Ансамблевое музицирование как фактор мотивации к обучению игре на скрипке

Березина Людмила Вениаминовна

Как сказал Э.Пудовочкин, «профессиональным скрипачом стать очень трудно, но обучать на скрипке можно всех!.. Самое главное – это выбрать правильный путь, по которому педагог поведет ребенка в прекрасный мир звуков и красок», чтобы каждый ребенок мог найти «себе место по способностям» и приобщиться «к великим произведениям Баха, Вивальди, Генделя, Чайковского».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx32.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                    Березина Л.В.

                                                                                                    преподаватель ДШИ

                                                                                                    г.Нефтеюганск

                                   Ансамблевое музицирование

                  как фактор мотивации к обучению на скрипке.

Древнегреческий философ Пифагор сказал: «Только искусство делает человека человеком». В Концепции модернизации российского образования рекомендуется «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности».

В настоящее время актуальной становится проблема воспитания детей посредством музыкального искусства. Курс на модернизацию образования с целью воспитания духовно-нравственных ценностей у детей предполагает необходимость внедрения новых технологий в образовании. В связи с этим актуальными становятся вопросы современных подходов, форм и методов обучения и воспитания юных музыкантов.

Современная музыкальная педагогика уделяет все более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования. Совместное музицирование посредством исполнения  лучших образцов мировой музыкальной классики оказывает благоприятное воздействие на участников процесса исполнения и слушателей, прививая высокий музыкальный эстетический вкус и духовно обогащая их.

 Ансамблевое музицирование чрезвычайно актуально сегодня. Публичные выступления учащихся  на различных концертах, фестивалях и конкурсах оказывают благоприятное воздействие на возможность реализации способностей учащихся, создание ситуации успеха, мотивации и активизации их творческого потенциала, позволяют привлечь как можно большее число детей в классы скрипки. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащиеся начинают более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. Это положение особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них еще недостаточно развиты музыкально-технические навыки, необходимые для сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощных стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению.

В скрипичной педагогике идея широкой опоры на ансамблевую игру юных музыкантов принадлежит известному японскому педагогу Шиничи Сузуки, который положил принцип совместного музицирования начинающих скрипачей в основу своего «метода воспитания таланта». В нашей стране идею группового обучения детей на скрипке подхватили Э.В.Пудовочкин, С.О.Мильтонян, Г.С.Турчанинова и др.

Ансамлевое музицирование имеет ряд очевидных преимуществ. Личность не может формироваться целостно только на индивидуальных занятиях, ей нужно общение со своими сверстниками. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. В коллективе музыкант может полнее раскрыться, развить лучшие стороны своего дарования, проявить целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством. Как пишет Э.Пудовочкин «дети должны входить в музыку только через коллективные методы музицирования. Детям интереснее заниматься вместе, чем по отдельности. Дети от рождения коллективисты, а индивидуалистами их делают среда и воспитание».

Если в традиционной педагогике целью обучения являются инструментальные достоинства (состояние игрового аппарата, рук, техники), то в ансамблевом музицировании музыка и ремесло владения инструментом являются не целью, а средством. Конечной целью становится воспитание гармонически развитой личности ученика, реализация способностей и творческого потенциала.

Особенностью коллективов является то, что в них участвуют все учащиеся без  отбора. При этом для учащихся средних способностей игра в ансамбле становится единственной возможностью участвовать в концертном выступлении.

Представленный педагогический опыт опирается на определенный период работы в качестве преподавателя по классу скрипки и руководителя ансамблей скрипачей «Светлячки», «Концертино» и образцового художественного коллектива – ансамбля скрипачей   «Primavera».

Новые методические подходы в работе с ансамблем начинающих скрипачей позволяют сформировать младшую группу ансамбля, несмотря на их ограниченные музыкально-технические возможности. В младшем ансамбле уроки разбиты на блоки, каждый из которых посвящен определенному виду деятельности. Материал преподносится в игровой форме, что позволяет поддерживать интерес к предмету и к инструменту. Дети учатся слушать музыку, развивают музыкальный слух, ритм, координацию, память, знакомятся с музыкальными терминами, понятиями через звуковое восприятие, учатся выражать свои чувства, мысли, отношение к музыке, внутренне раскрепощаются.

Выбор форм и методов работы педагога с коллективом зависит от возраста участников ансамбля. В младшем ансамбле больше используется наглядно-слуховой метод и практический. Это живое исполнение педагога, прослушивание видеозаписей, дисков. Чтобы ребенок лучше почувствовал характер произведения, можно придумать инсценировку пьесы, продирижировать, спеть, прохлопать ритмический рисунок пьесы, станцевать. Все это сопровождается беседой, рассказом, пояснением, т.е. словесным методом. Также применяется метод диалога между инструментами. Каждый из участников ансамбля исполняет свой отрывок, дети слушают и оценивают.

С первых занятий дети учатся относиться к инструменту как к живому существу. «Скрипка похожа на человечка. Это твоя подруга. Посмотри, какая она красивая. И имя у нее очень красивое. Она пришла к нам из Италии. Зовут ее Виолино. Она очень любит, когда с ней обращаются по-доброму, бережно. Тогда она отвечает тем же. Она начинает красиво звучать, петь».

При знакомстве со струнами каждой струне соответственно ее тембра придумываютя образы: Ми – комарик, мышонок; Ля – лягушонок, девочки; Ре – репка, мальчики; Соль – папа, медведь, соленая соль.

При изучении песенок на открытых струнах в работе используются яркие картинки-карточки, которые дети изготавливают сами. Первые песенки – это близкие и понятные ребенку образы: Красная коровка, Барашеньки, Как у нашего кота, Петушок, Козочка. Дети рисуют этих животных или делают аппликации, педагог пишет ноты. Заниматься по таким ярким карточкам-картинкам намного интереснее, чем по черно-белым нотам.

Очень важно  на уроке использовать различные виды деятельности: пение, прохлопывание ритма с пением ритмослогов, проигрывание песенок на фортепиано, движение под музыку, инсценировку. В работе с малышами  используются игры, т.к. через движение ребенок быстрее прочувствует образ исполняемой песенки. Очень нравиться детям играть в игру «Барашеньки», «Скок, скок, поскок».

Увлекает также детей игра в «угадайку». Педагог играет песенки на открытых струнах, ребенок по ритмическому рисунку угадывает песенку. Затем они  меняются ролями: ребенок играет, педагог угадывает. За каждую угаданную песенку дается балл. Ребенок увлекается игрой и сам усложняет задание: неожиданно включает в игру песенку с левой рукой, которую он недавно стал изучать. Реакция педагога при этом всегда очень нравится ученику.

С нотами мы знакомимся с помощью стихотворения: «Учим ноты первой октавы» О.Геталовой.

Когда ученик освоил более сложный репертуар, можно поиграть в игру «Путешествие». Ребенок едет в гости к бабушке на каком-либо транспорте и по пути делает остановки. Например, остановка «Дядюшкина ферма». Исполняются песенки «Барашеньки», «Козочка», «Пастушок». Остановка «Птичий двор». Исполняются песенки «Петушок», «Прогоним курицу», «Цыплята». Следующая остановка «Лесная поляна». Исполняются песенки «Тигренок», «Прилетали три грача», «Лиса по лесу ходила», «Где же ты, кукушечка, бывала». Дети сами придумывают остановки и даже усложняют задание. Например, если едем на автобусе, то по пути можно встретить поезд. Исполняется песенка «Едет, едет паровоз». Или навстречу скачет лошадка. Звучит «Лошадка».

С первых уроков дети учатся слушать и анализировать музыкальное произведение. Определяют характер, лад (мажор, минор), динамику, находят повторы. Изучив интервалы, их смысловую значимость, можно передавать с их помощью настроение. Например: веселая терция (да, да), или грустная терция (нет, нет), веселая секунда (пау-пау-паучок), или грустная (мне больно, мой зубик сломался).

Важное внимание на  занятиях уделяется сохранению здоровья учащихся. Очень важно поддерживать эмоциональный уровень и темп занятия. Каждое мгновение урока должно быть насыщено ритмом, звучанием, переживанием. Игры, физкультминутки, смена видов деятельности способствуют развитию музыкального слуха, ритма, памяти, эмоциональности, музыкальности, сохранению активности, заинтересованности, позволяют не переутомлять детей и удерживать их внимание.

С самого начала занятий необходимо приобщить ребенка к творчеству: импровизации, транспонированию, сочинению. Педагог должен развивать художественное мышление ученика. Любую маленькую попевочку можно спеть или сыграть в разном характере, то ласково, то сердито, то мягко, то колюче. Учить транспонировать – сыграть песенку на разных струнах. Учить сочинять: ребенок приносит на урок игрушку (зайчика, собачку, кошечку) и рассказывает при помощи звуков об этой игрушке. Он может придумать историю. Фантазируя, ребенок развивает творческое воображение, эмоциональность, учится выразительно исполнять свои песенки. Педагог должен быть творческим человеком и иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных идей, с помощью которых можно научить ребенка играть на инструменте и заразить своим творчеством ученика.

Дети средних и старших классов имеют другие возрастные характеристики. Поэтому в работе упор делается уже на сознательную работу учащихся и требования усложняются.

В ансамбле средних классов (3-4классы) практикуется выполнение творческих заданий: транспонирование, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические и мелодические импровизации.

В старшем ансамбле играют учащиеся 5-7 классов. Учащиеся, имея опыт игры в ансамбле с раннего возраста, могут исполнять репертуар разной сложности. При распределении партий учитывается сложность голосов в каждом произведении. Как правило, более продвинутые дети играют не только в ансамбле, но и в дуэтах и трио. Для раскрытия содержания произведения рекомендуется изучать его всесторонне: определить жанровые признаки, мелодические, гармонические, ритмические обороты, модуляции, тембры, динамические оттенки, фактурные признаки, пропорции частей и многое другое. Чтобы понять произведение, надо знать, из чего оно сконструировано, из чего состоит, т.е. опираться на теорию. Ученик должен владеть понятиями и терминами из теории музыки. Но вместе с тем, для раскрытия образа исполняемого произведения, ученик должен владеть образно-смысловым словарным запасом, а также обладать ассоциативным мышлением. В классе есть словарь признаков характера звучания, к которому мы часто обращаемся.

Участие в коллективе и освоение программы требует от руководителя тщательного подбора репертуара, чтобы, выявляя природные данные каждого ребенка, находить им достойное место в исполняемых произведениях. Репертуар необходимо подбирать с учетом уровня способностей и подготовленности учащихся, а также с учетом развития их навыков в ансамблевой игре.

В младшей группе выбираются пьесы в удобных для исполнения тональностях, с простым ритмическим рисунком. Усложнение репертуара препятствует качественному освоению навыков ансамблевой игры, быстро утомляет детей.

В средних и старших классах следует выбирать репертуар разный по гармоническому и инструментальному колориту, включая пьесы в унисон, на несколько голосов и с участием других инструментов. Необходимо также включать в репертуар популярные произведения к традиционным праздничным концертам.

Подбирая репертуар по содержанию, учитываются возрастные интересы разных групп и включаются как классические произведения разных жанров, стилей, эпох, так и эстрадные и джазовые произведения.

Детское коллективное музицирование − это творческая деятельность, где переживания и чувства одного сочетаются с переживаниями и чувствами всего коллектива, объединяются одним художественно-этическим направлением, единым стремлением к художественному, эстетическому, нравственному и творческому совершенству.

Одним из важных качеств, присущих совместному музицированию как организации музыкальной среды, является способность оказывать адаптационное и реабилитационное воздействие на исполнителей и слушателей.

Выступая на сцене, перед любой возрастной аудиторией ученик получает эмоциональное и этическое развитие – он артист. Он должен быть опрятным, элегантным, уметь держать себя на сцене, справляться с волнением, показать слушателю свой исполнительский уровень, преподносить себя с достоинством. Учащиеся класса часто выступают в общеобразовательной школе на школьных концертах, принимают участие в конкурсах, они чувствуют поддержку со стороны одноклассников, классных руководителей, а это мотивация к привлечению ученика к активной концертной деятельности.

Сочетание всех проявлений инновационной деятельности руководителя художественного коллектива направлено на обеспечение доступности обучения, а также на раскрытие способностей учащихся, развитие личности ученика, повышение познавательной, социальной активности и мобильности, создание мотивации успеха в процессе обучения. Общепедагогическая функция ансамблевого музицирования заключается в том, что ансамбль является центром притяжения юных скрипачей в скрипичном классе. Как сказал Э.Пудовочкин, «профессиональным скрипачом стать очень трудно, но обучать на скрипке можно всех!.. Самое главное – это выбрать правильный путь, по которому педагог поведет ребенка в прекрасный мир звуков и красок», чтобы каждый ребенок мог найти «себе место по способностям» и приобщиться «к великим произведениям Баха, Вивальди, Генделя, Чайковского».

Список литературы:

  1. Как учить на скрипке в музыкальной школе. Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М.: Издательский дом «Классика-XI»
  2. Мильтонян С. Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь, 1996
  3. Пудовочкин Э. Скрипка раньше букваря. СПб.: «Композитор», 2005
  4. Драгайцева Д. – Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения. М., 2005
  5. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. М., 1991
  6. Брыкалова О.Г. Гуманизация образования средствами музыкального искусства: региональный аспект. KANT (2012)