« Деятельностный и дифференцированный подход при обучении детей с ОВЗ в условиях разноуровневого обучения»
материал

Крюкова Лариса Анатольевна

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_kryukova_l.a._2015-2017.docx236.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Ямальский районузорузор

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа – интернат

«Новопортовская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

Личный перспективный план по самообразованию

Учитель:F:\Фотографии 3 Б класса\Нужные\2.JPG

Крюкова Лариса Анатольевна,

учитель  начальных классов,

высшая квалификационная категория

Место работы:

МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»,  Ямальский район, с.Новый Порт, ул.Школьная, д.2.

                 

с. Новый Порт, 2015

Личный перспективный план по самообразованию

Автор: Крюкова Л.А.,  учитель начальных классов

Тема. « Деятельностный и дифференцированный подход при обучении детей с ОВЗ в условиях разноуровневого обучения»

Работа над темой начата в 2015 году.

Предполагается закончить работу над темой в 2017 году.

Цель: через призму работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала,  для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.

Задачи:

 - изучить современную литературу по теме самообразования;

- ознакомиться с инновационными методами преподавания  по теме;

- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;

- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся ;

-  диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;

-  создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в    процессе обучения ;

- создать условия для  интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.

Предполагаемые результаты:

-  совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;

-  усиление  положительной мотивации обучения;

-  активизация самостоятельности;

-  активизация познавательной деятельности учащихся.

По окончании работы над темой написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями по теме для других учителей.

Пояснительная записка

        «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда  человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».    

А. Дистерверг

    Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

Считаю, что опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -  слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со  своим неповторимым мироощущением в другом человеке.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2015-2016

Изучение литературы

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2015-2016

1.Выступление на заседании  МО учителей».

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2016-2017

1.Открытые уроки на институциональном уровне.

2.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3. Участие  в районных и окружных конкурсах.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2016-2017

1.Выступление на заседании МО учителей

2.Участие и результаты на олимпиадах, конкурсах. 3.Мастер-класс «Использование на уроках деятельностного и дифференцированного подходов».

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

.

 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2016-2017

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.

 

Практические выходы

Мероприятия

Даты

1

Доклады, рефераты на межшкольном методическом объединении учителей начальных классов, на педагогических советах школы

по плану МО и педсоветов

2

Обобщение работы по данной теме

2017 год

3

 Участие в районных, окружных конкурсах.

4

Подготовить выступления для педсовета:

1.  Методическое пособие

 2. Использование технологий  по теме для проведения уроков.

по плану МО и педсоветов

Использование деятельностного и дифференцированного подходов дает возможность:

  • для повышения мотивации обучения;
  • для индивидуальной активности;
  • для направленности на личность школьника с ОВЗ;
  • для формирования общеучебной компетенции;
  • для свободы творчества;

Технологии деятельностного и дифференцированного подходов повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Итогом внедренения этих технологий в образовательный процесс является позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету.

Хочется верить, что заветная мечта каждого творчески работающего педагога - научить ребенка сОВЗ видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого ребенка стала непрерывным открытием. И если ты учитель , то гораздо ближе находишься к исполнению этой мечты. У тебя есть возможность создавать условия для познания предметов учебного цикла  как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира.

 Отчет по теме самообразования за 2015-2016 уч. год

Практическое представление собственного педагогического опыта.

Школьный тур «Учитель года -2015», участие

Всероссийский конкурс «Молодежь за безопасность дорожного  движения», посвященного 5 Международному конгрессу «Безопасность на дороге- ради безопасности жизни».

участие

Всероссийский конкурс «Молодежь за безопасность дорожного  движения», посвященного 5 Международному конгрессу «Безопасность на дороге- ради безопасности жизни»

лауреат

Открытый урок по трудовому обучению «Изготовление доски для настольной игры»

Районный конкурс «Урок года - 2015»

призер

Районный конкурс «Инновационные технологии»

призер

        

        Работа по данной теме самообразования ведется с 2015 года.

За этот период времени изучено большое количество литературы, материалов, Интернет, проведены открытые уроки. Интернет -  прекрасный источник, как для обучения учеников, так и для повышения квалификации самого учителя. И этот источник становится всё богаче. Он предоставляет нам неограниченные возможности для общения людей, поиска необходимой информации и получения образования не выходя из дома.

         Подробно остановлюсь на собственной практике. Т.к. в современном уроке методы, приёмы, цели – продукт обсуждения с учениками, то я в первую очередь занялась становлением положительной учебной мотивации.

  1. Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью ответственности:

- придумать задания для самостоятельной работы;

- для выполнения заданий на уроках, домашней работы ребята получают 2 задания, из которых они выполняют 1 на своё усмотрение. Иллюстрирую фрагмент урока. «Перед вами корабли (могут быть – дома, бегемоты и т.д.), которые попали в шторм. Нужно их спасти. Выберите, какой корабль будите спасать. Труднее всего спасать большой корабль, полегче средний, ещё проще – маленький. Если будите спасать маленький корабль, будет польза».

  1. Активно использую приёмы взаимооценки и самооценки, что не только активирует внимание ребят, но и актуализирует изученный материал.

Хороший результат приносит использование приёма «Фонарики», когда учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют задания с эталоном, внося исправления цветными карандашами т.е. развивается орфографическая зоркость.

  1. Используемый мною набор дидактических и методических материалов дифференцирован, постоянно пополняется и обновляется. Это пособия «Найди ошибку», «Выбери правильный ответ» и т.д..
  2. Групповая форма работы на уроках позволяет ребятам осознавать значимость и ответственность каждого участника в работе.

       Не нужно забывать и о всероссийских олимпиадах, цель которых состоит в привлечении учащихся разного уровня способностей.

Методическая догма: ГЛАВНОЕ ДОЗИРОВКА, чтобы ребёнок почувствовал свой успех!

Преимущества дифференциации учебной работы

       Термин дифференциация (от лат. различие) – расчленение, разделение целого на ступени и формы.

          Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

        Положительные стороны дифференцированного обучения:

  1. «сильным» учащимся можно уделить время;
  2. «слабым» – внимание и контроль;
  3. царит ситуация успеха, повышается самооценка у «слабого»;
  4. повышается уровень мотивации у «сильных» учеников.

         Во внешней дифференциации предполагается создание профильных классов, школ, лицеев с учётом склонностей учащихся и их проектируемой профессии.

       Дифференцированная работа на уроках планируется с учётом типа урока, его цели и содержания. Чаще всего она используется на итоговых уроках, уроках закрепления и повторения.

           Используя данный подход важно отслеживать достижения участников групп (положительную динамику развития). Параллельно вести фиксацию ошибок, затруднений. т.е. распределение по группам не является раз  и навсегда заданным. Это позволяет от урока к уроку достигать всё более высокого уровня овладения знаниями, продвигаться вперед.

Формы заданий:

  1. Карточки.
  2. Запись заданий на доске (2-3 варианта).
  3. Устные указания.
  4. Работа с индивидуальными компьютерами.

      Дифференцированный подход предполагает раннее выявление склонностей и способностей. Поэтому я планирую в дальнейшем взять тему, вплотную связанную с изучаемой,  чтобы обобщить педагогический опыт по применению дифференцированного подхода к учащимся.

          Итак, учитель призван так выстраивать каждодневную работу, чтобы детям хотелось двигаться дальше, достигать больших успехов.

          Педагогическим кредо для дифференциации учебной работы можно считать слова Шалва Александровича Амонашвили (педагога и психолога) «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора».

     Именно ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации!

  1. Литература по теме
  1. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с.
  2. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А.А. Бударный // Советская педагогика, 1965. – №7. – С.18-20.
  3. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. Серия: Образование. Педагогические науки.- Педагогика, 1990 г.
  4. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998, - 137 с.
  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.:Просвещение, 1998. - С. 56.
  6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - с.3-31
  7. Перевозный, А. В. Дифференциация как путь совершенствования современного школьного образования / А. В. Перевозный // Профильная шк. : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. - 2007. - №6. - С. 3-11
  8. Подласый, И. П. Педагогика. В 3 книгах. Кн. 2. Теория и технология обучения / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. . - М. : Владос, 2007. - 575 с.
  9. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП : методический материал / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий).
  10. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]/М.Н. Скатин. – М.:Просвещение, 2004. – С.316.
  11. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  12. Унт. И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. — М.:Педагогика, 1990. – С.221.
  13. Чуприкова, И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации [Текст]/И.С. Чуприкова. — Мн., 1997.- 174 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Итоговый практико-значимый проект: "Дифференцированный подход на уроках литературного чтения как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе". Курсовая подготовка в МКОУ ДПО МЦ г.о. К...

«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №349Ходоровской А. И.по вопросу«Современные подходы к организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Тема выступления...

Выпускная квалификационная работа "Новые подходы к оценке достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения"

Работа содержит  методический материал для учителей начальных классов,работающих в условиях безотметочного обучения.( в первых и вторых классах)...

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе....

Реализация деятельностного и дифференцированного подхода в воспитании в соответствии с ФГОС

Заседание методического объединения классных руководителей...

Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...

Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе в условиях ФГОС

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. ...