Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе
статья

Матвеева Светлана Александровна

 Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_ped_usloviy.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе.

Наверняка нет родителей, которые бы не интересовались тем, как же адаптируется их ребенок к новой жизни — урокам в школе. Контактность со сверстниками и учителем, уровень успеваемости и заинтересованность в знаниях, усталость и плохой сон — все это элементы адаптации, то есть привыкания ученика к школе.

Показатели хорошей психологической адаптации ребенка к первому классу — это когда ребенок в школу идет с радостью, он с охотой и терпением готовит уроки, регулярно и искренне рассказывает родителям обо всех школьных событиях и занятиях. Если же реакция на школу обратная, то это является свидетельством плохой психологической адаптации первоклассника в к школе и сигналом для родителей, который указывает, что ребенок нуждается в их помощи.

И папа, и мама должны вникать в те проблемы, о которых рассказывает первоклассник. Если же он вообще не хочет говорить о школе, то следует корректно узнать причины такого нежелания, возможно, сходить в школу и поговорить с учителем.

Нельзя в адаптационный период повышать голос на ребенка, а тем более высмеивать и стыдить его. Неправы в корне родители, которые в это время приводят в пример других детей, лучше справляющихся с процессом обучения. После таких сравнений дети, как правило, еще больше замыкаются в себе и не хотят делиться с родителями своими переживаниями и тревогами. А еще они могут затаить ненависть к своим одноклассникам, которые, по словам родителей, и в школе сами со всем справляются, и английский учат, и в музыкальную школу ходят. 

Поддержка и похвала, спокойный тон общения с первоклассниками должны быть присущи их родителям. Дети, чувствуя поддержку родителей, лучше справляются с психологической адаптацией, демонстрируют хоть не значительные, но успехи. Их всегда необходимо поощрять и замечать. Фраз „потом посмотрю” или „ мне некогда” не должно быть в лексиконе родителей первоклассников. Хвалите ребенка за то, чему он научился, что прочитал, в чем усовершенствовался.

Помогайте маленькому ученику, если он не справляется. Находите время на то, чтобы показывать, объяснять, однако при этом не делайте задания вместо ребенка. Формируйте в нем навыки самостоятельности.

Физиологическая адаптация детей к школе

Физиологическая адаптация ученика или ученицы к школе — это физическое привыкание их организма к новому ритму и нагрузкам. Этот вид адаптации делится на несколько этапов:

  1. Физиологическая буря. Период длится первые две-три недели. В это время организм ребенка на все нагрузки и новшества отвечает напряжением всех своих систем. Это обозначает, что ребенок тратит большую часть энергетических ресурсов организма. Именно этим и объясняется тенденция частых заболеваний детей в сентябре, особенно первоклассников. 
  2. Нестойкое приспособление. Детский организм находит приемлемые реакции на новые условия. 
  3. Относительно устойчивое приспособление. В этот период организм первоклассника реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением.

И родители, и педагоги имеют свойство недооценивать сложность физиологической адаптации детей к школе. И, тем не менее, по наблюдениям врачей, много детей к окончанию первой четверти в первом классе теряет вес, у некоторых отмечается снижение (повышение) кровяного давления, головные боли. А это явные признаки переутомления, которые чаще всего наблюдаются именно в первой четверти. Трудность физиологической адаптации к школе может проявляться и капризностью детей.

Признаками успешной адаптации ребенка к школе являются:

  1. Удовлетворенность процессом обучения: в школе ему хорошо, он идет туда с удовольствием. 
  2. Успешность овладения программой. Если она традиционная и ребенок испытывает трудности в обучении, то без родительской и, возможно, поддержки психолога не обойтись. 
  3. Уровень самостоятельности ученика при выполнении заданий. Часто родители проявляют чрезмерное усердие и контроль, привычка совместно готовить уроки надолго закрепляется у ребенка. 
  4. Удовлетворенность межличностными отношениями. Имеется в виду контакт с учителем и одноклассниками, который очень важен для дальнейшей успешности и поддержки желания ребенка учиться. 
  1. Пик активности мозга детей в первом классе приходится на 9-12 часов и 16-18 часов. Это время нужно учитывать родителям при организации режима дня.  

Адаптация детей с ЗПР к школе

Дети с задержкой психического развития будут легче адаптироваться к первому классу при обучении их по образовательной программе, соответствующей их возможностям. Речь идет о специальных коррекционных программах. Обучение таких детей по программах массовых общеобразовательных школ в большинстве случаев приводит к школьной дезадаптации, особенно в первый год обучения. Школьная дезадаптация — это неспособность учеником или ученицей освоить программу и нарушения в поведении. Такой ребенок воспринимает себя как неудачника. Поэтому ведущую роль в нормальной адаптации таких деток к первому классу играет организация их обучения по посильной образовательной программе.

Следует отметить, что дети с ЗПР, согласно исследованиям, составляют приблизительно 50% неуспевающих первоклассников. Для таких детей созданы школы и классы коррекционно-развивающего обучения.

Адаптация к новой школе

Привыкание ребенка к новой школе, которая зачастую происходит в силу семейных обстоятельств, — сильный эмоциональный стресс в любом возрасте. Переход в другую школу всегда сопряжен с множество волнующих ученика вопросов: "Как же меня будут воспринимать в классе?", "Понравятся ли мне новые учителя?". И первое время ребенок обязательно будет сопоставлять старую школу с новой. Когда же там остались друзья, то адаптироваться ученику, даже успешному, будет непросто. Поэтому от его родителей требуется внимание и помощь в привыкании. Можно, к примеру, пригласить домой новых одноклассников. Необходимо поощрять прогулки и совместное времяпровождение с ними.

Проблемой может стать разница в программах или требованиях. Поэтому от родителей в это время требуется поддержка и терпение, внимание к настроению ребенка. Возможно, на период адаптации будет приемлемым освобождение его от домашних обязанностей. Если ваш ученик стал излишне раздражительным, то отнеситесь к этому с пониманием. Наверняка это защитная реакция детского организма на нагрузки.

Если же раздражительность усугубляется, на протяжении нескольких месяцев ребенок проявляет агрессию, не хочет рассказывать о школе, то необходимо сходить к классному руководителю либо школьному психологу (лучше к обоим) и попросить совета у них.

Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Что такое специальные условия обучения?

Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
  • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
  • предоставление услуг ассистента/тьютера;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
  • использование дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ  занимаются окружные и городские ПМПК.

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением 

Кроме того, при инклюзивном обучении учитывается соотношение возможностей и ценностей, имеющихся у ребенка, а это, помимо организационных и методических вопросов интеграции, предполагает особое психологическое содержание, связанное с понятием «социальная ситуация развития». Речь идет об уникальности развития ребенка в условиях дизонтогенеза, что в значительной степени отличается от традиционного процесса обучения в специальных (коррекционных) учреждениях. Условия инклюзивного обучения, с одной стороны, требуют от ребенка и его ближайшего окружения значительных усилий, а с другой, – предоставляют большие возможности для самореализации и успешной социализации в жизни и деятельности.

Для успешности интеграции и инклюзии детей с ОВЗ осуществляются различные программы и создаются специальные условия, которые можно обозначить как основные требования инклюзивного образования:

системный подход (образовательный, социальный, нормативно-правовой, экономический);

законодательное реформирование системы образования под задачи интеграции;

изменения в подготовке учителя, психолога и других специалистов массовой школы;

социальное партнерство массовой и специальной школ;

социально-психологический аспект – формирование толерантности, изменение менталитета;

командная работа специалистов (администратор, учитель, психолог, специальный педагог, логопед и др.) по сопровождению учащихся;

организационные, методические и дидактические преобразования в массовой школе;

налаженная система ранней комплексной помощи и др.

Одно из основных условий интеграции в культуру сверстников – коррекция отношений участников процесса (детей, их педагогов и родителей) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие – три составляющих успеха социальной интеграции и инклюзии.

Эффективная социальная интеграция в дальнейшем способствует успешной образовательной инклюзии этих детей при обучении в массовой школе.

Важнейшим условием, обеспечивающим полноценную интеграцию и инклюзию, является точная дифференциальная психодиагностика каждого ребенка. Это может быть осуществлено только при наличии квалифицированной диагностической службы. Такая служба должна не только ставить диагноз, но и давать заключение для школы или другого образовательного учреждения, куда предполагается направить ребенка в соответствии с диагнозом; заключение должно содержать рекомендации к индивидуальному плану обучения.

В целях совершенствования психолого-педагогической диагностики детей с различной патологией, предупреждения вторичных отклонений, изучения индивидуальных различий, определения перспектив инклюзивного образования, выбора средств педагогической и психокоррекционной работы с детьми в массовых школах целесообразно создавать диагностический класс (1-й год обучения). Подобные классы успешно функционируют во многих европейских странах, например в Финляндии. Опыт организации таких классов имеется и в Санкт-Петербурге. Неоднократное обследование в психолого-медико-педагогической комиссии и динамика психолого-педагогической диагностики, изучение потенциальных возможностей учащихся к обучению в школе является очень важным компонентом научно-аргументированного, практико-ориентированного подхода к инклюзивному обучению в общеобразовательном классе в соответствии с основными требованиями государственного стандарта.

Обучение детей с ОВЗ в диагностическом классе способствует:

адаптации ребенка к школе и новым видам деятельности;

формированию коммуникативных умений и навыков;

организации и проведению системы коррекционно-развивающих занятий;

формированию у родителей учащихся толерантного отношения к особенностям развития детей с ОВЗ и оптимальных подходов к их включению в среду нормально-развивающихся сверстников;

формированию первоначальных академических знаний и компетенций с учетом реальных возможностей учащихся;

коррекция отклонений в развитии детей, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;

развитию и оптимальному включению в деятельность сохранных физических и психических функций.

Важный аспект инклюзивного образования – развитие системы сопровождения, которая испытывает трудности, связанные с методической необеспеченностью диагностики. Дело в том, что мы с достаточной степенью полноты научились исследовать проблему со стороны «недоразвития», «негативных факторов», «отсутствия» и т. д., но сама по себе констатация того или иного недостатка несет лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. Гораздо более важным является диагностика тех конструктивных факторов, которые позволяют найти решение. К сожалению, диагностический инструментарий, используемый специалистами, более ориентирован на констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск путей выхода из нее.

Смысловое назначение системы сопровождения при инклюзивном образовании связано с обучением ребенка методам самостоятельного поиска и решения собственных проблем развития. Отсюда возникает задача диагностической оценки результативности сопровождения. В этой области наиболее перспективным можно считать подход, ориентирующий педагога и психолога не столько на исследование внутреннего мира ребенка, сколько на анализ способа и внешних характеристик его взаимодействия со средой.

Безусловно, большое значение для внедрения инклюзивного образования имеет создание государственных образовательных стандартов. Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных к освоению, содержанию и условиям основной образовательной программы.

Введенный в действие в России с 1 сентября 2011г. Федеральный государственный стандарт начального общего образования учитывает как общие для всех нормально развивающихся детей, так и особые образовательные потребности для детей с ОВЗ, а также единство образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов учреждений. Стандартом предусмотрено обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ОВЗ.

Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся. Она содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, причем в нее включена программа коррекционной работы, которая разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ОВЗ.

Программа коррекционной работы направлена:

на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и на оказание им помощи в освоении основной образовательной программы;

на выявление их особых образовательных потребностей и осуществление индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения этих детей в образовательном процессе в различных условиях обучения (дифференцированного, интегрированного, инклюзивного, надомного, дистанционного и т. д.).

Важно понимать, что переход к инклюзивному образованию требует участия всех специалистов системы образования, наличия фундаментальных теоретических разработок и их экспериментального внедрения. Однако практические работники под влиянием административного нажима органов образования начали осуществлять инклюзию быстрыми темпами. Широкое, а иногда и полулегальное проникновение в массовую общеобразовательную школу детей с ОВЗ приводит к значительным трудностям в организации инклюзивного образования, особенно с учетом того, что оно в России до сих пор не имеет официального признания и необходимой нормативно-правовой базы.

Для решения этой проблемы необходима разработка системы комплексных мер не только юридического, экономического, социального, но и психолого-педагогического характера, направленных на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с ОВЗ.

Тем не менее инклюзивное образование, несмотря на многочисленные вопросы и проблемы, которые и в России и в других странах требуют своего решения, имеет важные преимущества, способствующие социализации ребенка с ОВЗ на всех возрастных этапах его развития, внедрению его в культуру сверстников и формированию «здоровых» межличностных отношений, а также достижению потенциально возможного уровня образованности с учетом общих и особых потребностей.

Цель инклюзии – одна школа для всех.

Успешность инклюзивного образования достигается за счет:

дифференциальной диагностики (диагностический класс);

использования индивидуального образовательного маршрута и его коррекции в процессе обучения;

сопровождения на разных уровнях (тьюторы, взаимодействие со специальной школой, ППМС-центром);

участия родителей и специальной подготовки педагогов, психологов, администраторов и других специалистов школы.

Итак, резюмируя вышесказанное, отметим, что в результате значительных изменений системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня в России имеется выбор образовательных вариантов и заложены правовые основы обучения:

в специальных (коррекционных) школах и интернатах (дифференцированное обучение, или интернальная интеграция);

общеобразовательных школах (экстернальная интеграция – специальный класс или инклюзивное обучение – в общеобразовательном классе);

надомное обучение (в том числе дистанционное или смешанное).

При этом важным компонентом успешного обучения ребенка с ОВЗ в среде здоровых сверстников является психолого-педагогическая подготовка к нему окружения с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов учреждений и программ совершенствования родительской компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ослабленным здоровьем в период адаптации к школе

Актуальность проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этапе обуч...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Актуальность  проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этап...

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ГБОУ »

Цель проекта: повысить у ребят  уверенность в себе через вовлечение их в социально – значимую деятельность. Задачи:1. формирование коммуникативных навыков общения. 2. Развитие навыков к...

Ономастическая лексика как средство сохранения психологического здоровья первоклассников в период адаптации к обучению в школе

в статье рассмотрено понятие «психологическое здоровье» личности. Описаны цели и задачи адаптационного периода первоклассников. Приведён ряд занятий, способствующих достижению поставленных...

«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, в...