Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с комплексными нарушениями.
материал на тему

Сюникова Анна Валерьевна

Выступление на конференции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pps.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые члены комиссии, преподаватели, коллеги!

Тема нашего доклада «Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с комплексными нарушениями».

В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе -  психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются различные модели сопровождения, создаются различные психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения. Но, несмотря на это, на практике педагог в большинстве школ (особенно в коррекционных) по-прежнему остается «один на один» с трудностями ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Современные технологии изучения детей c отклонениями в развитии позволили выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений, в которых могут сочетаться первичные сенсорные, двигательные, речевые, эмоциональные нарушения, а также сочетания этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (Т.А. Басилова, Т.В. Розанова, Г.П. Бертынь, М.С. Певзнер др.).

Также вопросам изучения и обучения детей данной категории посвящены работы как отечественных ученых (М.Г. Блюмина, Л.А. Головчиц, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, А.И. Мещеряков, М.С. Певзнер, В.Н. Чулков и др.), так и зарубежных исследователей таких стран, как США (Р. Блаха, М. Затта, Д. Лолли, Б. МакЛетчи и др.); Голландия (Я. ван Дайк, Тон ван Дер Меер и др.); Польша (W. Dykcik, М. Zaorska и др.); Германия (F. Hill, D. Fischer, H. Barth, G. Sondersorge  и др.).

В нашей стране остро стоит вопрос о разработке подходов психолого-педагогической помощи детям со сложными нарушениями развития, что обусловлено тем, что таких детей становится с каждым годом все больше и больше, широкой распространенностью таких детей в специальных образовательных учреждениях.

Учитывая тот факт, что люди с проблемами интеллектуального и психического развития являются участниками совместной жизни людей, возникает необходимость их интеграции в обществе, и как следствие, создание условий для их адекватного социального взаимодействия с окружающими. В этой связи возникает проблема адекватной социализации людей с нарушениями умственного развития. Поэтому нами было выбрано одно из направлений психолого-педагогического сопровождения – социальное взаимодействие.

Проблема социального взаимодействия или отдельных его компонентов является значимой для отечественной специальной педагогики и психологии (О.К.Агавелян, И.М.Бгажнокова, Н.Ю.Борякова, Е.Е.Дмитриева, Е.А.Евлахова, Л.Л.Крючкова, И.А.Коробейников, В.И.Липакова, А.Р.Маллер, Ф.М.Мусукаева, Ж.И.Намазбаева, Н.А.Першина, Е.И.Разуван, И.М.Соловьев, Т.З.Стернина, О.Е.Шаповалова, А.В. Хаустов, А.М.Царев, Г.В. Цикото, Л. М. Шипицына). В работах И.М. Бгажноковой, А.А, С.Д. Забрамной, А.Р.Маллер М.С. Певзнер, Б.И. Пинского, Л.М. Шипицыной и других отмечается, что основой социальной адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в общество является организация поведения.

Но категория детей с комплексными нарушениями остается малоизученной с точки зрения особенностей их социального взаимодействия, а также поиска путей коррекционно-педагогического воздействия.

Поэтому изучение особенностей развития и формирования навыков социального взаимодействия у младших школьников с комплексными нарушениями, является актуальным для специальной педагогике и психологии.

Социальное взаимодействие детей с умеренной умственной отсталостью отличается такими особенностями, как: неполная сформированность социоэмоциональных навыков, недостаток вербальных и невербальных средств коммуникации, ограниченность знаний о стратегии поведения в различных ситуациях. 

В связи с этим, возникает проблема: каковы пути и средства формирования навыков социального взаимодействия младших школьников с комплексными нарушениями.

Решение этой проблемы и составляет цель настоящего исследования

Объект исследования: социальное взаимодействие детей с комплексными нарушениями.

Предмет исследования: процесс формирования навыков социального

В основу исследования положена гипотеза: целенаправленное формирование навыков социального взаимодействия младших школьников с комплексными нарушениями будет эффективным при полноценной, организованной психолого-педагогической помощи.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
  2. Выявить особенности и состояние сформированности навыков социального взаимодействия у младших школьников с комплексными нарушениями;
  3. Определить средства коррекционно-развивающего обучения, обеспечивающие процесс формирования навыков социального взаимодействия;
  4. Апробировать предложенное обучение по формированию навыков социального взаимодействия.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Младшие школьники  с комплексными нарушениями  нуждаются в организованной помощи для формирования навыков социального взаимодействия.
  2. Коррекционно-педагогическое сопровождение младших школьников с комплексными нарушениями должно включать в себя развитие навыков социального взаимодействия: восприятие и понимание эмоциональных состояний других людей, использование различных видов коммуникации (вербальной и невербальной), обучение моделям поведения в различных ситуациях.

Организация исследования. Экспериментальная работа проводится на базе ГБОУ СКОШ VIII вида №30.

Были созданы 2 группы: контрольная и экспериментальная, возраст детей 8-9 лет, имеющие умеренную и тяжелую умственную отсталость и сочетанные нарушения (ДЦП, аутизм, атипичный аутизм, генетические синдромы).

Экспериментальная работа проводится в 3 этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.

Констатирующий эксперимент включал в себя

  • Диагностика коммуникативных навыков (наблюдение),
  • Методика «Кто изображен на фотографии?»
  • Методика «Эмоции».
  • Методика на определение эмоциональных состояний в заданных ситуация

При диагностике коммуникативных навыков рассматривались такие виды общения как:

 вербальное (например, знает ли ребенок свое имя, реагирует ли он на него, знает ли он имена своих мамы и папы, братьев, сестер, одноклассников)

неверабальное общение (умеет ли ребенок пользоваться естественными жестами, устанавливает ли визуальный контакт, реакция ребенка на тактильный контакт, понимает ли ребенок мимику и эмоции взрослых и детей)

Наблюдение показало, что большинство детей выполняют простые инструкции в 1-2 действия под контролем взрослого, все дети не умеют устанавливать зрительный контакт, большая часть испытуемых пользуются и реагируют на указательный жест и на жест "дай" Несколько детей используют вербальные формы для решения коммуникативных задач.

Методика «Кто изображен на фотогафии?»

Испытуемому были предложены фотографии родных и фотографии одноклассников, ребенок должен был назвать или показать,  кто изображено.

Из диаграммы , что испытуемые обоих групп лучше узнавали на фотографии своих родных. Одноклассников дети узнавали не по принципу кто им больше нравится, а принципу кого из детей они чаще всего видят в школе.

Методика «Эмоции»

Перед ребенком были положены 4 карточки, на которых изображены эмоции: радость, грусть, злость и удивление. Испытуемый должен был назвать эмоцию или показать на картинку, где изображена та или иная эмоция.

Из диаграммы видно, что наиболее узнаваемая эмоция  - это радость (60%)и грусть (60%-40%). Злость (0-10%). Удивление (10% - 0%). Некоторые дети путали грусть и злость. Следует отметить, что в каждой группе был ребенок, который не показал не одну эмоцию.

Методика на определение эмоциональных состояний в заданных ситуациях

Перед ребенком кладется картинка, на которой изображена эмоциональная ситуация. Ребенок должен рассказать о том, (если ребенок не говорит, то показать) какое настроение, эмоция испытывает тот или иной персонаж и соотнести пиктограмму с героем картинки.

Это задание вызвало наибольшую трудность. Школьники не понимали сути задания, требовались дополнительные разъяснения к ситуации. Дети не могли перенести эмоции персонажа на себя, также соотнести шаблоны эмоции, которые лежали перед ними с персонажем на картинке. Некоторые дети попытались уйти от выполнения задания, у них повысился уровень тревожности, один ребенок демонстративно не хотел выполнять эту методику. Легче всего с задание справились дети, которые говорят, но к ответу они приходили только с помощью экспериментатора

Формирующий эксперимент.

Был направлен на коррекцию и развитие следующих навыков и умений, необходимых для социального взаимодействия.  

  • Формирование умения пользоваться невербальными формами коммуникации;
  • Формирования умения высказывать (вербально или не вербально) свои потребности;
  • Формирование  интереса к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;
  • Формирование умения слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
  • Формирование умения воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
  • Формирование умения выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.
  • Развивать у детей речевые (неречевые) формы общения со взрослыми и сверстниками.
  • Формирование умения определять эмоции

Для проведения психокоррекционных  занятий нами была разработана программа «Хочу и могу общаться!».

Данная программа состоит из 10 занятий, длительность занятия 45 минут, 1 раз в неделю.

ЦЕЛЬ: развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации ребенка с множественным  нарушениями в окружающем мире.

Содержание программы, в которое входят следующие задания, которые вы видите на слайде.

  1. «Давайте познакомимся»
  2. «Поздоровайся со мной и простись»
  3. «В мире эмоций»
  4. «В мире эмоции. Часть 2»
  5. «Наши пальчики говорят»
  6. «Попроси меня правильно»
  7.  «Поделись с другом»
  8.  «Помоги другу»
  9. «Как дружно мы играем»
  10.  «Цветок доброты»

Формы проведения коррекционно-развивающих занятий:

  • Групповые

Основные методы, используемые при реализации программы:

  • Психокоррекционные игры
  • Подвижные игры
  • Упражнения
  • Арттерапия
  • Поведенческий тренинг.

В коррекционно-развивающие программе реализуются следующие задачи

-развить мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение);
-развить целостное восприятие, его структурность, константность, осмысленность;
-развить произвольное внимание (концентрация, распределение, переключение, устойчивость);
-развить сенсомоторные координации;
-развить коммуникативные навыки;

-развить социальные умения и навыки  
-развить самоконтроль и саморегуляцию поведения и деятельности;
Развить восприятие и понимание эмоций.

Выработать  стратегии поведения в различных ситуациях.

Контрольный эксперимент включал те же методики и те же группы детей, что и в констатирующем эксперименте.

При проведении контрольного эксперимента было выявлено, что у детей повысился уровень развития социальных навыков и умений с показателями в констатирующем эксперименте. Школьники стали активнее взаимодействовать друг с другом, проявлять инициативу в общении, появились элементы совместной игры. Ученики чётче выражали свои потребности, как в вербальной форме, так и невербальной,  значительно улучшилось умение пользоваться невербальными средствами общения, дети стали переносить стратегию поведения на повседневную практику.

Формирование навыков социального взаимодействия в процессе обучения и воспитания приводит к определенным изменениям в социализации детей с комплексными нарушениями: развивается способность использования различных видов коммуникации, восприятие и понимание эмоциональных состояний других людей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматривается характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения.

Аннотация:В данной статье приводится описание исследовательской работы, направленной на изучение развития пространственного мышления у детей с глубокими нарушениями зрения, и анализ полученных результ...

Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.Задачи:1.   Ознакомить педагогов с &laq...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрены психолого-педагогические особенности развития младших школьников и основные виды психических расстройств в младшем школьном возрасте....

КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одна из актуальных проблем современности — проблема психического здоровья ребенка. Пристального внимания специалистов требует изучение, прежде всего, интегральных феноменов психического развития...

«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, в...