«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».
рабочая программа по теме

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье маленьких детей год от года ухудшается. Особенно страдает ранимая и неустойчивая психика детей, которая оказывается перегруженной, и влечет за собой различного рода агрессивные проявления в поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

ВВЕДЕНИЕ:

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье маленьких детей год от года ухудшается. Особенно страдает ранимая и неустойчивая психика детей, которая оказывается перегруженной, и влечет за собой различного рода агрессивные проявления в поведении. На данный момент в ОУ - 12%  детей младшего школьного возраста в рамках учебной деятельности проявляют агрессию в поведении.

Поэтому, в своей работе одной из важных задач я ставлю, в образовательном учреждении - это коррекционно - развивающая помощь для детей младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении и поддержка  родителей, педагогов  работающие с детьми, у которых проявляется агрессия в поведении.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Опираясь на небольшой практический опыт работы с агрессивными детьми,  хочу выделить такие как:

  1. стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  2. стремление быть главным;
  3. защита;
  4. подражание действиям и поведению взрослых, родителей.

Каждый конкретный случай агрессивности у ребенка требует анализа и по возможности устранения причины. В связи с этим формируется алгоритм взаимодействия с педагогом для сопровождения агрессивного ребенка, он включает в себя несколько шагов такие как:

  1. Получение запроса, первичное интервью. Чаще всего запрос педагогов касается поведенческих проблем. Я  начинаю беседу с учителем  с вопроса о том, каким он видит конкретного ребенка, насколько обсуждаемая ситуация естественна для этого ребенка. Затем  спокойно и заинтересованно выслушаю не только жалобы и претензии педагога, но и его соображения о причинах поступков ребенка.
  2. Наблюдение – этот метод  в своей работе с детьми  я часто применяю так как, тесты, эксперимент, опрос сложны для изучения  детского поведения. Наблюдение начинаю с постановки цели и алгоритма наблюдения.

Например:

Цель: выяснить причину агрессивного поведения учащегося.

Таким образом, алгоритм наблюдения будет таковым:

  1. Деятельность учителя (т.е. модель поведения учителя в рамках учебной деятельности):
  1. Стиль общения
  2. Эмоциональный настрой
  3. Способы оценки ответов ученика

2. Деятельность ученика:

  1. Межличностное отношение со сверстниками
  2. Ведущий мотив.
  1. Диагностика - для  уточнения запроса и раскрытия причин поведенческих проблем у ребенка. Использую такие методики как:
  1. Рисуночные методики (несуществующее животное, моя семья);
  2. Р. Желя- межличностное отношение в семье.

После  наблюдения и обработки диагностического материала можно сделать вывод о причинах проявлениях агрессии в поведении у ребёнка. Одной из приведённых выше причин агрессии у детей младшего школьного возраста чаще всего является -  «стремление привлечение к себе внимание сверстников, родителей».

В связи с этим 4-й шаг по сопровождению ребёнка является консультирование педагогов и родителей (т.е. предоставление рекомендаций).  

Одной из главных  рекомендаций родителям агрессивных детей которым я предоставляю на консультации она заключается в том, чтобы:

1. «Ребёнок в любом моменте чувствовал, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть».

2. «Научить малыша выражать эмоции более приемлемыми методами. Постараться вместе, в спокойной обстановке, разобраться, что вызвало у него проявление злобы или агрессии. Разработать вместе план, как себя вести в следующий раз, когда он сердится – например: отойти в сторону, глубоко дышать, слушать успокаивающую музыку».

3. «Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).

4. «Воспринимать эмоции малыша такими, как есть. Объясните ему, что испытывать гнев, также как и радоваться, волноваться или переживать – это бывает со всеми. Предоставлять ребенку возможность выразить свои эмоции в игровой форме (например, с помощью кукол, игрушек или рисунков). Научить ребенка словам, обозначающим эмоции: «я разозлился», «мне грустно», «у меня плохое настроение», и т.д. Эти простые выражения помогут ребенку передать происходящее в его внутреннем мире.

5. «Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях».

Следующие рекомендации для педагогов которые заключаются в следующем:

1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка  - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста…");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты…").
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков.

3. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.
4. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Т.е. Поведение педагога должно быть направленно на снижение напряжения в конфликтной ситуации. Она заключается в таких приёмах как:
- нерефлексивное слушание - это слушание без анализа,  дающее возможность ребёнку высказаться. Все, что нужно делать - поддерживать речь ребёнка, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- признание чувств ребенка.

5. Коррекционно-развивающие занятия

Работая  с данной категорией детей, я охватываю три направления при составлении программ:

  1. Работа с гневом (т.е. обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева).
  2.  Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3.  Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Для наглядности представляю вам тематический план занятий по программе коррекции  для детей младшего школьного возраста, проявляющими агрессию в поведении.

В своих занятиях я использую такие методы как:

  1. Арт-терапия
  2. Игры-релаксации
  3. Ролевые игры
  4. Музыка - терапия
  5. Беседа
  6. Рефлексия

Тема занятия

Цель или цели занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

1


Знакомство


1. Установление доверительных отношений

Упражнение «Новоселье».
Упражнение «Строители».

Упражнение  « Прогноз погоды»

30мин.


2




Звуки радости



1.Снятие негативных эмоций



"Слушай звуки"

Настольные игры: конструктор, мозаика.

Упражнение "Кукла Бобо".

40 мин.





3


Мой гнев


1. Выявление причины гнева

2. Переключение внимания и агрессии

Упражнение «Стукни кулаком»

Игра «мешочек криков»

Рисование «Шарж»

Упражнение «Гневный листок»


40 мин.

4

Если я злюсь…

1. Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков

Упражнение «Если я злюсь…»

Упражнение «Спектакль»

Упражнение «Счет до десяти»

Игра «Зайчики»

40 мин.

5

Верь в себя

1. Развитие положительной самооценки

2. Формирование у ребенка уверенности в себе

Беседа «Вера в себя»

Рисование «Автопортрет»

Рассказ «Мой лучший поступок»

 30мин.

6

Ты любим

1. Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка

Рисование «Моя семья»

Упражнение «Я хороший»

Лепка «Солнце»

40 мин.

7

Люби других

1. Развитие положительного отношения к близким и окружающим

Конструирование «Подарок другу»

Игра «Глаза в глаза»

Игра «Море»

30мин.

8

Бежим от злости

1. Релаксация

2. Обучение техники снятия физического напряжения

"Кулачок"

«Апельсин»

"Лепим сказку"

Игра «Дрова»

Игра «подушки»

 40 мин.

9

Помощь

1. Развитие чувства эмпатии

2. Социализация ребенка

Беседа «Помощь»

Лепка «Старичок»

Игра «Доктор или медсестра»

30мин.

10

Знаток чувств

1. Развитие чувства эмпатии

Игра «Знаток чувств»

Игра «Угадай чувство»

Игра «Актер»

Рисование «Мое чувство»

 40 мин.

11

Словарик хороших слов

1. Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения

Игра «Словарик хороших слов»

Игра «Поводырь»

Игра «диспетчер»

30мин.

12

Итоговое

1. Закрепление полученных навыков

Беседа «Что я понял?»

Ролевая игра «Ночлег»

Обсуждение игры .

40 мин.

Таким образом, после коррекционно-развивающих занятий, на данный момент у 3% детей младшего школьного возраста прослеживается положительная динамика в поведении. И это вытекает из повторного наблюдения,  через беседы с педагогами и родителями. По окончании всех занятий я награждаю детей дипломами за активное участие в своих достижениях.

НАПРИМЕР:

Дипломом

Награждается

«За большой вклад своей личности, в области нравственного и физического здоровья, за активное участие

на занятиях по психологии»

 








 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).

Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...

Поисково- исследовательский метод в работе с детьми младшего школьного возраста

Данная работа показывает поисково- исследовательскую деятельность моих учеников, которая вылилась в коллективный прект "Медведи"...

Методы образовательной кинезиологии в работе с детьми младшего школьного возраста

Данный материал был подготовлен для методического объеденения психологической службы нашего комплекса....

Проектный метод в работе с детьми младшего школьного возраста

Наиболее продуктивным методом обучения в современной педагогике становится метод проектов. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и  учащихся, направленная на поиск решения во...

Коррекционно-развивающие игры в работе с детьми младшего школьного возраста.

Известно, что у детей младшего школьного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преиму...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе.

Коррекционно-развивающее занятие проводилось в 3 классе школы VII вида.Цель: закреплять знания детей о сказках А.С. Пушкина.Вспоминали сказки А. С. Пушкина и отвечали на вопросы викторин....

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе.

Воспитательное занятие проводилось в 3 классе школы VII вида.Учеников знакомила с историей освоения космоса и литературой о космонавтах. Отгадывали загадки.Цель: расширять представления учащихся ...