Методическая разработка открытого урока по специальности «Скрипка» на тему: «Динамические оттенки и штрихи как средство передачи художественного образа»

Коростелева Ольга Викторовна

В процессе урока подтверждается важность штрихов и динамических оттенков для передачи художественной образа в музыкальных произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_so_shchurovoy_e._4_kl.docx29.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Дорогобужская детская музыкальная школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

по специальности «Скрипка»

с ученицей 4 класса Щуровой Елизаветой

Тема: «Динамические оттенки и штрихи

как средство передачи художественного образа»

                                                                Коростелева Ольга Викторовна,                                                              преподаватель по классу скрипки

Дорогобуж,2015

I. Пояснительная записка

Важнейшей задачей детских музыкальных школ является приобщение детей к мировой музыкальной культуре, воспитание хорошего музыкального вкуса, развитие образного мышления, умения мыслить логически, а также иногда фантазировать, чтобы самому представлять «о чем» эта музыка и попытаться донести художественный образ произведения до слушателя.

Точно работая с текстом, но привнося частичку своего «Я» в эмоциональном плане, ученик имеет возможность в музыке самовыражаться, что необходимо в той или иной степени каждому человеку.

Среди скрипачей закрепилось мнение, что левая рука – ремесленник, точно кладущий кирпичики, а правая – художник, передающий красоту завершенного образа. Смычок, как кисть, раскрашивает различными мазками, штрихами и оттенками, музыкальное полотно произведения.

Понятие «штрих» имеет несколько значений. Этим термином обозначают и направление движения смычка (вниз или вверх), и способ звуковедения, связанный со специфическим приемом воздействия смычка на струну (легато, деташе, мартле и пр.), и способ артикулирования звуков внутри музыкальной фразы.

Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве, так как правильное применение различных смычковых способов произнесения мелодии в единстве с вибрато и динамическими оттенками определяют культуру звука скрипача. Штрихи в игре на смычковых инструментах – в целом, явление художественного порядка, поскольку их техническая (двигательно-звуковая) форма непосредственно воздействует на музыкальное содержание. Как трудно понять подлинный смысл человеческой речи, произнесенной без артикуляции, и оттенков речевой интонации, так и становление мелодической мысли неотделимо от особенностей ее произнесения на инструменте. Таким образом, выявляется функция штрихов – передача задуманного автором художественного образа  произведения.

II. Разработка урока.

Тема урока: «Динамические оттенки и штрихи как средство передачи художественного образа»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале гаммы и изучаемых произведений.

Задачи урока:

Обучающие:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия,   динамика);

- продолжить формирование практических навыков (игра  штрихами «деташе», «легато», «мартле», «стаккато», «спиккато»;  работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).

Развивающие:

- развитие слуха;

- координация движений;

- формировать умения работы с нотным текстом;

- активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.      

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к музыке;

- воспитывать эстетический вкус;

- воспитывать внимание и упорство в достижении поставленной конкретной задачи.

Методические приемы:

- словесный, наглядный, практический;

- активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

- прямая и наводящая формы воздействия;

- развитие мышления.

Оборудование:  скрипка, фортепиано, пюпитр, 2 стула, нотные пособия.  

Применение педагогических технологий:

Здоровьесберегающая:

- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память и интеллект;

- рациональная организация урока:  включение игровых моментов, упражнения на расслабление мышц;

- чередование различных видов учебной деятельности (игра гаммы, упражнений сменяется  повторением выученных пьес и слушанием музыки).

Предварительная подготовка:

- разучивание музыкальных произведений;

- работа над гаммой.

Репертуарный план урока:

- гамма Ре-мажор;

- Ш.Данкля. Интродукция и Рондо;

- Д. Кабалевский. Полька. 

Ход и содержание урока.

Этапы урока

( время)

Действия преподавателя

Действия ученика

1. Организационный этап

(5 минут)

Создание доверительно-уважительной, эмоционально положительной обстановки. Настройка инструмента.

Введение темы и цели урока. Чтение пояснительной записки.

Слушает преподавателя. Эмоционально настраивается на урок.

2. Этап проверки части домашнего задания и  закрепление навыков уже знакомых штрихов.

(15 минут)

Ш. Данкля. «Интродукция и рондо». Обсуждение с ученицей  формы произведения, характера исполнения, изменений в размере такта в разных частях, оттенков. Демонстрация на скрипке точного исполнения уже пройденных певучих штрихов: «легато», «деташе», «двойное деташе». Корректировка игры ученика. Контроль отработки штрихов на гамме.

Принимает участие в обсуждении произведения. Затем вместе с концертмейстером проигрывает его целиком, стараясь передать характер. Анализирует результат вместе с педагогом. Отрабатывает штрихи на гамме Ре-мажор. Затем повторно исполняет произведение целиком, добиваясь лучшего результата.

3. Проверка  оставшейся части домашнего задания, усвоение и закрепление новых знаний.

(15 минут)

Д. Кабалевский. «Полька».  Обсуждение  характера произведения, темпа, ладотонального соотношения.

Объяснение отрывистых штрихов: «мартле», «стаккато», «спиккато». Демонстрация их выполнения на инструменте. Контроль и корректировка исполнения этих штрихов ученицей на пустой струне, в гамме Ре-мажор, а также в эпизодах, взятых из текста пьесы. Обсуждение исполнения после повторного проигрывания.

Исполняет пьесу полностью. Вместе с педагогом анализирует результат исполнения.

Под контролем педагога отрабатывает четкое исполнение штрихов на пустой струне, на гамме, а также  некоторые места в тексте.

Еще раз проигрывает пьесу целиком. Принимает участие в обсуждении.

4. Этап информирования  учащегося о домашнем задании.

(5 минут)

Указание на необходимость работы над этими произведениями дома, не проигрывая их как в классе целиком, а отрабатывая каждый эпизод в разных темпах; на необходимость уделить особое внимание новому материалу – отрывистым штрихам.

Объяснение важности отрабатывания четкого исполнения штрихов на пустой струне и на гамме.

Запись домашнего задания.

Внимательно слушает педагога.

III. Заключение.

Урок прошел продуктивно. Обучение проходило в живом, рабочем ритме. Ученица внимательно слушала объяснения, старалась качественно выполнять все указания учителя.

Доброжелательно-эмоциональная атмосфера способствовала успешному усвоению знаний. Образные примеры, исполнение педагогом на инструменте и совместное обсуждение помогали ученице осваивать  новые приемы.

 Поставленные задачи  этого урока выполнены.