К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья (логопедия) по теме

Аршинова Наталья Николаевна

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у детей с ЗПР являются неоднородными. Однако у большинства детей этой категории нарушения речи определяются как системные, затрагивающие все стороны речи ( фонетическую, фонематическую, лексическую, грамматическую) и её формы (экспрессивную и импрессивную). Своеобразие нарушений речи у детей с ЗПР отражает недоразвитие как их познавательной деятельности, так и  эмоционально-волевой сферы. Особенности психической сферы и познавательной деятельности детей наиболее ярко начинает проявляться с началом обучения в школе. Основой (своеобразным критерием) психотерапевтической и педагогической диагностики являются выраженные затруднения детей в усвоении школьных навыков. Построение адекватной дефекту коррекционной работы и профилактика нарушений учебной деятельности нуждаются в сведениях об особенностях усвоения детьми тех или иных школьных навыков, о своеобразии затруднений и их проявлениях, о возможных вариантах структуры интеллектуального расстройства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_voprosu_organizatsii_logopedicheskoy_raboty.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

          В новых условиях организации образовательно-воспитательного пространства; демографических, социальных и экономических изменений в последнее время обостряются многие проблемы детства. Снижение экономического уровня жизни семей, ухудшение экологической ситуации, алкоголизм, наркомания среди родителей будущих детей порождают условия, при которых уровень здоровья детей значительно снижается. Статистические данные учащихся, с которыми я работаю,  показывают, что у детей всё чаще отмечаются различные нарушения неврологического статуса, психического развития (92,3%),  познавательной деятельности (80%), эмоционально-волевой сферы (82%). Увеличивается количество детей с нереализованными потенциалами психического развития, с общей психической незрелостью, которых обозначают как детей с ЗПР. Разнообразные комплексные исследования показывают, что в основе ЗПР чаще всего лежат церебральные астении и  психический инфантилизм. У детей этой группы отмечается сложность и разнообразие проявлений дефекта.

        Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у детей с ЗПР являются неоднородными. Однако у большинства детей этой категории нарушения речи определяются как системные, затрагивающие все стороны речи ( фонетическую, фонематическую, лексическую, грамматическую) и её формы (экспрессивную и импрессивную). Своеобразие нарушений речи у детей с ЗПР отражает недоразвитие как их познавательной деятельности, так и  эмоционально-волевой сферы. Особенности психической сферы и познавательной деятельности детей наиболее ярко начинает проявляться с началом обучения в школе. Основой (своеобразным критерием) психотерапевтической и педагогической диагностики являются выраженные затруднения детей в усвоении школьных навыков. Построение адекватной дефекту коррекционной работы и профилактика нарушений учебной деятельности нуждаются в сведениях об особенностях усвоения детьми тех или иных школьных навыков, о своеобразии затруднений и их проявлениях, о возможных вариантах структуры интеллектуального расстройства. В учебной деятельности младших школьников с ЗПР отмечается их низкая готовность к обучению в школе. Это проявляется в недостаточной мотивации учебной деятельности, в преобладании игровых интересов, суженном кругозоре детей, недостаточном речевом развитии и т.д.

       Уровень знаний и умений младших школьников с ЗПР по основным учебным предметам значительно ниже возрастной нормы. Однако и здесь нет однородности среди данной группы детей. Одни из них больше затрудняются в усвоении письма и школьного материала по родному языку (53,8%), другие- в усвоении чтения (48,7%), третьи- математики (51,3%), у четвёртых затруднения вызывают все виды учебной деятельности ( или каких-либо  их сочетания)(12,8%). Затруднения в усвоении одного школьного навыка свидетельствуют о  более благополучном прогнозе компенсации и коррекции задержки развития. Тотальные затруднения, охватывающие все области учебной деятельности, позволяют предположить неблагоприятный прогноз дальнейшего развития ребёнка и свидетельствуют о необходимости углублённой диагностики и широкомасштабной длительной помощи таким детям.

          Характеризуя общие черты затруднений в усвоении письма и грамматического материала по родному языку, свойственные многим школьникам с ЗПР, отмечаю прежде всего большое количество ошибок в письменных работах. Часть ошибок, таких как пропуски букв, слогов, смешения букв, обозначающих сходные звуки, т.е. ошибок, связанных с недостаточным овладением детьми звуковой структурой слов,  а также ошибки, обусловленные неусвоением и неумением использовать грамматические правила, встречаются и в работах младших школьников с нормальным развитием.

Причины затруднений в усвоении письма и грамматического материала у детей с ЗПР я вижу  не только в особенностях речевого развития этих детей (несформированности у них звукового анализа, грамматических обобщений), но и в слабости процессов мышления и памяти, сказывающейся на неполноценности  усвоения детьми грамматических правил, неумении актуализировать свои знания, выделять те или иные грамматические явления при письме. Причины затруднений детей с ЗПР в овладении письмом и возникновения стойкого нарушения письма множественны и они сочетаются друг с другом.

Прежде всего- это низкий уровень физиологической, психологической и социально-личностной готовности детей с ЗПР, достигших младшего школьного возраста, к овладению сложным произвольным навыком письма. Это также отсутствие своевременной комплексной (нейропсихологической и психолого-педагогической) диагностики детей дошкольного возраста и отсутствие профилактических мероприятий, направленных на подготовку детей к овладению грамотой, на развитие и гармонизацию у них предпосылок школьного обучения в целом, и в частности, обучения письму. Своевременное формирование правильных речевых навыков у дошкольников с ЗПР определяет их готовность к школьному обучению, обеспечивает профилактику нарушений письменной речи и звукопроизносительной стороны речи. Часто в основе дефектов звукопроизношения лежит несформированность восприятия и различения звуков на слух. Накопленные результаты исследования восприятия речи свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессе переработки сенсорной информации, что обуславливает недостаточную сформированность фонематического восприятия. Учитывая сложность взаимодействия  между речеслуховым и речедвигательным анализаторами, как в случае нормы, так и в случае патологии, изучение особенностей восприятия устной речи у данной категории детей будет способствовать не только более успешной коррекции дефектов звукопроизношения, но также будут создаваться наиболее благоприятные предпосылки для коррекции речи вообще, создавая условия для овладения грамматическим строем речи, т.к. восприятие влияет и на различение грамматических словоформ языка и смыслового уровня речи.

             Характеризуя проявления затруднений в овладении письмом детьми с ЗПР, можно выделить несколько видов наиболее типичных ошибок в письме детей. Для первоклассников с ЗПР характерны замены и смешения букв (28, 2%), обусловленные трудностями их запоминания. При этом механизм нарушения  связан с недостаточностью разных видов памяти ( зрительной, кинестетической, аудиальной). Дети испытывают сложности при переводе звука в букву и наоборот; при переводе печатной графемы в письменную(12,8%) . Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза обуславливают характерные для детей с ЗПР ошибки в виде пропуска гласных букв (46,1%). Младшие школьники с ЗПР затрудняются в обозначении на письме границ предложения с помощью заглавных букв и точек (23%), пишут слитно слова (10,2%), что может быть связано с неполноценностью анализа языковых единиц. Очень часто детей с ЗПР характеризует медленный темп письма (46,1%), быстрая утомляемость (48,7%), несоблюдение размера графических элементов ( наличие микро или макрографии) (35,8%). Перерастание затруднений во владении письмом в дисграфию у младших школьников с ЗПР встречается более чем в 2 раза чаще, по сравнению с контингентом учащихся общеобразовательных школ. Частично эти же причины, а также недостаточность симультанных процессов, зрительного восприятия, речевой памяти, нарушение языкового кодирования, неразвитость звукобуквенных ассоциаций обуславливают и трудности в усвоении многими детьми  с ЗПР чтения. Затруднения в усвоении чтения проявляются в его медленном темпе, большом количестве ошибок, связанных с неточностью в опознании букв, соотнесении звука и буквы, слияния букв в словах, с непониманием прочитанного.

            Многие из младших школьников с ЗПР затрудняются также в усвоении математических знаний. Специфичность мышления этих детей, недостаточное развитие операций сравнения, умственного анализа, установленного тождества, абстрагирования, переноса и применения усвоенного в новом материале, обуславливают медленный темп решения математических заданий, большое количество ошибок, трудности в счёте с переходом через десяток, в преимуществе у детей элементарных способов вычислений (89,7%).

Для всех видов учебной деятельности школьников с ЗПР характерно наличие правильно и неправильно выполненных заданий в пределах одного программного материала. Это объясняется особенностями их деятельности: затруднениями в актуализации своих знаний, отсутствием самоконтроля, неустойчивостью психической активности, быстрой истощаемостью.

           Обобщая сказанное выше, необходимо отметить важность аспекта профилактического подхода в обучении детей с ЗПР, необходимость своевременной и полноценной логопедической диагностики детей с целью предупреждения стойких нарушений письма. Обследование учащихся 1 классов с помощью современных нейропсихологических и логопедических методик позволит не только выявить детей из «группы риска», но и разработать совместный психолого-педагогические стратегии в отношении каждого ребёнка, что в дальнейшем позволяет школьникам полноценно и своевременно овладевать письменной речью, а следовательно  и программным материалом школы.  

            Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что создание среды развития, способствующей успешной интеграции ребёнка с проблемами в развитии в среду сверстников и направленность на открытие новых возможностей развития ребёнка с особыми потребностями в процессе его активной деятельности, и, прежде всего- коммуникативной, является одной из основных задач коррекционно-развивающего взаимодействия. Таким образом, через речь, через развитие восприятия устной речи мы создаём более успешные условия для развития детей с ЗПР, что в свою очередь, будет способствовать социальной адаптации детей с данной патологией развития к жизни в обществе.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА НАРУШЕНИЙ

 У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗПР.

Нарушения

1 «Б»

2 «Б»

3 «В»

4»В»

Всего детей

%

10 чел

9 чел

9 чел.

11 чел.

39 чел

Эмоционально-волевая сфера

9

7

9

7

32

82

Произвольное внимание

10

6

9

5

30

76,9

Психическое развитие

10

9

9

9

37

92,3

Познавательная деятельность

9

5

9

8

31

80

Трудности в ус-воении родного языка

4

3

9

5

21

53,8

Трудности в ус-воении чтения

2

4

8

5

19

48,7

Трудности в

 усвоении математики

3

8

3

6

20

51,3

Трудности в усвоении всех предметов

3

2

3

-

8

20,5

Замены, смешения

3

1

4

3

11

28,2

Сложности при переводе звук в букву, печатной графемы в письменную

5

-

-

-

5

12,8

Трудности зву-ко -буквенного анализа(пропуск гласных)

7

2

6

3

18

46,1

Определение границ предложения

3

2

2

2

9

23

Слитное написание слов

-

-

2

2

4

10,2

Медленный темп письма

6

4

6

2

18

46,1

Быстрая утомляемость

6

4

5

4

19

48,7

Несоблюдение размера графи-ческих элементов

4

1

7

2

14

35,8

Недостаточное развитие опера-ций сравнения, умственного анализа

10

8

9

8

35

89,7