Главные вкладки

    Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
    статья по зож

    Ракачевская Ольга Серафимовна

    Базальная стимуляция - это современная концепция организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_bazalnaya_stimulyatsiya_-_kopiya.docx20.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ракачевская Ольга Серафимовна,

    воспитатель

    СПб ГБСУСО «ДДИ № 4»

    г. Санкт-Петербург

    Использование методов базальной стимуляции в коррекционно-развивающей

    работе с детьми с тяжелыми  множественными нарушениями развития

                                                                                                          «Без твоего прикосновения я умру»

                                                                                          И.Элльнеби, священник      

          Осознание собственного тела, и как следствие, собственного «Я», является базовой потребностью для детей с ТМНР.

          Основное значение для удовлетворения этой потребности имеет:

    - восприятие и осознание ребенком границ собственного тела;

    - восприятие положения тела в пространстве;

    - восприятие и различение отдельных частей тела и их функций;

          Развитие восприятия и осознание собственного тела способствует развитию моторики и рассматривается как необходимое условие формирования познавательных, бытовых, коммуникативных и социальных умений у ребенка. И чем больше ребенок приобретает опыта в данной области, тем интенсивнее происходит развитие его отношений к себе, к другим людям, предметному миру. Базальная стимуляция или по-гречески «раздражение» рассматривается для детей с ТМНР как один из основных методов развития. Данный метод используется мною в работе с детьми, которые полностью ориентированы на помощь других (воспитателя, санитарки) в основных областях жизнедеятельности.

          Базальная стимуляция помогает ребенку привести в действие имеющие органы восприятия, дает ему возможность пассивно пережить различный опыт. Это метод обучения ребенка с ТМНР на самом элементарном уровне в ситуациях, когда никакими другими способами нельзя сформировать опыт обращения с воспринимаемыми из окружающего мира раздражителями.

           Базальный – это по-гречески «основа». Она обозначает, что используемые раздражители очень просты и сокращены до минимума:

    - тактильные прикосновения;

    - обхватывание;

    - ускорение и замедление некоторых движений;

    - вибрационные колебания;

    - надавливания;

    - растирания;

    - постукивания и похлопывания и т.д.

          Все это необходимо для того, чтобы ослабленные органы чувств, могли прореагировать на раздражения. В процессе базального воздействия стимулируются следующие области восприятия:

    - соматическая (телесная чувствительность);

    - вестибулярная (равновесие тела, как в состояние покоя, так и в движении);

    - вибрационная – «контактный слух» (развитие чувствительности колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом);

          В нашей группе № 20 при работе с детьми используется метод базальной стимуляции. В большинстве случаях метод соматической стимуляции осуществляется в деятельности по уходу за ребенком, где раздражителями являются: губка, рукавичка, массажный мячик, вода, крем и т.д. Соматическая стимуляция в таком виде создает условия для более тесного доверительного общения при выполнении гигиенических процедур: кормлении, одевании, раздевании, мытья в ванной и т.д. Очень важно в эти моменты установить эмоциональный контакт с ребенком путем вербальной или невербальной коммуникации. Пусть ребенок чувствует, что я осознаю его проблемы, его настроение, тогда он раскрывается для моих манипуляций. Я предварительно оповещаю его о всех моих действиях. Очень важно в процессе любой стимуляции наблюдать за ребенком, выделяя те раздражители и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Воспитатель должен весь отдаваться общению с ребенком. И чем лучше он с этим справится, тем быстрее он получит отклик на свои действия.

          Вестибулярная стимуляция ребенка осуществляется мною при помощи покачивания, поворачивания тела и его отдельных частей, наклонов головы, поворотов со спины на живот, покачивания на большем мяче (фитбол). Данные упражнения очень нравятся Наташе Х., Ване М., Герману Н. Все они испытывают положительные эмоции.

          Вибрационную стимуляцию выполняем с детьми в положении «лежа». Для этого используем вибрационные игрушки. Особенно этот метод нравится Ване М.. Он громко смеется.

          Я не говорю о том, в каком порядке производятся действия, не о времени, допустимом для данных процедур. Все это вы можете узнать, познакомившись поближе с методами и приемами базальной стимуляции.    

          Базальная стимуляция – это современная концепция организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР и стимуляция её развития. А также этот метод позволяет избежать функциональности в общении с детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

    Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

    Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...

    Средства альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

    Использование альтернативных средств коммуникации сегодня актуально в связи с тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутству...

    Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития (ТМНР)

    Новый взгляд на коррекционно-развивающую деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения при работе с детьми с ТМНР в условиях специальной (коррекционной) школы....

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развити

    Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

    Программа психопрофилактических занятий в условиях темной сенсорной комнате с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития «Страна бодрости»

    Релаксационные игры и упражнения в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате...