Березина Людмила Вениаминовна

Березина Людмила Вениаминовна

сайт преподавателя по классу скрипки Детской школы искусств г.Нефтеюганска

"Делать свою работу честно!"

Профессия: преподаватель по классу скрипки

Профессиональные интересы: Руководитель камерного оркестра, ансамбля скрипачей "Primavera" и "Светлячки"

Увлечения: Дети, музыка

Страна: Россия

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: г.Нефтеюганск

Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств"

Код для вставки ссылки на мой сайт на другие сайты:
Мой <a href = "https://nsportal.ru/lyudmila-veniaminovna-berezina" > сайт преподавателя по классу скрипки Детской школы искусств г.Нефтеюганска</a>
«Таланты создавать нельзя, надо создавать среду для развития талантов...»
Г.Нейгауз

Каждый человек рожден для какой-нибудь профессии. Я музыкант, педагог. Я очень люблю свою профессию. Она связана с детьми. Обучение и воспитание неразделимы друг от друга. Каждый учитель-это воспитатель. Через наши руки проходят детские души. И дай нам бог не испортить их, а сделать полезными обществу. Как сказал Д.Локк "От правильного воспитания детей завасит благосостояние всего народа" . В музыкальной педагогике я нашла применение своим способностям, данным мне богом. 

О себе

       Березина Людмила Вениаминовна 1959г.р., образование высшее, Астраханская государственная консерватория, кафедра струнных инструментов (1986г.), стаж работы 34 года. С 2000г.-  заведующая музыкальным отделением ДШИ «№2, в настоящее время – заведующая отделением струнных инструментов ДШИ.

       Л.В.Березина – преподаватель высшей квалификационной категории, учащиеся класса неоднократно становились лауреатами и дипломантами региональных, окружных, Всероссийских и Международных конкурсов; 3 учащихся за высокие достижения в учебной и конкурсной деятельности награждены дипломами лауреатов Премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом президента РФ; 6 учащихся награждены премиями Департамента культуры и искусства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, 4 выпускника продолжают профессиональное обучение.

       По приглашению Департамента культуры и искусства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры ансамбль скрипачей «Primavera» неоднократно принимал участие в концертах, посвящённых юбилейным датам округа (75, 76 и 78-летие округа, Большой сводный концерт симфонического музицирования маэстро Ю.Темирканова). Ансамбли скрипачей «Светлячки»  и «Primavera», камерный оркестр ДШИ, руководителем которых является Л.В.Березина - постоянные участники школьных и городских концертов (открытие окружной выставки «Югра художественная», «День учителя», окружной конкурс по технологии, «Учитель года», Международный День матери, Пасхальные концерты, Рождественские чтения, Рождественские концерты, открытие Года культуры в Нефтеюганске, «Бал выпускника», Всероссийская акция «Ночь искусств», «Поэма – действо «Ода Нефтеюганску»). Камерный оркестр принял участие в III Открытом городском фестивале хорового искуства "Композитор и хор". Березина Л.В. была отмечена благодарственным письмом Комитета культуры и туризма Администрации города Нефтеюганска за высокий профессионализм в работе над ораторией В.Плешака "Сотворение мира" в качестве руководителя сводного оркестра.  

     С 2002г. учащиеся класса Березиной Л.В. – активные участники Международных творческих школы в Ханты – Мансийске, в  Москве, в Суздале, в Сургуте в рамках программ «Мир через культуру», «Новые имена», «Новые имена Югры».

       За активную творческую и конкурсную деятельность ансамбль скрипачей «Primavera» удостоен премии «Успех года» в области культуры и искусства Департамента по социальным  вопросам г. Нефтеюганска. В 2009г. ансамблю скрипачей «Primavera» присвоено звание «Образцовый художественный коллектив», в 2013г. ансамбль вновь подтвердил это звание.

       За высокий профессионализм и активную творческую деятельность Л.В.Березина награждена Почётными грамотами городского Отдела культуры, Департамента по социальным вопросам г.Нефтеюганска, Главы города, Департамента культуры и искусства  Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, Департамента образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, премией Главы города «Созидание» в номинации «Лучший педагог дополнительного образования детей», Премией губернатора Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в номинации «Лучший педагог образовательного учреждения», знаком "За заслуги перед городом Нефтеюганском", свидетельство о занесении на ДОСКУ ПОЧЕТА города Нефтеюганска.                                                      

        

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Это, прежде всего, православная литература, которая сеет семена добра, истины, красоты, любви, веры.

Из русских писателей:

 А.С.Пушкин "Евгений Онегин", "Кавказский пленник", "Метель", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка", "Капитанская дочка"; Б.Н.Полевой "Повесть о настоящем человеке"; А.И.Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ", "Матренин двор"; Л.Н.Толстой "Война и мир", "Анна Каренина";  И.С.Тургенев. "Му-му"; М.А..Шолохов "Тихий Дон", "Судьба человека"; В.М.Шукшин "Калина красная".

 

 

Мой взгляд на мир

В жизни нужно стремиться к лучшему. Постоянно пополнять и совершенствовать свои знания. Не сидеть, сложа руки, а творить, создавать. Как сказал Аристотель, чтобы научиться играть на арфе, нужно играть на арфе. Заниматься тем, что интересно, что любишь.

 Творческое наследие педагога  –  это мысли, опыт, знания, талант, воплощенный в его учениках. Каждый штрих педагога ложится на живую, трепетную душу ребенка. Через руки педагога проходит тысяча судеб.  То, что мы сумеем заложить в душу ребенка, останется с ним на всю жизнь. На педагога ложится величайшая ответственность  за своих учеников. 

Мои достижения

  

        РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

          В настоящее время обучение на скрипке имеет свои сложности. Дети загружены в общеобразовательной школе. Очень много времени отнимает компьютер. Обучение на скрипке требует усидчивости, ежедневных занятий. И педагогу необходимо так заинтересовать ребенка, чтобы он мог пожертвовать любимыми компьютерными играми ради ежедневных тренировок на инструменте. Не секрет, что школа в последнее время сталкивается также с психологическими трудностями у детей, у некоторых из них есть проблемы в нервно-двигательной сфере. Не все дети могут играть сольно. Особенно это актуально для учащихся младших классов, у которых еще недостаточно развиты музыкально-технические навыки, необходимые для сольного музицирования.       В ДШИ значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю и оркестру. Многие выдающиеся педагоги (среди них Л.С.Ауэр, П.С.Столярский) считали своим профессиональным долгом не только вести занятия в индивидуальном классе, но и воспитывать скрипачей, посредством ансамблевого и оркестрового музицирования. Методики Э.В.Пудовочкина, С.О.Мильтоняна ведут начинающего скрипача через ансамблевую игру.

Коллективное  музицирование дает возможность комплексногоразвития музыкальных способностей учащихся. Особенностью коллективов является то, что в них участвуют все дети без отбора. Привнесение в обучение игровой технологии, подбор репертуара, более необычного, оригинального, понятного и увлекательного, исходя из увлечений, мироощущений и представлений современных детей, оказывает положительное влияние на ребенка, позволяет поддерживать интерес к предмету и к инструменту. Дети учатся слушать музыку, развивают музыкальный слух, ритм, координацию, память, знакомятся с музыкальными терминами, понятиями через звуковое восприятие, учатся выражать свои чувства, мысли, отношение к музыке, внутренне раскрепощаются.

         В ансамбле более слабому ученику можно поручить играть ведущую партию – довольно часто она бывают легче и для исполнения и для восприятия учеником. Маленький скрипач, хорошо знающий свою партию, старается растворить ее в общей гармонии, становится более музыкальным, более сильным, окрепшим в моторном плане. Он учится играть чисто – как другие, распределять смычок – как другие. У него вырабатывается чувство ансамбля. Он все лучше и лучше приспосабливается к инструменту, больше в себя верит. Постепенно, благодаря игре в ансамбле, дети выравниваются и начинают взаимно дополнять друг друга как во время игры, так и во время отдыха.

В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Во время совместной творческой деятельности участники ансамбля лучше узнают друг друга, каждый учащийся проявляет интерес друг к другу в плане творческого развития, т.к. участие в концертах, конкурсах и других мероприятиях  стимулирует на больший исполнительский, эстетический и духовный рост.

         В процессе коллективного музицирования совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, формируются и развиваются его музыкальные и общие способности (выдержка, настойчивость, целеустремленность, воля, внимание, мышление, аналитические способности).

Ансамбль является прекрасной школой для начинающих скрипачей, где юные дарования приобщаются к исполнительской практике. Учащиеся, свободно владеющие навыками ансамблевой игры, получают удовлетворение от собственного творчества, стремятся выступать на сцене, реализуют свой творческий потенциал. Испытав радость от успешных выступлений в ансамбле, маленькие музыканты начинают более комфортно чувствовать себя и в индивидуальном исполнительстве. Игра в ансамбле вселяет веру в собственные силы, поддерживает робких учеников, помогает быстрее и ярче раскрыться таланту.

         Играя в ансамбле, учащиеся знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой кругозор, приобретают навыки совместного исполнения, необходимые им впоследствии для участия в любительских музыкальных коллективах.

          Многие выпускники класса, закончившие школу в разные годы, продолжают играть в ансамбле. Это происходит благодаря сформированному за годы обучения интересу к ансамблевому музицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложившемся коллективе.  Ансамбль дает необходимые знания, умения и навыки, способность применять их в изменяющихся условиях, трансформировать, приобретать новые на основе имеющихся, развивать их на протяжении всей жизни.  Для выпускников, продолжающих обучение в учебных заведениях, не связанных с музыкой, участие в концертах в составе ансамбля скрипачей становится значимым, поскольку появляется возможность реализовать творческие способности.

          Коллективное музицирование в ДШИ обеспечивает  формирование личности ребенка, способного к творческому мышлению, индивидуальной и совместной творческой деятельности на основе сохранения и развития лучших отечественных традиций художественного образования и достижений мировой культуры. Далеко не все дети, которые учатся играть на инструменте, выберут музыку, скрипку своей профессией. Но, говоря словами Г.Нейгауза, «каждого ученика необходимо ввести в область духовной жизни, нравственных начал», в область культуры. Приобщение к миру высокохудожественных музыкальных произведений через собственное исполнительство – это более действенный способ стать причастным к великому миру искусства, прошедшему через столетия и  выдержавшему проверку временем.

Список литературы:

  1. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб.: «Лань», 2000. – 256 с.
  2. Мильтонян С. Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь, 1996. – 175 с.

                                                                                           

Моё портфолио

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»

                                                                                                                                          Плутарх

            На струнном отделении в настоящее время работает 3 педагога, обучается 38 учащихся. Дети все разного уровня музыкальных способностей, личностных запросов, интеллектуального уровня, эмоционального склада, различных психологических особенностей. Чтобы выстроить правильную линию поведения, педагог должен знать индивидуальные особенности ученика: характер, темперамент, склонности, обстановку в семье. Необходим постоянный контакт педагога с родителями учеников. Вместе с детьми и родителями мы преодолеваем трудности в освоении такого сложного для начального обучения инструмента как скрипка и добиваемся высоких результатов.

            Учащиеся отделения неоднократно становились лауреатами и дипломантами региональных, окружных, Всероссийских и Международных конкурсов. 3 учащихся за высокие достижения в учебной и конкурсной деятельности награждены дипломами лауреатов Премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом президента РФ; 6 учащихся награждены премиями Департамента культуры и искусства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, 4 выпускника продолжают профессиональное обучение.

            Высокую силу воздействия в воспитании учащихся имеет ансамбль скрипачей. Сила коллектива активно сказывается через соревнование, критику, оценку достижений учащихся своими сверстниками. Кроме того, многие ценные качества легче привить учащимся через работу в коллективе: воспитание внимания, воли, дисциплины, умение владеть собой, добиваться общей цели. В коллективе дети заботятся друг о друге, в трудные минуты сочувствуют друг другу, вместе радуются успехам, вместе отмечают праздники. Поступившие в первый класс не остаются без внимания. Для них мы устраиваем праздники «Посвящение в музыканты», «Праздник первой нотки». «Новый год» – это наш общий семейный праздник, в котором принимают участие и родители. Вместе мы посещаем концерты и другие мероприятия как школьные, так и городские.

Ансамбли скрипачей «Светлячки» и «Primavera» - постоянные участники городских концертов (открытие окружной выставки «Югра художественная», «День учителя», окружной конкурс по технологии, «Учитель года», 8 марта, «Дягилевские сезоны вНефтеюганске»,  Пасхальные концерты, Рождественские чтения, Рождественские концерты, открытие Года культуры в Нефтеюганске и др.). Тесную связь мы поддерживаем с общеобразовательными школами, с детскими садами.

             С 2002г. учащиеся струнного отделения – активные участники Международных творческих школы в Ханты – Мансийске, в  Москве, в Суздале, в Сургуте в рамках программ «Мир через культуру», «Новые имена», «Новые имена Югры».

       За активную творческую и конкурсную деятельность ансамбль скрипачей «Primavera» удостоен премии «Успех года» в области культуры и искусства Департамента по социальным  вопросам г. Нефтеюганска. В 2009г. ансамблю скрипачей «Primavera» присвоено звание «Образцовый художественный коллектив», в 2013г. ансамбль вновь подтвердил это звание.

В школе искусств дети развиваются всесторонне. Большое влияние на учащихся оказывает общение с детьми других отделений, посещение школьных выставок изобразительного отделения, спектаклей театрального отделения, танцевальных постановок хореографического отделения. Воспитание посредством искусства позволяет выявить эстетическое начало не только в художественной деятельности, но обостряет эстетическую восприимчивость ко всему миру эстетических ценностей. Полученные впечатления, общение детей друг с другом обогащают внутренний мир детей.

            В общеобразовательной школе наши дети вносят заметный вклад во внеклассные и внешкольные мероприятия. Не все дети в будущем станут музыкантами, но то, что они получат в школе искусств, пройдет с ними через всю жизнь. Конечно, режим дня наших учеников весьма напряженный. Но жизнь детей интересна и разнообразна, и это помогает не только успешно придерживаться режима, но и преодолевать физическую и нервную нагрузку. Дети приобщаются к искусству, им не чуждо увлечение спортом (плаванием, гимнастикой, футболом). Наши дети умеют распределять свободное время. Дети, обучающиеся только в общеобразовательной школе, вроде бы и загружены меньше, но устают больше и успевают меньше, т.к. свободное время они убивают сидя за компьютером. Их жизнь гораздо беднее. Они меньше успевают услышать, увидеть, узнать, чем их вдвое больше загруженные сверстники.

            Примеры детей, обучающихся в ДШИ, показывают, что музыка, искусство вообще, существенно влияет на улучшение успеваемости в общеобразовательной школе. Большинство наших учащихся в обеих школах учатся хорошо или даже отлично.

            Совершенно очевидно, что в наше время необходимо более эффективно использовать возможности искусства в воспитании нравственности подрастающего поколения. Такое воспитание особенно необходимо в детском возрасте, когда все средства воспитательного воздействия направлены на создание прочной основы личности. «Без зачатков положительного и прекрасного, -  писал Ф.Д.Достоевский,- нельзя выходить человеку из детства…, нельзя пускать поколение в путь».

 

Добавить грамоту в портфолио