощению художественной мысли музыкального произведения. Техника не должна рассматриваться отдельно от         художественных задач. Технический аппарат музыканта должен развиваться  во взаимодействии  с музыкально-  художественными задачами.                                

Одной из главных задач первоначального обучения игре на фортепиано является – воспитание правильных мышечных ощущений. Первоначальные навыки, которыми овладевает ученик, состоят из приспособления его рук и тела к инструменту. Известно, что к числу недостатков технического развития пианистов относится зажатость, скованность аппарата. Поэтому, организация правильных игровых движений, владение своими мышечными ощущениями, важна для успешного освоения игры на фортепиано.

В освоении движений необходимо опираться на двигательный опыт ребенка.

Занятие должно быть построено таким образом, чтоб ученик воспринимал упражнения как  интересную игру. Нельзя делить занятия на этапы – здесь занимаемся техникой, а далее работаем над художественным воплощением.

Художественная задача диктует нужный технический прием и его правильную реализацию. На уроке не следует говорить: «Давай сделаем упражнение»- сразу создается впечатление чего-то скучного и трудного. Я говорю: «Давай поиграем в игру», игра – это привычное и желанное состояние для ребенка, поэтому инструктивные моменты превращаются в увлекательное действо.

Для правильной организации движений способствуют упражнения Артоболевской «Маятник», или Т.Смирновой: «Сломанная кукла», или «Робот» - эти движения способствуют ощущению свободы корпуса и рук.

Качество занятия и дальнейшего обучения зависит от правильности посадки за инструментом. Показав и рассказав ребенку, как следует сидеть за инструментом, можно поиграть в игру: « Солдатик и медвежонок». Задать вопрос ученику:

-Как сидит солдатик, а как медвежонок? Кто сидит правильно солдатик или медвежонок?

Далее для приспособления рук к инструменту следует включать упражнения для плечевого сустава. Вначале эти движения выполняются мягким кулачком (пофантазировать, что это мягкая кошачья лапка) – погладить «лапкой-кулачком» по клавишам, по пюпитру, затем по крышке.

Для ощущения свободы всей руки можно сделать похожее  упражнение «Птичка»: рука (птичка) поднимается (перелетает) с колена, дотрагивается мягко до клавиатуры, снова опускается на колено, затем дотрагивается до пюпитра и снова опускается на колено, потом дотрагивается до крышки и опять опускается на колено. Далее это упражнение можно выполнять с нажатием на клавиши.

У детей, как правило, слабые мышцы свода кисти, поэтому с некоторыми учениками я делаю упражнения для кисти. На столе можно сделать такие упражнения:

  1. Раздвигание пальцев. Положить кисти рук на стол, раздвигать и соединять пальцы.
  2. Подъем пальцев. Кисти рук на столе, по очереди поднимаем и опускаем каждый палец.
  3. Нужны два мяча размер теннисных или чуть больше. Ладонь положить на мяч и просто и свободно обхватывать мячи пальцами, а затем расставить пальцы. Можно двумя руками, а можно поочередно.
  4. Следующее упражнение похоже на предыдущее - тоже состоит в обхватывании мяча, только теперь кисть руки должна стоять «на ребре».
  5.  Игра упражнение «Футбол» - на столе легкими отталкивающими движениями каждый палец (футболист) легко отбрасывает мяч.

Эти упражнения помогают также ощутить работу пальца из ладони.

Освоение приема легато.

Освоение приема легато обычно начинают с игры двумя пальцами. Дети любят игру «Догонялки», поэтому им понятно упражнение - игра, когда при движении мелодии наверх сначала второй палец «догоняет» третий, а при движении вниз – наоборот: третий палец  «догоняет» второй. При этом важно проследить за тем, чтобы при гибкой кисти  рука двигалась вместе с пальцами в направлении движения мелодии.

«Догонялки»

Далее можно вводить более длинную линию легато. Я использую на занятиях сказку – упражнение Е.А.Королевой « Путешествие по волнам».

Уже на этом этапе включаются в исполнение основные динамические оттенки. Выразительному исполнению, казалось - бы, инструктивных упражнений, способствует эмоциональная установка и образность.

«Путешествие по волнам»

Ручеек.

Река

Море

При этом  у учащихся следует развивать чувство самоконтроля при игре, это в свою очередь учит умению слушать себя. Очень важна  опора не только на  двигательные (моторные), но и на  музыкально - слуховые представления.

Двигательная память оказывает в дальнейшем помощь в освоении технических трудностях в пьесах и облегчает их освоение, но она не должна быть механической.

Работа над гаммами.

Изучение гамм начинается после освоения пятипальцевой позиции.

Во втором полугодии ученик переходит  к игре гамм. Прежде, чем начать играть гамму, я прошу выполнить подготовительное упражнение – игру «Улитка».

Это делается для того, чтобы при подмене первого пальца ребенок не вращал кистью. При смене позиций кисть переносится через первый палец и  подмена не должна быть заметна. Первый палец - это улитка. Кисть руки, ее свод – это домик улитки, в который она прячется. Таким образом, ребенку легче освоить это движение.

Для того, чтобы игра гамм была ребенку интересна, на уроке он играет и пропевает  гамму До мажор со словами: «Как приятно заниматься – целый день играю я». Минорную гамму играет и поет со словами: «Опечалилась природа – снег заплакал в январе».

Для активизации слуха и  внимания ученика  можно поиграть гамму в других ритмах со словами: «Петя, Вася, Коля, Катя, Саша, Мишенька и я».

Вначале  гамма разучивается  отдельно каждой рукой, далее – от одного звука в расходящемся движении, поскольку одинаковая аппликатура облегчает координацию движений и слуховой контроль.

Для укрепления слабых пальцев следует играть гамму с динамикой  «крещендо».

Чтобы игра гамм не стала механической, обязательно следует этот вид техники связывать с изучаемыми произведениями, проанализировать и найти  в них гаммообразное движение.

В дальнейшем,  когда юный музыкант наберется опыта, можно порекомендовать проиграть гамму с разными динамическими оттенками, например правая играет форте, а левая – пиано, а затем наоборот.

Это приучит ученика играть независимо партии левой и правой руки.

Еще один прием игры гамм - игра разными штрихами: маркато, стаккато, легато, а также пунктирным ритмом.

При работе над гаммами следует обратить внимание на правильную работу пальцев, двигательного аппарата. Удар пальца должен быть самостоятельным. К.Н.Игумнов говорил своим ученикам: «Пальцы, как правило, должны быть живыми, активными, на дармовщину им существовать нельзя! «Живые» пальцы нужны, чтобы каждая нота звучала».

Сила звука у ребенка зависит от величины и тяжести руки. Дети, обладающие слабым двигательным аппаратом, при требовании играть «сильно» напрягают руки и трясут ими. Поэтому в работе следует активизировать работу пальцев, заставляя играть их отчетливо, дифференцированными пальцами, при этом свободной рукой за счет веса руки.

Для того, чтобы преодолеть  игру  толчками, следует обратить внимание на спокойную игру рукой без лишних движений и ведению выразительной мелодической линии.

Работа над аккордами.

Прежде чем приступать к игре аккордов, следует поиграть подготовительные упражнения.

На занятиях с учеником я использую упражнение Т.Смирновой «Двойные бусы».

«Двойные бусы».

 Ребенок учится исполнять двойные ноты (параллельные терции), укрепляет мышечный свод кисти. На этом упражнении следует научиться правильной постановке первого пальца и свободному снятию после звучания каждой терции.

Освоив этот прием, можно приступать к игре  трезвучий. У ученика спрашиваю, показывая в нотах на трезвучие, что это напоминает? Ответы могут быть разные: снеговики, светофор, и т.д.

«Снеговики»

Последовательно от нот звукоряда, строим и играем трезвучия. Следует

добиваться одновременного звучания всех нот, во взятии аккорда участвует вся рука от плеча (ощущение крыла). Важен момент освобождения кисти в воздухе.

 Можно проиграть трезвучия и пропеть со словами:

Стоит добиваться не только технически правильного исполнения, но и красоты звучания.

Играя трезвучия, ученик должен добиться игры без предварительного ощупывания клавиш пальцами.

Можно поиграть трезвучия, перенося их из одной октавы в другую плавным дуговым движением руки. Плечо должно переносить руку без рывков, в дальнейшем в игре арпеджио можно применить этот же прием (аккорды арпеджируются спокойным движением) – называем это упражнение «Волна».

 Спокойное движение без рывков создает иллюзию legato.

В дальнейшем вводится игра обращения трезвучий. При одновременном звучании всех звуков обращается внимание на  выразительное ведение мелодической линии в верхнем голосе аккордов. Звучание аккордов должно быть протяжным, плотным. Каждый аккорд снимается только после того, как дослушан.

Работа над арпеджио.

Игра  арпеджио происходит после освоения игры аккордов. Поскольку игра арпеджио требует кистевой гибкости и хорошей ориентации на клавиатуре.

Первоначально используется игра трехзвучного арпеджио. Исполнение  должно быть плавное, текучее, без толчков. Для этого необходимо объединяющее движение кисти от 1-го к 5-му пальцу и постепенное собирание пальцев к концу мотива.

Для работы над арпеджио на занятиях я использую упражнения В.Золотницкой:

Утром в саду расцветают цветы.

Ночью они отдыхают, как ты.

 В этом случае заостряется внимание на игру с опорой на первый палец.

Разнообразные  методы и приемы работы над техникой должны исходить из художественной цели и соответствовать удобству, рациональности  и свободе движений, а также исходить из индивидуальных особенностей ученика.

Все упражнения следует начинать играть медленно, мягким звуком, организованной рукой.

Большое значение в обучении является сознательность. Н.Рубинштейн  говорил: «Машинообразной пальцевой работой ничего не достигнешь…Механическое упражнение остается сухим и  бесцельным, если в его основе не лежит работа головы…»

Очень интересны и полезны советы Ферручо Бузони  при работе над техникой:

1. Всегда связывай техническое упражнение с работой над исполнением: трудность часто не в нотах, а в предписанном динамическом оттенке.

2. Воспитай свой технический аппарат так, чтобы быть готовым и вооруженным на любой случай; тогда, разучивая новую пьесу, ты сможешь направить все свои силы на ее духовное содержание. Технические проблемы тебя не задержат. 
        3. Никогда не играй небрежно, даже когда тебя никто не слышит или случай кажется тебе маловажным. 
        4. Если какое-либо место не вышло, никогда не иди дальше, не повторив его, не можешь сделать этого сейчас – сделай после. 
        5. Не пропускай по возможности ни одного дня без соприкосновения с твоим фортепиано. 

 Важно после проработки определенного вида упражнений подкрепить его в разучиваемом произведении, то есть связать его с практикой.

На первоначальном этапе обучения следует выстраивать занятие так, чтобы заинтересовать, увлечь ученика. Связь упражнений и музыкально – художественного смысла способствует более успешному освоению технических сложностей.

 Поскольку ребенок – существо эмоциональное, следует заинтересовывать его, прибегая к различным художественным ассоциациям, обращаясь к его фантазии.

А. Гольденвейзер говорил: «Два условия должны лечь в основу первоначальных упражнений: первое – это связь полезного с прекрасным», второе – координированная организованная свобода».

Список литературы.

  1. Е.М.Тимакин. Воспитание пианиста. М.: « Советский композитор»,1989
  2. Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей. ред. В.Натансон. вып.4,изд. М.: «Музыка», 1976
  3. Золотницкая В.Упражнения для начинающих пианистов. С-Пб.:«Союз художников», 2004.
  4. Вопросы фортепианной педагогики. Сборник научных трудов, ред. Ю.М. Гохфельд, М.,1980
  5. А.Бирмак. О художественной технике пианиста. М.: «Музыка»,1993.
  6. С.Савшинский. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.:Классика XXI,2004.