Главные вкладки

    Девиантное поведение младших школьников и его профилактика.
    статья

    Галий Маргарита Игоревна

    Что такое девиантное поведение, формы и методы профилактики с ним. Характеристика уровней сформировнности девиантного поведения у младших школьников в помощь учителю начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deviantnoe_povedenie_u_mladshih_shkolnikov.docx27.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Девиантное поведение у младших школьников и его профилактика.

    Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов.

    Давайте для начала узнаем что же такое девиантное поведение.

    Девиантное поведение - один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематическое отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки и  уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т.д. (Краткий психологический словарь (Под ред. А.В.Петровского)).

    Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающие  какие - то социальные и культурные нормы.(В.М.Цулейко).

    Девиантное поведение (от лат. - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. (В.Т.Кондрашенко).

    В обыденном понимании учащийся  с девиантным поведением – это так называемый “трудный ребенок”.

    Профилактика - (от греч. prophylaktikos - предохранительный), совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращению неполадок механизмов и т.п. (В.И.Дерюгин).

    Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. (А.И.Селецкий, С.А.Тарарухин).

    Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

    Чтобы лучше понимать специфику девиантного поведения младших школьников, целесообразно дать краткую характеристику психологических особенностей данной возрастной группы.
    Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 9 лет и представляет собой довольно непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот период приходится адаптация к школе. Причем, происходит это у всех детей по-разному, в зависимости от типа темперамента и личностных особенностей . Если дети-холерики, или дети-сангвиники постоянно отвлекаются на уроках, мешают учителю и одноклассникам, на переменах шумят и даже дерутся, то, например, меланхолики, чувствуют себя зажатыми и стеснительными. Иногда в период адаптации дети могут терять аппетит, у них может нарушаться сон и увеличиваться плаксивость. Подобные функциональные отклонения связаны, в первую очередь, с психической и физической нагрузкой, которые испытывает ребенок (младший школьник) в связи с изменением образа жизни и, соответственно, возросшим к нему требованиям со стороны учителей и родителей.

    Также важно учитывать, что в этом возрасте еще не до конца сформировано критическое мышление, соответственно, ребенок еще не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и их последствия. Но  и немаловажную роль здесь играет и воспитание в семье. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, то, попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также может стать причиной проявлений девиантного поведения в разных его формах. В особенной степени это относится к тем детям, которые по каким-либо причинам не посещали детский сад, соответственно, начальная степень социализации ими пройдена не в полной мере.
    Среди разновидностей девиантного поведения, проявляющихся в возрастной группе «младшие школьники» можно выделить такие  варианты, как:
    - непослушание, которое является наиболее «популярным» проявлением девиантного поведения.
    - шалость, которую можно, по сути, считать безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка. Ее специфика состоит в том, что она носит положительный характер, является безвредной и, как правило, социально неопасной.
    - озорство точно также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред.
    - проступок носит социально опасный характер. В отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является спланированным заранее. Как правило, совершается неоднократно, что дает право полагать о формировании определенных черт характера ребенка.
    - негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих.
    В пассивной форме проявляется как упрямство, отказ от выполнения требований.
    В активной форме – ребенок намеренно делает все вопреки тому, что от него требуют. Следует отметить, что негативизм может являться не столько чертой характера, сколько последствием, например, усталости или проявлений несправедливости по отношению к ребенку.
    - упрямство по некоторым проявлениям напоминает негативизм. Но, как правило, оно является необоснованным и нерациональным ответом на какие-то действия или просьбы окружающих.
    - капризы, как правило выражаются в поступках или действиях, которые ребенок просто не может объяснить, а также в сопротивлении требованиям со стороны взрослых. Возникают или в случае усталости или под воздействием слишком эмоциональных переживаний. Иногда могут сопровождаться плачем (истерикой) или сильным нервным возбуждением.
    - своеволие является результатом излишней самостоятельности, стремлении к самоутверждению, но при этом неумении выразить это конструктивными способами.

    Здесь, однако, стоит избегать «педагогической крайности», когда коррекция такого поведения происходит несколько несоразмерно. В результате чего достигается противоположный эффект (воля ребенка полностью подавляется):
    - грубость и неуважение являются, как правило результатами неумения ребенка владеть собой. Иногда причина кроется в желании продемонстрировать свою «взрослость».
    - отсутствие дисциплины – может быть двух видов: незлостное (проявляется в виде шалостей) и злостное (хулиганство). Второй тип, как правило, уже приобретает устойчивый характер.
    - правонарушения. По своей сути представляют крайнюю (наиболее тяжелую) форму девиантного поведения. Сюда можно отнести хулиганство, воровство, драки и т.д. Причем, совершаются они как индивидуально, так и при участии группы единомышленников (например, уличная компания).

    Безусловно, все типы девиантного поведения поддаются корректировке. Легкие можно исправить совместными усилиями родителей и педагогов. 

    Деятельность учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста:
    1.Наблюдает за поведением во время уроков, 
    поведением во внеурочное время, во время посещения столовой, поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий,
    поведением во время перемены, во время игр.
    2. Профилактическая работа с детьми с целью формирования у школьников знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья.
      Характеристика уровней  сформированности девиантного поведения:

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    Поведение во время уроков

    *ходит во время уроков, встаёт с места;

    *не выполняет учебные задания во время уроков;

    *отвлекается, поворачивается, разговаривает;

    *недисциплинирован;

    *раздражителен;

    *пассивен в деятельности;

    *прогуливает уроки без уважительной  причины;

    * резкая смена настроения.

    *иногда проявляет

    недисциплинированность;

    *частично учебные задания во время уроков;

    *не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно;

    *иногда проявляет раздражительность;

    *иногда или редко пропускает занятия без  уважительной причины;

    *редко отмечается резкая смена настроения;

    *иногда не контролирует себя

    *дисциплинирован;

    * активно участвует в

    процессе урока;

    *доброжелателен;

    *чётко выполняет инструкции;

    *всегда присутствует на занятиях;

    *усидчив;

    *является лидером;

    * умеет себя контролировать

    Поведение во внеурочное время

    *агрессивен;

    *нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков;

    * провоцирует конфликты;

    *вспыльчив;

    *является неформальным отрицательным лидером;

    *не выполняет общественные поручения

    * редко вспыльчив;

    *может иногда нарушать нормы поведения;

    * иногда является неформальным

    отрицательным лидером;

    * редко принимает участие в жизни класса

    *общается со всеми одноклассниками;

    *соблюдает нормы поведения

    *независим от других;

    *может организовать группы по

     интересам;

    * является лидером;

    *умеет критически мыслить,

    принимать адекватные решения.

    *неконфликтен;

    *участвует в общественной жизни

     класса;

    *охотно выполняет общественные

    поручения

    Поведение во время

     перемены, во время игр.

    *поддаётся влиянию;

    * является асоциальным лидером;

    * без причины может накинуться,

    ударить сверстника;

    *придумывает или участвует в

    агрессивных играх

    * иногда привлекает к себе внимание

     асоциальным поведением;

    * может быть асоциальным лидером;

    * редко придумывает или участвует в

    агрессивных играх 

    соблюдает правила игр;

    * может организовать группы по

     интересам;

    * является лидером;

    Поведение во время

     посещения театров, выставок, экскурсий

    *неустойчивость поведения;

    *грубит;

    *неадекватно реагирует на замечания учителя;

    *проявляет негативные реакции в отношении увиденного;

    * громко смеётся, разговаривает, кричит

    *проявляет протестные реакции;

    в некоторых моментах проявляет

     неустойчивость в поведении;

    *может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника;

    *иногда проявляет протестные реакции;

    *не часто проявляет негативные реакции в  отношении увиденного;

    *активно участвует в процессе знакомства с новым;

    *интересуется увиденным;

    *соблюдает правила посещения общественных мест;

    * умеет логическимыслить,

    принимать адекватные решения.

    *самодисциплинорован.

    Поведение во время посещения

    столовой

    *агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, *не соблюдает правил поведения в столовой;

    *проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит);

    *стремится привлечь к себе внимание;

    *пассивен;

    *иногда агрессивно ведёт себя по

     отношению к одноклассникам, взрослым  

    *не часто, но нарушает правила поведения в столовой;

    *иногда привлекает к себе внимание  асоциальным поведением;

    *может проявлять раздражительность;

    *аккуратен;

    *сдержан;

    * соблюдает правила поведения в  столовой;

    Методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:
    -сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй,
    драматизация сказок);
    -арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация,
    лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);
    -визуализация;
    -психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
    телесно – ориентированные техники (психомышечная релаксация,
    танцы);
    -игровые методы (подвижные, сюжетно – ролевые игры,
    игры – драматизации);
    -моделирование и анализ проблемных ситуаций;
    -беседа.
    Диагностические методики:

    1. Для выяснения уровня развития нравственного сознания применялась методика “Что такое хорошо и что такое плохо” (Н.В.Бордовская, А.А.Реан).

    2. Для выявления нравственных ориентаций применялась методика

    “Что мы ценим в людях?” (Н.Е.Щуркова).

    3. Для определения уровня воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте использовалась карта наблюдения (Л.М.Фридман).

    4. Для изучения социализированности личности ребенка применялся опрос педагогов класса (Т.А.Марцинковская).

    Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков. Однако раскрыть индивидуальные способности ребёнка не всегда удаётся на уроке, тогда на помощь приходит внеурочная деятельность. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продленного дня.

    Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя начальных классов, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении»

    Выбор темы исследовательской работы «Организация учебно – воспитательной  деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении» обусловлен актуальнос...

    преодоление девиантного поведения младших школьников

    В данной статье расскажем о причинах и способах преодоления отклоняющегося поведения младших школьников....

    Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

    Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

    Программа профилактики девиантного поведения младших школьников

    Вопрос о профилактике девиантного поведения подрастающего поколения является актуаль­ным для современной России. С нарастанием девиантного поведения у подростков: все больше угасают положительные чувс...

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

    Профилактика девиантного поведения младших школьников

    В этой работе рассматриваются методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников....