Творческий подход в обучении детей игре на скрипке
учебно-методический материал

Березина Людмила Вениаминовна

Способов и методов работы с маленькими детьми очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможности ребёнка. С первого урока надо заинтересовать ребёнка, вызвав в  ученике положительную эмоциональную  реакцию, которая послужит стимулом в процессе обучения. Необходимо использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей учащегося. Творческий подход позволит педагогу найти эффективные средства и методы для воспитания начинающего скрипача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnyy_period_obucheniya_na_skripke.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий подход в обучении детей игре на скрипке

Первые занятия на скрипке связаны с освоением постановки. Для начинающего скрипача это утомительное и малоинтересное занятие. Перед педагогом стоит нелёгкая задача сделать процесс обучения игре на скрипке интересным и увлекательным. Необходимо использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей учащегося. Творческий подход позволит педагогу найти эффективные средства и методы для воспитания начинающего скрипача.

В младшем возрасте больше используется наглядно-слуховой и практический метод обучения. Это живое исполнение педагога, прослушивание видеозаписей, дисков. Очень важно  на уроке использовать различные виды деятельности: пение, прохлопывание ритма с пением ритмослогов, проигрывание песенок на фортепиано, движение под музыку, инсценировку. Чтобы ребенок лучше почувствовал характер произведения, можно придумать инсценировку пьесы, продирижировать, спеть, станцевать. Все это сопровождается беседой, рассказом, пояснением, т.е. словесным методом.

С первых занятий дети учатся относиться к инструменту как к живому существу. «Скрипка похожа на человечка. Это твоя подруга. Посмотри, какая она красивая. И имя у нее очень красивое. Она пришла к нам из Италии. Зовут ее Виолино. Она очень любит, когда с ней обращаются по-доброму, бережно. Тогда она отвечает тем же. Она начинает красиво звучать, петь».

При знакомстве со струнами каждой струне соответственно ее тембра придумываютя образы: Ми – комарик, мышонок; Ля – лягушонок, девочки; Ре – репка, мальчики; Соль – папа, медведь, соленая соль.

При изучении песенок на открытых струнах в работе используются яркие картинки-карточки, которые дети изготавливают сами. Первые песенки – это близкие и понятные ребенку образы: Красная коровка, Барашеньки, Как у нашего кота, Петушок, Козочка. Дети рисуют этих животных или делают аппликации, педагог пишет ноты. Заниматься по таким ярким карточкам-картинкам намного интереснее, чем по черно-белым нотам.

В работе с малышами  используются игры, т.к. через движение ребенок быстрее прочувствует образ исполняемой песенки. Очень нравиться детям играть в игру «Барашеньки», «Скок, скок, поскок».

Увлекает также детей игра в «угадайку». Педагог играет песенки на открытых струнах, ребенок по ритмическому рисунку угадывает песенку. Затем они  меняются ролями: ребенок играет, педагог угадывает. За каждую угаданную песенку дается балл. Ребенок увлекается игрой и сам усложняет задание: неожиданно включает в игру песенку с левой рукой, которую он недавно стал изучать. Реакция педагога при этом всегда очень нравится ученику.

С нотами мы знакомимся с помощью стихотворения: «Учим ноты первой октавы» О.Геталовой.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –

Ноты вслух произнеси!

Ноток семь, линеек – пять,

Где же ноты размещать?

Ну-ка выучить изволь –

Ключик соль и нота соль.

На второй линеечке

Сидят, как на скамеечке.

А на первой, посмотри,

Поселилась нота ми.

Ре – под первой, а под ней,

Как щеночек у дверей,

До калачиком лежит,

Нотный домик сторожит.

Меж линейками кружочки –

Фа и ля живут дружочки.

Хоть и сверху смотрит ля,

Но не ссорятся друзья.

На линеечке на третьей

Нота си живет, заметьте,

Выше всех она сидит,

На подружек вниз глядит.

Так устроен нотный дом:

Си, ля, соль, фа, ми, ре, до!

Когда ученик освоил более сложный репертуар, можно поиграть в игру «Путешествие». Ребенок едет в гости к бабушке на каком-либо транспорте и по пути делает остановки. Например, остановка «Дядюшкина ферма». Исполняются песенки «Барашеньки», «Козочка», «Пастушок». Остановка «Птичий двор». Исполняются песенки «Петушок», «Прогоним курицу», «Цыплята». Следующая остановка «Лесная поляна». Исполняются песенки «Тигренок», «Прилетали три грача», «Лиса по лесу ходила», «Где же ты, кукушечка, бывала». Дети сами придумывают остановки и даже усложняют задание. Например, если едем на автобусе, то по пути можно встретить поезд. Исполняется песенка «Едет, едет паровоз». Или навстречу скачет лошадка. Звучит «Лошадка».

С первых уроков дети учатся слушать и анализировать музыкальное произведение. Определяют характер, лад (мажор, минор), динамику, находят повторы. Изучив интервалы, их смысловую значимость, можно передавать с их помощью настроение. Например: веселая терция (да, да), или грустная терция (нет, нет), веселая секунда (пау-пау-паучок), или грустная (мне больно, мой зубик сломался).

Важное внимание на  занятиях уделяется сохранению здоровья учащихся. Очень важно поддерживать эмоциональный уровень и темп занятия. Каждое мгновение урока должно быть насыщено ритмом, звучанием, переживанием. Игры, физкультминутки, смена видов деятельности способствуют развитию музыкального слуха, ритма, памяти, эмоциональности, музыкальности, сохранению активности, заинтересованности, позволяют не переутомлять детей и удерживать их внимание.

С самого начала занятий необходимо приобщить ребенка к творчеству: импровизации, транспонированию, сочинению. Педагог должен развивать художественное мышление ученика. Любую маленькую попевочку можно спеть или сыграть в разном характере, то ласково, то сердито, то мягко, то колюче. Учить транспонировать – сыграть песенку на разных струнах. Учить сочинять: ребенок приносит на урок игрушку (зайчика, собачку, кошечку) и рассказывает при помощи звуков об этой игрушке. Он может придумать историю. Мы практикуем на уроке сочинение музыки на стихи А.Барто. Фантазируя, ребенок развивает творческое воображение, эмоциональность, учится выразительно исполнять свои песенки.

Сочинения детей. Примеры:

«Здравствуй, день, здравствуй, ночь»: ре-ля-ля, ля-ре-ре и далее ля-ми-ми, ми-ля-ля.

«Козочка».

Наша козочка скакала

Да и ноженьку сломала.

Далее дети придумали сами:

Плачет козочка: ме – ме…

Вылечите ножку мне.

Или в песенке «Барашеньки» есть интересное продолжение:

Барашеньки - крутороженьки,

По горам ходят, по лесам бродят.

В скрипочку играют, Ваню потешают:

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород

Дети сочиняют ля-ля, ре-ре, соль, соль, ре …

При изучении переходов в позиции используем сочинения по примеру С.Шальмана: «Здравствуй, Вова, все готово», «Здравствуй, Ваня, что в кармане?», «Здравствуй, Света, дай конфету» и т.д.

 Обучение юных музыкантов должно быть комплексным и включать упражнения на развитие слуха, освоение элементов постановки, некоторые теоретические сведения, ритмические упражнения, игры. От искусства педагога зависит интересное сочетание этих элементов в одном уроке. Длительная работа над каждым из них приводит к потере внимания и снижает результативность. Необходимо держать темп урока, заставлять много двигаться, не сидеть. Ребёнок может выдержать 40 минут, если ему на уроке интересно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые подходы к обучению детей с выраженными интеллектуальными и поведенческими проблемами»

Данная статья будет интересна специалистам, которые работают с детьми,имеющими ограниченные возможности здоровья (тяжёлые и множественные нарушения в развитии)...

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Деятельностный подход в обучении детей с задержкой психического развития

Данный подход означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение учениками конкретных познавательных, исследовательских и других задач. В этом случае основой реализации учебного процесс...

Интегративный подход в обучении детей с нарушением слуха.

Практика образования за последние сто  лет слабо соответствовала потребностям детей – инвалидов.  Люди с инвалидностью были заперты на ...

Творческий подход при обучении испанскому языку учащихся младшего школьного возраста

Творчество в детяхУвидеть необычное в обычном может зачастую только ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Дет...

« Деятельностный и дифференцированный подход при обучении детей с ОВЗ в условиях разноуровневого обучения»

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразован...