Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
статья на тему

Банникова Екатерина Владимировна

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка - в помощь социальному педагогу и психологу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_deviantnogo_povedeniya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика девиантного поведения

в младшем школьном возрасте

Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Выделяются следующие формы девиантного поведения:

  1. агрессия;
  2. аутоагрессия (суицидальное поведение);
  3. злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
  4. нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
  5. аномалии сексуального поведения;
  6. бродяжничество;
  7. сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, "паранойя здоровья", фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);
  8. коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм и др.);
  9. безнравственное и аморальное поведение;
  10. неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.

Одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте является агрессивность.

Агрессивность (лат. agressio – нападение) – свойство личности, состояние, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу.

Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Виды агрессивности у детей

1. Агрессивность физическая, с использованием предметов, направленная на другого (сверстника, взрослого, на животных).

2. Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физической с элементами садизма, направленная на другого.

3. Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия.

4. Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или открытая, направленная или выражающаяся через (па) предмет, направленная на взрослого, на себя, на животных.

5. Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения.

Разнообразие агрессивности у детей проявляется в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и др.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка

Наследственно-характерологические признаки: наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.

Приобретенные органические поражения: минимальная мозговая дисфункция; травмы головного мозга и т.п.

Социально-бытовые признаки: неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе; неадекватно-жесткий родительский контроль; враждебное или оскорбительное отношение к ребенку; конфликт между супругами; ситуации налаживания совместной деятельности, провоцирующие конфликт и агрессивность; необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр. А также другие ситуационные, провоцирующие агрессивность условия или факторы.

Диагностика агрессивности

Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (опросник, А. А. Романов)

Ф.И.О. ребенка ______________________________________________

Возраст ______________________ Дата заполнения _______________

Заполнил: родитель, психолог, педагог __________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 – нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

Признаки проявления агрессивности у ребенка        

        

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

Вегетативные признаки        

краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева;        

облизывает губы в состоянии раздражения, гнева        

01234

01234

Внешние проявления агрессивности

кусает губы в состоянии раздражения;        

сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева;        

сжимает губы, кулаки, когда обижают;        

тревожное напряжение разрешается гневом        

01234

01234

01234

01234

Длительность агрессии

после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин;        

после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин

01234

01234

Чувствительность к помощи взрослого

помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией;        

помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться;        

замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии;        

замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии;        

чувство неприязни к другим не корректируется извне        

01234

01234

01234

01234

01234

Особенности отношения к собственной агрессии

ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно;        

ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые        

01234

01234

Недостаточность в проявлении гуманных чувств        

стремится делать назло другим;        

проявляет безразличие к страданиям других;        

стремится причинить другому страдание;        

у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий        

01234

01234

01234

01234

Реакция на новизну

новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности;        

в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции        

01234

01234

Реакция на ограничение

при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется        

01234

Реактивность (чувствительность к агрессии других)        

проявляет агрессивные реакции первым;        

первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка;        

проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других;        

толкается, когда обижают;        

бьет других детей, если ребенка случайно толкнули        

01234

01234

01234

01234

01234

Чувствительность к присутствию других        

ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка;        

присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность у ребенка;        

щиплется на глазах у всех;

толкает сверстника на глазах у всех        

01234

01234

01234

01234

Физическая агрессия, направленная на предмет        

ломает постройку на глазах у всех;        

ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку;        

ребенок бросает предмет об стенку;        

ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры;        

отрывает кукле руки, ноги        

01234

01234

01234

01234

01234

Агрессия, направленная на сверстников

толкает других детей в состоянии раздражения;        

походя, мимоходом ударяет встречных;        

бьет других детей в состоянии раздражения;        

ударяет детей и внезапно успокаивается;        

стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом);        

кусает других детей в состоянии раздражения        

01234

01234

01234

01234

01234

01234

Агрессия, направленная на себя

просит себя стукнуть еще раз;        

берет на себя вину за других;        

рвет на себе волосы;        

щиплет себя в состоянии раздражения;        

кусает себя в состоянии раздражения        

01234

01234

01234

01234

01234

Вербальная (словесная) агрессия        

говорит обидные, грубые слова детям;        

говорит обидные слова взрослым;        

говорит нецензурные слова детям;        

говорит нецензурные слова взрослым        

01234

01234

01234

01234

Агрессивность в виде угрозы

замахивается, но не ударяет другого;        

пугает другого        

01234

01234

Агрессия, направленная на животных        

щиплет кошку;        

выкручивает кошке хвост;        

специально наступает на лапы собаке;        

отрывает крылышки насекомым        

01234

01234

01234

01234

Агрессия разных видов и направленности        

агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.)        

01234

Неупорядоченные проявления агрессии        

плюется в состоянии раздражения        

01234

Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка, сложите полученные баллы.

Уровень I – от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

Уровень II – от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Уровень III – от 134 до 201 балла. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Уровень IV – от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее шести месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, м...

преодоление девиантного поведения младших школьников

В данной статье расскажем о причинах и способах преодоления отклоняющегося поведения младших школьников....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

Тема родительского собрания: "Девиантное поведение младших школьников и подростков"

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество шк...

Презентация "Девиантное поведение младших школьников"

В презентации рассматриваются некоторые явления , с которыми сталкивается учитель начальных классов. Некоторые из них могут привести к девиантному поведению детей....

Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема...

Девиантное поведение младших школьников и его профилактика.

Что такое девиантное поведение, формы и методы профилактики с ним. Характеристика уровней сформировнности девиантного поведения у младших школьников в помощь учителю начальных классов....