Роберт Шуман "Альбом для юношества"

Кроха Елена Сергеевна

История создания "Альбома для юношества" ор.68 связана с непосредственным педагогическим опытом Шумана. Первое упоминание об "Альбоме" относится к 1848 г. в дневнике жены композитора Клары имеется запись от 1 сентября: "Пьесы, которые обычно должны разучивать дети, так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать что-то вроде альбома пьес исключительно для детей". Начало работы над "Альбомом для юношества" можно определить по рукописи с набросками шести пьес, датированной 30 и 31 августа 1848 г. и предназначавшейся в подарок ко дню рождения дочери Шумана Марии. В этой рукописи, обнаруженной в 1954 г. Д. Вайзе, содержались "Колыбельная для Людвига" ("Наивная песенка" наст, изд.), "Солдатский марш", "Хорал", "Пьеска", "Бедная сиротка", "Охотничья песенка", а также две пьесы, не вошедшие впоследствии в "Альбом", - "Медвежий танец" и "Ребус". Туда же были включены и некоторые сочинения И. С. Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и Шуберта.В сентябре 1848 г. Шуман начал работу над "Книгой эскизов к альбому для юношества", в которую наряду с многочисленными пьесами и отдельными музыкальными темами были помещены "Кукушка-невидимка", "Лагуна в Венеции", "Игра в жмурки" и "Медленный вальс", исключенные позднее из состава "Альбома" и публикуемые в Приложении настоящего издания. Кроме того, в первоначальный замысел Шумана входило предварить ряд пьес своеобразными эпиграфами-наставлениями, в краткой афористической форме раскрывающими музыкально-педагогическое кредо композитора.Однако в процессе подготовки рукописи к изданию Шуман отказался от идеи связать афоризмы с какими-либо конкретными пьесами, а также снял предполагавшееся ранее обещание название сборника - "Рождественский альбом". Первое издание данного сборника увидело свет в декабре 1848 г. (J. Schuberth & С, Leipzig) под названием "40 фортепианных пьес для юношества". Афоризмы же, первоначальное количество которых (31) увеличилось до 68, были сначала опубликованы в специальном приложении в 36-м номере Neue Zeitschrift fur Musik от 31 мая 1850 г. под названием "Домашние и жизненные правила для музыкантов" ("Musikalische Haus- und Lebensregeln").Во втором, также прижизненном, издании (J. Schuberth & С Leipzig, 1851) сборник Шумана получил окончательное наименование "Альбом для юношества"; в нем же в качестве приложения были напечатаны и "Жизненные правила для музыкантов".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2. «Альбом для юношества Р. Шумана

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/schumann1a.gif

Роберт Шуман

С давних пор композиторы писали лёгкие пьесы для детей. Все мы знаем маленькие прелюдии, инвенции и танцы И. С. Баха, написанные ещё в XVIII веке. В начале XIX века один за другим появились сборники сонатин, вариаций и этюдов итальянского композитора Муцио Клементи, а вслед за ними этюды К. Черни. Эти пьесы развивали фортепианную технику юного пианиста, приобщали его к серьёзным, «взрослым» музыкальным формам и образам. Многие из них отличались немалыми художественными достоинствами, особенно миниатюры И. С. Баха.

Но вот в 1848 году появляется детский сборник нового типа, в котором рядом с привычными названиями — Хорал, Маленький этюд, Маленькая фуга — встречаются и совсем необычные: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы», «Первая утрата», «Отзвуки театра», «Шехеразада». Эти увлекательные программные пьесы сразу полюбились и детям, и их учителям. Сборник назывался «Альбом для юношества», состоял из двух частей, в которых 43 пьесы располагались по нарастанию сложности, а написал его уже довольно известный немецкий композитор Роберт Шуман, которого мы теперь знаем как одного из величайших композиторов-романтиков.

Вот «Охотничья песенка»:

Пример 97  

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/empty11.gifFrisch und fröhlich [Свежо и весело]  http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/note_dotted_q.gif = 116

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/ml4_ex97.gif

Бодрая, призывная мелодия движется по звукам трезвучия фанфарными мотивами. Она играется громко, обеими руками в октаву, на пересечении среднего и низкого регистров. Это напоминает звучание валторн, играющих сигналы, но сигналы не военные, здесь нет маршевого ритма. Это подражание охотничьим сигналам. Валторна (по-немецки Waldhorh) переводится как «лесной рог» и происходит от охотничьего сигнального инструмента. Название пьесы Шумана подсказывает нам, куда направить фантазию. А дорисовать картину поможет сама музыка и наше собственное воображение.

Средний раздел можно представить как перекличку охотничьих сигналов на расстоянии (подумайте сами, какой музыкальный приём это подсказывает).

Пример 98 

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/ml4_ex98.gif

Любопытно, что форма этой пьесы безрепризная. Охота продолжается, события всё время меняются, и эта непрерывность и непредсказуемость действия подчёркнута постоянным обновлением музыкального материала.

В пьесе нет сюжета, это музыкальная зарисовка. Но у музыкальных картин есть особенность: они могут изменяться во времени. Музыкальную картину можно сравнить не только с живописью, но и с постоянно движущимися кинокадрами.

WWW

 послушать «Охотничью песенку» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

Миниатюра «Смелый наездник» немного похожа на «Охотничью песенку». Те же подвижные фанфары в размере http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/meter68.gif . Но они в миноре, и это сразу снимает ощущение «сигнальности». Кроме того, нет тяжёлых четвертей, выделяющих мотивы. Все мотивы «сцеплены» друг с другом и движутся ровными восьмушками, передающими характер безостановочного движения. Более быстрый, чуть суетливый темп (ср. обозначения метронома). Совершенно иная фактура. Отрывистые аккорды аккомпанемента передают характерный ритм скачки. Тяжёлые четверти sforzando в сочетании с короткими лигами в мелодии вносят в общее движение ощущение толчков и неровностей.

Пример 99 

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/empty11.gifhttp://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/note_dotted_q.gif = 132

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/ml4_ex99.gif

Пьеса выдержана в очень стройной простой трёхчастной форме с точной репризой. В среднем разделе мелодия и аккомпанемент «меняются этажами», что сообщает этой картине некоторую «пространственность». Образ этой миниатюры более конкретный и простой, это «портрет» всадника.

WWW

 послушать пьесу «Смелый наездник» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

А вот ещё один «портрет» с непривычно длинным названием: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Само название говорит о том, что этот крестьянин идёт. Или бежит? Или, может быть, приплясывает? Это мы попробуем выяснить из музыки.

Пример 100 

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/empty11.gifFrisch und munter [Свежо и бодро]  http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/note_q.gif = 116

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/ml4_ex100.gif

Мелодия здесь в левой руке. Чёткая, ритмичная, танцевальная. Но фразировочные лиги длинные, что подразумевает напевность исполнения. Строение (два совершенно одинаковых предложения) напоминает народную песню. Ну да, это песня, которую поёт мужской голос (регистр мелодии). А в правой руке — чуть «приплясывающий» аккомпанемент. Вот мы и увидели весёлого приплясывающего крестьянина, да ещё услышали его незатейливую задорную песенку.

Вся пьеса написана в простой двухчастной форме с включением, причём второй раздел выписан дважды: почему-то Шуман не захотел здесь просто поставить знак репризы.

WWW

 послушать пьесу «Весёлый крестьянин…» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

А вот совсем другая пьеса, с грустным названием «Первая утрата». Может быть, маленький герой этой лирической миниатюры потерял любимую игрушку? А может быть, друга? На это музыка не даст нам точного ответа. Эта пьеса — о горьких переживаниях ребёнка. Мы можем только почувствовать силу этих переживаний, и каждый из нас вспомнит что-нибудь грустное из своей жизни, и у каждого возникнет своя история. Помните о психологической программности? Так вот это она и есть.

Пример 101 

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/empty11.gifNicht schnell [Не быстро]  http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/note_q.gif = 96

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/ml4_ex101.gif

Мелодия начинается с самого высокого, кульминационного звука с необычным динамическим обозначением fp. Это означает, что самый первый звук нужно заострить, подчеркнуть — и сразу уйти на piano. Вся сила переживания сосредоточена в этом первом возгласе. Мелодия никнет, спускается всё ниже и ниже. А во втором предложении — снова горестный вскрик.

Эта пьеса также написана в простой двухчастной форме с включением, но материал здесь развивается и варьируется до самого конца, музыка всё глубже проникает в переживания маленького лирического героя. В середине появляется щемящая полифоническая имитация первой фразы, а в конце включения вместо последней фразы звучит новая очень выразительная музыка — гармонически острые жалобные аккорды, прерывающиеся горестной паузой.

WWW

 послушать пьесу «Первая утрата» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

Кто-то из вас уже играл некоторые из этих пьес. Многое из шумановского «Альбома для юношества» вам ещё предстоит сыграть, когда вы станете старше. Там есть и очень сложные пьесы. Каждая миниатюра из этого сборника пробуждает вашу фантазию, делает вас «соавторами» великого композитора.



Предварительный просмотр:

Жизненные Правила Для Музыкантов.Роберт Шуман

http://www.starvocal.com/images/stories/stuff/library/Articles/Shumann.jpg

Жизненные Правила Для Музыкантов (или как стать профессионалом)

Роберт Шуман (1850) Прошло чуть более 150 лет с тех пор, как появилось одно из самых популярных сочинений великого немецкогокомпозитора-романтика Роберта Шумана — «Альбом для юношества».

История создания «Альбома для юношества» тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана.Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественно-воспитательное кредо Шумана. Ниже приведены «Жизненные правила для молодых музыкантов» Р. Шумана в переводе другого великого композитора — П. И. Чайковского.

  • Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.
  • Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.
  • Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.
  • Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!
  • Изучи как можно раньше основные законы гармонии.
  • Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.
  • Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.
  • Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.
  • Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
  • Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.
  • Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.
  • Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.
  • Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.
  • Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.
  • Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.
  • Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.
  • На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.
  • Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.
  • Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.
  • Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.
  • Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.
  • Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.
  • Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.
  • Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.
  • Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.
  • Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.
  • Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.
  • Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.
  • Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.
  • Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.
  • Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.
  • Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.
  • Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.
  • Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.
  • Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.
  • У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.
  • Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.
  • Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.
  • Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.
  • Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.
  • Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.
  • Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.
  • Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.
  • Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.
  • Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.
  • Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.
  • Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.
  • Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.
  • Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.
  • Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.
  • Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.
  • В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!
  • «Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии —не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, скоро наскучит.
  • Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание... Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.
  • Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.
  • Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.
  • Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.
  • Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.
  • Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.
  • Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.
  • Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.
  • Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.
  • Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.
  • Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.
  • Ученью нет конца.

Роберт Шуман


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: