Описание опыта работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
учебно-методический материал по зож (1 класс) на тему

Климчук Ирина Германовна

 В  наше время одной из самых распространенных проблем, связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, является нарушение осанки. В представленном материале рассматривается опыт работы по  профилактике данного нарушения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы  с детьми младшего школьного возраста по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

Великая ценность каждого человека-это здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед школьным учреждением, в том числе и нашим.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Сегодня только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья.

         Неправильной осанкой в младшем школьном возрасте является проявление общей функциональной слабости организма. С самого начала обучения в школе,  в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного нахождения в  рабочей позе, усвоенные ещё в дошкольном возрасте неправильные позы и привычки:(например, опора при стоянии на одну ногу, рисование лежа на боку), однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, ношение какого-либо груза в одной и той же руке, сидеть за партой горбясь и искривляя позвоночник, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными плечами) и др.Нарушение осанки отрицательно сказывается на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится причиной нарушений обменных процессов, нарушает форму тела, тогда как  хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьника, возможно только при сохранении правильной осанки.

Медицинское обследование детей посещающих кружок показало, что наиболее часто встречаются следующие нарушения: искривление позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз), чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы), плоскостопие и врожденная косолапость, ассиметричное положение тел.

Поэтому основной задачей школы является оздоровление, обеспечение всестороннего развития детей. В нашей школе созданы благоприятные условия для оздоровления школьников..

Под наблюдением медицинских специалистов (врача-ортопеда, педиатра) мы организуем разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми: в любое время года - физкультурные занятия на улице (осень, зима –легкая атлетика, зимой - лыжи), спортивные праздники, развлечения, недели здоровья, бассейн и др. Но особое внимание мы уделяем кружковой работе с детьми, имеющими нарушения опорно–двигательного аппарата.

К числу функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата относятся плоскостопие и нарушение осанки. В школьном возрасте осанка еще полностью не сформирована, а неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста 6-8 лет. Из-за деформации стопы затрудняется движение (ходьба, бег), повышается утомляемость, боль в мышцах и суставах. Все это отрицательно влияет на общее физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Поэтому особое значение имеет организация работы по профилактике плоскостопия и нарушений осанки. Профилактика представляет систему мер, направленных на предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата.

С целью профилактики нарушений осанки и плоскостопия, решаем следующие задачи:

1.Формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных
представлений о ней.

2. Гармоничное укрепление мышечного корсета.

      3. Укрепление всего связочно - мышечного аппарата стопы и голени.

  1. Развитие гибкости.
  2. Формирование навыка рационального дыхания.

Для успешного решения задач по оздоровлению и всестороннему развитию детей мы строим свою работу на основе современных методических рекомендаций Моргуновой О. Н., Подольской Е. И., и др.

Все перечисленные задачи взаимосвязаны и имеют:

Оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность.

                1. Оздоровительная направленность (укрепление здоровья, профилактика его
нарушений).

                2. Образовательная направленность (формирование двигательных навыков;
формирование знаний о значении правильной осанки в жизнедеятельности и
о доступных способах предупреждения отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата).

                3. Воспитательная направленность (формирование эстетических представлений о гармоничном физическом развитии телосложений, воспитания потребности в физическом самосовершенствовании).

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений и плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Мы придерживаемся мнения, что упражнения с мелкими физкультурными пособиями помогают контролировать правильность выполнения упражнения. Поэтому широко применяем упражнения с предметами - гимнастическими палками, обручами, скакалками, мячами, гимнастическим роликом, мешочками. Также проводим  дыхательные упражнения, упражнения на развитие гибкости и подвижности позвоночника, упражнения для пальцев стопы. С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий, дети занимаются босиком.

 В подготовительную часть включают: ходьбу на пятках, носках, наружном своде, «зверобатику», несложные общеразвивающие (с предметом, в парах) и корректирующие упражнения, соответствующие нарушениям осанки. Темп выполнения медленный, умеренный и средний, дозировка - 6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения упор сидя: упражнения для пальцев стопы (поднимание и опускание пальцев, пяток, сгибание и разгибание пальцев на наружном своде стопы, перекаты, массаж пальцев). Также упражнения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки. Используются упражнения - «стойкий оловянный солдатик», «бревнышки», «березка», «экскаватор», «цапля», на напряжение и расслабление мышц спины, живота, ног, рук. В своей работе по профилактике нарушения осанки у детей я больше использую симметричные упражнения, потому что они не требуют сложных биомеханических деформаций опорно-двигательного аппарата, что снижает до минимума риск их ошибочного применения. Также используем ходьбу по корригирующим дорожкам с использованием разной поверхности в чередовании: мягкая - жесткая и наоборот, по гравию, массажным коврикам, используем рисование пальцами ног (карандаш зажат пальцами ног и рисовать: «солнышко», «дорожка» и др.), собирание пальцами ног мелких предметов, нетрадиционное физкультурное оборудование. В работе я использую психогимнастику. Психогимнастика - это специальные занятия: (веселые тренинги: «медвежата в лесу», «цапля вышла на болото», упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы ребенка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.

 Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных (упражнения на растягивание) упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка - игры.

Очень важно научить детей искусству расслабления. В конце занятия используются упражнения с элементами аутотренинга. Дети расслабляют свои мышцы, лежа на спине, слушая голос инструктора, например: «Я на коврике лежу, прямо в потолок гляжу, лежат ровно: пяточки, плечики, лопаточки, спинка ровная прямая, а могла бы быть – кривая». Дети медленно повторяют эту фразу, встают, принимая правильную осанку.

Упражнения сопровождаются музыкой, различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, должны быть положены следующие принципы: индивидуально дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание трудностей в применяемых физических упражнениях.

Также необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

Систематическая работа по профилактике плоскостопия и  нарушения осанки дает стабильно хорошие результаты, положительно влияет на укрепление и развитие детского организма, способствует снижению простудных и других заболеваний. Так у 24% детей, диагноз плоскостопие - не подтвердился, а 38% детей приобрели стойкие  навыки самоконтроля за положением тела в повседневной жизни. Таким образом, дополнительная работа по профилактике плоскостопия  и нарушения осанки с детьми младшего школьного возраста  является эффективно - организационной формой работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике ДДТТ в ЛОЛ

Каникулы -  это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естествен...

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми младшего школьного возраста.

В данной методической разработке отражена система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми младшего школьного возраста, определены основные направления работы в этом ...

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста, направленного на профилактику агрессивных тенденций в поведении «Путешествие по сказочной полянке».

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста, направленного на профилактику агрессивных тенденций в поведении «Путешествие по сказочной полянке».Цель: создание ...

Особенности системы профилактики насилия над детьми младшего школьного возраста

Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни - экономической, социальной, психологической, политической, а также педагогической....

Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.Задачи:1.   Ознакомить педагогов с &laq...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи

В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи....