«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»
методическая разработка (1 класс)

Кузьмина Анна Борисовна

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. В статье представлены методические материалы, используемые педагогами для успешной адаптации младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.92 КБ
Файл statya.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Особый и сложный период в жизни ребенка – это адаптация в первом классе: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад его жизни. У шестилетнего, семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.

Термин «адаптация» произошел от латинского слова «adaptio» (приспособление) и изначально данный термин достаточно часто использовали для того, чтобы описать феномен и механизмы приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка. Ключевая особенность положения учащегося, школьника состоит в том, что его учеба является теперь обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он ответственен перед учителями, друзьями, родственниками.

Адаптация к школе представляет собой важную и серьезную проблему, поскольку ситуация неопределенности всегда волнует, а перед школой каждому ребенку свойственно испытывать особенное волнение. Условия его жизни коренным образом меняются. Иногда случается так, что ребенок в младших классах станет подчиняться большинству - вопреки собственным желаниям.  

Следовательно, ребенку необходима помощь в этот столь непростой для него период жизни - ведь ему нужно обрести самого себя, он должен научиться сам отвечать за свои поступки. Следовательно, можно прийти к выводу, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, являются залогом успешного обучения в школе. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже является личностью. Он уже понимает то, какое место он займет в ближайшем будущем - он отправится учиться в школу, ему доводится открывать для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. По достижении старшего дошкольного возраста ребенок уже умеет ориентироваться в семейно-родственных отношениях, и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди своих родственников, близких. Ребенок учится построению отношений с взрослыми и сверстниками, обладает навыками самообладания, умеет настоять на своем. Шести - семилетний ребенок обладает рефлексивными способностями. В этом возрасте наиболее важным достижением в развитии личности ребенка является преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу». Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, который приходится на семилетний возраст. Согласно мнению Л.С. Выготского, данным кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса семи лет происходит значительное изменение всего психологического облика ребенка, происходит перестройка его отношений с социальным окружением.

Пристальное внимание к процессу адаптации к школе вызвано тем, что, представляя собой динамический процесс прогрессивной перестройки функциональных систем организма, ею обеспечивается возрастное развитие. Механизмы же приспособления, которые появляются в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Согласно мнению ряда ученых, в том числе, Л.И. Божович /2;32/, процесс адаптации ребенка к школе может быть разделен на несколько этапов, каждый из которых обладает своими особенностями.

Первый этап - этап ориентировочный, его характеристики - бурная реакция и значительное напряжение практически всех систем организма. Продолжительность данного этапа - две-три недели.

Второй этап - является неустойчивым приспособлением, когда организму свойственно искать, и находить какие-то оптимальные варианты реакций на данные воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать. Третий этап - представляет собой период относительно устойчивого приспособления, когда организму свойственно находить наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, которые требуют меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма являются далеко не безграничными, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут значительно повлиять на хрупкое здоровье ребенка. Принято выделять несколько групп детей, процесс адаптации которых к школе является легким, средней тяжести и тяжелым. При легкой адаптации состояние напряженности организма могут быть компенсированы в течение первой четверти. Если адаптация средней тяжести - нарушения самочувствия и здоровья являются более выраженными, их возможно наблюдать в течение первого полугодия, что является закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе может проходить тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья могут нарастать - от начала к концу учебного года, и это подтверждает факт наличия непосильных учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника /2;33/.

Критерии благополучной адаптации детей к школе, по мнению ряда ученых, представляют собой благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатор трудности процесса адаптации к школе, как правило, представляет собой изменения в поведении детей.

Таким образом, психологическая готовность к школе является сложным образованием, представляющим собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенности мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточный уровень познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенный тип отношений с взрослыми и сверстниками. Развитие всех вышеуказанных качеств в их единстве до определенного уровня, способно обеспечить освоение школьной программы, и является содержанием психологической готовности к школе.

Психолого-педагогическая сущность адаптации младшего школьника состоит в:

 • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

• формирование адекватного поведения;

• овладение навыками учебной деятельности.

Под психолог - педагогической поддержкой понимается деятельность  педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором — удержать, чтобы не скатился вниз, не упал. «Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося  возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.

2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное» - правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.

4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 и5 классах. В  это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях.

При переходе к конкретным случаям поддержки необходимо выделили виды и причины трудностей в обучении. Основные трудности в обучении младших школьников:

  • ребенок плохо учится;
  • ребенок ленится;
  • ребенок рассеян;
  • ребенок неуправляем;
  • хронические неудачи;
  • уход от деятельности;
  • развитие ребенка по игровому типу;

На основе работ психологов и педагогов,  были разработаны способы оказания педагогической поддержки в конкретных случаях, которые могут использоваться в дальнейшей педагогической деятельности

Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость).Учащиеся с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного времени. При этом возникают сомнения, что они смогут учиться хорошо, даже если захотят.

Трудности в обучении

Наиболее вероятные психологические причины

Общие рекомендации

Ребенок плохо учиться

Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника.

Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально

Нарушение учебной мотивации

  • Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности.
  • Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека

Повышенная тревожность

  • Поддержать доброжелательные взаимоотношения,
  • Найти и обеспечить сферу успеха;
  • Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха.

Нарушение отношений с учителем.

  • Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям…)
  • Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их.

Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноз требуется заключение медико-педагогической комиссии.

Желательно обучение в классе выравнивания.

  • Игровые формы обучения, репетиторство;
  • Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром.

Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции.

 Развитие ребенка по «игровому типу»

 Развитие по типу «Хронической неуспеваемости»

См. отд таблицу

Основная трудность: ребенок ленится. Дети, которые, по мнению учителя, учатся хуже своих способностей:

Ребенок  ленится

Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу.

Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания.

Утомленный вид или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия.

 Нарушение учебной мотивации. Повышенная тревожность. Нарушение отношений с учителем.

См. пред.таблицу

Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога)

  •  Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после урока, если не успел)
  • Приучать к умению эффективно и следить за своей работоспособностью

Общая замедленность темпа деятельности

  • Не осуждать за медлительность.
  • По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество.

  1. Основная трудность: ребенок рассеян. Учащиеся проявляющие высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активность низкий:

Основная трудность: ребенок рассеян

Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле.

Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил.

Несформированность организации деятельности.

Повышенная энергетика.

  • Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия.
  • Приучать внимательно относиться к инструкциям учителя.

Ненавязчивый контроль исполнительности

Повышенная тревожность

  • Поддерживать доброжелательные взаимоотношения.
  • Найти и обеспечить сферу успеха.
  • Щадящий оценочный режим. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п
  1. Основная трудность: неуправляемый учащийся. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением:

Основная трудность: неуправляемый учащийся.

Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив .

Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо.

1 . Избалованность

Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна.

Повышенная энергетика

Двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога)

  • Спокойный стиль взаимоотношений.
  • Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в воспитании подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее.

5. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Главная черта таких учащихся: постоянный страх ошибаться, сделать что-то не так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность и, таким образом, неудачи становятся хроническими:

«Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». 

Учил, но не может хорошо ответить.

Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо.

Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы.

После неудачного ответа не может включиться в работу…

  • Основная: личностная тревожность.
  • Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:
  1. нарушение отношений с учителем;
  2. завышенные ожидания взрослых;

Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики

  • Поддерживать доброжелательные отношения;
  • Найти и обеспечить сферу успеха;
  • Щадящий оценочный режим в сфере неудач;
  • Снизить значимость сфер неуспеха;
  • Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность.

В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом.

6. Диагностическая таблица «Уход от действительности». Главная черта таких учащихся – склонность к фантазированию. Такие дети часто «витают в облаках» во время урока. Стремятся завладеть вниманием учителя: ведут разговоры на «взрослые» темы, задают вопросы, делают подарки, хвастаются:

 «Уход от действительности».

Мечтают на уроке;

Лень (может учиться, но не хочет).

Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса.

Обманывает.

Основная—неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с легкой тревожностью.

Дополнительная—потеря учебной мотивации (преобладания мотивов избежания неудач)

  • Помочь ребенку найти сферу успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получить признание взрослых (занятия живописью, спортом…)
  • Включать работу воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные темы, участие в работе творческих студий…);
  • Помочь утвердиться в учебе. Поощрять за успехи в содержательном плане (активность на уроке, изучение материала сверхзаданного, за содержательные, а не за пустые вопросы)

7. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по игровому типу». У таких учащихся с первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: игра школьными принадлежностями, может не захотеть выполнять задание учителя, не переживает своих неуспехов, может быть капризным, неуправляемым. При этом по интеллектуальным способностям может быть готов к решению предлагаемых задач.

«Развитие ребенка по игровому типу».

Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям.

Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя.

Неуспеваемость по многим предметам.

Основная—отсутствие произвольности регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника.

Дополнительная—задержка психического развития.

  • Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием заранее обречена на провал
  • Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении нового материала. Если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очередных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы.

Нельзя все проблемы поместить в схемы, потому что каждый ребенок – индивидуален. И поэтому нужно рассматривать некоторые конкретные ситуации и способы поддержки в конкретном случае.

Проанализировав опыт многих ведущих отечественных педагогов, мы пришли к выводу, что вопрос адаптации первоклассников к школе является актуальным для большинства педагогов-практиков. Для того, чтобы процесс адаптации ребенка к школе был успешным, можно провести программу «Школа будущего первоклассника», цель данной программы - оказать помощь шестилетним детям в построении содержательного образа настоящего школьника, благоприятствовать более успешной их адаптации к школе в условиях систематического обучения; также возможно предусмотреть работу с родителями будущих первоклассников - для того, чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития; возможна организация лагеря дневного пребывания, цель которого будет заключена в предшкольной подготовке детей; возможно организовать учебное сотрудничество на уроках; также важно проводить разнообразные игры, в том числе, игры на знакомство, ведь игра в данном возрасте продолжает быть основным видом деятельности ребенка.

 Адаптация к школе - процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Важно благополучно ввести ребенка в окружающий его коллектив, в новый для него коллектив, и научить его не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния окружающих его людей, детей, но и умению анализировать их причины.

Для успешного знакомства детей друг с другом, с коллективом целесообразно использовать комплекс психогимнастических игр и упражнений, таких, как «Назови себя», «Позови ласково», «Передача чувств». Школьные психологи рекомендуют проводить с детьми упражнения, цель которых - повысить самоуважение, развить спонтанность, и успешно адаптироваться в коллективе, в частности, «4 вопроса-4 рисунка». «Я хочу - они хотят - я поступаю», «Чего я боялся, когда я был маленьким», беседы о различных эмоциональных состояниях и т.д.

Взаимодействие педагога и первоклассников в игровой деятельности педагога ставит их в рамки равного поиска игровых решений, они учатся понимать друг друга, лучше узнают друг друга, учатся понимать поведение, оценивать и соотносить свое поведение и интересы с поведением и интересами других детей. Именно в начальных классах формируются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, привитие хороших манер, умения культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах.

 Осуществляя работу с первоклассниками, возможно проведение специальных упражнений - для того, чтобы дети планомерно могли отработать отдельные навыки культурного поведения. Важно научить детей действовать не только согласно правилам поведения, но и привить детям умение действий соответственно правилам, умение поиска верного способа поведения в новой для детей обстановке. Методами разъяснения могут быть рассказы учителя, проведение этической беседы, обсуждение фактов школьной жизни, проведение беседы по прочитанному рассказу, создание стендов по культуре поведения. Для лучшего усвоения первоклассниками правил культуры поведения, целесообразно проводить серию упражнений, а именно: Упражнение «Знаешь ли ты правила», Ситуации для обсуждения - «В гардеробе», «В столовой» и т.д.

Каждый педагог знает, что от того, насколько будут сформированы взаимоотношения детей друг с другом, будет зависеть характер протекания их адаптации, следовательно, у школьников необходимо развивать эмоционально-положительное отношение к реализации совместной деятельности на уроке, деловые отношения в совместной деятельности - использование приема обсуждения деловой ситуации необходимо и результативно в адаптационный период. Для первоклассников проведение парной работы - наиболее комфортная форма организации совместной деятельности на уроке. Когда дети научатся работать в паре, далее возможно им предложить им групповую работу, а позже - и коллективную. Для организации совместной деятельности детей на уроках, можно использовать такой прием, как прием поощрения, прием счет команда, данные приемы являются весьма действенными, особенно на начальном этапе формирования классного коллектива, сформировать который необходимо - для дальнейшего успешного обучения.

Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к школе будет результативным, если: используются игры на знакомство для создания положительного психологического климата; обеспечивается ознакомление первоклассников с правилами поведения школьника с применением метода упражнения; применяются коллективные формы организации совместной деятельности первоклассников на уроке, - подтверждена, поставленные задачи выполнены.



Предварительный просмотр:

«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Особый и сложный период в жизни ребенка – это адаптация в первом классе: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, наконец, изменяется уклад его жизни. У шестилетнего, семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.

Термин «адаптация» произошел от латинского слова «adaptio» (приспособление) и изначально данный термин достаточно часто использовали для того, чтобы описать феномен и механизмы приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка. Ключевая особенность положения учащегося, школьника состоит в том, что его учеба является теперь обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он ответственен перед учителями, друзьями, родственниками.

Адаптация к школе представляет собой важную и серьезную проблему, поскольку ситуация неопределенности всегда волнует, а перед школой каждому ребенку свойственно испытывать особенное волнение. Условия его жизни коренным образом меняются. Иногда случается так, что ребенок в младших классах станет подчиняться большинству - вопреки собственным желаниям.  

Следовательно, ребенку необходима помощь в этот столь непростой для него период жизни - ведь ему нужно обрести самого себя, он должен научиться сам отвечать за свои поступки. Следовательно, можно прийти к выводу, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, являются залогом успешного обучения в школе. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже является личностью. Он уже понимает то, какое место он займет в ближайшем будущем - он отправится учиться в школу, ему доводится открывать для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. По достижении старшего дошкольного возраста ребенок уже умеет ориентироваться в семейно-родственных отношениях, и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди своих родственников, близких. Ребенок учится построению отношений с взрослыми и сверстниками, обладает навыками самообладания, умеет настоять на своем. Шести - семилетний ребенок обладает рефлексивными способностями. В этом возрасте наиболее важным достижением в развитии личности ребенка является преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу». Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, который приходится на семилетний возраст. Согласно мнению Л.С. Выготского, данным кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса семи лет происходит значительное изменение всего психологического облика ребенка, происходит перестройка его отношений с социальным окружением.

Пристальное внимание к процессу адаптации к школе вызвано тем, что, представляя собой динамический процесс прогрессивной перестройки функциональных систем организма, ею обеспечивается возрастное развитие. Механизмы же приспособления, которые появляются в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Согласно мнению ряда ученых, в том числе, Л.И. Божович /2;32/, процесс адаптации ребенка к школе может быть разделен на несколько этапов, каждый из которых обладает своими особенностями.

Первый этап - этап ориентировочный, его характеристики - бурная реакция и значительное напряжение практически всех систем организма. Продолжительность данного этапа - две-три недели.

Второй этап - является неустойчивым приспособлением, когда организму свойственно искать, и находить какие-то оптимальные варианты реакций на данные воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать. Третий этап - представляет собой период относительно устойчивого приспособления, когда организму свойственно находить наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, которые требуют меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма являются далеко не безграничными, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут значительно повлиять на хрупкое здоровье ребенка. Принято выделять несколько групп детей, процесс адаптации которых к школе является легким, средней тяжести и тяжелым. При легкой адаптации состояние напряженности организма могут быть компенсированы в течение первой четверти. Если адаптация средней тяжести - нарушения самочувствия и здоровья являются более выраженными, их возможно наблюдать в течение первого полугодия, что является закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе может проходить тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья могут нарастать - от начала к концу учебного года, и это подтверждает факт наличия непосильных учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника /2;33/.

Критерии благополучной адаптации детей к школе, по мнению ряда ученых, представляют собой благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатор трудности процесса адаптации к школе, как правило, представляет собой изменения в поведении детей.

Таким образом, психологическая готовность к школе является сложным образованием, представляющим собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенности мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточный уровень познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенный тип отношений с взрослыми и сверстниками. Развитие всех вышеуказанных качеств в их единстве до определенного уровня, способно обеспечить освоение школьной программы, и является содержанием психологической готовности к школе.

Психолого-педагогическая сущность адаптации младшего школьника состоит в:

 • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

• формирование адекватного поведения;

• овладение навыками учебной деятельности.

Под психолог - педагогической поддержкой понимается деятельность  педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором — удержать, чтобы не скатился вниз, не упал. «Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося  возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.

2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное» - правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.

4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 и5 классах. В  это время ребенок входит в социум, примеряет различные социальные роли, адаптируется в новых условиях.

При переходе к конкретным случаям поддержки необходимо выделили виды и причины трудностей в обучении. Основные трудности в обучении младших школьников:

  • ребенок плохо учится;
  • ребенок ленится;
  • ребенок рассеян;
  • ребенок неуправляем;
  • хронические неудачи;
  • уход от деятельности;
  • развитие ребенка по игровому типу;

На основе работ психологов и педагогов,  были разработаны способы оказания педагогической поддержки в конкретных случаях, которые могут использоваться в дальнейшей педагогической деятельности

Основная трудность: ребенок плохо учится (неуспеваемость).Учащиеся с трудом усваивают программу по основным предметам на протяжении длительного времени. При этом возникают сомнения, что они смогут учиться хорошо, даже если захотят.

Трудности в обучении

Наиболее вероятные психологические причины

Общие рекомендации

Ребенок плохо учиться

Не выполняет самостоятельные задания или делает их немного хуже, чем обычное списывание с доски или с учебника.

Безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу. Отвечает неуверенно, при вызове к доске теряется, при этом обычные (не контрольные) письменные работы выполняет нормально

Нарушение учебной мотивации

  • Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности.
  • Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека

Повышенная тревожность

  • Поддержать доброжелательные взаимоотношения,
  • Найти и обеспечить сферу успеха;
  • Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Снизить значимость сфер неуспеха.

Нарушение отношений с учителем.

  • Осознать причины напряженности в отношениях с учеником (неопрятность ребенка, антипатия по отношению к его родителям…)
  • Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, то постараться не усугублять их.

Задержка в психическом развитии (ЗПР). Для подтверждения диагноз требуется заключение медико-педагогической комиссии.

Желательно обучение в классе выравнивания.

  • Игровые формы обучения, репетиторство;
  • Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребенка с окружающим миром.

Обязательна консультация со специалистами с целью определения методов спец. коррекции.

 Развитие ребенка по «игровому типу»

 Развитие по типу «Хронической неуспеваемости»

См. отд таблицу

Основная трудность: ребенок ленится. Дети, которые, по мнению учителя, учатся хуже своих способностей:

Ребенок  ленится

Равнодушие ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу.

Не хочет стараться, хотя может учиться лучше, под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.п.) не выполняет задания.

Утомленный вид или наоборот чрезмерная возбудимость к концу занятия.

 Нарушение учебной мотивации. Повышенная тревожность. Нарушение отношений с учителем.

См. пред.таблицу

Сниженная энергетика (требуется заключение психоневролога)

  •  Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и после урока, если не успел)
  • Приучать к умению эффективно и следить за своей работоспособностью

Общая замедленность темпа деятельности

  • Не осуждать за медлительность.
  • По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество.

  1. Основная трудность: ребенок рассеян. Учащиеся проявляющие высокую учебную активность, но делают это неэффективно, так как результат активность низкий:

Основная трудность: ребенок рассеян

Торопится, отвечает не подумав, старается сделать хорошо, но либо что-нибудь забывает, либо делает не то, что задает учитель; неаккуратные записи в тетрадях, беспорядок на столе и в портфеле.

Невнимательность, часами сидит за уроками, все время о чем-то мечтает, иногда не может ответить, хотя дома учил.

Несформированность организации деятельности.

Повышенная энергетика.

  • Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия.
  • Приучать внимательно относиться к инструкциям учителя.

Ненавязчивый контроль исполнительности

Повышенная тревожность

  • Поддерживать доброжелательные взаимоотношения.
  • Найти и обеспечить сферу успеха.
  • Щадящий оценочный режим. Снизить значимость сфер неуспеха и т. п
  1. Основная трудность: неуправляемый учащийся. Такие дети не способны или не желают выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением:

Основная трудность: неуправляемый учащийся.

Не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив .

Неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо.

1 . Избалованность

Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с ними коррекция будет малоэффективна.

Повышенная энергетика

Двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога)

  • Спокойный стиль взаимоотношений.
  • Порекомендовать родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр). Учитывая стереотипы в воспитании подобных советов, сделать это нужно как можно деликатнее.

5. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». Главная черта таких учащихся: постоянный страх ошибаться, сделать что-то не так. Дети нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность и, таким образом, неудачи становятся хроническими:

«Развитие ребенка по типу «Хроническая неуспеваемость». 

Учил, но не может хорошо ответить.

Сильно теряется у доски или вообще молчит, при этом письменные работы выполняет хорошо.

Контрольные работы пишет значительно хуже, чем обычные работы.

После неудачного ответа не может включиться в работу…

  • Основная: личностная тревожность.
  • Факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:
  1. нарушение отношений с учителем;
  2. завышенные ожидания взрослых;

Первичные трудности с освоением школьной программы в результате низкого объема кратковременной памяти, слабого слуха или зрения, логопедические нарушения, слабое развитие мелкой моторики

  • Поддерживать доброжелательные отношения;
  • Найти и обеспечить сферу успеха;
  • Щадящий оценочный режим в сфере неудач;
  • Снизить значимость сфер неуспеха;
  • Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих тревожность.

В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом.

6. Диагностическая таблица «Уход от действительности». Главная черта таких учащихся – склонность к фантазированию. Такие дети часто «витают в облаках» во время урока. Стремятся завладеть вниманием учителя: ведут разговоры на «взрослые» темы, задают вопросы, делают подарки, хвастаются:

 «Уход от действительности».

Мечтают на уроке;

Лень (может учиться, но не хочет).

Что-нибудь читает или рисует вместо того, чтобы участвовать в деятельности класса.

Обманывает.

Основная—неудовлетворенная потребность во внимании, сочетающаяся с легкой тревожностью.

Дополнительная—потеря учебной мотивации (преобладания мотивов избежания неудач)

  • Помочь ребенку найти сферу успешности, где бы он мог стабильно утверждаться и получить признание взрослых (занятия живописью, спортом…)
  • Включать работу воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные темы, участие в работе творческих студий…);
  • Помочь утвердиться в учебе. Поощрять за успехи в содержательном плане (активность на уроке, изучение материала сверхзаданного, за содержательные, а не за пустые вопросы)

7. Диагностическая таблица «Развитие ребенка по игровому типу». У таких учащихся с первых дней наблюдается безответственное отношение к учебе: игра школьными принадлежностями, может не захотеть выполнять задание учителя, не переживает своих неуспехов, может быть капризным, неуправляемым. При этом по интеллектуальным способностям может быть готов к решению предлагаемых задач.

«Развитие ребенка по игровому типу».

Неуправляемость; требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям.

Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя.

Неуспеваемость по многим предметам.

Основная—отсутствие произвольности регуляции поведения, ведущее к неготовности принятия на себя роли школьника.

Дополнительная—задержка психического развития.

  • Попытка совладать с таким ребенком строгостью, наказанием заранее обречена на провал
  • Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе: групповые формы работы, игровые методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении нового материала. Если наряду с игровым поведением ребенок не ориентируется в очередных понятиях, то с ним следует заниматься индивидуально с целью выравнивания познавательной сферы.

Нельзя все проблемы поместить в схемы, потому что каждый ребенок – индивидуален. И поэтому нужно рассматривать некоторые конкретные ситуации и способы поддержки в конкретном случае.

Проанализировав опыт многих ведущих отечественных педагогов, мы пришли к выводу, что вопрос адаптации первоклассников к школе является актуальным для большинства педагогов-практиков. Для того, чтобы процесс адаптации ребенка к школе был успешным, можно провести программу «Школа будущего первоклассника», цель данной программы - оказать помощь шестилетним детям в построении содержательного образа настоящего школьника, благоприятствовать более успешной их адаптации к школе в условиях систематического обучения; также возможно предусмотреть работу с родителями будущих первоклассников - для того, чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития; возможна организация лагеря дневного пребывания, цель которого будет заключена в предшкольной подготовке детей; возможно организовать учебное сотрудничество на уроках; также важно проводить разнообразные игры, в том числе, игры на знакомство, ведь игра в данном возрасте продолжает быть основным видом деятельности ребенка.

 Адаптация к школе - процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Важно благополучно ввести ребенка в окружающий его коллектив, в новый для него коллектив, и научить его не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния окружающих его людей, детей, но и умению анализировать их причины.

Для успешного знакомства детей друг с другом, с коллективом целесообразно использовать комплекс психогимнастических игр и упражнений, таких, как «Назови себя», «Позови ласково», «Передача чувств». Школьные психологи рекомендуют проводить с детьми упражнения, цель которых - повысить самоуважение, развить спонтанность, и успешно адаптироваться в коллективе, в частности, «4 вопроса-4 рисунка». «Я хочу - они хотят - я поступаю», «Чего я боялся, когда я был маленьким», беседы о различных эмоциональных состояниях и т.д.

Взаимодействие педагога и первоклассников в игровой деятельности педагога ставит их в рамки равного поиска игровых решений, они учатся понимать друг друга, лучше узнают друг друга, учатся понимать поведение, оценивать и соотносить свое поведение и интересы с поведением и интересами других детей. Именно в начальных классах формируются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, привитие хороших манер, умения культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах.

 Осуществляя работу с первоклассниками, возможно проведение специальных упражнений - для того, чтобы дети планомерно могли отработать отдельные навыки культурного поведения. Важно научить детей действовать не только согласно правилам поведения, но и привить детям умение действий соответственно правилам, умение поиска верного способа поведения в новой для детей обстановке. Методами разъяснения могут быть рассказы учителя, проведение этической беседы, обсуждение фактов школьной жизни, проведение беседы по прочитанному рассказу, создание стендов по культуре поведения. Для лучшего усвоения первоклассниками правил культуры поведения, целесообразно проводить серию упражнений, а именно: Упражнение «Знаешь ли ты правила», Ситуации для обсуждения - «В гардеробе», «В столовой» и т.д.

Каждый педагог знает, что от того, насколько будут сформированы взаимоотношения детей друг с другом, будет зависеть характер протекания их адаптации, следовательно, у школьников необходимо развивать эмоционально-положительное отношение к реализации совместной деятельности на уроке, деловые отношения в совместной деятельности - использование приема обсуждения деловой ситуации необходимо и результативно в адаптационный период. Для первоклассников проведение парной работы - наиболее комфортная форма организации совместной деятельности на уроке. Когда дети научатся работать в паре, далее возможно им предложить им групповую работу, а позже - и коллективную. Для организации совместной деятельности детей на уроках, можно использовать такой прием, как прием поощрения, прием счет команда, данные приемы являются весьма действенными, особенно на начальном этапе формирования классного коллектива, сформировать который необходимо - для дальнейшего успешного обучения.

Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассника к школе будет результативным, если: используются игры на знакомство для создания положительного психологического климата; обеспечивается ознакомление первоклассников с правилами поведения школьника с применением метода упражнения; применяются коллективные формы организации совместной деятельности первоклассников на уроке, - подтверждена, поставленные задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ослабленным здоровьем в период адаптации к школе

Актуальность проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этапе обуч...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Актуальность  проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этап...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматривается характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрены психолого-педагогические особенности развития младших школьников и основные виды психических расстройств в младшем школьном возрасте....

Программа социально – педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста «Радуга»

Актуальность программы. Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности: изменяются отношения со значимыми взрослыми; появляется ...