Открытый урок "О чем расскажет скрипка..."

Березина Людмила Вениаминовна

Дети в душе коллективисты. Ансамбль – это благодатная почва для музыкального и технического развития  маленьких скрипачей. Этому способствует дух соревновательности и подражательства, присущий детям. Как и в любом деле, встречаются трудности в освоении  такого сложного для начального обучения инструмента как скрипка. Ребенок приходит в музыкальную школу или в школу искусств с желанием взять скрипку и сразу же начинать играть. Он не понимает насколько это сложно и требуется время, и немалое, пока будет что-то получаться. Встретившись с первыми трудностями, он не стремится их преодолеть, а разочаровывается, отчаивается, начинает скучать на уроках, а то и вовсе пропускать их. Педагогу очень важно не пропустить этот момент. Совсем не выход – махнуть рукой на такого ученика, а найти особый подход, попытаться увлечь ребенка. Важен  индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенку.  

         Мы знаем, что далеко не все дети, которые учатся играть на инструменте, выберут музыку, скрипку своей профессией. Но, говоря словами Г.Нейгауза, «каждого ученика необходимо ввести в область духовной жизни, нравственных начал», в область культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_o_chem_rasskazhet.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Березина Людмила Вениаминовна, преподаватель по классу скрипки

Открытый урок

Тема урока:  «О чем расскажет скрипка…»

Групповое занятие в классе скрипки с учащимися первого класса.

Цель: Заинтересовать и вовлечь детей в музыкальную деятельность, способствовать развитию музыкального мышления.

Задачи:

Образовательные:

  • обогащение словарного запаса детей новыми музыкальными терминами;
  • закрепление понятий «мажор», «минор»;
  • формирование навыков применения средств музыкальной выразительности в ансамблевом музицировании и в импровизации.

Развивающие:

  • развитие воображение, образного мышления, навыков сочинительства на инструменте;
  • развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству;
  • формирование и развитие художественно-эстетического вкуса.

Воспитательные:

  • воспитание у обучающихся внимания, умения слушать друг друга в ансамбле; 
  • раскрытие индивидуальности обучающегося, его внутреннего мира;
  • создание условий для устойчивого интереса к занятиям музыкой.

Тип урока: комбинированный урок

Методы:

  • словесный (беседа, диалог, объяснение);
  • игровые методы;
  • репродуктивный метод (применение полученных знаний, умений и навыков на практике);
  • практический метод (выступление перед обучающимися и гостями);
  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности.

Оборудование:

  • музыкальные инструменты (скрипка, фортепиано);
  • нотная литература;
  • дидактический материал (карточки);
  • наглядный материал - любимые игрушки детей, сборник стихов Агнии Барто.

Репертуарный план урока:

  1. Е.Поплянова. «Пора начать урок»
  2. «Прозвенел звонок»
  3. «Здравствуйте, ребята»
  4. Гамма Ре мажор
  5. Гамма ре минор
  6. Е.Поплянова. «Песенка про двух утят»
  7. А.Филиппенко. «На мосточке»
  8.  Г.Эрнесакс «Паровоз»
  9.  Русская народная песня «Серенький козлик»
  10.  Муз. О.Юдахиной, слова В.Татаринова «Слон и скрипочка».

Структура урока:

  1. Организационный момент (музыкальное приветствие).
  2. Основная часть.
  3. Итог урока. Домашнее задание.
  4. Музыкальное прощание.
  5. Самоанализ.

Ход урока:

1. Начало урока Е.Поплянова. «Пора начать урок»,

   музыкальное приветствие:  «Прозвенел звонок», «Здравствуйте, ребята».

2. Сообщение темы урока «О чем расскажет скрипка…».

Блок 1. (О хорошем и грустном настроении)

У. – О чем может рассказать скрипка?

Д. – (ответы детей).

У. – А может рассказать скрипка о нашем настроении?

Д. – (ответы детей).

У. – С каким настроение вы пришли сегодня на урок?

Д. – (ответы детей).

У. – У кого сегодня хорошее настроение (мажорное)?

Д. – (ответы детей).

У. – Давайте не будем сегодня грустить, а то наши гости загрустят вместе с нами. Давайте все вместе сыграем гамму Ре мажор. Что такое мажор?

Д. – Это – когда радостно на душе.

У. – Кто мне скажет, какие нотки нам помогут создать хорошее настроение?

Д.  – Это диезы – фа и до.

Играют гамму Ре мажор.

У. – А ре минор – это трудная гамма? Чем она отличается от гаммы Ре мажор?

Д. – Она грустная.

У. – Верно. В ре миноре есть две нотки, которым очень грустно. Это ноты фа и си бемоль. Кто сможет сыграть гамму ре минор?

Исполняют гамму ре минор (по желанию).

У. – Вот видите, скрипка нам рассказала с вашей помощью о хорошем и грустном настроении. Чтобы лучше услышать отличие мажора от минора, мы с вами споем «Песенку про двух утят» Е.Попляновой.

Блок 2.(Создание музыкального образа в ансамблевом музицировании)

 У. – Скрипка может передавать настроения – веселое и грустное. А может ли скрипка нарисовать картину?

Д. – Да, может. Только это будет музыкальная картина.

У. – Совершенно верно. Давайте мы с вами нарисуем музыкальную картину про волка, который лежит на мосточке и не пускает детей за грибами.

Играют «На мосточке».

У. – Какую картину вы еще хотели бы нарисовать?

Исполняют песенки по желанию («Паровоз», «Серенький козлик», «Веселый поезд») и др.

Блок 3. (Импровизация)

У. – По моей просьбе вы принесли на урок любимые игрушки. Расскажите нам о них с помощью ваших скрипок.

Свободная импровизация детей с применением штрихов для передачи характера выбранной игрушки (деташе, легато, мартле, стаккато).

Блок 4. (Я - композитор)

У. - А теперь скрипочка нам расскажет про ваши сочинения на стихи Агнии Барто. Я знаю, каждый из вас сочинил свою музыку на понравившееся стихотворение Агнии Барто. Кто самый смелый?

Дети читают стихи Агнии Барто и исполняют свои сочинения.

3. У. – Интересные получились у вас песенки. Не хуже В.Якубовской. Я думаю, что их надо записать. Этим вы займетесь дома. Это будет ваше домашнее задание. Постарайтесь правильно определить размер и с какой доли начинается песенка – с сильной или со слабой.

4. На прощанье мы с вами споем песенку про скрипочку. Муз. О.Юдахиной, слова В.Татаринова «Слон и скрипочка».

5. Самоанализ урока.

Урок проведен с обучающимися первого года бучения, овладевшими первоначальными навыками игры на инструменте. Смена видов деятельности, включение в игру вдохновляет ребят, развивает образное мышление, эмоциональную сферу. Поскольку все учащиеся были начинающими, легче было проводить уроки по освоению начальных игровых навыков в группе по несколько человек. Урок разбит на блоки, каждый из которых посвящен определенному виду деятельности. Материал преподносится в игровой форме, что позволяет поддерживать интерес к предмету и к инструменту. Дети учатся слушать музыку, развивают музыкальный слух, ритм, координацию, память, знакомятся с музыкальными терминами, понятиями через звуковое восприятие, учатся выражать свои чувства, мысли, отношение к музыке, внутренне раскрепощаются. На уроке большое внимание уделяется пению.

Известно, что только культура формирует среду, в которой человек становится добрее, чище, благороднее. Игровое общение требует от педагога артистизма, духовной тонкости и искренней заинтересованности в творческом процессе. Такая позиция педагога позволяет каждому ребенку наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал в процессе занятия.

Важное значение для успешности урока имеет подбор репертуара. Произведения были подобраны с учетом уровня способностей и подготовленности учащихся, а также с учетом развития их навыков в ансамблевой игре в удобных для исполнения тональностях, с простым ритмическим рисунком. Усложнение репертуара препятствует качественному освоению навыков ансамблевой игры, быстро утомляет детей.

Эффективность урока:

Соединение образовательных, развивающих и воспитательных задач способствует выполнению цели урока – заинтересовать и вовлечь детей в музыкальную деятельность, способствовать развитию музыкального мышления.

Обогащение словарного запаса новыми музыкальными терминами, развитие эмоционального мира детей проходило без особых усилий в творческой игровой атмосфере. Коллективная форма обучения интенсивно развивает возможности учащихся, пробуждает внутренние стимулы. Исполняя музыку в ансамбле, ребенок постигает художественный смысл исполняемых произведений, сопереживает чувствам, выраженным в музыке, через музыкальные образы познает «прекрасное» в окружающей действительности. Дети получили радость от задания рассказать о любимых игрушках с помощью скрипок, активно включились в живой процесс созидания и без волнения и страха выполнили творческое задание педагога, продемонстрировав гостям свои сочинения на стихи Агнии Барто. Наблюдая, оценивая и  сравнивая игру своих товарищей, дети получили опыт осмысленного применения скрипичных штрихов как средств музыкальной выразительности для создания музыкального образа, умение применять полученные знания в практической деятельности.

 Предоставление свободы выбора при выполнении творческих заданий можно рассматривать как опыт продуктивного метода повышения мотивации к обучению на музыкальном инструменте

Таким образом, цель и задачи данного урока выполнены. Воспитание музыкой через собственное исполнение – это процесс самовыражения, высвобождения самых лучших душевных качеств и позитивных эмоций, воспитание культуры. В ходе урока активность обучающихся стимулировалась возможностью  ощутить себя в роли композиторов.