Особенности системы профилактики насилия над детьми младшего школьного возраста
презентация к уроку (4 класс) на тему

Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни - экономической, социальной, психологической, политической, а также педагогической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация2.01 МБ
Файл текст доклада31.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Особенности системы п рофилактик и насилия над детьми младшего школьного возраста » Учитель начальных классов МБОУ СШ № 3 п. Яблоновский Ачмиз Зарема Атамовна. Презентация на тему:

Слайд 2

Основные виды насилия: Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое насилие, сексуальное насилие, психическое насилие, отсутствие заботы.

Слайд 3

Физическим насилием считается умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск для жизни. К физическому насилию относится и бездействие, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Слайд 4

Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или злоупотребления доверием (с использованием беспомощного состояния), причинившее вред его физическому или психическому здоровью либо нарушившее его психосексуальное развитие.

Слайд 5

Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или травме.

Слайд 6

Психическое насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п. Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, депрессия, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность.

Слайд 7

Законодательство об ответственности за жестокое обращение с детьми Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Слайд 8

Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ). ( предупреждение или наложени е административного штрафа ) ‏ Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Слайд 9

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. ст. 110 УК РФ - доведение до самоубийства ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью ст. 112 УК РФ - умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью ст. 113 УК РФ - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта ст. 115 УК РФ - умышленное причинение легкого вреда здоровью ст. 116 УК РФ - побои ст. 117 УК РФ - истязание ст. 118 УК РФ - причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности ст. 119 УК РФ - угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

Слайд 10

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Гражданско-правовая ответственность. ст. 69 СК РФ - лишение родительских прав ст. 73 СК РФ - ограничение родительских прав ст. 77 СК РФ - отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

Слайд 11

Нормативно правовые основы работы по профилактике семейного насилия над детьми. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматривались наиболее важные принципы: -ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения; -равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи; -ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту - особенно от всех небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; -ребенок, для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственность своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности » . Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью; -на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию .

Слайд 12

Закон, регулирующий права и интересы ребенка, особо выделяет детей: -оказавшихся в трудной жизненной ситуации; -оставшихся без попечения родителей; -инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии; -жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; -из семей беженцев и вынужденных переселенцев; -оказавшихся в ситуациях; -жертв насилия; -отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях; -проживающих в малоимущих семьях; -с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Слайд 13

Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

Слайд 14

Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным . Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

Слайд 15

Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

Слайд 16

Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

Слайд 17

Основные цели, на достижение которых направлен процесс социальной профилактики: -выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем; -уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы; -предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы; -охранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей; -содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Слайд 18

Субъектами (т.е, кто обеспечивает деятельность системы) воздействия являются специалисты нескольких ведомств: Педагоги; Психологи; Врачи (педиатры, детские психиатры, невропатологи); Средний медицинский персонал детских больниц и поликлиник; Инспектора по делам несовершеннолетних; Работники, социальные педагоги; Суд, прокуратура, адвокатура.

Слайд 19

Основными функциями междисциплинарных команд являются следующие: Информационно-аналитическая (собирает информацию по проблеме насилия и жестокого обращения в социуме, семье, образовательном и др. учреждениях); Первичного приема ребенка (или иного заявителя) в связи со случаем жесткого обращения или насилия; Организации комплексной практической помощи ребенку и семье; Социального мониторинга детей, подростков и семей групп риска; Организационно-профилактической работы (выступления перед родителями, выступления в трудовых коллективах, встречи с администрацией, выступления в СМИ, проведение конференций среди специалистов, акции по защите прав детей и т.д.)

Слайд 20

Наличие разнообразных специалистов позволяет производить максимально точную экспертную оценку ситуации, предлагать больший выбор решения проблемы и успешно преодолевать возникающие межведомственные барьеры. Команда может вступать во взаимодействие с какими - либо другими службами или передавать им роль лидера в оказании целевых услуг (пример: нарколог, детский гинеколог).

Слайд 21

Самое критическое решение, с которым сталкиваются специалисты междисциплинарной команды - это оставлять ли ребенка, подвергшегося насилию или пренебрежению нуждами, дома при обеспечении семье помощи, уменьшающий риск вреда .

Слайд 22

Программы многопрофильной (психологической, юридической, педагогической, социальной, медицинской) консультативной помощи: Семьям; Специалистам; Детям и подросткам. Программы посещения семей: До - и послеродовый патронаж всех семей; Посещение семей службами социальной помощи; Посещение семей педагогами образовательных учреждений.

Слайд 23

. Давайте будем искренне любить детей и давать им тепло , которое многие из них недополучают дома в семье. Давайте помнить , что лаской всегда можно добиться большего, чем грубостью и силой . И давайте не забывать, что мы, педагоги, являемся для многих учеников образцом подражания!



Предварительный просмотр:

Структура

Виды и формы насилия над детьми

Истоки и причины жестокого обращения с детьми

Субъекты и факторы риска для осуществления насилия над ребенком

Ближайшие и отдаленные последствия насилия

Ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетнего

Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми

Выводы

Введение

          Современное российское общество характеризуется коренными преобразованиями в различных сферах жизни - экономической, социальной, психологической, политической, а также педагогической.

           Преобразования привели к множеству негативных последствий: резкому расслоению населения по уровню материального благосостояния и имеющимся в связи с этим возможностям, падению уровня жизни большой части населения и неуверенности людей в завтрашнем дне; утрате основных общественно значимых ценностей, в том числе и семейных, когда культивируемый в течение многих лет индивидуализм привёл к культу потребления, к потребности достичь успеха любой ценой, не считаясь с интересами других людей, используя их в своих целях; к отстранению общества, государства от ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.

              К негативным последствиям реформ относится и рост агрессии и насилия в обществе, в том числе и семейного, от которого страдают, прежде всего, дети как самая незащищенная и уязвимая социальная группа. В то же время рост семейного насилия - не только российская, но и общемировая проблема.

              В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как "принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие".

 Основные виды насилия

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

– недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

4. Психологическое насилие:                                                                                                                                    – отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

– нанесение физических повреждений;

– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.

               По статистическим данным, около 2 млн. детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются фиксированному насилию со стороны родителей; спасаясь от этого, более 50 тыс. детей убегают из дома. Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия.

              Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Поэтому проблема исследования насилия над детьми в семье является крайне актуальной.

                Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Участившиеся случаи насилия над детьми общество и государство не могли не оставить без внимания. Чтобы несправедливости и насилия в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка. Самая главная и важная функция Уполномоченного по правам ребенка - осуществление независимого контроля за соблюдением прав ребенка. Особенность Уполномоченного заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей. Тем не менее, проблема насилия над детьми в российских семьях по - прежнему является одной из самых острых.

          Проблематика насилия - обширная область, разрабатывающаяся в мировой психологии, педагогике, философии, социологии, социальной работе, культурологии, медицине и других отраслях научного знания.

        Теоретические подходы к проблеме профилактики насилия над детьми в семье.

                В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных на решение проблем асоциального детства. Между тем, эти проблемы, несомненно, являющиеся весьма острыми и требующими незамедлительных решений, являются следствием гораздо более глубинных для нашего общества проблем. У истоков детских наркомании и алкоголизма, асоциальных поступков, преступлений стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком.

               Испытав на себе те или иные элементы насилия, человек, как правило, становится либо подавленным и неспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир. Особенно отчетливо это проявляется у детей, механизмы регуляции и контроля собственного развития у которых еще не сформированы, а только находятся в стадии становления.

               Озлобленный и подавленный ребенок - "идеальный материал" для пополнения армии преступников и жертв.

           Насилие и жестокое обращение, пренебрежение нуждами детей в настоящее время считается одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности, асоциального поведения детей, нарушения психического, личностного и физического развития.

          В настоящее время мы можем утверждать, что насилие - определяющая характеристика общественной реальности в России.

Однако, было бы несправедливым утверждать, что насилие над детьми - только российская проблема. К сожалению, сегодня во всем мире отмечается тенденция роста насильственных действий в отношении детей. Более того, жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества.

     Нормативно правовые основы работы по профилактике семейного насилия над детьми.

          В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматривались наиболее важные принципы:

     -ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;

       -равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;

      -ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту - особенно от всех небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;

        -ребенок, для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственность своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;

        -на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

      Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Закон, регулирующий права и интересы ребенка, особо выделяет детей:

-оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-оставшихся без попечения родителей;

-инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;

-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

-из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

-оказавшихся в   ситуациях;

-жертв насилия;

-отбывающих  наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

-проживающих в малоимущих семьях;

-с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

           Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей.

          Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологических травм.

Под социальной реабилитацией понимаются мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы.

Вывод: В Российской Федерации принят необходимый комплекс нормативно - правовых актов, опирающихся на международное законодательство в области защиты прав ребёнка, и обязывающих защищать детей от насилия в семье.

        У большинства детей, живущий в семьях, в которых применяются тяжелые физические наказания, эмоциональное или другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки.

        Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

        Непоправимый вред, который наносит ребёнку насилие, вызывает необходимость принятия мер социальной профилактики.

          Система социальной работы по профилактике семейного насилия над детьми.

    Социальная профилактика - это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».

               Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Особенно это касается проблем детства, и такой страшной по своим последствиям проблемы как насилие над детьми в семье.

Основные цели, на достижение которых направлен процесс социальной профилактики:

-выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;

-уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

-предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

-охранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

-содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

        Характер и содержание социально-профилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями.

Применительно к детям социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.

        Психолого-педагогическая профилактика - это «система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающие те или иные недостатки в развитии детей. Психолого-педагогическая профилактика осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Однако элементарные права ребенка довольно часто нарушаются, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства.

 Социальная защита детства подразумевает специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка.

Ребенок - лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).

В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это связано со следующими причинами:

-детство является тем периодом, в которой закладывается фундамент личности; · в детстве закладывается нравственные и эстетические эталоны;

-в детстве формируются правилосообразное поведение и нормативная деятельность;

-нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению;

-в этом периоде ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью;

-в этом периоде ребенок зависим от взрослого; а родители и педагоги - главные авторитеты.

Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков. В этой связи важным субъектом социальной профилактики является семья.

    Субъектами (те, кто обеспечивает деятельность системы) воздействия являются специалисты нескольких ведомств:

-Педагоги;

-Психологи;

-Врачи (педиатры, детские психиатры, невропатологи);

-Средний медицинский персонал детских больниц и поликлиник;

-Инспектора по делам несовершеннолетних;

- работники, социальные педагоги;

- суд, прокуратура, адвокатура.

Работая на своих основных местах работы, эти специалисты объединены в межведомственные профессиональные команды. Основными функциями междисциплинарных команд являются следующие:

-Информационно-аналитическая (собирает информацию по проблеме насилия и жестокого обращения в социуме, семье, образовательном и др. учреждениях);

-Первичного приема ребенка (или иного заявителя) в связи со случаем жесткого обращения или насилия;

-Организации комплексной практической помощи ребенку и семье;

-Социального мониторинга детей, подростков и семей групп риска;

-Организационно-профилактической работы (выступления перед родителями, выступления в трудовых коллективах, встречи с администрацией, выступления в СМИ, проведение конференций среди специалистов, акции по защите прав детей и т.д.)

            Одним из важнейших условий существования системы защиты детей от насилия является наличие специальных знаний об этой проблеме как у профессионалов, специалистов, работающих с такими детьми, так и у всего сообщества в целом. Здесь в пример могу привести случай, который произошел у нас весной текущего года. Во дворе школы к второклашкам мальчикам начал приставать маньяк-педофил (показывал фото порнографического характера, предлагал им деньги за конкретные услуги) … Один из мальчиков рассказал матери о случившемся. Мать незамедлительно обратилась в полицию. Благодаря видеонаблюдению в школе и по его периметру был составлен фоторобот преступника. Все средства массовой информации, интернет- сайты  «кипели» обсуждениями данного случая.  В связи со сложившейся ситуацией в школе , во всех классах были проведены беседы с детьми, по безопасному поведению  и правилам поведения с незнакомыми людьми. Все классные руководители провели срочные родительские собрания в присутствии администрации школы и правоохранительных органов. Школа была под особым контролем у правоохранительных органов. Далее, бдительные родители и оперативники сработали очень слажено, эффективно, в течение двух-трех недель преступник был пойман.

            Эффективные коммуникации, согласованные действия членов междисциплинарной команды между собой и со специалистами, работающими в различных ведомственных организациях, особенно важны в экстренной ситуации, когда от специалистов требуется немедленное реагирование и помощь ребенку, столкнувшемуся с насилием и жестоким обращением.

        Специалист (педагог, воспитатель, врач, школьный психолог и др.), сталкиваясь со случаем насилия, совершенным в отношении ребенка сообщает о сложившейся ситуации в междисциплинарную команду (центр, службу).

        Сообщение может поступать в междисциплинарную команду по телефону или при очном обращении, где принимающим сообщение является любой из специалистов, входящих в междисциплинарную команду.

     После поступления сообщения о случае и сбора первичной информации специалистом команды о ситуации насилия и жестокого обращения проводится собрание междисциплинарной команды. На совещании междисциплинарной команды принимается решение о ведении случая: назначается менеджер случая (как правило - это социальный работник, хорошо знающий ситуацию в семье и имеющий доступ в нее), рассматриваются варианты дальнейшего пребывания ребенка в семье, разрабатываются шаги медицинской, юридической, психологической, социальной помощи ребенку, в зависимости от сложившейся ситуации и т.п.

      Наличие разнообразных специалистов позволяет производить максимально точную экспертную оценку ситуации, предлагать больший выбор решения проблемы и успешно преодолевать возникающие межведомственные барьеры. Команда может вступать во взаимодействие с какими - либо другими службами или передавать им роль лидера в оказании целевых услуг (пример: нарколог, детский гинеколог).

        Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - связующее звено между системой социальной профилактики и системой правосудия в отношении несовершеннолетних. Комиссии - уникальный российский опыт, отвечающий современным международным нормам защиты прав детства, восстановительного правосудия и внесудебных процедур в работе с несовершеннолетними и их родителями.

В современных условиях комиссии выполняют не только административные функции, но и решают задачи, связанные с защитой прав детей, координацией деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

        Самое критическое решение, с которым сталкиваются специалисты междисциплинарной команды - это оставлять ли ребенка, подвергшегося насилию или пренебрежению нуждами, дома при обеспечении семье помощи, уменьшающий риск вреда.                        

       Нередко в семьях, представители которых обладают приведенными характеристиками, дети окружены теплотой и любовью. Здесь приведу в пример случай, который случился со мной, буквально недавно. В моем 1 классе учится ученик Д., который является гиперактивным, на уроках часто отвлекается, иногда даже поет во время урока… Но, стоит отметить, что он имеет очень хорошую подготовку к школе и всесторонне развит… В школу приходит всегда чистым , опрятным, видно, что ребенок не нуждается ни в чем.  В течение первых двух недель, я периодически жаловалась на его поведение бабушке или дедушке, которые его воспитывают  ( родителей у ребенка нет: мать умерла, отец живет своей жизнью и не интересуется сыном вообще). После моих жалоб, ребенок вел себя адекватно день, два, а потом все по новой. И вот однажды  этот мальчик подходит ко мне на перемене, после получения моих очередных замечаний  и говорит:  « Прошу вас, простите меня за плохое поведение и, пожалуйста, не рассказывайте моей бабушке ничего, потому что она меня очень сильно бьет» . Его слова повергли меня в шок. Я, естественно стала его расспрашивать, что и как бабушка его наказывает… Он  все рассказал и в конце добавил:                         « Пожалуйста , не рассказывайте об этом никому, особенно полиции, потому что меня могут забрать у бабушки и отдать в детский дом, а я туда не хочу, я люблю свою бабушку сильно и хочу жить  с ней»…На данный момент я пока наблюдаю за Д., за его поведением, периодически спрашиваю у него как обстоят дела дома. Видно, что все не так «облачно» как мне показалось на первый взгляд. В дальнейшем эта семья будет для меня под особым вниманием, в случае чего обращусь к социальному педагогу и последующие инстанции.  Наверняка, каждому преподавателю не раз приходилось сталкиваться с такими ситуациями. В таких ситуациях , я считаю, нельзя делать поспешных выводов и принятий решений о лишении прав на ребенка.

          Для принятия решения используется протокол оценки безопасности. Когда работник службы защиты детей впервые контактирует с семьей, он должен оценить, есть ли какие - либо факторы, которые угрожают безопасности ребенка. При принятии решений оценка безопасности обычно содержит три части. Первая, это лист потенциальных угроз ребенку в семье. Это условия, которые указывают на опасность немедленного вреда для ребенка. Вторая часть - это определение краткосрочных вмешательств, выбранных работником (например, наблюдение родственника или соседа), которые представляют собой план безопасности. Третья - это запись окончательного решения.

        Оценка безопасности должна быть завершена в течение первого личного контакта с семьей работника, проводящего расследование. Если есть угрозы безопасности ребёнка, специалисты междисциплинарной команды должны рассмотреть серию потенциальных вмешательств внутри семьи, начиная с менее ограничительных. Если вмешательства внутри семьи недоступны, отвергаются или недостаточны для того, чтобы смягчить выявленные проблемы безопасности, помещение ребёнка вне родительской семьи является единственной альтернативой. Все защитные перемещения ребенка основываются на установлении фактов, свидетельствующих, что вмешательства внутри семьи не обеспечат безопасности ребенка.

        Программы многопрофильной (психологической, юридической, педагогической, социальной, медицинской) консультативной помощи:

-Семьям;

-Специалистам;

-Детям и подросткам.

-Программы посещения семей:

-До - и послеродовый патронаж всех семей;

-Посещение семей службами социальной помощи;

-Посещение семей педагогами образовательных учреждений.

                         Мы- педагоги, должны своевременно определить внутреннее состояние ребенка, атмосферу внутри его семьи, характер отношений  между членами семьи и многое другое, что отрицательно может повлиять на дальнейшее развитие ребенка.  Сейчас во всех школах, садах и других учебных заведениях есть социальные педагоги, психологи, к которым можно всегда обратиться и получить необходимую консультацию и помощь в сложившихся трудных ситуациях.  Зачастую, дети  младшего школьного  возраста больше доверяют свои секреты и делятся своими  проблемами с учителями –преподавателями, нежели с родителями, сестрами, братьями  и тем более правоохранительными органами. Много лет назад у меня был 3-ий класс, где было очень много детей из неблагополучных семей. Бывало всякое, мне приходилось часто посещать семьи этих детей.  Прихожу домой к ребенку, встречает меня он сам , а мама пьяная и спит. Бабушка старенькая в инвалидной коляске сидит и плачет из-за непутевой дочери, которая ведет разгульный образ жизни и вообще  не занимается сыном. В итоге, получается ребенок предоставлен сам себе, что хочет , то и делает . Естественно из таких детей  редко получается прилежный, послушный отличник.  Однажды, этот самый мальчик по имени Ю. и одноклассник А. украли у соседей золотые украшения.  Дети не посещали школу два дня. Было заведено уголовное дело. Их допрашивали в милиции, допрашивали родителей…  Но в итоге дети не признались ни в чем и золота у них не оказалось.  Участковый следователь пришел ко мне в школу, меня тоже допрашивал по поводу детей. И вот когда они пришли в школу , после уроков я их оставила и побеседовала с ними, по просьбе участкового. Дети мне признались во всем содеянном, и даже рассказали куда они дели украденное золото. В итоге украшения  нашли ,  соседи забрали свое заявление и дети немного успокоились и поклялись больше не совершать такие деяния. Но дети были поставлены на школьный учет и  последствием их проступка стали частые вызовы в « Совет профилактики ». Этот случай доказывает, что дети младшего школьного возраста очень доверительно и безбоязненно относятся к своим учителям , нежели к родителям, которые могут наказать и часто могут нанести побои.  

         В заключении хочется сказать, уважаемые коллеги, что на нас , на учителей, возложена большая ответственность за наших несовершеннолетних детей. Перед нами стоит важная актуальная задача по защите детей от жестокости, насилия, от преступлений против них.  Ведь мы с вами  вовлечены в систему охраны несовершеннолетних детей наряду с правоохранительными органами, сотрудниками медицинских и психологических служб, представителями социальных сфер,  органов опеки и попечительства и конечно же родителей. Давайте  будем искренне любить детей и давать им тепло, которое многие из них  недополучают дома в семье.   Давайте помнить, что лаской всегда можно добиться больше, чем грубостью и силой. И давайте помнить всегда, что мы-педагоги, являемся для многих  образцом подражания!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьмиФормы работы: Очень важны:-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны...

Формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике ДДТТ в ЛОЛ

Каникулы -  это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естествен...

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми младшего школьного возраста.

В данной методической разработке отражена система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми младшего школьного возраста, определены основные направления работы в этом ...

Описание опыта работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

В  наше время одной из самых распространенных проблем, связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, является нарушение осанки. В представленном материале рассматривается опыт р...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста, направленного на профилактику агрессивных тенденций в поведении «Путешествие по сказочной полянке».

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста, направленного на профилактику агрессивных тенденций в поведении «Путешествие по сказочной полянке».Цель: создание ...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.Задачи:1.   Ознакомить педагогов с &laq...