Лекция -концерт "Знакомство с инструментами симфонического оркестра и оркестрового отделения"

Ребреш Ольга Анатольевна

Лекция -концерт "Знакомство с инструментами оркестрового отделения"для обучающихся подготовительного отделения ДШИ и ДМШ и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_orkestr.docx30.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лекция-концерт

«Знакомство с инструментами симфонического оркестра»

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поёт волна,

Как дождь в окно твоё стучится,-

Повсюду музыка слышна…

     Щебет птиц, плеск волны – эта музыка природы  родилась раньше нас с вами, она родилась на земле прежде человека…,но пришёл человек, и сотворил из этих звуков искусство, великое искусство! Он дал голос дереву - нежный певучий, прозрачный и трепетный..Он дал голос металлу - мужественный и призывный, яростный и горячий.. и мир зазвучал по-новому…Запели струны, зарокотала медь, зазвучали свирели.. Это они рассказали нам только что о себе, о людях, о мире, в котором мы живем и в котором создается прекрасное искусство Музыки!

 Представьте себе нашу землю много тысяч лет назад, в самом начале человеческой цивилизации. Древние люди двигались вокруг костра в ритуальном танце, хлопая в ладоши. Притопывая ногами и выкрикивая заклинания богам. Вот такой была музыка древних. Первые музыкальные инструменты были голос, кисти рук -ладоши, да ступни ног. Ребята, давайте, и мы опробуем первый  примитивный инструмент - похлопаем все вместе в  ладоши. Вот так  мы будем приветствовать на нашем концерте музыкантов, и благодарить их за исполнение произведений - нашими аплодисментами!

 Прошёл огромный период времени, прежде чем появились первые настоящие музыкальные инструменты - барабаны, арфы, флейты. Во всяком случае, нечто похожее мы видим на стенах гробниц Древнего мира в Египте, Индии и Китае. Лишь по некоторым древнеегипетским табличкам, изображающим двух музыкантов, можно предположить, что это учитель и ученик, который смотрит, слушает и запоминает… Древние греки к музыке отнеслись серьёзнее, ведь она считалась такой же важной наукой как  математика, философия, астрономия. Человек  не  мог  считаться  образованным, если  не умел играть на каком-либо музыкальном инструменте!

    С древнейших времен люди знали о воздействии звучания музыки на человеческое настроение: негромкая, но певучая игра арфы, лиры, или флейты, сделанной из тростника, пробуждала чувства радости, любви или умиротворения, а звук рогов животных или металлических труб способствовал возникновению торжественных и религиозных чувств. Барабаны и прочие ударные, добавленные к рогам и трубам, помогали справиться со страхом и будили агрессивность и воинственность.

  Давно замечено, что совместная игра нескольких схожих инструментов усиливает не только яркость звучания, но и психологическое воздействие на слушателя  как  при совместном пении большим количеством людей. Поэтому всюду, где селились люди, стали постепенно возникать и объединения музыкантов, сопровождавших своей игрой битвы или публичные торжественные действа: ритуалы в храме, свадьбы, коронации, военные парады, увеселения во дворцах.

  В древней Греции существовали специальные площадки, на которых сидели музыканты, сопровождавшие игрой на инструментах выступления актеров и танцоров. Назывались такие площадки-возвышения «орхестра». Так что патент на изобретение слова «оркестр» остается за древними греками, хотя фактически оркестры существовали уже намного раньше.

Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестров Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов.

В зависимости от состава - оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

симфонический оркестр (большой и малый),

  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещётки, маракасы, барабаны (большой и малый
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин.
VI. Добавочная группа: арфа.

 В «ДШИ№2» можно обучаться  на оркестровом отделении в классе

-  духовые инструменты это: флейта, кларнет и саксофон;

 - струнные инструменты: виолончель и скрипка,  

- ударные инструменты или перкуссия: ксилофон, виброфон, колокольчик,   ударная установка и шумовые инструменты.

А сейчас ребята мы послушаем,  как звучат эти инструменты в небольшом концерте  учащихся и преподавателей оркестрового отделения.

Звучит, скрываясь в каждом шуме,

Таинственный и тихий звук,

Лишь чуткому доступный слуху.

Пусть чутким будет ваш дорогие ребята слух, пытливым ум, богатым воображение. И тогда музыкальные инструменты заговорят…

 Послушаем!

1.«Королева» оркестра – ребята, что это за инструмент? Правильно -  скрипка.

В исполнении  учащейся 1 кл.  Мусиной Дарины прозвучит Р.Н.П. «Как  под горкой, под горой» конц. Темир Э.Г. преп. Ребреш О.А. Дарина  учится  на скрипке  3-ий  месяц, и очень волнуется, поддержите её выступление своим аплодисментами.

  На наших инструментах можно исполнять музыку   в различных составах- ансамблях.

2. Ансамбль скрипачей младших классов «Каприс» исполнит  вечернюю лирическую песню «Серенада»  Владимира Ефимова конц. Темир Э.Г. преп. Ребреш О.А

Старший брат скрипки из семейства струнно-смычковых инструментов - Виолончель! На этом инструменте музыкант играет сидя, упирает  инструмент шпилем  в пол.  

3.В исполнении Зайцевой  Ирины  уч.5 кур.   прозвучит  зажигательный итальянский  танец «Тарантелла» композитора  Сквайр  класс преп.Дубовская Л.В., конц.Пузин О.А.        

А почему эта группа инструментов относится к струнно-смычковым? Ребята вы догадались… правильно, водим смычком по струнам и извлекаем чудесные  звуки.

4. Ансамбль  виолончелистов «Виола» исполнит  Регтайм «Мороженое»  композитора Градески  класс преп.Дубовская Л.В., конц.Пузин О.А.

Регтайм переводится с английского языка, как отрезок времени.

Ребята, а на этих замечательных инструментах можно имитировать или изображать и другие инструменты, например как звучит гитара или балалайка-домра. Этот прием называется пиццикато в переводе - щипком. Или изобразить звучание духового  инструмента-флейту, и этот прием называется флажолет.

Музыканты  продемонстрируйте!

 А сейчас мы услышим, как звучит настоящая флейта в переводе с латинского языка флатус - ветер, дуновение. Этот инструмент относится к группе деревянных духовых т.к . раньше изготавливался из дерева.

5.В исполнении Ученицы  6 кл.  Клочковой  Елизаветы 2 пьесы  А. Хачатуряна  из балета «Чиполино» 1. Строительство  дома Тыквы  2. Танец ,

преп. Абдуллина Л.М., конц. Тюрина Т. В.

 Следующий духовой инструмент  Кларнет – в переводе  кларус-ясный  звук. Этот инструмент тоже из семейства деревянных  духовых.

6. В исполнении  уч.6 кл.  Великого Саввы  мы услышим песню из  рок оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина,   преп. Тиндронов К. В. конц. Скоряк В.Г.

Из семейства духовых инструментов этот инструмент самый молодой. Ребята вы узнали его..? Правильно - это саксофон.

Саксофон сконструирован в 19 веке в 1842г. бельгийским  музыкальным мастером  Адольфом Саксом. Саксофон  используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

7. В исполнении Авазова  Юлия  уч.2 курса  прозвучит  старинный французский танец  Менуэт композитора  Г. Генделя,  преп. Карацуба А.В. конц. Скоряк В.Г.

8. Ударные инструменты ксилофон представит нам Даниил Бусин 2 кл.

В переводе  с греческого Ксило-древесина  и фон-звук.  Даниил исполнит нам пьесу композитора Кингстейр «Золотые зёрна кукурузы» преп. Иванов Игорь Петрович, конц. Маршалов М. В.

9. В заключение нашей с вами встречи ребята Уч-ся 1 класса Валиев Тимур на инструменте  вибрафоне  исполнит  нам  «Аллегретто» В. А.  Моцарта преп. Валиев А.Т. конц. Маршалов М. В.

  Спасибо ребята  вам за внимание, мы рады сегодняшней встрече с вами. Надеемся, услышав живое звучание,  вы уже сделали  выбор, на каком инструменте хотели бы научиться играть….? С нетерпением ждем вас в наших учебных классах и на отчётных концертах оркестрового отделения.  До свидания, до новых встреч!