Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
консультация

В данной работе рассмотрены психолого-педагогические особенности развития младших школьников и основные виды психических расстройств в младшем школьном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ РА «Школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К. Жукова»

Педагогические чтения «Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе»

Тема:

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Лобакина И.В.,

воспитатель

группы начальных классов

г. Горно-Алтайск 2018 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….…3

1.Психолого-педагогические особенности обучающихся начальных классов ….4

2.Виды психических отклонений младших школьников ………………………… 11

Заключение …………………………………………………………………………. 20

Список использованной литературы ………………………………………………. 21

Введение

Младший школьный возраст - это пора наиболее оптимального приобщения ребенка к современной действительности.

Успешное разрешение сложных нравственных, социальных и экономических проблем, стоящих перед нашим обществом на современном этапе, неразрывно связано с воспитанием и образованием молодого поколения.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство(неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей, и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений [4].

Новые условия создают и более высокие требования к личности, что порой создает высокую нагрузку на психику ребенка. Дети с отклонениями в психическом развитии получают более высокие психологические нагрузки, что может сказаться на негативном отношении к учебе таких школьников.

В данной работе мы рассмотрим психолого-педагогические особенности развития младших школьников и основные виды психических расстройств в младшем школьном возрасте.

1.Психолого-педагогические особенности обучающихся начальных классов

Среди психологов, исследующих детей младшего возраста существует единое мнение, что ребенок 6-7 летнего возраста уже представляет собой личность. К этому моменту он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлективные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие [1].

Таким образом новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка. Ребенок дошкольного возраста живет в условиях своей семьи, где обращенные к нему требования сознательно или бессознательно корелируются с его индивидуальными .особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его возможностями. Другое дело - школа. В класс приходит много людей и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны  учителя  и  усиливает  психическую  напряженность  ребенка.   До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и др. ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими и зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения [2].

Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника ;со взрослыми. В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.

Дружба школьников. Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от, 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей [5].

Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети. С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится поведения учителя, ребят. С выходом общения школьника с другими людьми за рамки учения, в формирующейся у него системе знания людей происходят новые важные изменения. Содержания формирующихся у

ученика понятий о чертах и сторонах личности существенно изменяется, развивается умение все более глубоко и правильно расшифровывать психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно оценивать личности в целом. Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о поступках и поведении людей; постоянно побуждает к активному применению формирующихся знаний в общении, и она же(практика) на каждом шагу показывает ребенку, какие из его обобщений и оценок верны, а какие - ошибочны. К концу младшего школьного возраста отчетливо обнаруживается увеличения выделяемых в поведении сверстника особенностей, ребенок чаще замечает стороны личности, ранее ускользавшие от его внимания.

Социальная ситуация, среда развития для Л. С. Выготского выступала не только причиной, но и следствием психического развития ребенка. В равной мере неправомерным оказывается игнорирование социальных факторов' в объяснении психического развития ребенка. Л. С. Выготский писал о недопустимости искусственного разведения этих сторон. В содержании «отношения» - иначе «переживания» ребенком социальной ситуации развития - он усматривал ту «клеточку», ту минимальную единицу анализа, которая позволяет исследовать психическое развитие ребенка на основе целостного   подхода.   Итак,   картина  социальной   ситуации  развития   при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется изменениями в системе отношений взрослых к ребенку, с одной стороны, и ребенка к самому себе, своему месту в мире взрослых, с другой [1].

Объективное положение ребенка 6-7 лет в обществе. Для детей, которые ходят в подготовительную группу детского сада, изменения их положения в связи со скорым поступлением в школу еще более очевидны, чем для «домашних». Этому способствует вся система занятий в детском саду. Даже тот факт, что 6-7 летние дети - самые взрослые среди воспитанников, заметно влияет на изменение статуса ребенка. Характерно уже само название «подготовительная к школе группа». В нем тоже зафиксировано представление о переходном характере данного возраста, о том, что его сущность определяется подготовкой к новому возрастному периоду. «Кризис 7 лет» - достаточно условный термин, если иметь в виду паспортный возраст ребенка. Нельзя с полной категоричностью утверждать, что все дети, достигшие этого возраста, уже миновали критическую точку развития, а все шестилетки только на подходе к кризису [5].

Индивидуальные варианты психического развития допускают достаточное разнообразие и во времени наступления критического периода, и в степени его выраженности. А. Н. Леонтьев усматривал основное противоречие критического периода в несоответствии между образом жизни и новыми возможностями ребенка, уже опередившими этот образ жизни. Как правило, к 7 годам существование в детском саду теряет для ребенка свой прежний смысл, перестает удовлетворять его. Он пытается найти в своей жизни новое содержание - перестраиваются формы его общения со сверстниками, меняется отношение к занятиям, причем все это часто выражается в нарушении дисциплинарных требований - ребенок становится «трудным» [3]. Дети, «переросшие» дошкольные формы существования, начинают тяготиться ими, ищут удовлетворения вновь возникшим потребностям. Для таких ребят естественный переход к следующей стадии психического развития непосредственным образом связан с поступлением в школу. Естественность перехода определяется в первую очередь тем, что к 7 годам, как правило, достаточно сформированы основные психологические новообразования дошкольного возраста, обеспечивающие возможность формирования учебной деятельности. Завершение дошкольного периода субъективно переживается ребенком как активное стремление стать школьником. Особую ответственность дошкольного периода детства перед следующим, школьным этапом развития Д. Б. Эльконин усматривал в том, что «в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях людей и общественных мотивах и задачах их деятельности. На этой основе к концу названного периода у детей возникает тенденция к осуществлению серьезной, общественно значимой и оцениваемой деятельности. Именно это имеет определяющее значение для готовности ребенка к школьному обучению; социальная зрелость, а не технические умения (чтение, счет) создает такую готовность» [7].        

В достижении ребенком социальной зрелости - непременного условия успешного вхождения в учебную деятельность - заключена важнейшая роль дошкольного периода. Именно в этой связи последний год дошкольной жизни - от 6 до 7 лет - приобретает особую психологическую «ценность».  Таким образом, перенесение форм и методов работы с 7 - летними детьми на шестилеток в том случае, если оно окажется механическим вмешательством в интимные процессы психической перестройки, обречено на неуспех -психика ребенка, развивающаяся по своим внутренним законам, активно воспрепятствует этому. Результаты обучения могут сделаться просто фиктивными: принятие ребенком норм школьной жизни, усвоение им учебного материала приобретут формальный характер. Введение 6 - летнего ребенка в школьную действительность, формирование полноценной учебной деятельности тесно связаны со всей совокупностью условий психического развития, специфичных для критического, переходного периода. Они диктуют   необходимость    строить    обучение    и    воспитание    в    строгом соответствии с психологическими особенностями этого возраста [1].

Субъективное переживание ребенком своих отношений со взрослыми. Как переживается социальная ситуация самим ребенком? Какие изменения, связанные с кризисом 6-7 лет, претерпевает его представление о своем месте в мире, об отношениях со взрослыми? В жизни дошкольника основную роль играет общение с близкими взрослыми и сверстниками [5]. Его социальное окружение представлено семьей и более или менее широким кругом друзей. Хотя значительная часть дошкольников посещают детские сады, это не приводит к кардинальным изменениям в их отношениях с окружающими. Детсадовская действительность в своих основных чертах построена по тому же принципу, что и домашняя. Доминируют те же виды деятельности (игровая, изобразительная, конструктивная), тот же неформальный тип отношений со взрослыми. Поступая в школу, ребенок впервые непосредственно сталкивается с более широкой социальной действительностью, организация которой принципиально отличается от семейной и по преобладающей деятельности, и по формам общения. В дошкольном возрасте широкая социальная действительность представлена в жизни ребенка сравнительно редкими и случайными контактами с посторонними взрослыми. Для школьника она воплощается в постоянном общении с учителем. К концу дошкольного возраста ориентация окружающих на предстоящее поступление ребенка в школу вызывает изменение его отношения к широкой социальной действительности и своему социальному статусу. Это изменение должно отразиться на представлении детей о контактах с посторонними взрослыми людьми.

Теперь рассмотрим особенности общения младших школьников, предлагаемые Мухиной B.C. Место ребенка в системе общественных отношений. Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом «дом», он начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась - на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от импульсивных ситуативных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее. Начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным, но и необходимостью организации своего дня дома, в семье. Конечно, взрослые озабочены учебными проблемами ребенка. Именно дома пытаются организовать его правильное отношение к учебной деятельности - отношение взятой на себя ответственности. Организуется рабочее место (стол, стул, полки, лампа, часы и др.), ведутся беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобы хорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами. Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время - потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей. Разумная и любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое. Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми [6].

Как указывал Л. С. Выготский, история культурного развития ребенка к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения». Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. В сфере «ребенок - взрослый» помимо отношений «ребенок - родители» возникают новые отношения «ребенок - учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению [1].

В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведения его к стандартизации в системе социального пространства- обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье. Семья в отношении к ребенку становится центрированной на учебной деятельности, на отношениях ребенка с учителем и одноклассниками. В содержание традиционного общения с ребенком в семье включаются все перипетии его школьной жизни. Стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и в школе. В дошкольном детстве ребенок в силу своей изначальной зависимости не противостоит взрослому, а прежде всего учится приспосабливаться к нему как к естественному условию существования. Когда же ребенок начинает заявлять о своей «самости», когда он начинает противопоставлять себя другим, утверждая «Я сам!», «Я буду!», «Я не буду!», «Я хочу!», «Я не хочу!», взрослые, естественно, перестраиваются и поднимают стиль общения с ребенком к взрослой манере. Конечно, это происходит постепенно, вслед за развивающейся «самостью» ребенка и его отдельными проявлениями, свидетельствующими о происходящих изменениях в общении [9].

Итак, период 6-7 летнего возраста является «кризисным», в связи со сменой социальной роли и перехода от дошкольного детства к учебной деятельности, что влияет и на психическое состояние ребенка, его общение и взаимодействие со взрослыми, сверстниками, учителем и семьей.

2.Виды психических отклонений младших школьников

В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы. Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками. Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т. п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми. - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении- ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений [2].

Существует ряд различных психических отклонений младших школьников, которые складываются под влиянием генетических факторов, воспитания в семье, социальной среды, окружения. Рассмотрим основные типы психических отклонений детей.

Психопатия. Психопатия определяет психический облик человека, накладывает отпечаток на весь душевный склад, в течение всей жизни не подвергается существенным изменениям и мешает самому человеку приспосабливаться к окружающему.

Психопатии свойственны три основных признака, установленные выдающимся русским психиатром П.Б. Ганнушкиным [2].

  1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях, при стрессах и при их отсутствии.
  2. Стабильность патологических черт характера — они впервые проявляются
    в детском или подростковом возрасте,  реже у взрослых,  и сохраняются на
    протяжении всей жизни человека.

3.        Нарушения    адаптации    (приспособления)    именно    вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.

С самого начала развития учения о психопатиях краеугольным камнем стал вопрос — считать ли психопатию конституциональной аномалией характера, или признать возможность формирования психопатий под влиянием микросециальной среды (семьи, круга общения).

Психопатия формируется при сочетании врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Но психопатия — это не только неправильное воспитание в детстве' и педагогическая запущенность (хотя этот фактор имеет чрезвычайно важное значение для утяжеления проявлений психопатии). Одного лишь влияния таких внешних факторов для формирования психопатии недостаточно. В основе психопатии лежит именно неполноценность нервной системы. Причин возникновения психопатий множество.

Имеют значение наследственные факторы — у родителей, страдающих психопатией, чаще всего рождаются дети с аналогичной патологией. Такие психопатии называют конституциональными, генуинными или «ядерными». Это самый неблагоприятный вариант психопатий, которые невозможно корректировать даже при правильном воспитании ребенка.

Алкоголизм или наркомания у родителей — тоже одна из частых причин психопатии у детей.

Акцентуация характера — это нерезко выраженные отклонения характера, не достигающие уровня патологии и в обычных условиях не приводящие к нарушению адаптации. Это не болезнь, а один из вариантов нормы, и подразумевает индивидуальные различия характера каждого человека. Акцентуация — это усиление, заострение определенных свойств личности или иных психических свойств.

В отличие от психопатии, черты акцетнтуации проявляются не везде и не всегда или могут обнаруживаться лишь в определенных ситуациях. А самое главное отличие — акцентуация характера либо вообще не является препятствием для нормальной социальной адаптации (в межличностных отношениях с другими людьми, в семье, в профессиональной деятельности), либо нарушения адаптации незначительны и временны.

С раннего детства наиболее частыми проявлениями возбудимой психопатии являются крикливость ребенка, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, чуткий сон с частыми пробуждениями, вздрагиванием, иногда с подергиванием мышц лица, рук и ног. Повышенная возбудимость может сочетаться с пугливостью.

У некоторых возбудимых детей уже с раннего детства отчетливо проявляется желание причинять боль другим людям, сверстникам или животным. Бывает реакция злобы — ребенок может укусить мать или ровесника, ударить, швырнуть игрушкой, схватить мать или другого малыша за волосы, долго не отпуская, хотя сам ребенок понимает, что причиняет боль, и его настойчиво просят не делать этого [6].

Истерия. Дети с истерическими чертами характера обычно становятся «кумиром» семьи, их способностями восторгаются папы и мамы, а особенно бабушки и дедушки, демонстрируют их способности' гостям, и дети с удовольствием устраивают для них спектакли, декламируют стихи, могут на ходу сочинить забавную историю, чтобы посмешить взрослых.

Типичная картина — в доме гости, собрались взрослые люди, а 3—5-летний малыш(ка) постоянно крутится на виду, вмешивается в разговоры взрослых, по просьбе мамы с папой или по собственной инициативе карабкается на стул (чтобы всем гостям было видно) и читает детский стишок или поет песенку? а взрослые бурно восхищаются, хотя никаких особенных вокальных данных или способностей к декламации у ребенка нет. Обычно ребенок не ограничивается одной песенкой или стихом, а долго удерживает внимание взрослых. Такие дети порой бывают назойливы, особенно если родители постоянно хвалят ребенка и восхищаются его талантами (чаще всего сильно преувеличенными).

Дети с истерическими чертами характера очень быстро становятся центром всеобщего внимания и среди взрослых, и в детском коллективе. В дальнейшем они прилагают все усилия, чтобы постоянно привлекать к себе внимание любым способом.

У таких детей всегда завышена самооценка, особенно если их постоянно нахваливают взрослые, и очень скоро они начинают пользоваться своим положением, требовать большего, чем они могут получить. Но возможностей для этого у них недостаточно.

Основные черты истерического характера — стремление быть в центре всеобщего внимания, в любой ситуации играть главную роль. Это называется жаждой признания.

Истерикам свойственны позерство и поступки, рассчитанные на внешний эффект. Стремление выделяться может проявиться в желании быть оригинальным, эксцентричным в одежде и поведении, совершать необычные поступки, не укладывающиеся в общепринятые нормы поведения.

Несмотря на бурное и театральное выражение эмоций, на самом деле эмоции истерических психопатов неглубоки и непостоянны. Психиатры говорят об эмоциональности истериков как о «соломенном огне чувств» — эмоции быстро вспыхивают (как солома), но так же быстро и прогорают.

Помимо всего прочего, истерики эгоцентричны, себялюбивы и равнодушны к окружающим, хотя внешнее проявление их сочувствия может казаться искренним [6].

Чаще всего истерические личности завистливы и ревниво относятся к чужому успеху, это их очень задевает и оскорбляет.

Неврозы — это группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванными воздействием психотравмирующих факторов. Неврозы относятся к группе психогенных заболеваний.

При неврозах происходит нарушение интеграции в психической сфере у людей, чаще всего имеющих определенную предрасположенность, а травматизирующее внешнее воздействие провоцирует возникновение психического заболевания.

Человеческая психика очень ранима, а отрицательных воздействий на психику в течение жизни человека великое множество, начиная от мелких огорчений и обид, связанных с семейными взаимоотношениями, до тяжелых личностных потрясений и трагедий.

Помимо отрицательных личных переживаний, которые приходится испытывать каждому человеку, негативное влияние на психику оказывает' и непрерывный, стремительно возрастающий, поток информации, связанный с научно-техническим прогрессом.

Нервозность родителей в такой ситуации чутко ощущают и дети. В еще большей степени все негативные воздействия сказываются на ребенке. Многие дети лишены самого необходимого, даже в питании, не говоря уже о развлечениях и игрушках. Дети видят переполненные витрины магазинов, где выставлены игры, о которых они могут только мечтать, но они им недоступны, зато они есть у их более обеспеченных сверстников [7].

Все это может закладывать основы для возникновения комплексов неполноценности, и эта обида часто переносится на родителей, которые не могут обеспечить им нормальные условия жизни.

Неврастения. Неврастения — самая частая форма неврозов. Она характеризуется повышенной раздражительностью, возбудимостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью.

Неврастения возникает на фоне нервного перенапряжения, при переутомлении, перегрузке на работе или в учебе, когда в короткие сроки надо сделать большой объем работы или овладеть новой информацией, приобрести новую специальность. Например, такая ситуация может быть у ребенка, впервые пришедшего в школу, в новый коллектив, в новые условия.

Для возникновения неврастении имеет значение именно повышенная психическая и интеллектуальная нагрузка, связанная с большой ответственностью или важная для этого человека, а не физический труд.

Невротическое заикание (логоневроз). Заиканием называется нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Это довольно распространенное в детском возрасте нарушение. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек. Это соотношение колеблется от 2:1 до 10:1. Обычно заикание возникает в возрасте 4-5 лет, когда значительно усложняется фразовая речь, что связано с интенсивным развитием мышления. Но оно может возникнуть и в период становления речи, в возрасте 2-3 лет. Чаще всего заикание возникает у детей с нормальным или ускоренным развитием речи.

Причины возникновения заикания известный детский психиатр В.В.Ковалев
разделяет на острые (шоковые и субшоковые) или подострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа (например, помещение в детский сад), а также длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание).        

Кроме того, в происхождении заикания ведущие отечественные психиатры считают важным так называемый неблагополучный речевой климат в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речи, чрезмерных требований родителей к речи ребенка, двуязычие в семье и другие [2].

Вначале заикание сопровождается судорогой в дыхательно-вокальной мускулатуре, затем присоединяются судороги в артикуляционной мускулатуре. При этом бывает скрытое повышение тонуса вокальных мышц, выраженное нарушение речевого дыхания, различные дополнительные движения в мышцах лица, шеи и рук.

Спустя несколько месяцев или через 1-2 года появляется реакция ребенка на дефект речи — дети начинают осознавать его, стесняются говорить в присутствии посторонних. В школьном возрасте возникает страх речи (логофобия). Этот страх еще больше усиливает заикание при волнении и психическом напряжении, например, если ребенка вызывают к доске для устного ответа. В подростковом возрасте логофобия еще больше усиливается, что может привести к полному отказу ученика от устных ответов. В результате может произойти школьная дезадаптация, ухудшается успеваемость, а это, в свою очередь, является дополнительным психотравмирующим   фактором   для   подростка.   На   этом   фоне   очень   часто формируется комплекс неполноценности.

Такой ребенок нуждается в повышенном внимании и воспитателей, и учителей, и родителей.

Невротические тики. Невротическими тиками называют различные автоматизированные привычные элементарные движения — мигание, наморщивание лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивания головой, плечами, различные движения руками, ногами и туловищем, а также покашливание, «хмыкание», «хрюкающие звуки (так называемые респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного действия, первоначально имевшего целесообразный характер.

В некоторых случаях тики приобретают навязчивый характер и тогда они относятся к неврозу навязчивых состояний (см. соответствующий раздел). Но, в отличие от навязчивостей, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней   несвободы,   психического   напряжения   и   навязчивым   стремлением   к повторению того или иного движения [1].

Невротические  тики  наблюдаются  у  многих детей.  Тики учащаются  в подростковом возрасте (в периоды так называемых пубертатных кризов).

Причиной невротических тиков являются длительные психотравмирующие ситуации, сопровождающиеся переживаниями ребенка, и острые психические травмы, сопровождающиеся испугом. Имеет значение и подражание тикам у кого-либо из окружающих. Причинами тика является и местное раздражение (слизистой оболочки глаз, дыхательных путей, кожи), которое вызывает рефлекторное защитное движение.

Проявления невротических тиков в целом однотипны. Преобладают движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные (дыхательные) тики. В ходе заболевания локализация тиков может многократно меняться. Со временем, в школьном возрасте тики могут превращаться в навязчивые.

Сами дети оценивают тики как привычку, но, в отличие от навязчивостей, они не пытаются преодолеть эту привычку. Невротические тики часто сочетаются с невротическим заиканием и ночным недержанием мочи.

Тики возникают либо сразу после воздействия психотравмирующего фактора, либо через некоторое время. Иногда они кратковременны (3-4 недели). Но в большинстве случаев тик фиксируется, затем возникают тики иной локализации и присоединяются другие невротические проявления: повышенная утомляемость, неустойчивость настроения, плаксивость, раздражительность, нарушения сна, страхи.

В дальнейшем у 30% детей возникает выздоровление, у 36% — улучшение, а у 34% — состояние не меняется или даже ухудшается.

Задержка психического развития (пограничная умственная отсталость). Это нарушение проявляется в недостаточном интеллекте вследствие нарушения развития. Это относительно легкое расстройство, основа которого - задержка темпа психического развития. Данная патология занимает промежуточное место между нормальным развитием интеллекта и олигофренией.

Задержка темпа психического развития может быть временным явлением. Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности, детей и взрослых с такими формами называют еще конституционально глупыми.

Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления, наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие окружающей среды.

Задержки развития могут быть обусловлены психогенными ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью полноценных эмоциональных контактов (например у детей, выросших в домах грудника и домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота, глухонемота), — в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней информации для полноценного интеллектуального развития.

Развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой информации, его развитие замедляется. Для нормального развития, ребенка имеют большое значение и условия воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не занимались их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность.

При пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить следующие варианты задержек психического развития [2]:

1. Психический инфантилизм.

2.        Врожденная субдебильность,  «конституционально глупые  личности», «салонное слабоумие».

  1. Задержки развития, обусловленные органическим повреждением мозга на ранних этапах его развития.
  2. Психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом информации в раннем детском возрасте.
  3. Интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств.

Психический инфантилизм

Инфантилизм — состояние, характеризующееся задержкой психического и физического развития, при котором у взрослого человека сохраняются черты характера, присущие детскому и подростковому возрасту.

Психическому инфантилизму, или психической незрелости, свойственны не соответствующие возрасту черты детскости в поведении, в особенностях суждений, а также эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, зависимость от других людей при отсутствии грубых нарушений интеллекта/

Мы рассмотрели основные отклонения в психическом развитии школьников начальных классов, имеющие причины как генетические, так и вследствие педагогической запущенности.

Дефекты воспитания - это и есть первейший и главнейший показатель семьи группы риска.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей, попадают в детские дома и т. д. Чтобы дети были благополучными, должны быть благополучными родители.

Агрессия. Понятие «агрессия» имеет широкое значение. Это такое состояние, которое не сводится только к прямому нападению, но и включает в себя угрозу, желание напасть, враждебность. Подобная агрессия может быть у школьников ярко выражена внешне в драчливости, грубости, задиристости. Агрессия при действии фрустратора нередко сопровождается бурным проявлением гнева и беспорядочной активностью. Прежде требуется выяснить причину отклоняющегося поведения, а затем помочь школьнику устранить источник фрустрации или научить сдержанному отношению к его действию [5].

Из астенических реакций исследователи особо выделяют депрессию. Для нее характерно чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а подчас и отчаяния. Близки к ней состояния апатии и скованности.

Эгоизм. Эгоист - это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества, часто пренебрегающий последними. Жизненная направленность эгоиста -собственное «Я», личное преуспевание (причем нередко за счет других).     -

Эгоизм часто встречается в жизни у детей и взрослых. Формы и степени его выражения множественны. Основные виды выражения эгоизма: нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм.

Школьники и взрослые с нарцисстическим характером чрезвычайно влюблены в себя. Причем объектом собственной любви у них, особенно у лиц мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать себя за внутреннее «совершенство» (способности, ум, характер).

Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей жизни школьник или взрослый человек ставит свое индивидуальное «Я». Так, его важной жизненной потребностью является нахождение в центре внимания классного коллектива, постоянные похвалы' в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. В семье такой школьник требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него. Такой ребенок желает, чтобы в семье все отдавалось ему.

У детей и подростков групповой эгоизм бывает связан с семьей, дворовой или приятельской компанией, коллективом класса или части его [9].        Отчужденность. Отчужденность возникает у современного человека и потому, что окружающие люди часто не оказывают ему помощи, не выражают сочувствия, а то и просто равнодушны из-за занятости своими проблемами и делами.

Отчужденность может возникнуть очень рано из-за невнимания родителей к ребенку. Подобное состояние в полной форме нередко возникает у подростков и старшеклассников, когда они встречаются с равнодушием окружающих. Многие родители из-за больших трудностей жизни стали все меньше интересоваться детьми. В связи с этим у заметной части молодежи усилилась эгоистическая направленность личности и появляются все больше грубость и жестокость по отношению к окружающим.

Недисциплинированные дети - это те учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют им наибольшее беспокойство. Ведь своим поведением эти ученики мешают проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс. В силу этого между ними и учителями нередко возникает конфликт.

Грубые дети - одни из тех, кто часто вызывает конфликтную ситуацию или попадает в нее. Для разрешения конфликта надо снять вызвавшие его причины, понять, чем конфликт вызван. Часто грубость, резкость, дерзость в достаточно сильно выраженном виде вызываются подавлением личности ребенка взрослым (диктаторскими формами обращения с ребенком, мелочной опекой, чрезмерным и неуместным выражением нежности и т. д.). Устраняют грубость ребенка в этих случаях уважение его достоинства, предоставление ему определенной самостоятельности, разумная организация его активности.

Во всех этих случаях необходимо выявить отклонение характера родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании.

Заключение

В достижении ребенком социальной зрелости - непременного условия успешного вхождения в учебную деятельность - заключена важнейшая роль дошкольного периода. Именно в этой связи последний год дошкольной жизни - от 6 до 7 лет - приобретает особую психологическую «ценность».

У детей младшего школьного возраста интенсивно развивается мышление, память, познавательные процессы. Выходят на новый уровень взаимоотношения в семье, со сверстниками, учителем.

Педагогу важно знать психолого-педагогические особенности младших школьников, уметь выделять психические отклонения и уметь подобрать методику индивидуальной работы по преодолению отклонений таких детей.

Список использованной литературы

  1. Выготский, Л. С. Воспитание и личность / Л. С. Выготский. - М., 1978. -344 с.
  2. Кащенко Н. А. Коррекционная педагогика / Н. А. Кащенко. - М., 2001. -288 с.
  3. Леонтьев А. Н. Психология личности / А. Н. Леонтьев. - М., 1989. – 324 с.
  4. Лисина М. И. Психология детства / М. И. Лисина. - М., 1980. - 242 с.
  5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб пособие. - М., 2002.-480 с.
  6. Мухина, B.C. Детская психология: учеб. пособие /B.C. Мухина. - М.,
    2005.-445 с.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология воспитания / Д.Б. Эльконин. - М., 1984. - 432 с.        
  8. Щуркова, Л. С. Воспитание в современной школе / Л. С. Щуркова. - М., 2002. - 264 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Основные направления работы психолого-педагогической службы с детьми младшего школьного возраста.

Презентация для студентов психологов-педагогов, для школьных психологов, педагогов....

Психолого-педагогические причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления.

В докладе рассматриваются причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В настоящее время выявляется тенденция увеличения числа детей с расстройствами аутистического спектра это обуславливает актуальность и выбор данной темы. Главное отличие таких детей заключается в несп...

РАЗВИВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАРТА МИРА»

Программа, составленная в соответствии с государственными требованиями к программам системы дополнительного образования детей, содержит научно-методическую базу, снабжена богатым учебно-методическим к...