Главные вкладки

    Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.
    методическая разработка по математике по теме

    Морозова Татьяна Игоревна

    Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,

    имеющих различные нарушения речи.

     

    Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573

     

    Серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни нашей страны инициировали интенсивный процесс реформирования и реорганизации нашей страны. Современная педагогика выстраивает условия для максимального развития ребенка, поддерживает его личностный потенциал и индивидуальность, создает новую социокультурную среду образования. На этом фоне особого внимания требуют дети с негрубыми нарушениями речи. очень часто дети данной категории испытывают серьезные проблемы личностного развития, самореализации,  адаптации и интеграции в современное общество.

     

    Причины речевых нарушений  и их распространенность среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Статистические данные обследования детей, анализ выступлений в прессе специалистов медицины, педагогики, и психологии свидетельствуют, что в последние годы резко увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Данные ежегодного обследования детей в консультационно-диагностическом центре при ДОУ № 1664 показывает, что причиной  различных расстройств речи является та или иная неврологоическая симптоматика: церебростения (от 36% до 79% случаев), ЗПР( в 42%случаев),ЗРР( 9% случаев), ОНР(28,6% случаев, заикание (9,2%случаев ), различные формы дизартрии(14,5% случаев). У недоношенных детей в 72% случаев наблюдаются различные нарушения речи.

    К сожалению, существующая система специального образования не всегда может охватить всех нуждающихся детей с речевой патологией. Такие дети вынуждены развиваться стихийно. Нахождение детей с нарушениями рядом с нормально развивающимися является началом сокращения дистанции между данными категориями школьников. Для полноценной  функциональной и социальной интеграции нужна особая организация грамотного взаимодействия, равноправное партнерство и снятие социальной дистанции. Дети с легкими формами отклонений в речевом развитии могут быть достаточно успешно интегрированы в социум младшего школьного возраста. Очень важным аспектом является разработка специальных методов обучения, помогающих детям успешно усваивать школьную программу. При этом речь идет не только о методах исследования, обучения, но и о рекомендациях, содержащих комплекс мер,

    направленных на преодоление различных  нарушений речи.[1]

     

     

     

    Виды психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями речи младшего школьного возраста в России.

     

    Дети младшего школьного возраста, имеющие различные нарушения речи

    (ОНР, ФФН, ФД, заикание, дизартрия) должны находиться под патронатом психологической и логопедической служб школы. Помощь может быть постоянной, когда она носит характер регулярных коррекционных занятий

    или эпизодической – по мере обращения родителей.  Все зависит от конкретных нужд ребенка.

    ПМПК, ПМПк, консультативный центр ПМС- центры, логопедические пункты и т.д. предоставляют детям коррекционную помощь: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, работа над лексико-грамматическим строем речи, совершенствованием грамматики, развитие связной речи. общее психическое и моторное развитие.

    В процессе обучения стоит использовать вариативность рабочих программ выбор темпа и объема обучения для детей. имеющих различные уровни речевого развития [1]

     

    ФГОС нового поколения об условиях применения новых педагогических технологий в начальной школе.

     

    Цель и задачи современного образования требуют от учителя и других педагогов работающих в начальных классов постоянного творческого поиска и внедрения в педагогическую практику эффективных методик и поиск новых  образовательных технологий. Учителя-логопеды также находятся в постоянном поиске быстрых и эффективных путей коррекции различных речевых нарушений. Стараясь облегчить учащимся качественное  усвоение знаний по базовым учебным дисциплинам.

    Одним из эффективных методов, обеспечивающим личностно- ориентированное деятельностное обучение и воспитание является использование современных обучающих технологий как обучение с опережением и обучение в сотрудничестве.[7]

     

    Условия применения метода проектов в начальной школе.

    Согласно ФГОС проектные методы работы должны стать базисными для начальной школы, т.к. они открывают новые возможности коммуникации и сотрудничества. Основной целью метода проектов является предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, которые требуют интеграции из различных  предметных областей. В современном обществе

    ценится умение находить выход из проблемных ситуаций путем синтеза и анализа информации из  различных областей знаний, быстро меняться под влиянием новых требований, действовать и мыслить нестандартно, владеть иностранными языками и информационными технологиями.  Использование   компьютерных технологий  и метода проектов открывает перед педагогами новые перспективы.

     

    Применение метода проектов на логопедических занятиях в начальной школе.

    Метод проектов учителю логопеду следует использовать как один из самых перспективных методов обучения. Важно правильно выбирать вид проектной деятельности, который интегрирован с программой обучения по русскому языку и был бы интегрирован с учетом требований ФГОС, соответствовал возрастным особенностям и легко варьировался под особенности развития детей с нарушениями речи и имел хорошую результативность по окончании курса логопедических занятий. Принимая во внимание такие особенности детей как ограниченный период концентрации внимания, находящиеся в процессе становления когнитивные, лингвистические, физиологические факторы, продолжающееся развитие способов коммуникации и языковой системы  учителю-логопеду следует ограничиться определенными видами проектов, отвечающим поставленным задачам. Из всех видов проектов предпочтение отдается групповому проекту, где у каждого участника была своя роль, согласно аспекту выбранной темы. Структура проекта такова. Что он предполагает в основном развитие метапредметных умений в познавательной и регулятивной деятельности. Все иные типы проектов в начальной школе можно рассматривать как разновидность группового проекта. По результатам реализации этого метода автором в течение 3 лет проводится анализ результатов. Рано говорить  о достижениях, но положительная динамика в речевом развитии и успеваемости детей можно отметить. В настоящее время очень важен принцип преемственности тенденций развития образования на всех этапах его развития. Интенсифицируется информационно-коммуникативное пространство учебного процесса в начальной школе. В современном начальном образовании учителю-логопеду важно выстраивать индивидуальную траекторию обучения для каждого ребенка. Следует отражать эти моменты при реализации  учебных программ.

    Одна из важнейших задач по ФГОС – развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных действий,  таких как  целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль,  коррекция  оценка, саморегуляция. При условии применения технологии поэтапной реализации проекта результативность деятельности детей с нарушениями речи очень высока.  В процессе работы над проектом у детей формируется умение работать в команде, взаимопомощь, взаимоподдержка. ответственность за выполнение своей части, работы, умение, договариваться, просить о помощи, благодарить за помощь или поддержку, адекватность оценки своей деятельности [6].

     

     

    Применение метода проектов на логопедических занятиях

    в ГБОУ гимназия №1573

     

    В течение 3 лет ( с 2010г по 2013г) учителем-логопедом применялся метод проектов на занятиях. За этот период времени были выполнены 3 проекта: «Книга правильного произношения»,  «Город Красивой Речи» и           «Логопедические Сказки».

    Детям хотелось создать продукцию, которая будет функциональной и , чтобы ею можно было воспользоваться на занятиях как им самим, так и другим детям, которые будут  у логопеда заниматься после них . Это было сознательное решение участников проекта. 

     

    Цель создания проектов: Облегчить учащимся работу над коррекцией произношения.

    Тип проектов: информационно-исследовательский, коллективный долгосрочный.

    Субъект проектов: дети в школе, дома,  вне школы

    Участие взрослых: помощь логопеда, родителей

    Роль детей: выбор, выстраивание отношений, оценивание своей и чужой деятельности, умение слушать и договариваться.

    Виды презентации проектов: слайд-шоу, рассказ, видеофильм

    Как же создавались проекты? Рассмотрим этапы работы над проектами:

    1. Организационный  момент (Знакомство со спецификой проектной деятельности. Деление на группы, аналитики, экспериментаторы., иллюстраторы ,фотографы, художники, испытатели)

    2.Формулировка темы и целей (Тема: «Книга правильного произношения»

    Цель: представить свой положительный опыт работы над речью, чтобы помочь другим детям преодолеть недостатки речи).

    3. Работа непосредственно над созданием проекта( сбор информации: рисунки, фотографии)

    4. Практическое применение проекта( работают испытатели)

    5. Самоанализ ( анализируются положительные и отрицательные стороны проекта)

    6.Итоги все работы в целом.[4]

    Первая проектная работа «Книга правильного произношения» создавалась как пособие для домашней работы по исправлению звукопроизношения.

     Пособие включало в себя следующие главы:

    - Памятка исправляющему речь

    - Рекомендации логопеда родителям по правильной организации домашней работы над исправлением речи

    -Личные истории детей « Как я исправил свою речь» с рисунками

    - Фотографии и рисунки детей о логопедических занятиях в школе

    -Забавные истории о ситуациях на логопедических занятиях

    -Примеры из жизни исторических личностей, исправивших свою речь.

     

     Второй проект назывался «Город Красивой Речи». В его создании принимали участие логопед, родители, учащиеся. Проект создавался как пособие для занятий по коррекции звукопроизношения на логопедических занятиях в школе и дома в школе и дома. Проект имеет  форму занимательной обучающей игры-путешествия  по Городу Красивой Речи и представляет собой пособие – сборник упражнений по автоматизации правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Пособие предназначено на детей младшего школьного возраста, имеющих различные виды речевых нарушений. Представлялся  проект в виде слайд-шоу и рассказов детей

    Содержание  пособия «Город Красивой Речи» включает следующее:

    -План Города Красивой Речи

    -Объяснение названий некоторых главных улиц города

    - Главный секрет жителей Города Красивой Речи

    - Правила красивой речи

    - Схема линий метро в ГКР

    - План улиц ГКР

    Дети сами придумывали и обосновывали названия улиц Города и  объектов, находящихся на них. Например, Парк Спокойного Дыхания так назван, потому что речевое дыхание должно быть с глубоким вдохом и длинным, спокойным выдохом. Так при прогулке в парке наслаждаются свежим воздухом. Река Слитного Произношения  напоминает нам о плавности речи ( «Словно реченька журчит», – так А.С.Пушкин описывал речь прекрасной царевны  из «Сказки о царе Салтане»).Замок Торопыжки всегда разрушен, и жители не хотят его восстанавливать, потому что излишняя торопливость разрушает речь. Жители Города Красивой Речи всегда помнят,  что при разговоре не следует торопиться и спешить.

    В Городе Красивой Речи есть метро. Дети придумали  и обосновали название станций метро. Эта схема позволяет детям, фантазируя на тему названий станций составлять сложноподчиненные предложения.

    (« Станцию «Ромашки»  так назвали, потому что раньше здесь было ромашковое поле). План улиц Города Красивой речи составлялся детьми вместе с логопедом и родителями. Названия улиц звуков и объектов находящихся на них, должны совпадать по первым буквам.

    Например, на Улице звука «С» находятся  кафе «Соки», парк «Сосны», магазин «Столы и стулья»,  фабрика «Сапоги и Сандалии», клиника «Стоматология», «Выставка Собак», «комната Смеха».

    Сначала ребенку предлагается перечислить объекты.. Потом составить предложения: Попить сок можно в ……     Погулять можно в….. Пригласить друга можно……. Купить обувь ………….

     Затем предлагается назвать пространственное расположение объектов.

    Например: Справа от кафе « Соки» находится парк «Сосны».

    Слева от кафе – клиника «Стоматология» Перед клиникой находится магазин « Столы и стулья». За углом  клиники находится «Выставка Собак» Предложения можно составлять как устно, так и письменно, в зависимости от возраста обучающихся. По мере исправления звукопроизношения ребенку предлагается поиграть в игру «Экскурсовод».

    Ребенок выбирает улицу любого звука и рассказывает о ней. Например, как добраться до этой улицы на метро. Перечисляет объекты, находящиеся на этой улице, называет интересные места (театры, выставки, кинотеатры,

    клубы и т.д.)  Информирует, где можно погулять, заняться спортом, куда пригласить друзей и т.д.) Сложность заданий можно варьировать в зависимости от уровня речевого и общего развития ребенка.

    Третий проект назывался « Логопедические сказки». В этом проекте дети вместе с логопедом сочиняли необычные логопедические сказки. Продукт проекта представлял собой пособие по закреплению правильного произношения звуков в сочетании с правилами речевого этикета. Дети поддержали идею о введении в сказки изучение правил поведения.

    «Логопедические сказки» представляют собой звуковой материал для закрепления правильного произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков. Пособие представляет собой 4 сказки.

    Сказка №1. «Змея и Медведь».( материал по закреплению произношения шипящих звуков).

    Сказка №2. «Сказка о Тигренке, который на всех рычал»( материал по закреплению звука [Р]».

    Сказка № 3  «Ученик Незнайка»( материал по закреплению произношения свистящих звуков).

    Сказка №4 «Песенки кота  Леопольда»( материал по закреплению правильного произношения звука [Л]).

     В конце каждой сказки содержится правило поведения и совет, как вести себя правильно в подобных ситуациях. Кроме того, для каждой сказки есть вопросы по пересказу теста. Структура заданий  к каждой сказке такова:

    1. Сама сказка, как текст.

    2.Чистоговорки

    3. Мораль ( рекомендации,  как следует поступать в подобных ситуациях, и наоборот, что не следует делать)

    4.Вопросы по содержанию сказки.

     5 Задания творческого характера: «Придумай другой  конец сказки», «Подумай, что было бы, если……» , «Хотел бы ты дружить с героем и почему», «Дай совет герою сказки, как следует поступить», «Придумай продолжение истории», «Найди слова в тексте, подтверждающие, что герой прав( не прав)». Для детей со сложной структурой речевой патологией предлагаются опорные картинки-схемы  по каждой сказке, облегчающие пересказ. Имеется план рассказа каждой сказки  с опорными словами. Есть план рассказа каждой сказки  по началу.

     

    Выводы автора по использованию метода проектов

    1.В результате нашей совместной деятельности с детьми мы получили полезную продукцию в виде пособий, которые потом использовались на занятиях.

    2. Исправляя  собственную речь, дети делятся своим положительным опытом с другими детьми.

    3. Выполнение коллективной работы сплачивает коллектив логопедической группы, повышает ответственность каждого ребенка за свою часть работы.

    4. Использование необычных форм пособия позволяет добиться хорошего результата  качества логопедической коррекции  и повышает интерес детей к логопедическим занятиям.

    5. Работа над проектами позволила повысить учебную мотивацию детей младшего школьного возраста. В процессе работы над проектом дети поняли, для чего нужно изучать русский язык, чтение, математику, окружающий мир и другие предметы – ведь эти знания понадобятся им в жизни.

    6. Работая над сочинением сказок, дети анализировали не только поведение героев, но и свое собственное поведение.

    7. Каждый участник смог проявить свои способности и внести свой вклад в коллективную работу.

    8. Проекты, которые мы создавали, имеют особую ценность, т.к. они выполнены детьми с нарушениями речи.

    Ценность проектов.

    - проектная деятельность способствует развитию коммуникативной функции речи.

    - развивает речемыслительную деятельность детей.

    -повышает учебную мотивацию

    - работает на опережение изучения учебного материала

    - дети работают с различными информационными источниками (книги. справочники, интернет-ресурсы)

    - в процессе деятельности детей получается различная продукция( рисунки фотографии, правила, сказки. инструкции, рекомендации), из которой складывается общий результат.

    - формирует навыки самостоятельной работы учащихся.

     

    В проектной деятельности  роль учителя логопеда очень  ответственная:-это  автор идеи, помощник, консультант, руководитель проекта.

    В основе проектной деятельности необходимо формировать коммуникативые умения, лежащие в основе эффективного интеллектуального взаимодействия, необходимого в процессе обучения: умение спрашивать, управлять голосом и эмоциями, умение договариваться

    Развитие мышления учащихся в процессе проектной деятельности создает условия для ускорения наступления интеллектуальной зрелости: развитие аналитико- синтетической деятельности, формирование алгоритма сравнительного анализа, умение выделять главное,, выделение общего способа действия, перенос общего способа действия на другие учебные задания.

    Опыт развернутой содержательной деятельности как оценочной так и самооценочной позволяет адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, обоснованно и содержательно оценивать результаты, выделять недостатки и вносить конструктивные замечания и пожелания.

    Однако, проектная деятельность в начальной школе имеет свои недостатки: по возрастным причинам дети еще не могут работать самостоятельно, нуждаются в помощи, постоянном контроле, советах, консультациях и поддержке,  учителя-логопеда. Большую роль при подготовке проекта на этапе сбора информации играет помощь родителей или более старших членов семьи. Но начинать проектную деятельность в начальной школе нужно как можно раньше. Отбирать виды проектов следует очень тщательно и необходимо адаптировать их для выполнения детьми младшего школьного возраста.[4]

     

    Использование информационно-компьютерных технологий  на логопедических занятиях с учащимися начальных классов  

    в ГБОУ гимназия № 1573

    «Детей нужно учить тому, что им пригодится, когда они вырастут»,- утверждал Аристипп. Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, и другие особенности должны быть включены в общую систему образования. Школы делают все возможное, чтобы соответствовать этим требованиям. У некоторых учеников есть свои особые образовательные потребности.

    Необходимым условием развития образовательного процесса является использование информационно- компьютерных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями. ФГОС начального общего образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающей требованиям информационного общества, инновационной экономики»,а также «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач»[7]

    Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, делать уроки и занятия более наглядными и динамичными.

    ИКТ  позволяют:

    - развивает умение учащихся ориентироваться в информационном потоке

    -овладевать способами практической работы с информацией

    - обмениваться информацией с помощью современных технических средств

    -использовать различные обучающие программы и тренажеры для развития и формирования учебных навыков

    - включение видеоресурсов и анимации для создания интерактивного урока

    - позволяет учащимся использовать материалы для подготовки к олимпиадам и конкурсам, участвовать в проектах

    - включать родителей в учебный и воспитательный  процесс[3]

    При отборе ИКТ- ресурсов для логопедических занятий в ГБОУ гимназия №1573 автор руководствуется следующими принципами:

    - соответствие возрасту учащихся  при простоте использования нести насыщенную информацию

    -возможность использования на занятиях и в домашних условиях

    - предпочтение отдается комплектам,  состоящим из книги и диска.

    Автор использует следующие электронные обучающие ресурсы.

    1.«Игры для Тигры» Л.Р.Лизунова,Пермь, 2005

    Пособие представляет собой технологию коррекции общего недоразвития речи и включает в себя:

    - Методику коррекции и формирования фонетической стороны речи(речевое дыхание . артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика)

    -Методика коррекции фонематической стороны речи( дифференциация звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости)

    -Коррекция и формирование лексико-грамматических средств языка

    (уточнение словаря, обогащение лексики, совершенствование грамматического строя речи)

    2. «Учимся говорить правильно» Г.О Аствацатуров, Л.Е.Шевченко, Москва, «Новый диск», 2008

    Пособие предназначено для детей младшего школьного возраста по развитию речи и обучению чтению. Игровые задания направлены на развитие слухового восприятия, развития навыков правильного произношения звуков, слогов. слов, самостоятельного построения высказывания, словосочетания, предложения, короткой фразы .

    Задания красочные. Много звуковых файлов, несколько уровней сложности заданий для детей с разными уровнем речевого развития. Программа разработана совместно с учителями-логопедами, с учетом их пожеланий и рекомендаций.

    3.Л.Е.Ефименкова  «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия» Москва. «Национальный книжный центр»,2012г.

    Программа обучения разработана логопедом, специализирующимся на работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения письма, обусловленное общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием. Задания и карточки сзаданием можно просматривать, при необходимости их можно распечатать.

    Пособие содержит следующие темы: «Гласные звуки», «Слоговой состав слова»,  «Твердые и мягкие согласные», «Звуко-буквенный анализ слова»,

    « Дифференциация шипящих.свистящих, аффрикат, соноров», «Дифференциация гласных звуков»

     

    Особенности семейного воспитания детей младшего школьного возраста,   имеющих нарушения речи.

     

    Детям с нарушениями речи требуется постоянное внимание, забота    и положительное общение  со всеми членами семьи. Важно следить за состоянием здоровья ребенка и соблюдать рекомендации врачей специалистов(наблюдение, курс лечения,  диета, процедуры, лечебная гимнастика, массаж   т.д.), потому что состояние здоровья ребенка влияет на качество его учебной деятельности. Родителям нужно постоянно поддерживать контакт с учителем и  логопедом, прислушиваться к их советам, стараться выполнять их. Исправляйте ошибки произношения в речи ребенка спокойным тоном, тактично. Помните, что насмешки неуместны. Объясните, ребенку, что он сказал не так. Домашние занятия по исправлению речи должны быть систематическими и регулярными. Если родителям непонятно какое-либо задание или у ребенка не получаются какие-то упражнения, следует обязательно подойти к логопеду  в ближайшее время и проконсультироваться  

     Постоянно контролируйте учебную деятельность ребенка: проверяйте, качество сделанного домашнего задания, объясняйте ему дома непонятый материал, вместе с ребенком разбирайте и собирайте портфель. Не следует ругать ребенка за неуспеваемость. Предложите ему сами свою помощь и переделайте работу вместе. Попросите учителя дать ребенку шанс исправиться: показать переделанную работу, ответить, сделать доклад и т.д. Важно всегда хвалить ребенка за успехи, рассказывать о них в семье, друзьям,  учителю, соседям. Доброжелательность и положительная оценка

    успехов ребенка со стороны близких и любящих людей позволит ему поверить в себя и обрести новые силы для обучения.

    Дома важно создать ребенку необходимые условия для успешного обучения: приобрести все необходимое. Оборудовать рабочее место для приготовления уроков и полноценного отдыха. Готовить уроки нужно в спокойной рабочей обстановке(без шума, громких звуков, отвлекающих факторов).У ребенка должно оставаться время для отдыха, игр, прогулок и

    общения.  Не следует откладывать приготовление уроков на поздний вечер, иначе сон ребенка будет неполноценным, и его силы не успеют восстановиться. В выходные дни не перегружайте ребенка развлечениями и культурными мероприятиями. Старайтесь проводить с ребенком как можно больше времени. Помните, что простого человеческого общения с родителями не заменит ни самая виртуозная развлекательная программа, ни дорогая игрушка или компьютерная игра. 

    Важно предъявлять ребенку одинаковые требования со стороны всех членов семьи: если что-то запрещено, то этому должны придерживаться все члены семьи.( Например, у ребенка аллергия на шоколад, а он его любит. Нельзя проявлять слабость и поддаваться на уговоры. Постарайтесь переключить внимание ребенка на игрушку, птичку и т.д., отвлечь ребенка разговором. Объясните, что шоколад для его здоровья вреден. Но зато яблок он может есть, сколько хочет) [5]

     

    Будьте примером для подражания своему ребенку. Подавайте ему пример трудолюбия, гармоничных отношений в семье,  культурного поведения, красивой и правильной речи, здорового образа жизни. Прививайте вкус к чтению, хорошей музыке, театральному искусству  и фильмам, созданных российскими, советскими и зарубежными авторами [2]

     

     

    Что важно знать учителю начальных классов

    о детях с нарушениями речи.

     

    У детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи, есть особые образовательные потребности. Это значит, что на уроках  им нужно больше времени для усвоения учебного материала,  использование различных средств, облегчающих восприятие учебной информации - наглядные пособия, схемы, визуальные средства обучения), использование здоровьесберегающих технологий. Знание учителем индивидуальных особенностей детей необходимо, т.к. это поможет ему эффективно обучать эту категорию учащихся.

    Большое значение при организации урока имеет точность, последовательность во всем и  дисциплина. По возможности нужно держать деятельность ребенка под контролем. Как правило, дети с нарушениями имеют трудности в обучении различного характера. Учеба дается им тяжело, и они прикладывают максимум своих сил для выполнения работы. Но качество работы оставляет желать лучшего.

    Учителю в такой ситуации следует поддержать ребенка: «Ты старался, молодец. Надеюсь, завтра у тебя получится лучше».

    Многие дети с нарушениями речи имеют хронические заболевания. Это сказывается на их психо-эмоциональном состоянии. Дети не могут себя контролировать, у них часто меняется настроение, они быстро утомляются.
    На состояние детей влияют метеоусловия, шум, резкие изменения погоды,

    стрессы в семье. Под влиянием этих факторов успеваемость детей с нарушениями речи очень нестабильна: есть периоды ухудшения и периоды улучшения.

    Учителю очень важно работать в тесном контакте с логопедом, чтобы отслеживать динамику развития ребенка и его учебную деятельность: посещение и взаимопосещение уроков и логопедических занятий позволяет педагогам понять, что следует изменить в методике обучения, чтобы поднять уровень успеваемости ребенка.

    Как показывает многолетняя практика, по мере исправления нарушений речи, большинство детей имеет средний уровень успеваемости к концу завершения обучения в начальной школе, если ему вовремя оказать квалифицированную помощь[2]

    Выводы:

    Для успешного обучения детей с нарушениями речи младшего школьного возраста, по мнению автора, необходимо следующее:

    1. Регулярное обследование учащихся начальных классов с целью своевременного выявления детей,  имеющих нарушения речи и нуждающихся в квалифицированной помощи учителя-логопеда.

    2. Помощь учащимся должна быть вариативной(регулярные занятии. разовые консультации, групповые и индивидуальные занятия, эпизодические обращения). Важно создать в школе такие условия чтобы каждый ребенок получил помощь в зависимости от своих конкретных нужд.

    3. Применение новых технологий обучения, облегчающих усвоение учебной информации ( ИКТ, метод проектов).

    4. Создание ребенку в семье необходимых условий для успешного обучения.

    5.Знание учителем особенностей учебной деятельности детей с нарушениями речи значительно повышает  эффективность  их обучения.

    6.Совместные усилия и сотрудничество семьи, учителя и логопеда,  направленные на преодоление нарушений речи позволит в дальнейшем ребенку стать успевающим учеником.

     

    Список литературы.

     

    1. Антипова Ж.В. Интегративная система образования детей в условиях дошкольного учреждения. Инклюзивное образование: теория, практика, перспективы развития. Сборник научных трудов участников  международной конференции под ред Сафронова В.В. М, 2013

    2.Антипова Ж.В.,  Морозова Т.И. Работа логопеда  по формированию культуры речи 1-10 классов общеобразовательной школы. Журнал перспективы развития дошкольного образования. Институт психолого-педагогических проблем детства.

    РАО. Российский институт дружбы народов.

    3.Баркая Е.А. Информационное пространство учителя – доступная образовательная среда для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

     Инклюзивное образование: теория, практика, перспективы развития. Сборник научных трудов участников международной конференции под ред. Сафронова В.В.. М., 2013

    4. М.К. Господникова, Н.Б.Полянина и др.  Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, « Учитель», 2010

    5. Морозова Т.И. Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы. Международная академия повышения квалификации педагогических кадров ГОУ ВПО МОГПУ. Сборник научных трудов под ред. В.П.Симонова

    6. Морозова Т.И. Особенности семейного воспитания детей с различными нарушениями речи. Сборник научных трудов участников международной конференции под ред. Сафронова В.В. Инклюзивное образование: теория практика, перспективы развития, М., 2013

    7. Стандарты второго поколения. Часть1. М, «Просвещение» 2011

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gtbti-_-tgtz-_tv_tb_ea.doc94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,

    имеющих различные нарушения речи.

    Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573

    Серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни нашей страны инициировали интенсивный процесс реформирования и реорганизации нашей страны. Современная педагогика выстраивает условия для максимального развития ребенка, поддерживает его личностный потенциал и индивидуальность, создает новую социокультурную среду образования. На этом фоне особого внимания требуют дети с негрубыми нарушениями речи. очень часто дети данной категории испытывают серьезные проблемы личностного развития, самореализации,  адаптации и интеграции в современное общество.

    Причины речевых нарушений  и их распространенность среди детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Статистические данные обследования детей, анализ выступлений в прессе специалистов медицины, педагогики, и психологии свидетельствуют, что в последние годы резко увеличилось число детей с отклонениями в развитии. Данные ежегодного обследования детей в консультационно-диагностическом центре при ДОУ № 1664 показывает, что причиной  различных расстройств речи является та или иная неврологоическая симптоматика: церебростения (от 36% до 79% случаев), ЗПР( в 42%случаев),ЗРР( 9% случаев), ОНР(28,6% случаев, заикание (9,2%случаев ), различные формы дизартрии(14,5% случаев). У недоношенных детей в 72% случаев наблюдаются различные нарушения речи.

    К сожалению, существующая система специального образования не всегда может охватить всех нуждающихся детей с речевой патологией. Такие дети вынуждены развиваться стихийно. Нахождение детей с нарушениями рядом с нормально развивающимися является началом сокращения дистанции между данными категориями школьников. Для полноценной  функциональной и социальной интеграции нужна особая организация грамотного взаимодействия, равноправное партнерство и снятие социальной дистанции. Дети с легкими формами отклонений в речевом развитии могут быть достаточно успешно интегрированы в социум младшего школьного возраста. Очень важным аспектом является разработка специальных методов обучения, помогающих детям успешно усваивать школьную программу. При этом речь идет не только о методах исследования, обучения, но и о рекомендациях, содержащих комплекс мер,

    направленных на преодоление различных  нарушений речи.[1]

    Виды психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями речи младшего школьного возраста в России.

    Дети младшего школьного возраста, имеющие различные нарушения речи

    (ОНР, ФФН, ФД, заикание, дизартрия) должны находиться под патронатом психологической и логопедической служб школы. Помощь может быть постоянной, когда она носит характер регулярных коррекционных занятий

    или эпизодической – по мере обращения родителей.  Все зависит от конкретных нужд ребенка.

    ПМПК, ПМПк, консультативный центр ПМС- центры, логопедические пункты и т.д. предоставляют детям коррекционную помощь: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, работа над лексико-грамматическим строем речи, совершенствованием грамматики, развитие связной речи. общее психическое и моторное развитие.

    В процессе обучения стоит использовать вариативность рабочих программ выбор темпа и объема обучения для детей. имеющих различные уровни речевого развития [1]

    ФГОС нового поколения об условиях применения новых педагогических технологий в начальной школе.

    Цель и задачи современного образования требуют от учителя и других педагогов работающих в начальных классов постоянного творческого поиска и внедрения в педагогическую практику эффективных методик и поиск новых  образовательных технологий. Учителя-логопеды также находятся в постоянном поиске быстрых и эффективных путей коррекции различных речевых нарушений. Стараясь облегчить учащимся качественное  усвоение знаний по базовым учебным дисциплинам.

    Одним из эффективных методов, обеспечивающим личностно- ориентированное деятельностное обучение и воспитание является использование современных обучающих технологий как обучение с опережением и обучение в сотрудничестве.[7]

    Условия применения метода проектов в начальной школе.

    Согласно ФГОС проектные методы работы должны стать базисными для начальной школы, т.к. они открывают новые возможности коммуникации и сотрудничества. Основной целью метода проектов является предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, которые требуют интеграции из различных  предметных областей. В современном обществе

    ценится умение находить выход из проблемных ситуаций путем синтеза и анализа информации из  различных областей знаний, быстро меняться под влиянием новых требований, действовать и мыслить нестандартно, владеть иностранными языками и информационными технологиями.  Использование   компьютерных технологий  и метода проектов открывает перед педагогами новые перспективы.

    Применение метода проектов на логопедических занятиях в начальной школе.

    Метод проектов учителю логопеду следует использовать как один из самых перспективных методов обучения. Важно правильно выбирать вид проектной деятельности, который интегрирован с программой обучения по русскому языку и был бы интегрирован с учетом требований ФГОС, соответствовал возрастным особенностям и легко варьировался под особенности развития детей с нарушениями речи и имел хорошую результативность по окончании курса логопедических занятий. Принимая во внимание такие особенности детей как ограниченный период концентрации внимания, находящиеся в процессе становления когнитивные, лингвистические, физиологические факторы, продолжающееся развитие способов коммуникации и языковой системы  учителю-логопеду следует ограничиться определенными видами проектов, отвечающим поставленным задачам. Из всех видов проектов предпочтение отдается групповому проекту, где у каждого участника была своя роль, согласно аспекту выбранной темы. Структура проекта такова. Что он предполагает в основном развитие метапредметных умений в познавательной и регулятивной деятельности. Все иные типы проектов в начальной школе можно рассматривать как разновидность группового проекта. По результатам реализации этого метода автором в течение 3 лет проводится анализ результатов. Рано говорить  о достижениях, но положительная динамика в речевом развитии и успеваемости детей можно отметить. В настоящее время очень важен принцип преемственности тенденций развития образования на всех этапах его развития. Интенсифицируется информационно-коммуникативное пространство учебного процесса в начальной школе. В современном начальном образовании учителю-логопеду важно выстраивать индивидуальную траекторию обучения для каждого ребенка. Следует отражать эти моменты при реализации  учебных программ.

    Одна из важнейших задач по ФГОС – развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных действий,  таких как  целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль,  коррекция  оценка, саморегуляция. При условии применения технологии поэтапной реализации проекта результативность деятельности детей с нарушениями речи очень высока.  В процессе работы над проектом у детей формируется умение работать в команде, взаимопомощь, взаимоподдержка. ответственность за выполнение своей части, работы, умение, договариваться, просить о помощи, благодарить за помощь или поддержку, адекватность оценки своей деятельности [6].

    Применение метода проектов на логопедических занятиях

    в ГБОУ гимназия №1573

    В течение 3 лет ( с 2010г по 2013г) учителем-логопедом применялся метод проектов на занятиях. За этот период времени были выполнены 3 проекта: «Книга правильного произношения»,  «Город Красивой Речи» и           «Логопедические Сказки».

    Детям хотелось создать продукцию, которая будет функциональной и , чтобы ею можно было воспользоваться на занятиях как им самим, так и другим детям, которые будут  у логопеда заниматься после них . Это было сознательное решение участников проекта.  

    Цель создания проектов: Облегчить учащимся работу над коррекцией произношения.

    Тип проектов: информационно-исследовательский, коллективный долгосрочный.

    Субъект проектов: дети в школе, дома,  вне школы

    Участие взрослых: помощь логопеда, родителей

    Роль детей: выбор, выстраивание отношений, оценивание своей и чужой деятельности, умение слушать и договариваться.

    Виды презентации проектов: слайд-шоу, рассказ, видеофильм

    Как же создавались проекты? Рассмотрим этапы работы над проектами:

    1. Организационный  момент (Знакомство со спецификой проектной деятельности. Деление на группы, аналитики, экспериментаторы., иллюстраторы ,фотографы, художники, испытатели)

    2.Формулировка темы и целей (Тема: «Книга правильного произношения»

    Цель: представить свой положительный опыт работы над речью, чтобы помочь другим детям преодолеть недостатки речи).

    3. Работа непосредственно над созданием проекта( сбор информации: рисунки, фотографии)

    4. Практическое применение проекта( работают испытатели)

    5. Самоанализ ( анализируются положительные и отрицательные стороны проекта)

    6.Итоги все работы в целом.[4]

    Первая проектная работа «Книга правильного произношения» создавалась как пособие для домашней работы по исправлению звукопроизношения.

     Пособие включало в себя следующие главы:

    - Памятка исправляющему речь

    - Рекомендации логопеда родителям по правильной организации домашней работы над исправлением речи

    -Личные истории детей « Как я исправил свою речь» с рисунками

    - Фотографии и рисунки детей о логопедических занятиях в школе

    -Забавные истории о ситуациях на логопедических занятиях

    -Примеры из жизни исторических личностей, исправивших свою речь.

     Второй проект назывался «Город Красивой Речи». В его создании принимали участие логопед, родители, учащиеся. Проект создавался как пособие для занятий по коррекции звукопроизношения на логопедических занятиях в школе и дома в школе и дома. Проект имеет  форму занимательной обучающей игры-путешествия  по Городу Красивой Речи и представляет собой пособие – сборник упражнений по автоматизации правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Пособие предназначено на детей младшего школьного возраста, имеющих различные виды речевых нарушений. Представлялся  проект в виде слайд-шоу и рассказов детей

    Содержание  пособия «Город Красивой Речи» включает следующее:

    -План Города Красивой Речи

    -Объяснение названий некоторых главных улиц города

    - Главный секрет жителей Города Красивой Речи

    - Правила красивой речи

    - Схема линий метро в ГКР

    - План улиц ГКР

    Дети сами придумывали и обосновывали названия улиц Города и  объектов, находящихся на них. Например, Парк Спокойного Дыхания так назван, потому что речевое дыхание должно быть с глубоким вдохом и длинным, спокойным выдохом. Так при прогулке в парке наслаждаются свежим воздухом. Река Слитного Произношения  напоминает нам о плавности речи ( «Словно реченька журчит», – так А.С.Пушкин описывал речь прекрасной царевны  из «Сказки о царе Салтане»).Замок Торопыжки всегда разрушен, и жители не хотят его восстанавливать, потому что излишняя торопливость разрушает речь. Жители Города Красивой Речи всегда помнят,  что при разговоре не следует торопиться и спешить.

    В Городе Красивой Речи есть метро. Дети придумали  и обосновали название станций метро. Эта схема позволяет детям, фантазируя на тему названий станций составлять сложноподчиненные предложения.

    (« Станцию «Ромашки»  так назвали, потому что раньше здесь было ромашковое поле). План улиц Города Красивой речи составлялся детьми вместе с логопедом и родителями. Названия улиц звуков и объектов находящихся на них, должны совпадать по первым буквам.

    Например, на Улице звука «С» находятся  кафе «Соки», парк «Сосны», магазин «Столы и стулья»,  фабрика «Сапоги и Сандалии», клиника «Стоматология», «Выставка Собак», «комната Смеха».

    Сначала ребенку предлагается перечислить объекты.. Потом составить предложения: Попить сок можно в ……     Погулять можно в….. Пригласить друга можно……. Купить обувь ………….

     Затем предлагается назвать пространственное расположение объектов.

    Например: Справа от кафе « Соки» находится парк «Сосны».

    Слева от кафе – клиника «Стоматология» Перед клиникой находится магазин « Столы и стулья». За углом  клиники находится «Выставка Собак» Предложения можно составлять как устно, так и письменно, в зависимости от возраста обучающихся. По мере исправления звукопроизношения ребенку предлагается поиграть в игру «Экскурсовод».

    Ребенок выбирает улицу любого звука и рассказывает о ней. Например, как добраться до этой улицы на метро. Перечисляет объекты, находящиеся на этой улице, называет интересные места (театры, выставки, кинотеатры,

    клубы и т.д.)  Информирует, где можно погулять, заняться спортом, куда пригласить друзей и т.д.) Сложность заданий можно варьировать в зависимости от уровня речевого и общего развития ребенка.

    Третий проект назывался « Логопедические сказки». В этом проекте дети вместе с логопедом сочиняли необычные логопедические сказки. Продукт проекта представлял собой пособие по закреплению правильного произношения звуков в сочетании с правилами речевого этикета. Дети поддержали идею о введении в сказки изучение правил поведения.

    «Логопедические сказки» представляют собой звуковой материал для закрепления правильного произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков. Пособие представляет собой 4 сказки.

    Сказка №1. «Змея и Медведь».( материал по закреплению произношения шипящих звуков).

    Сказка №2. «Сказка о Тигренке, который на всех рычал»( материал по закреплению звука [Р]».

    Сказка № 3  «Ученик Незнайка»( материал по закреплению произношения свистящих звуков).

    Сказка №4 «Песенки кота  Леопольда»( материал по закреплению правильного произношения звука [Л]).

     В конце каждой сказки содержится правило поведения и совет, как вести себя правильно в подобных ситуациях. Кроме того, для каждой сказки есть вопросы по пересказу теста. Структура заданий  к каждой сказке такова:

    1. Сама сказка, как текст.

    2.Чистоговорки

    3. Мораль ( рекомендации,  как следует поступать в подобных ситуациях, и наоборот, что не следует делать)

    4.Вопросы по содержанию сказки.

     5 Задания творческого характера: «Придумай другой  конец сказки», «Подумай, что было бы, если……» , «Хотел бы ты дружить с героем и почему», «Дай совет герою сказки, как следует поступить», «Придумай продолжение истории», «Найди слова в тексте, подтверждающие, что герой прав( не прав)». Для детей со сложной структурой речевой патологией предлагаются опорные картинки-схемы  по каждой сказке, облегчающие пересказ. Имеется план рассказа каждой сказки  с опорными словами. Есть план рассказа каждой сказки  по началу.

    Выводы автора по использованию метода проектов

    1.В результате нашей совместной деятельности с детьми мы получили полезную продукцию в виде пособий, которые потом использовались на занятиях.

    2. Исправляя  собственную речь, дети делятся своим положительным опытом с другими детьми.

    3. Выполнение коллективной работы сплачивает коллектив логопедической группы, повышает ответственность каждого ребенка за свою часть работы.

    4. Использование необычных форм пособия позволяет добиться хорошего результата  качества логопедической коррекции  и повышает интерес детей к логопедическим занятиям.

    5. Работа над проектами позволила повысить учебную мотивацию детей младшего школьного возраста. В процессе работы над проектом дети поняли, для чего нужно изучать русский язык, чтение, математику, окружающий мир и другие предметы – ведь эти знания понадобятся им в жизни.

    6. Работая над сочинением сказок, дети анализировали не только поведение героев, но и свое собственное поведение.

    7. Каждый участник смог проявить свои способности и внести свой вклад в коллективную работу.

    8. Проекты, которые мы создавали, имеют особую ценность, т.к. они выполнены детьми с нарушениями речи.

    Ценность проектов.

    - проектная деятельность способствует развитию коммуникативной функции речи.

    - развивает речемыслительную деятельность детей.

    -повышает учебную мотивацию

    - работает на опережение изучения учебного материала

    - дети работают с различными информационными источниками (книги. справочники, интернет-ресурсы)

    - в процессе деятельности детей получается различная продукция( рисунки фотографии, правила, сказки. инструкции, рекомендации), из которой складывается общий результат.

    - формирует навыки самостоятельной работы учащихся.

    В проектной деятельности  роль учителя логопеда очень  ответственная:-это  автор идеи, помощник, консультант, руководитель проекта.

    В основе проектной деятельности необходимо формировать коммуникативые умения, лежащие в основе эффективного интеллектуального взаимодействия, необходимого в процессе обучения: умение спрашивать, управлять голосом и эмоциями, умение договариваться

    Развитие мышления учащихся в процессе проектной деятельности создает условия для ускорения наступления интеллектуальной зрелости: развитие аналитико- синтетической деятельности, формирование алгоритма сравнительного анализа, умение выделять главное,, выделение общего способа действия, перенос общего способа действия на другие учебные задания.

    Опыт развернутой содержательной деятельности как оценочной так и самооценочной позволяет адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, обоснованно и содержательно оценивать результаты, выделять недостатки и вносить конструктивные замечания и пожелания.

    Однако, проектная деятельность в начальной школе имеет свои недостатки: по возрастным причинам дети еще не могут работать самостоятельно, нуждаются в помощи, постоянном контроле, советах, консультациях и поддержке,  учителя-логопеда. Большую роль при подготовке проекта на этапе сбора информации играет помощь родителей или более старших членов семьи. Но начинать проектную деятельность в начальной школе нужно как можно раньше. Отбирать виды проектов следует очень тщательно и необходимо адаптировать их для выполнения детьми младшего школьного возраста.[4]

    Использование информационно-компьютерных технологий  на логопедических занятиях с учащимися начальных классов  

    в ГБОУ гимназия № 1573

    «Детей нужно учить тому, что им пригодится, когда они вырастут»,- утверждал Аристипп. Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, и другие особенности должны быть включены в общую систему образования. Школы делают все возможное, чтобы соответствовать этим требованиям. У некоторых учеников есть свои особые образовательные потребности.

    Необходимым условием развития образовательного процесса является использование информационно- компьютерных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями. ФГОС начального общего образования в основе которого лежит системно-деятельностный подход предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающей требованиям информационного общества, инновационной экономики»,а также «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач»[7]

    Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, делать уроки и занятия более наглядными и динамичными.

    ИКТ  позволяют:

    - развивает умение учащихся ориентироваться в информационном потоке

    -овладевать способами практической работы с информацией

    - обмениваться информацией с помощью современных технических средств

    -использовать различные обучающие программы и тренажеры для развития и формирования учебных навыков

    - включение видеоресурсов и анимации для создания интерактивного урока

    - позволяет учащимся использовать материалы для подготовки к олимпиадам и конкурсам, участвовать в проектах

    - включать родителей в учебный и воспитательный  процесс[3]

    При отборе ИКТ- ресурсов для логопедических занятий в ГБОУ гимназия №1573 автор руководствуется следующими принципами:

    - соответствие возрасту учащихся  при простоте использования нести насыщенную информацию

    -возможность использования на занятиях и в домашних условиях

    - предпочтение отдается комплектам,  состоящим из книги и диска.

    Автор использует следующие электронные обучающие ресурсы.

    1.«Игры для Тигры» Л.Р.Лизунова,Пермь, 2005

    Пособие представляет собой технологию коррекции общего недоразвития речи и включает в себя:

    - Методику коррекции и формирования фонетической стороны речи(речевое дыхание . артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика)

    -Методика коррекции фонематической стороны речи( дифференциация звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости)

    -Коррекция и формирование лексико-грамматических средств языка

    (уточнение словаря, обогащение лексики, совершенствование грамматического строя речи)

    2. «Учимся говорить правильно» Г.О Аствацатуров, Л.Е.Шевченко, Москва, «Новый диск», 2008

    Пособие предназначено для детей младшего школьного возраста по развитию речи и обучению чтению. Игровые задания направлены на развитие слухового восприятия, развития навыков правильного произношения звуков, слогов. слов, самостоятельного построения высказывания, словосочетания, предложения, короткой фразы .

    Задания красочные. Много звуковых файлов, несколько уровней сложности заданий для детей с разными уровнем речевого развития. Программа разработана совместно с учителями-логопедами, с учетом их пожеланий и рекомендаций.

    3.Л.Е.Ефименкова  «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия» Москва. «Национальный книжный центр»,2012г.

    Программа обучения разработана логопедом, специализирующимся на работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения письма, обусловленное общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием. Задания и карточки сзаданием можно просматривать, при необходимости их можно распечатать.

    Пособие содержит следующие темы: «Гласные звуки», «Слоговой состав слова»,  «Твердые и мягкие согласные», «Звуко-буквенный анализ слова»,

    « Дифференциация шипящих.свистящих, аффрикат, соноров», «Дифференциация гласных звуков»

    Особенности семейного воспитания детей младшего школьного возраста,   имеющих нарушения речи.

    Детям с нарушениями речи требуется постоянное внимание, забота    и положительное общение  со всеми членами семьи. Важно следить за состоянием здоровья ребенка и соблюдать рекомендации врачей специалистов(наблюдение, курс лечения,  диета, процедуры, лечебная гимнастика, массаж   т.д.), потому что состояние здоровья ребенка влияет на качество его учебной деятельности. Родителям нужно постоянно поддерживать контакт с учителем и  логопедом, прислушиваться к их советам, стараться выполнять их. Исправляйте ошибки произношения в речи ребенка спокойным тоном, тактично. Помните, что насмешки неуместны. Объясните, ребенку, что он сказал не так. Домашние занятия по исправлению речи должны быть систематическими и регулярными. Если родителям непонятно какое-либо задание или у ребенка не получаются какие-то упражнения, следует обязательно подойти к логопеду  в ближайшее время и проконсультироваться  

     Постоянно контролируйте учебную деятельность ребенка: проверяйте, качество сделанного домашнего задания, объясняйте ему дома непонятый материал, вместе с ребенком разбирайте и собирайте портфель. Не следует ругать ребенка за неуспеваемость. Предложите ему сами свою помощь и переделайте работу вместе. Попросите учителя дать ребенку шанс исправиться: показать переделанную работу, ответить, сделать доклад и т.д. Важно всегда хвалить ребенка за успехи, рассказывать о них в семье, друзьям,  учителю, соседям. Доброжелательность и положительная оценка

    успехов ребенка со стороны близких и любящих людей позволит ему поверить в себя и обрести новые силы для обучения.

    Дома важно создать ребенку необходимые условия для успешного обучения: приобрести все необходимое. Оборудовать рабочее место для приготовления уроков и полноценного отдыха. Готовить уроки нужно в спокойной рабочей обстановке(без шума, громких звуков, отвлекающих факторов).У ребенка должно оставаться время для отдыха, игр, прогулок и

    общения.  Не следует откладывать приготовление уроков на поздний вечер, иначе сон ребенка будет неполноценным, и его силы не успеют восстановиться. В выходные дни не перегружайте ребенка развлечениями и культурными мероприятиями. Старайтесь проводить с ребенком как можно больше времени. Помните, что простого человеческого общения с родителями не заменит ни самая виртуозная развлекательная программа, ни дорогая игрушка или компьютерная игра.  

    Важно предъявлять ребенку одинаковые требования со стороны всех членов семьи: если что-то запрещено, то этому должны придерживаться все члены семьи.( Например, у ребенка аллергия на шоколад, а он его любит. Нельзя проявлять слабость и поддаваться на уговоры. Постарайтесь переключить внимание ребенка на игрушку, птичку и т.д., отвлечь ребенка разговором. Объясните, что шоколад для его здоровья вреден. Но зато яблок он может есть, сколько хочет) [5]

    Будьте примером для подражания своему ребенку. Подавайте ему пример трудолюбия, гармоничных отношений в семье,  культурного поведения, красивой и правильной речи, здорового образа жизни. Прививайте вкус к чтению, хорошей музыке, театральному искусству  и фильмам, созданных российскими, советскими и зарубежными авторами [2]

    Что важно знать учителю начальных классов

    о детях с нарушениями речи.

    У детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи, есть особые образовательные потребности. Это значит, что на уроках  им нужно больше времени для усвоения учебного материала,  использование различных средств, облегчающих восприятие учебной информации - наглядные пособия, схемы, визуальные средства обучения), использование здоровьесберегающих технологий. Знание учителем индивидуальных особенностей детей необходимо, т.к. это поможет ему эффективно обучать эту категорию учащихся.

    Большое значение при организации урока имеет точность, последовательность во всем и  дисциплина. По возможности нужно держать деятельность ребенка под контролем. Как правило, дети с нарушениями имеют трудности в обучении различного характера. Учеба дается им тяжело, и они прикладывают максимум своих сил для выполнения работы. Но качество работы оставляет желать лучшего.

    Учителю в такой ситуации следует поддержать ребенка: «Ты старался, молодец. Надеюсь, завтра у тебя получится лучше».

    Многие дети с нарушениями речи имеют хронические заболевания. Это сказывается на их психо-эмоциональном состоянии. Дети не могут себя контролировать, у них часто меняется настроение, они быстро утомляются.
    На состояние детей влияют метеоусловия, шум, резкие изменения погоды,

    стрессы в семье. Под влиянием этих факторов успеваемость детей с нарушениями речи очень нестабильна: есть периоды ухудшения и периоды улучшения.

    Учителю очень важно работать в тесном контакте с логопедом, чтобы отслеживать динамику развития ребенка и его учебную деятельность: посещение и взаимопосещение уроков и логопедических занятий позволяет педагогам понять, что следует изменить в методике обучения, чтобы поднять уровень успеваемости ребенка.

    Как показывает многолетняя практика, по мере исправления нарушений речи, большинство детей имеет средний уровень успеваемости к концу завершения обучения в начальной школе, если ему вовремя оказать квалифицированную помощь[2]

    Выводы:

    Для успешного обучения детей с нарушениями речи младшего школьного возраста, по мнению автора, необходимо следующее:

    1. Регулярное обследование учащихся начальных классов с целью своевременного выявления детей,  имеющих нарушения речи и нуждающихся в квалифицированной помощи учителя-логопеда.

    2. Помощь учащимся должна быть вариативной(регулярные занятии. разовые консультации, групповые и индивидуальные занятия, эпизодические обращения). Важно создать в школе такие условия чтобы каждый ребенок получил помощь в зависимости от своих конкретных нужд.

    3. Применение новых технологий обучения, облегчающих усвоение учебной информации ( ИКТ, метод проектов).

    4. Создание ребенку в семье необходимых условий для успешного обучения.

    5.Знание учителем особенностей учебной деятельности детей с нарушениями речи значительно повышает  эффективность  их обучения.

    6.Совместные усилия и сотрудничество семьи, учителя и логопеда,  направленные на преодоление нарушений речи позволит в дальнейшем ребенку стать успевающим учеником.

    Список литературы.

    1. Антипова Ж.В. Интегративная система образования детей в условиях дошкольного учреждения. Инклюзивное образование: теория, практика, перспективы развития. Сборник научных трудов участников  международной конференции под ред Сафронова В.В. М, 2013

    2.Антипова Ж.В.,  Морозова Т.И. Работа логопеда  по формированию культуры речи 1-10 классов общеобразовательной школы. Журнал перспективы развития дошкольного образования. Институт психолого-педагогических проблем детства.

    РАО. Российский институт дружбы народов.

    3.Баркая Е.А. Информационное пространство учителя – доступная образовательная среда для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

     Инклюзивное образование: теория, практика, перспективы развития. Сборник научных трудов участников международной конференции под ред. Сафронова В.В.. М., 2013

    4. М.К. Господникова, Н.Б.Полянина и др.  Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, « Учитель», 2010

    5. Морозова Т.И. Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы. Международная академия повышения квалификации педагогических кадров ГОУ ВПО МОГПУ. Сборник научных трудов под ред. В.П.Симонова

    6. Морозова Т.И. Особенности семейного воспитания детей с различными нарушениями речи. Сборник научных трудов участников международной конференции под ред. Сафронова В.В. Инклюзивное образование: теория практика, перспективы развития, М., 2013

    7. Стандарты второго поколения. Часть1. М, «Просвещение» 2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение детей младшего школьного возраста основным средствам выразительности устной речи

    Чем раньше дети получат представление об основных интонационных средствах выразительной устной речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. Умелому применению ОСВ можно и нужно учить дет...

    Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

    Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

    Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

    материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

    Особенности влияния памяти на успешность обучения детей младшего школьного возраста.

    Экспериментальное исследование уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста....

    Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

    В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

    консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».

    Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В.  для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».Лите...