"К вопросу о положении гортани в пении"

Мосина Елена Валериевна

Положение гортани в пении – один из центральных вопросов в постановке голоса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_gortani_v_penii.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Д о к л а д

«К вопросу о положении гортани в пении»

учителя хора, сольфеджио Мосиной Е. В.

Железногорск,

МОУ «Гимназия №1»,

2015 год.

-1-

      Положение гортани в пении – один из центральных вопросов в постановке голоса. Огромная заслуга в изучении этого явления принадлежит Л. Б. Дмитриеву, который рентгенографическим методом наглядно показал, что профессиональные певцы во время фонации на различных гласных независимо от высоты тона умеют фиксировать гортань в каком – то одном положении, однако, на разном уровне. Рассматривая приведённые профессором рентгенограммы, можно заметить, что одни певцы во время фонации держат гортань в положении нейтрали (т. е. в положении, которое соответствует состоянию покоя), другие – в разной степени ниже нейтральной отметки, третьи – выше неё. Эти различия в положении гортани объясняются автором исследования зависимостью от  типа голоса: чем ниже голос, тем, соответственно, ниже уровень её фиксации, и наоборот. К сожалению, нет объективных данных о том, как меняются качественные характеристики голоса при различных положениях гортани у одного и того же певца.  

      Конечно, петь можно по-разному, однако, если и существует высокопрофессиональные академические певцы, которые в процессе фонации удерживают гортань выше нейтрали, то это, скорее,  исключение из правила, чем закономерность.

      Многолетние наблюдения за певческой практикой позволяют сделать вывод о том, что качественного профессионального пения в академической манере трудно добиться при  пении с высоким положением гортани (т.е. выше нейтрали), т.к. от её опускания зависят во многом  округление и прикрытие звука, которые являются основными качественными характеристиками профессионального певческого голоса. Это – гипотеза, которая требует серьёзных исследований с использованием объективных методов. Следует предположить: чем выше гортань во время пения, тем более открытым получается звук, и наоборот. Поэтому, как показали

-2-

наблюдения, у певцов – народников, которые пользуются открытым  звуком, гортань, как правило, занимает положение нейтрали или в разной степени выше неё, а у академических певцов, напротив, - положение нейтрали или столь же в разной степени ниже её. Уровень понижения гортани связан с типом голоса, но он всегда ниже.

      Об этом написано в различных трактатах старых итальянских мастеров, а также у современных авторов французской и немецкой вокальных школ. Даже Л. Б. Дмитриев (см. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» - М., 1968 г) приводит немало цитат на эту тему, в том числе высказывание Сесто Брускантини, утверждающего, что «при произношении гласных (в пении) нельзя двигать горлом, которое всегда должно быть опущенным и подвижным».

      Наша практическая вокальная работа с детскими голосами убеждает в том, что вопрос о произвольном управлении положением гортани в пении, даже в условиях хора, вполне решаемый и зависит от конкретных методов и  методических приёмов педагога, а также от степени осознанности и самоконтроля со стороны учеников. Гортань каждого человека легко опускается при зевке. Если привлечь к этому внимание учеников, то сознательный контроль над этим движением  устанавливается довольно быстро. Ощутить характер перемещений гортани по вертикали можно, если легко прикоснуться кончиками 1-го и 2-го пальцев руки к гортани в области щитовидного хряща (или «адамова яблока»). У детей это обычно неплохо получается.

      Л. Б, Дмитриев считал «зевок» в пении самым распространенным приёмом, воздействующим на целую систему органов голосообразования: мягкое нёбо, глотку, язык, гортань. Он справедливо указывал на то, что при зевке гортань сильно понижается, и поэтому этот приём смело может быть рекомендован низким голосам. В отношении высоких типов голосов он рекомендовал лёгкий «полузевок». Таким образом, от глубины зевка зависит

 -3-

 и степень опускания гортани. Остаётся только определить ту меру, которая соответствует типу данного голоса. Это определяется по акустическому результату, то есть по качеству звучания голоса, а также по ощущению удобства и комфорта в голосовом аппарате при пении.

      Непроизвольное опускание гортани также получается, если произвести быстрый и активный вдох через нос так, как при испуге (как и рекомендуется  брать дыхание перед пением некоторыми авторами по хороведению).

      Однако, главное заключается в том, чтобы при атаке звука и дальнейшем пении гортань осталась в положении вдоха в неподвижном состоянии. Это возможно только в  одном случае, если ученик почувствовал и осознал это движение методом пальпирования в области щитовидного хряща и старается удерживать гортань на месте во время пения, а также, если он стремится при пении сохранять положение вдоха на уровне диафрагмы. Во время вдоха диафрагма тоже опускается вниз. Между диафрагмой и гортанью существует рефлекторная связь. Фиксация диафрагмы в положении вдоха способствует и удержанию гортани в неподвижном состоянии.

      Существуют и другие приёмы, связанные с опосредованным воздействием на положение гортани в пении: это воздействие на неё через речевые гласные (фонетический метод). При произнесении гласного «а» гортань занимает нейтральное положение. При «и», «э» она поднимается, а при произнесении гласных «о», «у» - опускается. В поисках оптимального положения, по-видимому, изначально следует отталкиваться от вокализации на гласный «а». Не случайно старые итальянские мастера считали гласный «а» самым удобным для настройки певческого голоса. Однако, в различных языках эта фонема многовариантна. Наиболее удобной для пения считается «а», произносимая по-итальянски, то есть как бы из глубин горла. При этом корень языка, хотя бы минимально, стронувшись с места, опускается внутрь, а за ним и гортань. Самоконтроль за полученным артикуляционным укладом при произнесении данной фонемы и стремление произнести в пении

-4-

остальные гласные звуки, не изменив положения гортани, очень быстро позволят добиться выровненности гласных в пении, что является одной из первостепенных задач в вокальной работе с хором.

      Существуют и другие опосредованные методы, например, акустический, то есть через слуховой контроль. Когда ученик старается выравнивать тембровое звучание на различных гласных по слуху, то он подсознательно начинает удерживать гортань в одном положении, так как выровненности гласных по-другому добиться невозможно. Однако, при неосознанном удержании гортани формирование навыков фиксации её в одном положении происходит с трудом и намного дольше, то, появляясь, то исчезая. Если ученик не осознает свое вокальное движение, то, как правило, в упражнении на выравнивание гласных у него что-то получается, а при пении произведения со словами – ничего не остаётся. Поэтому с самого начала формирование навыка должно идти по принципу осознанности в процессе обучения.

    К опосредованным методам следует отнести и психологические, ассоциативные, которые также помогают навести ученика на нужное ощущение, но которые должны стать впоследствии осознанными. Например, совет учителя «вдохни, как будто нюхаешь прекрасный цветок». При этом расслабляются и раскрываются дыхательные пути носа, углубляется вдох и опускается гортань вместе с диафрагмой. Осознание этого движения и стремление зафиксировать это положение вдоха, так же как и раскрытое состояние воздухоносных путей, наряду с опущенной в какой-то мере гортанью, создаёт условия для включения резонаторов, так как это движение натягивает стенки надставной трубы, делая их более твердыми. Только в этом случае звуковая волна отражается от поверхностей, озвучивая резонаторы.

     Следует заметить, что полноценное резонирование, как индикатор правильности звукообразования, возникает при условиях сочетания

-5-

упругости стенок воздухоносных путей с плотным смыканием верхних краёв голосовых складок (то есть собственно голосовых связок). А это возникает в результате перемещения гортани не только по вертикали, но и по горизонтали, в той плоскости, в которой натягиваются голосовые складки. Всё это обеспечивает необходимый тонус всей голосообразующей системе, без чего не может быть качественного тембра голоса.

      К ассоциативным методам фиксации гортани в пении можно отнести рекомендацию педагогов «посылать звук всё время в одно и то же место», (см.: Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М., 1968) или «верно атаковав ноту, ничего не изменять при дальнейшем пении». Нельзя не упомянуть весьма образное высказывание З. А. Долухановой: «Сделав большую яму в глотке, сосредоточить внимание певца на её раскрытии по горизонтали и удержании этого положения, когда помещается в неё (эту яму) различные гласные, один за другим, как «шары в лунку», т. е. «петь как бы про себя». И все это при минимальном открытии рта, так как широко открытый рот понижает импеданс, а при слабом импедансе излишне расходуется дыхание» (см.: Яковенко С. Б, Волшебная Зара Долуханова. – М., 1968).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ,

      В процессе вокальной работы с детьми положение гортани в пении должно быть предметом постоянного внимания со стороны педагога.

      О её положении можно судить по качеству звучания голосов и стараться привлекать к этому внимание самих хористов.

      Положение гортани в пении устанавливается, в какой  - то мере, рефлекторно, а, главным образом, произвольно управляемо. Это относится не только к поискам уровня её перемещения по вертикали, но и к осознанности удержания гортани в неподвижном положении при смене гласных и высоты тона.

-6-

      При всей вариативности степени перемещения её по вертикали, хотя и очень усреднено, можно отметить общую тенденцию не только в зависимости о типа голоса, но и от вокальной манеры: в академическом пении она, как правило, занимает нейтральное положение или в разной мере ниже нейтрали, а у певцов – народников наоборот: нейтраль или выше неё . Данный тезис носит гипотетический характер и нуждается в специальном экспериментальном  исследовании.

      В поисках оптимального положения гортани педагог может использовать опосредованные методы и приёмы, наводящие учеников на нужные ощущения, однако, с последующим привлечением к ним сознания учащихся, так как положение гортани в пении должно быть всегда произвольно управляемо. Только в этом случае певец будет хозяином своего голоса, а не зависеть то его капризов.

      Критерием правильно найденной позиции гортани является ощущение свободы при пении и наилучшее звучание голоса. В работе с детьми эти качества являются наиважнейшим условием для правильного развития голосов.

      Большая заслуга Л. Б. Дмитриева заключается в том, что он обследовал большое количество академических певцов и собрал очень ценный материал, а также в том, что он привлёк к проблеме положения гортани в пении внимание педагогов.

      Однако эта проблема нуждается в дальнейших исследованиях с привлечением объективных методов на уровне современной компьютерной техники.