Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
статья на тему

Алексеева Татьяна Анатольевна

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здоровьеобогащенияявляются актуальными и приоритетными в контексте модернизации российского образования. Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские , психолого- педагогические аспекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Авторы: Рыбак Н.В.воспитатель ГБСУСО ДДИ № 1, учитель ГБОУ школы № 439, Алексеева Т.А. зам .директора по В.Р. ГБСУСО ДДИ №1, учитель ГБОУшколя№439,

Квятковская Е.А. учитель- дефектолог ГБСУСО ДДИ №1, учитель ГБОУ

школы № 439

Здоровье - естественное состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. ( Устав Всемирной организации здравоохранения)

Исторический экскурс относит нас в Древний Рим, в V-II века до нашей эры. Идея здоровьесбережения впервые была выдвинута Платоном, его последователями стали такие ученые как: Аристотель (идея природосообразности), позже Я.А. Коменский. Принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.

Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт).

Л.С. Выготский считал главной задачей обучения, обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка.

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса.

Задачи  здоровьесбережения и здоровьеобогащения являются актуальными и приоритетными в контексте модернизации российского образования.

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспекты.

Это ключевые моменты современного педагогического мышления, в центре которого находится здоровье ребенка и качество его жизни.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Одним из целевых ориентиров реализации образовательных программ является создание здоровьесберегающей комфортной среды, направленной на развитие ребёнка в специфических для него видах деятельности. 

А одна из задач педагогической деятельности: охрана и укрепление физического и психического здоровья учащихся, в том числе их эмоционального благополучия.

Сегодня  мы будем говорить о здоровьесберегающих технологиях в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития ( далее ТМНР)

Дети с ТМНР - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты обучения очень отсрочены по времени, важно увидеть каждый маленький шаг в динамике развития ребенка.

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно-двигательном развитии детей. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает  движениями кистей и пальцев рук, полученные умения и навыки быстро распадаются  без постоянной отработки и закрепления. Дети быстро забывают  ранее проделанные действия. Тяжелые множественные нарушения развития  вызывают значительные затруднения у воспитанников в процессе обучения.

Учитывая специфику контингента учащихся, мы стремимся к созданию образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебного процесса (т. е. обеспечить психологическую комфортность). Все виды работ выполняются совместно с педагогом, с прямой помощью, некоторые дети могут работать по подражанию. Каждому ребенку обеспечиваем поддержку, положительную оценку.

При организации образовательной деятельности (проведение занятий/ уроков) необходимо учитывать:

- обстановку и гигиенические условия в помещении (температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения группового помещения /класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей и т.д.);

-частую смену видов деятельности на занятии (от пяти и более раз);

-среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма- 7-10 мин);

- рациональное распределение нагрузки по времени занятия ( самая напряженная работа должна приходиться на его середину);

-использование игровых форм работы (мотивация движений) ;

-место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);

-смену и чередование поз учащихся (использование вертикализатора, колясок, стульев, мягкого пуфа, мата)

-физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятиях/ уроках  (их место, содержание и продолжительность);

- создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на ситуацию выбора);

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Для наиболее слабых детей, которые самостоятельно не могут изменить положение тела, разрабатывается индивидуальный график двигательного режима,  который составлен  совместно с врачом, где обозначена смена положения тела и интервал времени (укладывание на левый\ правый бок; высаживание в коляску; мягкий пуф; выкладывание в «сухой бассейн»; использования вертикализатора; ходунков; фитбола; посещение кабинета водолечебницы; аромотерапии; использование ортопедических приспособлений) .

В своей работе с детьми с ТМНР применяем следующие виды здоровьесберегающих технологий:

медико-профuлактические ,включающие в себя: ежедневный осмотр врача, консультирование медицинских специалистов, ежегодную диспансеризацию; организацию и контроль питания детей, физического развития, закаливания; организацию профилактических мероприятий; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды.

 Физкультурно-оздоровительные , включающие в себя: развитие основных движений, повышение двигательной активности ( обучение ползать, сидеть, стоять) , и укрепление здоровья ребенка (закаливание, гимнастика, массаж, посещение курсами  водолечебницы и  зала ЛФК, занятия на  тренажере Гросса).

 Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, способствующие созданию эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, социально-эмоциональное благополучие.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

технологии сохранения и стимулирования здоровья посредствам обязательного включения в занятия/ уроки динамических пауз, подвижных игр, релаксационных пауз, пальчиковой гимнастики;

 технологии обучения здоровому образу жизни посредствам занятий по адаптивной физической культуре, с использованием элементов игротерапии, коммуникативных игр, элементов массажа);

 коррекционные технологии ( во время  проведения динамических и релаксационных пауз педагог использует музыкальное воздействие для

 снятия напряжения, повышения эмоционального настроя ; элементы фонетической ритмики при использовании малых фольклорных форм; словесные методы и приемы; кинезиологические упражнения; элементы сказкотерапии).

Здоровьесберегающие  технологии мы применяем при реализации всех общеразвивающих  программ с учетом того, что все эти программы интегрируются между собой.

Принципы здоровьесбережения.

- «Не навреди!» - применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.

- Непрерывность и преемственность – работа ведется каждый день.

- Соответствие содержания и организации обучения индивидуальным особенностям и возможностям ребенка.

- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогического и медицинского персонала. 

 Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям.  Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в учреждении.

В своей работе стараемся относиться к детям как к равноправным партнерам, выстраивать взаимодействие на основе личностно-ориентированной модели, которая признает уникальность каждого ребёнка и индивидуальность его образовательной траектории. При этом стремимся исходить из интересов  ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Считаем, что такой  подход обеспечивает физиологическое и психологическое благополучие наших воспитанников.

Социальная направленность  образовательного процесса  предусматривает подготовку детей с ТМНР к адекватной ориентировке в окружающем мире, формированию навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

Используя в работе доступные здоровьесберегающие технологии, мы создаём условия для обучения и развития.

Из практического опыта работы с детьми с ТМНР, можно сделать выводы, что применение здоровьесберегающих технологий, используемых при обучении, способствуют обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, оказывают положительное влияние на общее развитие детей.

Меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса.

 У воспитанников улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, дети более продолжительное время могут удерживать внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность. У более слабых детей формируются первичные зрительно- слуховые, ориентировочные реакции. 

У них развиваются и закрепляются функционально важные навыки, необходимые для использования в повседневной жизни, появляется уверенность в движениях, в своих силах, дети становятся более самостоятельными, а, значит, улучшается качество их жизни.

Литература

  1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.- М.: Сфера, 2012.
  2. Никишина И. В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии.- М.: Планета, 2013.
  3. Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. В. Н. Асикритова, Т. А. Алексеевой, Е. Ю. Коржовой. –СПб.: ЛЕМА, 2015.
  4. Обучение детей с ТМНР . Материалы международной практической конференции 27-29 ноября 2013года / Под научн. ред. Н. Н. Яковлевой-СПб., 2014.