Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии по теме

Казачинова Алёна Владимировна

Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.

Задачи:

1.   Ознакомить педагогов с «логопедическими сказками» как с универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

2.   Представить возможности применения логосказок в различных образовательных областях.

3.   Побудить педагогов к использованию логосказок в воспитательно-образовательном процессе с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, развития коммуникативных навыков, активизации психических процессов, воспитание нравственных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями»

Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с «логопедическими сказками» как с универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
  2. Представить возможности применения логосказок в различных образовательных областях.
  3. Побудить педагогов к использованию логосказок в воспитательно-образовательном процессе с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, развития коммуникативных навыков, активизации психических процессов, воспитание нравственных качеств.

В работе с детьми младшего школьного возраста важно учитывать повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей. Для того чтобы удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логопедические сказки. Логопедическое воздействие в игровой и сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

А что же такое логосказка?

Логосказка - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию у ребенка всех сторон речи.

Основная идея логосказки - всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Прием логосказок в работе с детьми, имеющими трудности в речевом развитии, решает следующие задачи:

-формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме;

-активизация психических процессов (внимание, память, мышление, воображение);

-воспитание нравственных качеств;

-положительная мотивация к занятиям.

Для логосказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать их самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.

Логосказки  могут представлять собой целое занятие, либо фрагмент занятия или дидактическую игру.

Их можно использовать как на  индивидуальных занятиях, так и на групповых; рассказывание сказки ведется от 1-го или 3-го лица, а также рассказывание и придумывание сказки «по кругу», придерживаясь тематики и связности текста.

Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:

- систематичности и последовательности;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей;

- учет структуры дефекта.

А также учитываются:

- заинтересованность; положительно - эмоциональный настрой; уровень развития психических функций ребенка.

Логопедические сказки могут планироваться в разных образовательных областях: на логопедических занятиях, на занятиях с психологом и дефектологом, на уроках музыки и изобразительного искусства, учителями начальной школы – на уроках чтения и развития речи;  родителями – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия и пр.

А также логосказки могут использоваться в следующих видах деятельности:

- продуктивной;

- творческой деятельности (театральной, музыкальной);

- коммуникативной деятельности (ребенок общается и с героями сказки, и с другими детьми);

- познавательной деятельности (в игровой форме познает что-то новое).

Сказки с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

Виды логосказок:

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).

• Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).

• Сказки, способствующие формированию связной речи.

• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:

  • с куклами на палочках;
  • рукавичковый;
  • картонажный и др.

Декорациями могут служить: объёмные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.

В своей же практике я чаще всего используюна начальных этапах работы с ребенком артикуляционные логосказки, направленные на развитие артикуляционной моторики, с целью повышения интереса ребенка к занятиям.

А также артикуляционные логосказки для выработки правильного речевого дыхания.

На этапе автоматизации и дифференциации звуков применению фонетические сказки.

И для развития лексико-грамматического строя речи и связной речи я также использую логосказки.

Индивидуальное или подгрупповое занятие с применением логопедической сказки происходит примерно по такой схеме:

- подготавливаются персонажи для сказки (в виде картинок, фигурок);

- взрослый читает сказку;

- в процессе её прочтения ребёнок выкладывает так называемую модель – выбирает персонажей, раскладывает их на столе в желаемом порядке и соответствии;

- беседа с ребёнком согласно содержанию сказки в виде вопросов-ответов;

- взрослый с помощью заготовок-персонажей моделирует ситуации из сказки, а ребёнок пересказывает их;

- затем снова выкладываются все заготовки-персонажи, и ребёнок пересказывает сказку целиком;

- с целью профилактики дисграфиицелесообразно детям начальной школыпредлагать дополнительные задания.

С помощью таких сказок ребёнок не только тренируется выговаривать отдельные звуки, но и учиться связной речи с их использованием. У ребёнка развивается спонтанный словарный запас. Кроме того, при этом, кончено же, развивается воображение, формируется интонационная образность речи. Возникает чувство психологического комфорта и безопасности.

Чтобы вам наглядно увидеть, как это работает, я предлагаю провести фрагмент занятия по теме «Автоматизация звука Ч словах, словосочетаниях и предложениях» с использованием логосказки.

ЛУЧШИЙ ДРУГ

Чебурашка очень давно не ходил в гости к Крокодилу Гене. Он часто скучал, ведь Крокодил Гена был лучшим его другом. Чебурашка посмотрел на часы. Они показывали четверть четвёртого. Он выскочил из дома и на крылечке столкнулся с Черепашкой Чепой.

- Куда ты так торопишься? – спросила его Черепашка.

- Я помчался к Крокодилу Гене.

- А можно я пойду с тобой? – спросила его Черепашка.

Чебурашка быстро подхватил Чепу. Чепа в знак благодарности поцеловала Чебурашку в щёчку, и они поспешили к Крокодилу Гене.

Крокодил Гена был рад гостям. Он напоил их чаем с черничным вареньем.

Задания и вопросы:

  1. Назови слова из сказки со звуком «Ч». Произнеси их, выделяя голосом звук «Ч».
  2. Назови слово с двумя звуками «Ч». Вспомни слова со звуком «ч» в начале, середине, в конце слова.
  3. Попроси Чебурашку взять тебя с собой так, чтобы он тебе не отказал.
  4. Разыграй сценку «В гостях».
  5. Кто был лучшим другом Чебурашки.
  6. Почему скучал Чебурашка.
  7. Какое время показывали часы?
  8. С кем столкнулся Чебурашка на крылечке?
  9. О чём попросила Черепашка Чебурашку?
  10. Как встретил гостей Крокодил Гена?
  11. Каким вареньем Крокодил Гена угощал гостей?
  12. Любишь ли ты принимать гостей? Любишь ли ты ходить в гости?
  13. Чем ты хотел бы угостить своих гостей?
  14. Что можно делать в гостях?
  15. Как не следует вести себя в гостях?

Дополнительные задания:

  1. Карандашом подчеркни в тексте сказки буквы «ч».
  2. Выложи из палочек ТШНА. «Сделай» слово «ГЕНА», изменив положение одной палочки и развернув одну из букв.
  3. Выложи из палочек НАЙ. «Сделай» слово «ЧАЙ», изменив положение одной палочки.
  4. Выложи из палочек слово ДАР, прочти его справа налево. Что у тебя получилось?

Сейчас я предлагаю вам придумать свою сказку.

Задание участникам:

Участники становятся в круг.

Задание: придумать сказку на тему: «Добро побеждает зло». Каждый  из участников должен придумать предложение, сохраняя заданную тематику.

Ведущая: в некотором Царстве, в некотором Государстве, жили были….

Таким образом, использование логосказок способствует решению важнейшей задачи логопедической работы – формированию всех компонентов речевой системы и позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния, снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.



Предварительный просмотр:

Нетрадиционные  методы  воздействия  в  деятельности  учителя-логопеда  становятся  перспективным средством коррек-ционно-развивающей работы с деть-ми, имеющими нарушения речи.  Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств  коррек-ции, все чаще применяемых в спе-циальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных результатов  в преодолении речевых трудностей у детей.

Логосказки -  вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.

ЛОГОСКАЗКА

  • эффективное развивающее коррекционное средство;
  • универсальный комплексный метод в коррекционной работе

Развитие осуществляется по следующим направлениям:

 • Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).

 • Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).

 • Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).

 • Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).

 • Произвольность (от переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре).

 • Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

 Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

Выделяют несколько видов логосказок:

  • Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
  •  Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
  •  Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
  • Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
  •  Сказки, способствующие формированию связной речи.
  •  Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как: кукольный, рукавичковый, картонажный, бибабо и др.

Формы работы:

  • занятие; 
  • часть занятия;
  • досуг;
  • дидактическая игра.

    Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:

  • систематичности и последова-тельности;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • учет структуры дефекта.

А также учитываются: заинтере-сованность; положительно – эмоциональ-ный настрой; уровень воображения, импро-визации, внимания и памяти ребенка.

Результаты работы

Прием логосказок в работе с детьми, имеющими трудности в речевом развитии, решает следующие задачи:

-формирование правильного звукопроизношения, совершенствова-ние дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме;

-активизация психических процессов (внимание, память, мышление, воображение);

-воспитание нравственных качеств;

-положительная мотивация к коррекционным занятиям.

Логопедические сказки могут планироваться в разных образовательных областях: на логопедических занятиях, на занятиях с психологом и дефектологом, на уроках музыки и изобразительного искусства, учителями начальной школы – на уроках чтения и развития речи;  родителями – для домашней работы с детьми, посещающими логопедические занятия.

А также логосказки могут использоваться в следующих видах деятельности:

- творческой деятельности (театральной, музыкальной);

- коммуникативной деятельности (ребенок общается и с героями сказки, и с другими детьми);

- познавательной деятельности (в игровой форме познает что-то новое).

Посредством логосказок творчес-кий педагог способен воспитывать в ребёнке: духовность, любовь к природе, гуманность, скромность, доброту, ответственность и др.

 Также ребёнку,  данная работа помогает  в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражитель-ности, плаксивости, негативизма, пассивности, упрямства, замкнутости и др.

Прием использования логосказки

в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Художественная сказка, как игра,-

естественная эстетическая

воспитательница ребёнка.

 Л. С. Выготский

учитель – логопед

МБОУ «Нижнесуэтукская СОШ»

Казачинова Алёна Владимировна

                    2016г.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ

ЧЕЛОВЕК УСВАИВАЕТ

                             10%

услышанного

                                   

50%

увиденного

   

   90%

сделанного


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОСКАЗКИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Учитель-логопед: Казачинова Алёна Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнесуэтукская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Логопедическое воздействие в игровой и сказочной форме является наиболее универсальным, комплекс-ным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Слайд 3

ЛОГОСКАЗКА - ЭТО ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ЛОГОСКАЗКИ - ВСЕСТОРОННЕЕ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ И СВЯЗАННЫХ С НЕЙ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ. ПРИЕМ ЛОГОСКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ, РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонемати-ческого восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфичес-ких ошибок при письме; активизация психических процессов (внимание, память, мышление, воображение); воспитание нравственных качеств; положительная мотивация к занятиям. ФОРМЫ РАБОТЫ целое занятие; фрагмент занятия; дидактическая игра.

Слайд 4

ВСЯ РАБОТА ПОСТРОЕНА С ОПОРОЙ НА ОБЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: систематичности и последовательности учёта возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, учёта структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.

Слайд 5

учитель-логопед; психолог; дефектолог; учителя начальной школы – на уроках чтения и развития речи; учителя искусства. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЛОГОСКАЗКА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В ТАКИХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК: Продуктивная Творческая Коммуникативная Познавательная

Слайд 6

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ 10% услышанного 50% увиденного 90% сделанного

Слайд 7

ВИДЫ ЛОГОСКАЗОК : Артикуляционные Пальчиковые Фонетические Лексико-грамматические Сказки, способствующие формированию связной речи Сказки для обучения грамоте

Слайд 8

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СКАЗОК ПОДХОДЯТ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ, ТАКИЕ КАК: с куклами на палочках; рукавичковый; картонажный и др. Декорациями могут служить: объёмные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.

Слайд 9

Артикуляционные сказки «Сказка о Веселом Язычке»

Слайд 10

Артикуляционные сказки работа над дыханием

Слайд 11

Фонетические сказки автоматизация и дифференциация звуков

Слайд 12

Сказки лексико-грамматические и сказки, способствующие развитию связной речи

Слайд 13

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ формирование всех компонентов речевой системы; устойчивое внимание ребенка и интерес на протяжении всего занятия; сохранение психофизического здоровья детей; формирование положительного эмоционального состояния; снижение вероятного переутомления на логопедических занятиях; тренировка дыхания…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Осуществление коррекционно-педагогической и воспитательно-образовательной работы с детьми младшего школьного возраста по здоровьесбережению.

•Ребенок в школе не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, и хочет быть счастливым.•Мы хотим верить, что организованная работа по здоровьесбережению позволит нашим детям не   расплачива...

Описание опыта работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

В  наше время одной из самых распространенных проблем, связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, является нарушение осанки. В представленном материале рассматривается опыт р...

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья предназначена  педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы. Посвящена проблеме сохранения и приумножения здоровья детей начальной школы. Из опыта работы эколого-биологи...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи

В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи....

«Содержание коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения при дизартрии»

Коррекционная работа учащимися начальных классов должна осуществляться в условиях естественного педагогического процесса. Она должна строиться с учетом ведущих дидактических и специфических принципов ...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

Методическая разработка представлена с целью распространения опыта использования здоровьесберегающих технологий во время урока...