Открытый урок . Работа над техническими приёмами на уроках специального фортепиано. Связь технического и эмоционального.

ВолковаМарияВладимировна

Работа на уроке спец.фортепиано.Цели,задачи урока,пути их выполнения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Открытый урок  с учащейся 4го класса Тиньковой Яниной

Предмет: специальное фортепиано

Тема: Работа над техническими приёмами на уроках специального фортепиано. Связь технического и эмоционального.

Цель: приобретение навыков  в овладении техническими приёмами игры, выявление взаимосвязи техники и художественного в упражнениях и этюдах, пробуждение интереса к гаммам и их составляющим .

Задачи:

1.Обучение различным техническим приёмам игры на фортепиано.

2.Развитие технических способностей учащегося и его эмоциональное восприятие.

3.Воспитание осознанного восприятия собственного исполнения через слуховой контроль.

Тип урока: урок-практикум

«В помощь технике  следует привлекать дух. Одухотворенные пальцы способны творить чудеса» (Н.Е Перельман)

Оборудование, наглядные пособия:

1. Музыкальный словарь

  2. Таблица – характеристика тональностей по Бетховену

3. Рисунки – иллюстрации

4.Упражнения  Ганона

Ход урока:

Обязательным необходимым условием развития  технической базы юного музыканта является работа над гаммами и упражнениями, этюдами. Гаммы-фундамент фортепианного обучения (Черни). Они являются основой инструктивной этюдной литературы, в работе над гаммами развивается чёткость, ловкость, активность пальцев, координация рук и аппликатурные привычки. Кроме того тренируется и воля, закаляется характер. Перед ребёнком в игре гамм стоят не только технические задачи, но и  художественные.

Вопрос к ученице: Что такое техника в музыкальном понимании?

Это умение  исполнителя  выразить, то, что он хочет звуками.

Гамма, музыкальная таблица умножения, это полузаготовки для работы над нашим репертуаром в дальнейшем.

Чтобы гаммы не были скушными и сухими, мы фантазируем ,используем различные формы работы  для достижения целей.

Ребёнок должен понимать, поставленные перед ним задачи и решать их с помощью слухового контроля.

Представляем гамму F dur ученице предлагаю сыграть гамму, внимание на единую мелодическую линию, активные пальцы, положение локтя и запястья.

1ый палец, как ножка циркуля, закрепить его, он сохраняет верность белым клавишам. Внимание на 1ый и 5ый пальцы (опорные).

Играем без толчка, мягко погружаем пальцы в клавиши. Пальцы должны  быть продолжением клавиатуры.

Кисть движется за звуком, ассоциация (мать с детьми)

Тряске-нет (упражнение с прибавлением звуков.

Как мы уже говорили, при игре гамм мы решаем несколько задач:

 Динамические - игра гаммы  на форте и пиано (ассоциации), крещендо, диминуэндо.

Артикуляционные—кистевое стаккато (град, мяч), пальцевое (дождик), хорошее кантиленное легато (певуче)

Ритмические - игра с акцентами, в разных ритмах, дуолями, триолями.

Координационные – Сыграть в правой руке-тихо, в левой громко и наоборот, разными штрихами ,поменять руки, через октаву.

Основная наша задача это улучшение качества исполнения.

Обратить внимание на таблицу  Бетховена.

Игра минорной гаммы (ре минор) Сыграть,  как маршируют дети, шагает слон, стучит дождик, летит бабочка.

Аккорды-одновременное звучание всех голосов, спеть один из голосов, выделение верхнего мелодического голоса-внимание на слабый 5 ый палец, клястеры.

Предлагаю ученице сыграть упражнение « Танкист» и «Рыбак», с подтекстовкой. Рисунки.

Дышащие запястье и локоть освобождают руки от переутомления, дают возможность «отдохнуть» руке во время игры.

Определение супинации и пронации. Представление этюдов из Барембойма.

Особенности фактуры: крупная (аккорды, октавы), мелкая-гаммообразные пассажи, арпеджированные, хроматические)

Проигрываем в разных темпах. Слова К.Сен- Санса,ритмические варианты,вычленение.

Супинация - «отвинчиваем», руки в разные стороны, пронация-наоборот.

«Этюд» с транспонированием. «Этюд» из руки в руку.

Для отдыха используем пальчиковую игру « Лес, лес тишина» Даёт возможность ребёнку отдохнуть.

Игра Этюда-Бургмюллер слуховой контроль, легкость. Отталкиваемся от первой доли.

Предлагаю ученице сменить вид деятельности и сыграть песню «Лягушка» с аккомпанементом.

Этюд «Скакалка» - используем кистевое стаккато в работе, транспонирование.

Проверяем музыкальный диктант на техническую тематику.

 Ансамблевая игра « А  я по лугу», привлечение педагогов к участию  в ансамбле.

Урок закончен поблагодарить ребенка,  поставить оценку.

Без сознательного и целенаправленного развития техники, невозможно достигнуть каких либо практических результатов в искусстве игры на фортепиано.

«Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения» (К.Игумнов)