« Деятельностный и дифференцированный подход при обучении детей с ОВЗ в условиях разноуровневого обучения»
материал
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_kryukova_l.a._2015-2017.docx | 236.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа – интернат
«Новопортовская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
Личный перспективный план по самообразованию
Учитель: | Крюкова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория |
Место работы: | МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования», Ямальский район, с.Новый Порт, ул.Школьная, д.2. |
с. Новый Порт, 2015
Личный перспективный план по самообразованию
Автор: Крюкова Л.А., учитель начальных классов
Тема. « Деятельностный и дифференцированный подход при обучении детей с ОВЗ в условиях разноуровневого обучения»
Работа над темой начата в 2015 году.
Предполагается закончить работу над темой в 2017 году.
Цель: через призму работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
Задачи:
- изучить современную литературу по теме самообразования;
- ознакомиться с инновационными методами преподавания по теме;
- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;
- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся ;
- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
- создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения ;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
По окончании работы над темой написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями по теме для других учителей.
Пояснительная записка
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. Дистерверг
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Считаю, что опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2015-2016 | Изучение литературы |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2015-2016 | 1.Выступление на заседании МО учителей». |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2016-2017 | 1.Открытые уроки на институциональном уровне. 2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3. Участие в районных и окружных конкурсах. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2016-2017 | 1.Выступление на заседании МО учителей 2.Участие и результаты на олимпиадах, конкурсах. 3.Мастер-класс «Использование на уроках деятельностного и дифференцированного подходов». 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. .
|
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2016-2017 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте. |
Практические выходы
Мероприятия | Даты | |
1 | Доклады, рефераты на межшкольном методическом объединении учителей начальных классов, на педагогических советах школы | по плану МО и педсоветов |
2 | Обобщение работы по данной теме | 2017 год |
3 | Участие в районных, окружных конкурсах. | |
4 | Подготовить выступления для педсовета: 1. Методическое пособие 2. Использование технологий по теме для проведения уроков. | по плану МО и педсоветов |
Использование деятельностного и дифференцированного подходов дает возможность:
Технологии деятельностного и дифференцированного подходов повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Итогом внедренения этих технологий в образовательный процесс является позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету. Хочется верить, что заветная мечта каждого творчески работающего педагога - научить ребенка сОВЗ видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого ребенка стала непрерывным открытием. И если ты учитель , то гораздо ближе находишься к исполнению этой мечты. У тебя есть возможность создавать условия для познания предметов учебного цикла как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира. |
Отчет по теме самообразования за 2015-2016 уч. год
Практическое представление собственного педагогического опыта.
Школьный тур «Учитель года -2015», участие Всероссийский конкурс «Молодежь за безопасность дорожного движения», посвященного 5 Международному конгрессу «Безопасность на дороге- ради безопасности жизни». | участие |
Всероссийский конкурс «Молодежь за безопасность дорожного движения», посвященного 5 Международному конгрессу «Безопасность на дороге- ради безопасности жизни» | лауреат |
Открытый урок по трудовому обучению «Изготовление доски для настольной игры» | |
Районный конкурс «Урок года - 2015» | призер |
Районный конкурс «Инновационные технологии» | призер |
Работа по данной теме самообразования ведется с 2015 года.
За этот период времени изучено большое количество литературы, материалов, Интернет, проведены открытые уроки. Интернет - прекрасный источник, как для обучения учеников, так и для повышения квалификации самого учителя. И этот источник становится всё богаче. Он предоставляет нам неограниченные возможности для общения людей, поиска необходимой информации и получения образования не выходя из дома.
Подробно остановлюсь на собственной практике. Т.к. в современном уроке методы, приёмы, цели – продукт обсуждения с учениками, то я в первую очередь занялась становлением положительной учебной мотивации.
- Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью ответственности:
- придумать задания для самостоятельной работы;
- для выполнения заданий на уроках, домашней работы ребята получают 2 задания, из которых они выполняют 1 на своё усмотрение. Иллюстрирую фрагмент урока. «Перед вами корабли (могут быть – дома, бегемоты и т.д.), которые попали в шторм. Нужно их спасти. Выберите, какой корабль будите спасать. Труднее всего спасать большой корабль, полегче средний, ещё проще – маленький. Если будите спасать маленький корабль, будет польза».
- Активно использую приёмы взаимооценки и самооценки, что не только активирует внимание ребят, но и актуализирует изученный материал.
Хороший результат приносит использование приёма «Фонарики», когда учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют задания с эталоном, внося исправления цветными карандашами т.е. развивается орфографическая зоркость.
- Используемый мною набор дидактических и методических материалов дифференцирован, постоянно пополняется и обновляется. Это пособия «Найди ошибку», «Выбери правильный ответ» и т.д..
- Групповая форма работы на уроках позволяет ребятам осознавать значимость и ответственность каждого участника в работе.
Не нужно забывать и о всероссийских олимпиадах, цель которых состоит в привлечении учащихся разного уровня способностей.
Методическая догма: ГЛАВНОЕ ДОЗИРОВКА, чтобы ребёнок почувствовал свой успех!
Преимущества дифференциации учебной работы
Термин дифференциация (от лат. различие) – расчленение, разделение целого на ступени и формы.
Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.
Положительные стороны дифференцированного обучения:
- «сильным» учащимся можно уделить время;
- «слабым» – внимание и контроль;
- царит ситуация успеха, повышается самооценка у «слабого»;
- повышается уровень мотивации у «сильных» учеников.
Во внешней дифференциации предполагается создание профильных классов, школ, лицеев с учётом склонностей учащихся и их проектируемой профессии.
Дифференцированная работа на уроках планируется с учётом типа урока, его цели и содержания. Чаще всего она используется на итоговых уроках, уроках закрепления и повторения.
Используя данный подход важно отслеживать достижения участников групп (положительную динамику развития). Параллельно вести фиксацию ошибок, затруднений. т.е. распределение по группам не является раз и навсегда заданным. Это позволяет от урока к уроку достигать всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаться вперед.
Формы заданий:
- Карточки.
- Запись заданий на доске (2-3 варианта).
- Устные указания.
- Работа с индивидуальными компьютерами.
Дифференцированный подход предполагает раннее выявление склонностей и способностей. Поэтому я планирую в дальнейшем взять тему, вплотную связанную с изучаемой, чтобы обобщить педагогический опыт по применению дифференцированного подхода к учащимся.
Итак, учитель призван так выстраивать каждодневную работу, чтобы детям хотелось двигаться дальше, достигать больших успехов.
Педагогическим кредо для дифференциации учебной работы можно считать слова Шалва Александровича Амонашвили (педагога и психолога) «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора».
Именно ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации!
- Литература по теме
- Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с.
- Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А.А. Бударный // Советская педагогика, 1965. – №7. – С.18-20.
- Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. Серия: Образование. Педагогические науки.- Педагогика, 1990 г.
- Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998, - 137 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.:Просвещение, 1998. - С. 56.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - с.3-31
- Перевозный, А. В. Дифференциация как путь совершенствования современного школьного образования / А. В. Перевозный // Профильная шк. : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. - 2007. - №6. - С. 3-11
- Подласый, И. П. Педагогика. В 3 книгах. Кн. 2. Теория и технология обучения / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. . - М. : Владос, 2007. - 575 с.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП : методический материал / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий).
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]/М.Н. Скатин. – М.:Просвещение, 2004. – С.316.
- Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
- Унт. И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. — М.:Педагогика, 1990. – С.221.
- Чуприкова, И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации [Текст]/И.С. Чуприкова. — Мн., 1997.- 174 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе
Итоговый практико-значимый проект: "Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе". Курсовая подготовка в МКОУ ДПО МЦ г.о. К...
«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №349Ходоровской А. И.по вопросу«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Тема выступления...
Выпускная квалификационная работа "Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения"
Работа содержит методический материал для учителей начальных классов,работающих в условиях безотметочного обучения.( в первых и вторых классах)...
Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе
Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе....
Реализация деятельностного и дифференцированного подхода в воспитании в соответствии с ФГОС
Заседание методического объединения классных руководителей...
Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...
Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе в условиях ФГОС
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. ...