Главные вкладки

    Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
    статья на тему

    Банникова Екатерина Владимировна

    Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка - в помощь социальному педагогу и психологу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon profilaktika_deviantnogo_povedeniya.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Профилактика девиантного поведения

    в младшем школьном возрасте

    Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

    Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

    Выделяются следующие формы девиантного поведения:

    1. агрессия;
    2. аутоагрессия (суицидальное поведение);
    3. злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.);
    4. нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
    5. аномалии сексуального поведения;
    6. бродяжничество;
    7. сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, "паранойя здоровья", фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);
    8. коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм и др.);
    9. безнравственное и аморальное поведение;
    10. неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.

    Одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте является агрессивность.

    Агрессивность (лат. agressio – нападение) – свойство личности, состояние, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу.

    Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

    Виды агрессивности у детей

    1. Агрессивность физическая, с использованием предметов, направленная на другого (сверстника, взрослого, на животных).

    2. Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физической с элементами садизма, направленная на другого.

    3. Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия.

    4. Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или открытая, направленная или выражающаяся через (па) предмет, направленная на взрослого, на себя, на животных.

    5. Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения.

    Разнообразие агрессивности у детей проявляется в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и др.

    Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка

    Наследственно-характерологические признаки: наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.

    Приобретенные органические поражения: минимальная мозговая дисфункция; травмы головного мозга и т.п.

    Социально-бытовые признаки: неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе; неадекватно-жесткий родительский контроль; враждебное или оскорбительное отношение к ребенку; конфликт между супругами; ситуации налаживания совместной деятельности, провоцирующие конфликт и агрессивность; необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр. А также другие ситуационные, провоцирующие агрессивность условия или факторы.

    Диагностика агрессивности

    Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (опросник, А. А. Романов)

    Ф.И.О. ребенка ______________________________________________

    Возраст ______________________ Дата заполнения _______________

    Заполнил: родитель, психолог, педагог __________________________

    Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 – нет проявлений агрессивности, 1 – проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 – часто, 3 – почти всегда, 4 – непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

    Признаки проявления агрессивности у ребенка        

            

    Как проявляется агрессивность

    Как часто наблюдается

    Вегетативные признаки        

    краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева;        

    облизывает губы в состоянии раздражения, гнева        

    01234

    01234

    Внешние проявления агрессивности

    кусает губы в состоянии раздражения;        

    сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева;        

    сжимает губы, кулаки, когда обижают;        

    тревожное напряжение разрешается гневом        

    01234

    01234

    01234

    01234

    Длительность агрессии

    после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин;        

    после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин

    01234

    01234

    Чувствительность к помощи взрослого

    помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией;        

    помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться;        

    замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии;        

    замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии;        

    чувство неприязни к другим не корректируется извне        

    01234

    01234

    01234

    01234

    01234

    Особенности отношения к собственной агрессии

    ребенок говорит, что поступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно;        

    ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые        

    01234

    01234

    Недостаточность в проявлении гуманных чувств        

    стремится делать назло другим;        

    проявляет безразличие к страданиям других;        

    стремится причинить другому страдание;        

    у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий        

    01234

    01234

    01234

    01234

    Реакция на новизну

    новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности;        

    в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции        

    01234

    01234

    Реакция на ограничение

    при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется        

    01234

    Реактивность (чувствительность к агрессии других)        

    проявляет агрессивные реакции первым;        

    первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка;        

    проявляет агрессивные реакции на агрессивные действия других;        

    толкается, когда обижают;        

    бьет других детей, если ребенка случайно толкнули        

    01234

    01234

    01234

    01234

    01234

    Чувствительность к присутствию других        

    ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка;        

    присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность у ребенка;        

    щиплется на глазах у всех;

    толкает сверстника на глазах у всех        

    01234

    01234

    01234

    01234

    Физическая агрессия, направленная на предмет        

    ломает постройку на глазах у всех;        

    ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку;        

    ребенок бросает предмет об стенку;        

    ребенок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры;        

    отрывает кукле руки, ноги        

    01234

    01234

    01234

    01234

    01234

    Агрессия, направленная на сверстников

    толкает других детей в состоянии раздражения;        

    походя, мимоходом ударяет встречных;        

    бьет других детей в состоянии раздражения;        

    ударяет детей и внезапно успокаивается;        

    стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом);        

    кусает других детей в состоянии раздражения        

    01234

    01234

    01234

    01234

    01234

    01234

    Агрессия, направленная на себя

    просит себя стукнуть еще раз;        

    берет на себя вину за других;        

    рвет на себе волосы;        

    щиплет себя в состоянии раздражения;        

    кусает себя в состоянии раздражения        

    01234

    01234

    01234

    01234

    01234

    Вербальная (словесная) агрессия        

    говорит обидные, грубые слова детям;        

    говорит обидные слова взрослым;        

    говорит нецензурные слова детям;        

    говорит нецензурные слова взрослым        

    01234

    01234

    01234

    01234

    Агрессивность в виде угрозы

    замахивается, но не ударяет другого;        

    пугает другого        

    01234

    01234

    Агрессия, направленная на животных        

    щиплет кошку;        

    выкручивает кошке хвост;        

    специально наступает на лапы собаке;        

    отрывает крылышки насекомым        

    01234

    01234

    01234

    01234

    Агрессия разных видов и направленности        

    агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.)        

    01234

    Неупорядоченные проявления агрессии        

    плюется в состоянии раздражения        

    01234

    Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка, сложите полученные баллы.

    Уровень I – от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью.

    Уровень II – от 67 до 134 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

    Уровень III – от 134 до 201 балла. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

    Уровень IV – от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

    Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее шести месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    преодоление девиантного поведения младших школьников

    В данной статье расскажем о причинах и способах преодоления отклоняющегося поведения младших школьников....

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

    Тема родительского собрания: "Девиантное поведение младших школьников и подростков"

    Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество шк...

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

    Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

    : в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....

    Девиантное поведение младших школьников и его профилактика.

    Что такое девиантное поведение, формы и методы профилактики с ним. Характеристика уровней сформировнности девиантного поведения у младших школьников в помощь учителю начальных классов....