Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи
методическая разработка

В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vechernyaya_yu.v._metodicheskaya_razrabotka_igra_.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего  школьного возраста с нарушением зрения и речи»

(Методическая разработка)

Автор: Вечерняя Ю.В.,

педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга

Весьма актуальным все чаще становится вопрос о внедрении в практику работы  здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. 90% детей, посещающих ГБОУ имеют те или иные отклонения в здоровье. Педиатры информируют о том, что у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей раннего возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Поэтому социальной политикой государства предусмотрено создание сети учреждений, деятельность которых направлена на реабилитацию детей с речевой и зрительной патологией. В ГБОУ, где есть классы охраны зрения, нагрузка на детей намного больше, чем в обычных школьных учреждениях, кроме учителей с детьми постоянно занимаются тифлопедагог, психолог, логопед. У каждого специалиста своя программа, которую надо выполнить во благо ребенка. Особенностью таких учащихся являются: снижение двигательной активности и нарушение осанки. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Для детей с нарушением зрения требуется увеличение времени занятий и уменьшение времени на свободные активные игры, что усугубляет отклонения в двигательной сфере и неблагоприятно влияет на общее физическое здоровье детей. Для устной речи детей с речевой патологией характерны как дефекты в воспроизведении звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной её стороны. На основе анализа состояния здоровья детей с нарушением зрения и речевой патологией наиболее часто отмечаются нервно-психические расстройства. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей. В качестве основополагающих принципов можно выделить:

Основополагающие принципы коррекционно-педагогической деятельности, направленные на сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса (атмосфера доброжелательности, индивидуальный подход).

Творческий характер образовательного процесса.

Обеспечение мотивации образовательной деятельности.

Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций (переход от совместных действий с педагогом к самостоятельным, от развернутых поэтапных действий к свернутым, автоматизированным).

Учет системного строения высших психических функций

Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности (создание ситуации успеха).

Рациональная организация двигательной активности

Обеспечение адекватного восстановления сил (смена видов деятельности, чередование периодов напряженной, активной работы и расслабления, предупреждение переутомления детей).

Нарушения зрения и речевые нарушения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о грубом повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. У некоторых детей наблюдается церебрастенический синдром, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушений функций внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости – признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; а в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности. Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

Все школьные образовательные учреждения так или иначе решают проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья и физическим развитием детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению зрительной депривации и нарушения речи затрагивает не только развитие зрительного восприятия и исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к учащимся социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы тифлопедагога и логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

В практической деятельности педагог применяет следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф.Базарного.

Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия.

2. Схемы зрительных траекторий используем для разминок и упражнений на зрительную координацию.

На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз.

3. Метка на стекле (по Аветисову)

позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

4. Пальминг (автор У.Бейтс)

является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку или читает стихи по лексической теме.

5. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений по методике Стрельниковой).

Каждое логопедическое занятие начинается с упражнений на активизацию дыхания, на формирование стереотипа правильного физиологического и речевого дыхания.

Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Важна роль дыхания как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.

В основу системы работы над дыханием мы взяли целительные методики Стрельниковой А.Н. Суть методики заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания направлена на:

  1) увеличение объема дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры: силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания;

  2) автоматизацию нижнее - реберного диафрагмального типа дыхания;

  3) регулирование дыхательного ритма;

  4) формирование навыка правильного дыхания для речи: полноценный вдох - пауза - удлинённый выдох;

  5) формирование темпо-ритмических характеристик речи.

6. Фонетическая ритмика –

это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Цели, которые определяют занятия по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

  развивать фонематический слух и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:

  нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи;

  формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;

  правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах;

  восприятие, различение и воспроизведение различных речевых ритмов;

  умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

7. Развитие общей моторики.

Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели.

8. Су Джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу проводим на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

9. Аурикулотерапия.

Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.

10. Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.

С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

11. Система работы по развитию мелкой моторики рук.

  • календарно-тематическое планирование пальчиковых игр в старшей и подготовительной группах согласно лексическим темам (игры проводятся на всех видах занятий);
  • графические диктанты по лексическим темам в подготовительной группе;
  • обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
  • различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом и т.д.

12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая система работы позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

13. Ароматерапия – метод профилактики, лечения, реабилитации, основанный на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел.

Дети – чувственные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла положительна. В нашем детском саду, по рекомендациям врача, используются такие эфирные масла, как лаванда, мята, апельсин и др. Масла обладают широким антивирусным и антибактериальным спектром действия, успокаивают нервную систему, уравновешивают психофизическое состояние организма в целом. У детей улучшается их эмоциональное состояние, сон, аппетит, снижается заболеваемость.

Предметное обучение, обусловленное большим количеством занятий, получаемой детьми информации негативно влияет на здоровье ребенка. Это и умственные перегрузки, уменьшение времени для двигательной активности и свободной деятельности детей. Решение данной проблемы мы нашли в интеграции. Интеграция - объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Интеграция в детском саду проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительнее, чем влияние каждого из них по отдельности. Это обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания дошкольников.

Интеграция в нашем коррекционном пункте проходит через синтез содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения, и предметов коррекционного обучения между собой. Проводят интегрированные занятия учитель-логопед и тифлопедагог.

Интегрированные занятия существенно отличаются от традиционных, являются более эффективными и имеют ряд преимуществ:

  ввиду своей нестандартности способствуют формированию познавательного интереса детей, тем самым повышая мотивацию обучения;

  традиционные занятия предусматривают дробное восприятие окружающего мира, а интегрированные занятия способствуют целостности усвоения материала, формируют умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

  за счет смены видов деятельности, интегрированные занятия предотвращают интенсификацию воспитательно-образовательного процесса, препятствуют перенапряжению, перегрузке детей, все это является здоровьесберегающим компонентом;

  время, высвободившееся при объединении занятий, используется для свободной деятельности детей, в том числе и двигательной.

Интеграция и оздоровление – это две важные составляющие организации коррекционно-образовательного процесса в нашем учреждении.

Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что:

  у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;

  активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

  нормализуется речевое дыхание;

  улучшается ритмико-интонационная сторона речи;

  повышается речевая активность детей;

  повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей;

  улучшаются соматические показатели здоровья дошкольников.

Литература.

  1. Демирчоглян Г. “Детское зрение” (Советы по профилактике близорукости у детей) - М.,1998
  2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. “Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями Зрения” - М.,1990
  3. Кащенко В.П. “Педагогическая коррекция” - М.,1994
  4. “Логопедия” учебник для пединститутов под ред. Волковой Л.С. - М.,1989
  5. Маркова Л.С. “Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР”, - М.,2005
  6. Маргарет Д.Корбет “Как приобрести хорошее зрение без очков” руководство к Быстрому улучшению зрения - С.-П.,1995
  7. Нестерюк Т., Шкода А. “Гимнастика маленьких волшебников” (элементы йоги для детей)
  8. “Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения” (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. - М.,1978
  9. “Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии” межвузовский сборник - С.-П., 1997
  10. Чистякова М.И. “Психогимнастика” - М.,1995

Список литературы:

  1. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПб АППО, 2005. - 112 с.
  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПБ.: КАРО, 2006.368 с.
  3. Литвинова Т. А. Реализация инновационных технологий на коррекционных

занятиях по развитию зрительного восприятия у младших слабовидящих школьников. - «Любить меня таким, какой я есть...»: актуальные вопросы воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:        Сб. материалов научно-практической конференции. - СПБ.:

СПБАППО, 2008.- с.147-149.

  1. Литвинова Т.А. Конструктивная деятельность как средство формирования сенсомоторной культуры слабовидящих младших школьников (опыт экспериментального обучения). - Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению: Сб. материалов Всероссийской юбилейной научнопрактической конференции, посвященной 70-летию кафедры тифлопедагогики. Санкт - Петербург, 3-5 ноября 1999г.- СПБ.: Издательство РГПУ им. Герцена, 1999. - с.100-105.
  2. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007. - 93 с.
  3. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - 269 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые используются при обучении детей с тяжелыми нарушениями речи (...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развити

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

Методическая разработка представлена с целью распространения опыта использования здоровьесберегающих технологий во время урока...