Главные вкладки
Методическая разработка открытого урока по специальности «Скрипка» на тему: «Динамические оттенки и штрихи как средство передачи художественного образа»
В процессе урока подтверждается важность штрихов и динамических оттенков для передачи художественной образа в музыкальных произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_so_shchurovoy_e._4_kl.docx | 29.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Дорогобужская детская музыкальная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по специальности «Скрипка»
с ученицей 4 класса Щуровой Елизаветой
Тема: «Динамические оттенки и штрихи
как средство передачи художественного образа»
Коростелева Ольга Викторовна, преподаватель по классу скрипки
Дорогобуж,2015
I. Пояснительная записка
Важнейшей задачей детских музыкальных школ является приобщение детей к мировой музыкальной культуре, воспитание хорошего музыкального вкуса, развитие образного мышления, умения мыслить логически, а также иногда фантазировать, чтобы самому представлять «о чем» эта музыка и попытаться донести художественный образ произведения до слушателя.
Точно работая с текстом, но привнося частичку своего «Я» в эмоциональном плане, ученик имеет возможность в музыке самовыражаться, что необходимо в той или иной степени каждому человеку.
Среди скрипачей закрепилось мнение, что левая рука – ремесленник, точно кладущий кирпичики, а правая – художник, передающий красоту завершенного образа. Смычок, как кисть, раскрашивает различными мазками, штрихами и оттенками, музыкальное полотно произведения.
Понятие «штрих» имеет несколько значений. Этим термином обозначают и направление движения смычка (вниз или вверх), и способ звуковедения, связанный со специфическим приемом воздействия смычка на струну (легато, деташе, мартле и пр.), и способ артикулирования звуков внутри музыкальной фразы.
Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве, так как правильное применение различных смычковых способов произнесения мелодии в единстве с вибрато и динамическими оттенками определяют культуру звука скрипача. Штрихи в игре на смычковых инструментах – в целом, явление художественного порядка, поскольку их техническая (двигательно-звуковая) форма непосредственно воздействует на музыкальное содержание. Как трудно понять подлинный смысл человеческой речи, произнесенной без артикуляции, и оттенков речевой интонации, так и становление мелодической мысли неотделимо от особенностей ее произнесения на инструменте. Таким образом, выявляется функция штрихов – передача задуманного автором художественного образа произведения.
II. Разработка урока.
Тема урока: «Динамические оттенки и штрихи как средство передачи художественного образа»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале гаммы и изучаемых произведений.
Задачи урока:
Обучающие:
- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика);
- продолжить формирование практических навыков (игра штрихами «деташе», «легато», «мартле», «стаккато», «спиккато»; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).
Развивающие:
- развитие слуха;
- координация движений;
- формировать умения работы с нотным текстом;
- активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать внимание и упорство в достижении поставленной конкретной задачи.
Методические приемы:
- словесный, наглядный, практический;
- активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
- прямая и наводящая формы воздействия;
- развитие мышления.
Оборудование: скрипка, фортепиано, пюпитр, 2 стула, нотные пособия.
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая:
- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память и интеллект;
- рациональная организация урока: включение игровых моментов, упражнения на расслабление мышц;
- чередование различных видов учебной деятельности (игра гаммы, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушанием музыки).
Предварительная подготовка:
- разучивание музыкальных произведений;
- работа над гаммой.
Репертуарный план урока:
- гамма Ре-мажор;
- Ш.Данкля. Интродукция и Рондо;
- Д. Кабалевский. Полька.
Ход и содержание урока.
Этапы урока ( время) | Действия преподавателя | Действия ученика |
1. Организационный этап (5 минут) | Создание доверительно-уважительной, эмоционально положительной обстановки. Настройка инструмента. Введение темы и цели урока. Чтение пояснительной записки. | Слушает преподавателя. Эмоционально настраивается на урок. |
2. Этап проверки части домашнего задания и закрепление навыков уже знакомых штрихов. (15 минут) | Ш. Данкля. «Интродукция и рондо». Обсуждение с ученицей формы произведения, характера исполнения, изменений в размере такта в разных частях, оттенков. Демонстрация на скрипке точного исполнения уже пройденных певучих штрихов: «легато», «деташе», «двойное деташе». Корректировка игры ученика. Контроль отработки штрихов на гамме. | Принимает участие в обсуждении произведения. Затем вместе с концертмейстером проигрывает его целиком, стараясь передать характер. Анализирует результат вместе с педагогом. Отрабатывает штрихи на гамме Ре-мажор. Затем повторно исполняет произведение целиком, добиваясь лучшего результата. |
3. Проверка оставшейся части домашнего задания, усвоение и закрепление новых знаний. (15 минут) | Д. Кабалевский. «Полька». Обсуждение характера произведения, темпа, ладотонального соотношения. Объяснение отрывистых штрихов: «мартле», «стаккато», «спиккато». Демонстрация их выполнения на инструменте. Контроль и корректировка исполнения этих штрихов ученицей на пустой струне, в гамме Ре-мажор, а также в эпизодах, взятых из текста пьесы. Обсуждение исполнения после повторного проигрывания. | Исполняет пьесу полностью. Вместе с педагогом анализирует результат исполнения. Под контролем педагога отрабатывает четкое исполнение штрихов на пустой струне, на гамме, а также некоторые места в тексте. Еще раз проигрывает пьесу целиком. Принимает участие в обсуждении. |
4. Этап информирования учащегося о домашнем задании. (5 минут) | Указание на необходимость работы над этими произведениями дома, не проигрывая их как в классе целиком, а отрабатывая каждый эпизод в разных темпах; на необходимость уделить особое внимание новому материалу – отрывистым штрихам. Объяснение важности отрабатывания четкого исполнения штрихов на пустой струне и на гамме. Запись домашнего задания. | Внимательно слушает педагога. |
III. Заключение.
Урок прошел продуктивно. Обучение проходило в живом, рабочем ритме. Ученица внимательно слушала объяснения, старалась качественно выполнять все указания учителя.
Доброжелательно-эмоциональная атмосфера способствовала успешному усвоению знаний. Образные примеры, исполнение педагогом на инструменте и совместное обсуждение помогали ученице осваивать новые приемы.
Поставленные задачи этого урока выполнены.