Методическая работа

Березина Людмила Вениаминовна

"Формирование навыка чтения нот с листа в классе скрипки"

         Формирование навыка чтения с листа – важнейший элемент педагогического процесса. Занятия чтением с листа  развивают музыкальное мышление, помогают вырабатывать профессиональные навыки. Однако в школах данному виду музыкальной деятельности уделяется мало внимания.

Чтение нот с листа – сложный процесс для юного музыканта. Нужна предельная концентрация внимания, чтобы зрительно охватить текст и извлечь максимальную информацию о данном произведении. Чтение с листа на раннем этапе можно сравнить с навыками узнавания букв, проговаривания слогов, а затем слов и предложений. Также, как в общеобразовательной школе развивают навыки быстрого чтения, в школе искусств необходимо развивать навык чтения с листа нотного текста.

         В.Ю.Григорьев выделяет три этапа процесса чтения с листа – опознавание текста, образование слуходвигательных представлений, непосредственное воплощение музыки.

         Первый этап – опознавание текста глазами, зрительный охват. При виде незнакомого текста у ребенка появляется страх. Чтобы преодолеть эту неуверенность, необходимо выявить составляющие нотного текста, провести анализ музыкального произведения.  Во-первых, прочитать название музыкального произведения и определить размер, из которых можно определить жанр произведения, характер. Второе, имя композитора – это эпоха, стиль, а значит и соответствующие штрихи. Третье, выявление тонального плана произведения. Важнейшие элементы – ритм, группировка длительностей, членение фразы. Необходимо просчитать, дирижируя в указанном размере, начало произведения.

         Второй этап – образование слуходвигательных представлений. Для этого попытаться внутренним голосом спеть фразу или отрывок, в уме проиграть текст, слегка шевеля пальцами, без инструмента.

         Третий этап – непосредственное исполнение музыки, во время которого необходимо полностью включиться в возникающий образ и передать характер и настроение произведения.

         В.Ю.Григорьев советует придерживаться темпа, близкого к авторскому, так как быстрый темп мобилизует внимание, включает резервные возможности психики. Очень важно чувствовать пульсацию музыки, ее дыхание.

         Для успешного овладения навыком чтения с листа необходимо полноценное ритмическое воспитание начинающего скрипача. Е. Назайкинский пишет: «Если у человека нет двигательных навыков, характеризующихся высоким темпом, при котором каждая отдельная ритмическая единица действия ещё подвластна его контролю, то он не может активно воспринимать такой ритм». Исследования психологов показали, ритмизирование наиболее благоприятно при скорости от 100 до 200 ударов в минуту. Наивысшим пределом скорости движения для ритмического переживания является 500 ударов, наименьшим – 30 ударов в минуту. Следовательно, для подлинного ритмического переживания легче всего укладываются произведения среднего темпа, а быстрое и медленное движение представляет большую трудность для восприятия. В этом сложность обучения начинающих музыкантов ритму, так как они все играют сначала в медленном темпе.

         Ритмичному исполнению незнакомого произведения помогает правильное распределение смычка. Если в тексте половинные ноты и четверти, то половинные ноты играем на весь смычок, четверти – на полсмычка. Если в тексте четверти и восьмые – распределение смычка соответственно предыдущему варианту. Раздельные шестнадцатые ноты играем коротким смычком, 4 слигованные ноты – как четвертную ноту – на весь смычок.

         Всегда необходимо учитывать скорость ведения смычка.

Трудности возникают, когда идет смена ритма, штрихов, появляются знаки альтерации, пассажи, хроматизмы. Для этого юный скрипач должен постоянно наращивать свою технику, чтобы с легкостью преодолевать все встречающиеся сложности в нотном тексте.

         Для развития зрительной памяти предлагается использовать «бегунок». Педагог закрывает нотный текст сначала по половине такта, затем по такту. Ученик доигрывает текст.

         Можно использовать следующую игру: педагог раскладывает перед учеником карточки с фрагментами музыкальных произведений, которые он исполняет. Ученик должен взглядом охватить все карточки и выбрать соответствующую прозвучавшему фрагменту карточку.

         Для развития навыков чтения с листа очень полезно сольфеджирование исполняемых мелодий. При этом задействована цепочка – «вижу-слышу-пою».

         Хорошо развивает навык чтения с листа игра в ансамбле и в оркестре, где ребенок чувствует себя комфортно, так как снимается психологический груз ответственности. Если ребенок не сыграл какую-либо ноту, то ее сыграет другой исполнитель.

         Большую пользу для выработки навыка чтения с листа дает разбор текста с аккомпанементом. Ученику приходиться мобилизоваться, концентрировать свое внимание, смотреть вперед, готовить заранее пальцы, чтобы не останавливать течение музыки.

         Развитие навыков чтения с листа должно осуществляться планомерно на уроках по специальности и в процессе домашних занятий. Для чтения с листа рекомендуется давать учащимся произведения преимущественно в умеренных темпах в несложных тональностях. Следует выбирать такие произведения, которые по своему содержанию, фактуре, выразительности были бы доступными ученику, вызывали у него интерес к работе и стремление активно и самостоятельно знакомиться с музыкальной литературой.

Список литературы

1. Григорьев, В.Ю. Чтение с листа. / В.Ю.Григорьев. Методика обучения игре на скрипке. Классика-XXI,  М., 2006. С. 239-245.

 2. Берлянчик, М.М. Основы воспитания начинающего скрипача. М.М.Берлянчик. -  С.Пб., 2000. С. 256.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Современные скрипичные методики39.92 КБ

Предварительный просмотр:

        Современное общество требует новых подходов к начальному музыкальному образованию. Устаревшие образовательные программы, учебные пособия не соответствуют требованиями нового времени. В 20 веке появилось множество методик, педагогических инноваций в обучении детей игре на скрипке,  направленных на раскрытие творческого потенциала учащихся, поиск эффективных подходов и методов образования.

        В Одессе впервые был применен опыт раннего развития музыкально-исполнительских способностей детей. Начал эту работу ученик Ауэра Э. Млынарский, а продолжил уже в ХХ в. его ученик П.С.Столярский. Школу Столярского называли «фабрикой талантов». В ней одновременно занимались 80 – 90 детей разного возраста начиная с трех – четырех лет. Несмотря на такое количество учеников, Столярский занимался необычайно интенсивно, иногда по два-три раза в день, проводя с учениками все свободное время. Занятия Столярского ничем не напоминали столь распространенное в традиционной скрипичной педагогике «натаскивание»; это было своеобразное «погружение» ученика в музыку. Столярский тонко и безошибочно умел подбирать ученикам репертуар, стимулирующий их развитие, а также умел прививать ученикам страсть к труду, многочасовой каждодневной работе, без чего немыслимы какие-либо успехи в игре на скрипке. Для этого им применялись разные приемы: создание игровой атмосферы, стимулирование духа соревнования, игра в унисоне и различных ансамблях, что, помимо формирования важных профессиональных качеств, также вызывало повышенный интерес у детей. Особо следует отметить то внимание, которое Столярский уделял воспитанию у учеников чувства эстрады. С самых ранних лет его ученики привыкали выступать на сцене как соло, так и в ансамблях, и в оркестре. Умелая психологическая поддержка педагога позволяла им не бояться публичных выступлений. Это качество, безусловно, помогало им при участии в труднейших конкурсах.

Самым известным учеником П.С. Столярского является Д.Ф. Ойстрах (1908–1974) – великий скрипач, выдающийся дирижер и педагог. 

        Особого внимания заслуживает концепция и философия раннего музыкального развития Судзуки «Взращенные с любовью».

        Цель музыкального воспитания автор видит не в воспитании профессиональных музыкантов-исполнителей, а во влиянии на формирование личности ребенка на основе любви и уважения.

        Главный принцип метода Судзуки: «музыкальность – не врожденный талант, а способность, которая, как и любая другая, может быть развита». Овладение игрой на инструменте не начинается до тех пор, пока сам ребенок не захочет этого так, что его невозможно будет удержать. Именно в формировании подобного желания и заключается педагогическая инновация метода Судзуки.

        С первых уроков ученики начинают осваивать технику ведения смычка, параллельно с техникой левой руки. Автор методики считает, что тренировка техники рук по отдельности не дает должного результата. А для лучшего ориентирования левой руки, на ранних этапах обучения гриф временно разлиновывают полосками, соответствующими положению пальцев на струнах.

Ш.Сузуки предлагает использование метода «материнского языка», который реализуется посредством обеспечения следующих условий:

- Соответствующей окружающей среды.

- Обучение ребенка путем постоянного повторения.

- Успехи благодаря ежедневной практике.

        Известно, что детей советуют учить читать в тот момент, когда они в достаточной степени развили языковые навыки. Так и в методе Судзуки очень большое внимание уделяется донотному периоду обучения: в это время ребенок стремится овладеть правильной постановкой рук, точной интонацией, красивым звучанием и целостностью музыкальных фраз.

В Москве в 2014 году открылась школа Судзуки. Занятия проводятся 2 раза в неделю: 1 занятие индивидуальное, 2 занятие групповое. Все ученики школы обучаются на основе одного музыкального материала, причем повторение изученных ранее произведений является обязательным, что и создает условия для групповых занятий, где дети играют в унисон. На таких уроках используются различные варианты изучения сложных мест, проигрывания по слуху мелодичных диктантов: аналогично эхо, когда ученик повторяет за учителем, или вся группа повторяет материал, который изучается, или один начинает, а следующий продолжает. Дух соревнования, постоянное сравнение себя с другими увеличивает интерес к занятиям. Так же большая роль в данной системе отводится родителям, которые ведут записи на уроках и следят за домашними занятиями ребенка, которые должны составлять от 15 до 30 минут в день в зависимости от возраста.

        В отличие от методики Судзуки, где родители активно участвуют в обучении ребенка, П.Ролланд не считает это обязательным и оставляет выбор за самими родителями, однако считает, что они обязательно должны поддерживать ребенка.

        Методика Судзуки не подразумевает читку с листа на первых этапах обучения. По методике Ролланда ученики начинают читать с листа на ранних этапах обучения. Большое внимание в этой методике уделяется постановке скрипача. Ролланд выработал упражнения, способствующие расслаблению мышц. Эти упражнения помогают формировать правильную постановку и раскрепощают движения в момент игры на инструменте, позволяя телу принимать более естественные положения. Одним из таких упражнений является «летающее пиццикато» - раскачивание с ноги на ногу и при щипковом движении правой руки корпус должен пойти в том же направлении. Так же во избежание появления напряжения в мышцах во время игры, Ролланд советует прибегать к легким ненавязчивым движениям не связанных с игровым аппаратом частей тела. Ролланд руководствуется тем, что неподвижность и безучастность любой части тела приводит к возникновению напряженности, которая препятствуют естественным движениям и координации и вызывает чувство дискомфорта. Такая напряженность часто появляется в тех областях, которые учащийся не осознает во время игры - лодыжках, коленях, талии, плечах и шее. Так, по мнению Ролланда, перенос веса тела с одной ноги на другую во время игры ведет к устранению статического напряжения и позволяет сохранить естественный баланс тела. Ученик должен так же иметь возможность двигать головой во время игры.

        В методике Судзуки позиции изучаются, когда ребенок уже достаточно овладел основными приемами игры. В методике Ролланда позиции изучаются с самого начала. Так как это обеспечивает подвижность левой руки и не дает ей оставаться зажатой. Первая, третья и пятая позиции грифа исследуются с помощью простых упражнений перемещения левой руки вдоль грифа, с использованием правой руки пиццикато. Именно эти позиции Ролланд считает наиболее удобными для начального периода обучения. У Судзуки считается, что изучение позиций целесообразнее начинать с освоения четвертой позиции.

        В своей системе обучения Ролланд использует точки на грифе, которые помогают на начальных этапах лучше ориентироваться и проще переходить в позиции. Так же Ролланд предлагает представлять правую руку и смычок как качели, чья точка опоры находится на струне. Поднятием или опусканием локтя можно располагать смычок на той или иной струне. Усиливать давление на смычок указательным пальцем – опрометчиво, так как локализует напряжение в руке. Правая рука должна одновременно оказывать поддержку смычка при движении вверх смычком, а при движении вниз смычком - освобождать вес руки.

        Так же среди различных методов начального обучения детей игре на инструменте следует выделить методику «Цветные струны», которую разработал венгерский педагог - скрипач Г. Зилвей. Методика рассчитана на первоначальное овладение базовыми навыками игры на скрипке в течение трех лет. Используется во многих странах, кроме Украины и России.

        Одной из главных особенностей методики является использование цвета и визуальных презентаций в процессе обучения. Ритм, высота звука, интервалы и другие элементы музыкальной грамоты подаются визуально, в соответствии с особенностями детского восприятия. Г. Зилвей за каждой струной закрепил свой визуальный образ: струне Соль соответствует образ медведя, Ре – папы, Ля – мамы, Ми – птички. Кроме визуального образа каждая струна имеет соответствующий цвет: соль – зеленая, ре – красная, ля – синяя и ми – желтая. Визуальные презентации позволяют ребенку уже при первом знакомстве со скрипкой и струнами не только овладевать навыками чтения с листа, но и сделать данный процесс очень приятным и интересным.

        Несмотря на доступность учебного процесса для ребенка, автор методики с первых уроков решает сложную задачу – создание фундамента качественной инструментальной техники. Так, в истории обучения игре на скрипке это первая попытка использования пиццикато левой руки на начальных уроках, а также внедрение инновационной идеи «номерного» пиццикато (пиццикато всеми пальцами левой руки). Большое внимание уделяется овладению с первых уроков игре в разных позициях, игре натуральных октавных флажолетов как в середине грифа, так и в самых высоких позициях. По данной методике дети сначала учатся играть натуральные флажолеты и, лишь затем переходят к постановке пальцев на грифе в первой позиции. Кроме свободного владения всем грифом, флажолеты позволяют настроить слух ребенка на качественное звучание: флажолеты звучат только при хорошем звукоизвлечении.

        В методике Г. Зилвея акцент смещается с процесса овладения игрой на скрипке на самого ребенка, что помогает ему удовлетворить потребности в музыкальном развитии. Инновационным и творческим подходом в методике является ее разделение на три этапа: подготовка к обучению игре на скрипке; обучение игре на скрипке на основе релятивного сольфеджио; обучение игре на скрипке на основе абсолютной системы.

        Методика Г. Зилвея изложена в четырех книгах «Цветные струны». Музыкальный материал «Книга А» концентрируется на овладении постановкой и знакомит ребенка с основными движениями правой и левой рук. На начальном этапе Г. Зилвей сознательно избегает проблем интонации благодаря использованию открытых струн и натуральных флажолетов.
Мелодии в этой книге построены на пентатонике, а интервалы воспроизводятся с помощью различных комбинаций натуральных флажолетов и открытых струн. Первые страницы книги посвящены знакомству с ритмическими длительностями нот (четвертной нотой – «TA», двумя восьмыми «ТИ-ТИ», половинной нотой «ТА-А», четвертной паузой). С первых уроков используется пиццикато как левой, так и правой рукой. Игра смычком также применяется с самого начала, но рекомендуется, чтобы учитель помогал ученику в ведении смычка и сохранении правильного расположения пальцев на смычке.

         «Книга B» помогает ребенку в овладении постановкой пальцев на гриф, начиная с первого пальца. Изучение нового звука происходит в три шага: звук поется, воспринимается и только потом воспроизводится. Такая последовательность стимулирует ребенка исправлять интонационные ошибки, ведь, если сыгранный звук отличается от спетого, ребенок должен исправить интонацию. Постановка пальцев на гриф также практикуется вместе с переходом к октавному флажолету и от него. Такие упражнения помогают ученику устранить избыточное давление пальца на гриф, так как флажолеты требуют очень мягкого прикосновения. Переход вниз от октавного флажолета к пальцу в первой позиции помогает находить и запоминать правильное положение как всей руки, так и отдельного пальца. Упражнения подсознательно готовят ученика к игре в любой позиции и разной аппликатурой.
        Материал «Книги С» акцентирует внимание на совершенствование техники правой руки. Ученик знакомится с обозначениями направления ведения смычка и сознательным распределением смычка, начинает овладевать игрой legato. Отметим, что в предыдущих книгах автор сознательно не акцентировал внимание на распределении смычка: ученик играл в той части смычка, где ему удобно, преимущественно используя игру целым смычком с разной скоростью. Знакомство с распределением смычка происходит с помощью специальных меток частей смычка (верхняя половина, нижняя половина, середина) и игры упражнений на открытых струнах. Также в данной книге ученик знакомится с двойными нотами, которые сначала играют на открытых струнах, что позволяет овладеть тремя положениями локтя, необходимыми для двойных нот.
        «Книга D» начинается с ознакомления ребенка с новым расположением пальцев левой руки – минорным пентахордом, вводятся диатонические мажорные и минорные гаммы. В данной книге постепенно исчезают цвета, и в конце весь материал подается в черно-белом цвете. Именно после этой книги происходит переход от релятивной нотации к абсолютной. После инструментального материала «Цветные струны» можно переходить к традиционному учебному материалу, игре концертов, сонат и пьес.

        Важное место среди методик начального обучения игре на скрипке принадлежит методике Е. Далькроза. Сегодня ритмика Е. Далькроза внедрена в художественное образование многих стран.

        Ритмика возникла в процессе поисков Далькрозом наиболее эффективных способов формирования чувства ритма, развития чувствительности к элементам музыки, а также музыкального воображения. По результатам своей педагогической деятельности Жак-Далькроз пришел к выводу, что главными недостатками традиционной методики подготовки музыканта является изолированность видов деятельности и разделение процесса постижения музыки на ряд учебных дисциплин, лишения музыкального воспитания его сущностной основы - эмоциональности. Далькроз стремился к воспитанию музыкальности как первоосновы музыки, к восстановлению триединства музыки, слова и движения как средства формирования гармонично развитой личности. Педагог, например, заметил, что дети значительно легче запоминают песню, когда пение сопровождается движением.

        Для начинающих скрипачей характерно отставание формирования и развития ритмических навыков. Этот типичный недостаток обусловлен тем, что метроритмическая сторона нотной записи для ребенка гораздо более абстрактная по сравнению с звуковысотными обозначениями, которые конкретизированы названием звука и соответствующей ему аппликатурой первой позиции. Поэтому в работе с начинающими сначала необходимо максимум внимания уделять воспитанию чувства ритма и ритмических навыков.

Осуществлять это требование помогают следующие упражнения на развитие чувства ритма:

- Шаги с одновременным прохлопыванием ритмического рисунка;

- Движения под музыку: шаги - четверть, бег - восьмые, подскоки - восьмая с точкой и шестнадцатая;

- Отображение метрической пульсации: хлопок на сильную долю, на слабую - развести руки в стороны; топать ногой на сильную долю или при ходьбе делать на нее упор;

- Определять ритмический рисунок;

- Записывать ритм палочками разной длины;

- Выполнять упражнения с ритмо - складами и ритмо - жестами.

        Каждый педагог знает к каким трудностям в овладении игрой на скрипке ведет так называемый хватательный рефлекс левой руки, провоцирующий излишнее напряжение в игровом аппарате скрипача. Скрипичная педагогика долгое время ищет способы, позволяющие избежать применения излишней силы, которая ведет к нерациональному сжиманию шейки скрипки. В 1972 году в болгарском городе Плевене педагог по скрипке Йова Йорданова нашла ответ на вопрос преобразования начальной постановки левой руки на скрипке, был создан уникальный научный труд «Букварь для маленьких скрипачей», продолжающий великие классические традиции мировой скрипичной школы и способствующий правильному и интенсивному развитию начинающих скрипачей. В 1982 году на международной конференции Европейской ассоциации педагогов струнных инструментов (ESTA) в г. Граце (Австрия) Иегуди Минухин познакомившись с новой методикой Йовы Йордановой публично сказал: «Это новое слово в скрипичной педагогике!». Можно сказать с уверенностью – «Букварь для маленьких скрипачей» и научные работы Йова Йордановой скрипичного педагога практика и теоретика, имеющего за плечами полувековой стаж работы с детьми музыкантами, среди которых десятки Лауреатов международных конкурсов – это новая эра в современной педагогике скрипичного искусства.

        Из отечественных педагогов, занимающихся вопросами детской педагогики надо отметить М.Берлянчика. В своей книге «Основы воспитания начинающего скрипача» он выделил основные специальные вопросы теории и практики начальных этапов обучения игре на скрипке.

        Традиционный подход к начальному обучению скрипачей отводит, по началу, предпочтение налаживанию постановочных форм и игровых движений рук, оставляя художественные задачи на втором плане. Так же по традиционной системе начального обучения постановка правой и левой руки отделены друг от друга. М.Берлянчик предлагает совмещать ведение смычка с изучением грифа, а так же отказаться от метода «разделения задач», когда художественная задача искусственно отделяется от технической. Такой подход развивает тембральный слух одновременно со звуковысотным, а также позволяет целостно формировать постановку корпуса в общем.

        Так же современный подход предполагает осознание учеником смен позиций не как чисто технического приема, а как важнейшего средства музыкальной выразительности. Таким образом, и изучение позиций, по системе Берлянчика, необходимо начинать раньше, чем традиционно принято считать.

        Во второй половине двадцатого века многие преподаватели класса скрипки искали свои пути на педагогической ниве. Прогрессивные методики преподавания сложились у Якубовской В.А., Шальмана С.М., Пудовочкина Э.В., Мильтоняна С.О., Мазель В.Х. Но если Якубовская, Мазель  и Шальман  в своей педагогической практике делали акцент на воспитании солиста-скрипача, то Пудовочкин и Мильтонян ратовали за групповые формы обучения и воспитание музыканта через ансамблевое исполнительство. Пудовочкин  и Мильтонян считают, что дети более привычны к коллективу, тянутся к общению с ровесниками.

        Идеи современного немецкого композитора и педагога Карла Орфа легли в основу раннего музыкального воспитания Эдуарда Пудовочкина.         Принцип комплексного развития музыкальных способностей – приоритет педагогической методики Э. Пудовочкина, т. к. ребёнка надо сначала увлечь музыкой, игрой в звуки, подключая эмоциональный фон, а потом он сам потянется к инструменту. Таким образом, преподаватель мотивирует ребёнка на дальнейшее обучение. В этой системе обучения ансамбль – золотой ключик, с помощью которого открывается дверь в волшебную страну музыки, являясь ведущим элементом музыкального развития детей в течение всего периода обучения. Пособие для преподавателей ДШИ, ДМШ и музыкальных студий, которое разработал Э. Пудовочкин – «Ансамблевое воспитание скрипача», помогает увлечённым педагогам в занятиях с малышами. После 2-3 месяцев занятий в группе Эдуард Васильевич добавляет индивидуальные уроки.

        Мильтонян – блестящий педагог, импровизатор, увлечённый, как и Пудовочкин,  групповыми формами обучения, опиравшийся в своей практике на глубокие знания психофизиологии, внедрявший идеи элементарного музицирования Л. В. Виноградова. Основной постулат, которым руководствовался С. Мильтонян: истоки импровизации заложены в самой природе человека, поэтому совместный импровизированный диалог лучше вести в группе детей. В такую игру охотнее всего включаются дети дошкольного возраста, которые любят фантазировать.

        Если у С. Мильтоняна  становление личности ребёнка начинается в группе импровизационной деятельности, В. Якубовская – яркий воспитатель солистов. Держа в руках скрипку, ребёнок не должен скучать. С раннего возраста Якубовская прививает профессиональное отношение к работе с инструментом, показывая, что труд – великая ценность жизни. Эффективную помощь в процессе приспособления ребёнка к инструменту должна оказать предварительная двигательная подготовка ученика. Начальное обучение надо проводить строго, без поспешности, т. к. прорехи этого периода зачастую потом исправить очень сложно. Якубовская большое внимание в работе с маленькими детьми уделяет образной стороне произведения, она  использует слуховой метод и техническое развитие во взаимодействии, учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Работая над техническим развитием, Якубовская предостерегает от постоянной последовательности пальцев от 1-го к 4-му (такой приём ведёт к беспомощности пальцев и пагубной привычке ставить поочерёдно все пальцы для того, чтобы взять ноту 3-м или 4-м пальцем). Для активного освоения грифа Якубовская довольно быстро вводит в работу переходы в позиции, двойные ноты, аккорды, упражнения с ритмически сложными конструкциями. «Вверх по ступенькам» - замечательный сборник с иллюстрациями и комментариями, составленный В. А. Якубовской, используется многими преподавателями в начальном периоде обучения с малышами.

        Известный преподаватель из г.Санкт- Петербург Шальман С.М, как и Якубовская,  направляет свои педагогические силы на воспитание скрипачей-солистов. Шальман – составитель замечательных сборников под названием «Я буду скрипачом». В этом пособии материал разбит на беседы с теоретическими пояснениями и комментариями. Цель данного сборника – постепенное раскрытие и развитие способностей обучающегося при выявлении индивидуального пути развития каждого. Трудолюбие и воля, считает Шальман - черты, помогающие преодолеть трудности в овладении инструментом.

        Как и Д. Ойстрах, С. Шальман считает перспективным путь формирования музыкально-образной стороны игры, технически трудные места всегда увязывая с образной стороной произведения. С. Шальман приветствует у учащихся проявление инициативы, активного отношения к происходящему на уроке. В развитии индивидуальности ребёнка преподаватель ставит задачу воспитания артистических качеств, присущих юному музыканту. Для воспитания яркой индивидуальности необходимо правильно направлять репертуарный план, способствующий воспитанию разностороннего мастерства и художественного вкуса. Преподаватель поддерживает мнение Столярского, что для воспитания художника необходима особая форма взаимного общения педагога и ученика (доброжелательное и уважительное отношение друг к другу, положительные эмоции). При  оценивании исполнения, в первую очередь необходимо отметить положительные стороны, а затем в разъяснительной форме объяснить, как исправить ошибки.   Касаясь недостатков постановки, С. Шальман поддерживает мнение Д. Ойстраха о том, что «правая рука, обладающая свободой движений, может сгладить почти всякий дефект техники левой руки, в то время как самая идеальная левая рука не может быть реализована при плохой правой».

        Являясь приверженцами воспитания солистов, тем не менее,  Шальман и Якубовская приветствуют игру обучающихся в ансамбле и тем самым поддерживают пропаганду начального обучения в группе, где дети учатся слышать партнёра, расширяют кругозор, развивают музыкальное чутьё.

        Несколько интересных приемов применительно к начальной скрипичной педагогике предложил Игорь Бурский. Пособие артиста Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского Игоря Бурского «Звучащие фантазии»— инновационный проект в сфере обучения игре на скрипке. Данная работа — это первая попытка собрать в одном пособии не только традиционные описания, ноты и картинки, но и звуковые и даже видео-иллюстрации и компьютерные программы, делающие процесс обучения более наглядным и запоминающимся.

        Пособие представляет собой очень необычное издание. Это больше похоже на видеокурс, караоке для начинающих. Основой работы является компакт-диск с видеозаписями партий ученика и звуковыми записями самих дуэтов. На диске и в книге можно найти также большое количество иллюстраций, ноты, и даже компьютерные программы (например, тюнер) и интерактивные пособия. Среди них пособие по постановке правой руки, постановке левой руки и пособие по тому, каким пальцем и на какой струне брать ноты в 1-й позиции.

        Пьесы, предложенные автором, предназначены для самых разных групп людей, заинтересовавшихся игрой на скрипке. Педагогам он поможет расширить в образном плане репертуар самых маленьких скрипачей, родителям обучающихся — помочь в домашних занятиях музыкой с детьми. Материал может также служить самоучителем для людей самых разных возрастов, обучение которых имеет свою специфику.

        Система обучения Игоря Бурского представляет принципиальное отличие от существующих школ. Это, прежде всего, подача материала "на слух", использование музицирования ученика с первых же шагов.

        С первых же звуков ученик уже должен быть артистом, то есть изображать звуками. Поэтому любое упражнение (начиная с самых простых) должно преследовать, прежде всего, художественную задачу, а затем уже техническую. Бурский за то, чтобы учитель не только показывал на инструменте какие-либо приёмы игры, а сам играл вместе с учеником, чтобы ученик впитывал музыкальный язык подсознательно. Ученик будет невольно копировать учителя, подражать ему. Играя вместе с учителем, ученик будет представлять, что он играет, как бы, звуком учителя, как бы растворяется в нём. У ученика с первых же шагов будет отсутствовать неловкость оттого, что он играет скрипучим звуком, что он иногда ошибается. И. Бурский считает полезным слушать дома магнитофонные записи тех пьес, которые находятся в работе в данное время (даже играть в сопровождении магнитофона), а также и тех пьес, которые будут в работе в ближайшее время, чтобы этот материал был как можно более "на слуху". Параллельно должен осваиваться технический материал, но только для того, чтобы подготовить ученика к исполнению конкретных художественных задач. Общая схема занятий такова: сначала с учеником "на слух" изучается какой-либо приём, или ритмическая фигура, или одна-две ноты, а затем (даже, может быть, по истечении нескольких уроков) показывается, как это выглядит на нотной бумаге. Педагог считает целесообразнее начинать обучение с освоения двойных нот, руководствуясь тем, что двумя пальцами лучше, чем одним можно ощутить положение левой руки на грифе. А долгое ведение двойной ноты позволяет начинающему ученику сосредоточиться на посильной задаче и приспособиться к держанию скрипки со смычком и извлечению нужного звука и краски. К тому же, когда неумелая рука играет одну ноту (то есть играет одним пальцем и на одной струне), то часто смычок цепляет другие струны и, таким образом, к основному звуку добавляются неаккордовые ноты.

        Для домашних занятий педагог использует видеозаписи – «звучащие фантазии», на которых он воспроизводит свою партию пьесы, и которые сопровождается яркой мультипликацией, позволяющей ребенку держать ритм. Занимаясь самостоятельно, ученик играет в сопровождении данной видеозаписи, что делает процесс увлекательным.

Заключение

        На данный момент существует множество разнообразных инновационных подходов в сфере начального обучения игре на скрипке. В представленной  работе удалось выявить наиболее распространенные, интересные инновации, которые могут быть применены в детских музыкальных школах и школах искусств.

        Современное музыкальное образование нуждается в преодолении противоречий между устаревшими образовательными программами, учебными пособиями и требованиями нового времени. В работе отчасти представлены пути решения данной проблемы на основе приведения традиционной и современной систем обучения в равновесие, дополнения устоявшейся скрипичной школы эффективными инновационными методами.

                                    Литература:

1. Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке, изд. Классика ХХ1, Москва, 2007г.

2. Мазель В. Х. Скрипач и его руки, изд. Композитор, Санкт-Петербург,2006г.

3. Маршанина А. Е. Педагогическая система Д. Ф. Ойстраха, Воронеж, 2004г.

4. Мильтонян С. О. Педагогика гармоничного развития скрипача, изд. Дикси, Тверь, 1996г.

5. Пудовочкин Э. В. Скрипка раньше букваря, сб. статей, Нью-Ойрк,1997г.

6.Шальман С. М. Я буду скрипачом.

7. Якубовская В. А. Вверх по ступенькам, изд. Музыка, Ленинград, 1981г.