Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка (1 класс)

Мехтиева Гульнара Махсудовна

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx303.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя.

                                 С.Я. Маршак

                         Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 «Д»

Тема:  Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Цель: создание условий для знакомства со сказкой

Планируемые результаты:

Предметные:

Рассмотреть иллюстрации к сказке восстановить  последовательность событий.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

формировать умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с другими

Личностные:

формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками

сотрудничества с учителем и сверстниками

Межпредметные связи: русский язык

Ресурсы урока:

для учителя:  технологическая карта урока

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

(в зависимости от типа урока)

Содержание деятельности учащихся

1. Мотивация познавательной деятельности

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В чудный город попадем.

Путешествие в сказочную страну

Ребята! Вы оказались в непростом классе. Это ворота в сказочную страну (открываются  створки доски)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Сказка по лесу идет —

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот!  

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка — умница и прелесть

С нами рядышком идет.

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка- умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

Психологический настрой на урок.

2. Актуализация необходимых знаний

  • Вы, конечно, любите сказки. Почему? Чем отличаются сказки от других произведений? 
  • Сказок множество: русские, украинские, белорусские, казахские и других народов, авторские.
  • О чем мечтал народ в сказках? 
  • Что побеждает в сказках, добро или зло? 
  • За это мы и любим сказки.
  • Какую самую первую сказку вам рассказывали?

Ребята, вы очень много знаете, вы большие молодцы!

Для того чтобы узнать с какой сказкой мы сегодня познакомимся, Вам необходимо отгадать загадку.

Внимательно послушайте.

Яйцо курочка снесла,
Радость бабе принесла.
Баба била — не разбила,
Дед пытался — не разбил.
Оказалось, не простое,
Всем на диво, золотое.
Отгадайте сказку эту,
Мне скажите по секрету.
(Курочка Ряба)

Абсолютно верно, а вот и главная героиня сегодняшнего урока (учитель показывает мягкую игрушку «Курочку Рябу»).

Вижу, Вы немного устали, давайте выполним физминтку.

Вышла курочка гулять (Взрослый изображает маму- курицу.)

Свежей травки пощипать. (Идет высоко поднимает колени.)

А за ней ребятки, (Малыши идут за курицей)

Желтые цыплятки (Повторяют движения.)

Ко – ко - ко, ко –ко -ко, ( «Грозят» пальчиком.)

Не ходите далеко,

Лапками гребите, (Присесть и «грести лапками».)

Зернышки ищите!

Съели толстого жука, (Показываем, какого жука съели.)

Дождевого червяка, 

Показываем длинного червяка –

(Руки в стороны)

Выпили водицы

(Наклоняемся, руки отводим назад.)

Целое корытце.

Стимулирование учащихся похвалой:

Молодцы ребята! Всех цыплят накормили, напоили. И курочка очень довольна.

В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычайные приключения. Всегда хороший конец.

Народ мечтал о свободной, счастливой жизни. В сказках побеждает добро.

Дети отвечают.

«Курочка Ряба»

Выполняют физминтку вместе с учителем

3.Организация познавательной деятельности

  •  Сейчас мы посмотрим с вами мультфильм. Будьте внимательны!
  • Курочка подготовила для Вас вопросы по содержанию сказки, каждый кто, верно, ответит на вопрос, получит яичко. (Из картона).
  1. У кого жила курочка Ряба?
  2. Какое яичко снесла курочка?
  3. Кто разбил яичко?
  4. Какое яичко пообещала снести курочка Ряба в утешение деду и бабе?

Отлично, молодцы!

Прежде чем мы приступим к чтению, давайте выполним дыхательную гимнастику:

Сидя на своих местах, делаем глубокий вдох, затем выдох

Встаньте, ноги на ширине плеч, «Надуваем шарик», руки разводим в стороны и глубоко вдыхаем, затем медленно выдыхаем.  «Шарик лопнул» - хлопаем в ладоши, «из шарика выходит воздух» - произносим: «шшш», вытягивая губы хоботком, опускаем руки. 

Выполняют вместе с учителем несколько раз.

А теперь подготовьте свои карточки для чтения скороговорок. (Приложение 1) .

По цепочке читаем скороговорку, кто может, тот произносит наизусть.

Несколько учеников читают: тихо, громко, шепотом.

Отлично, у вас здорово получается!

Теперь выполним гимнастику для глаз:  

«Круг»

Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

А теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь на берегу моря, что вы отдыхаете, а я медленно посчитаю до 10. Открываем глаза и хорошенько моргаем!

Курочка считает, что теперь вы готовы прочитать сказку самостоятельно. Все внимательно следят за текстом. Каждый читает по два предложения.

Приложение 2

Теперь в парах я предлагаю Вам выполнить задания, от Курочки Рябы. Откройте учебник на стр. 30

Внимательно рассмотрите картинки и восстановите последовательность событий в сказке.

Отлично, все справились!

Смотрят мультфильм.

Отвечают на вопросы учителя.

Повторяют за учителем

Читают по указанию учителя

Выполняют гимнастику для глаз.

Дети читают сказку

Выполняют задания в парах.

4.Подведение итогов:

-Понравилась сказка? Почему?

-Чему учит сказка?

Рефлексия.

(на партах лежат три картинки яиц разной величины)

-Если на уроке было все понятно, вы справились со всеми заданиями возьмите большое яйцо. Если испытывали небольшие затруднения, но с заданиями справились, возьмите среднее яйцо. Если на уроке вам было непонятно, с заданиями вы не справились, возьмите маленькое яйцо.

-Вы хорошо поработали, можно отдохнуть.

Доброте, хозяева заботились о курочке, и она отвечает им тем же. Успокаивала их, что она снесет другое яичко.

Приложение 1

https://sun9-59.userapi.com/evwnaM9CZnPztdb-F4NQf1d6o3isj6sasPLIcg/NUTpBsl0-pc.jpg

Приложение 2

https://ot2do7.ru/uploads/posts/2017-02/medium/1487514639_r1.jpg

Технологические карты уроков

Приложение А

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 «Д»

Тема:  Русская народная сказка «Гуси лебеди»

Цель: создание условий для знакомства со сказкой

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомиться с волшебной сказкой

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

формировать умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с другими

Личностные:

формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками

сотрудничества с учителем и сверстниками

Межпредметные связи: русский язык

Ресурсы урока:

для учителя:  технологическая карта урока

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

(в зависимости от типа урока)

Содержание деятельности учащихся

1. Мотивация познавательной деятельности

-Здравствуйте, ребята!

Проверьте, пожалуйста, все ли готово

к уроку.

Ребята, что светит и всех нас любит и

греет? Так пусть же каждый его лучик

заглянет к нам в класс и не только

обогреет вас своим теплом, но и

придаст сил и уверенности в знаниях.

Для того, чтобы все получилось и

каждый из вас смог добиться успеха,

сядьте правильно и красиво.

Психологический настрой на урок.

2. Актуализация необходимых знаний

 Путешествие в мир сказок

Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:


Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них…

Бери с собой в дорогу

Своих любимых сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Ребята, посмотрите на слайд, кто прилетел к нам в гости?

Кто догадался, с какой сказкой мы познакомимся на уроке?

Ребята, а кто сочинил эту сказку?

А где мы можем встретить волшебство?

Стимулирование учащихся похвалой:

Молодцы, у вас отлично получается!

Ребята, в конце урока, вы мне ответите на один вопрос, является ли сказка, с которой мы поработали на уроке волшебной?

Всем желаю удачи! Будьте внимательны.

Гуси

Народ

В сказке

3.Организация познавательной деятельности

Давайте послушаем аудиосказку «Гуси-лебеди».

Слушайте внимательно, чтобы вы смогли ответить на вопросы.

Проверка первичного восприятия, анализ произведения

Что же случилось с мальчиком?

А почему так произошло?

Что можете сказать о девочке?

А может она не слышала, что просили родители?

Поработаем по содержанию сказки, для этого нам понадобится учебник.

Откройте учебник на стр.32-33

Как художник показал переживания девочки?

А как сестра нашла братца?

Нравятся ли вам эти птицы?

- Кто приказывал им творить зло?

 

Физминутка

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой  (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться  (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся  (Садятся)

Анализ произведения

- Что повстречалось девочке в начале пути?

- Почему печка не помогла девочке?

- Каким тоном, как разговаривала девочка с печкой?

- Что повстречалось девочке после печки?

- Почему яблонька не помогла девочке?

- Как, каким тоном разговаривала девочка с яблонею?

- Что повстречалось девочке после яблони?

- Почему речка не помогла девочке?

- Каким тоном разговаривала девочка с речкою?

- Какие из волшебных предметов подходят к этим эпизодам по настроению? (демонстрация картин)

- Сколько волшебных предметов в этой сказке?

- В сказках часто встречается число три. И в этой сказке три волшебных предмета. Девочка неласково, пренебрежительно отвечала на просьбы волшебных предметов, обидела, огорчила их, какие они стали грустные.

- Как бы вы попросили печку, яблоньку и речку?

- Вот поэтому впереди её ждали серьёзные испытания, и от неё самой зависело, выдержит ли она эти испытания, изменит ли отношение к окружающим, сумеет ли спасти братца.

- Кого повстречала девочка?

- Почему еж помог девочке?

- Почему девочка так поступила? (она поняла, что ежик ей тоже не поможет, если она будет разговаривать с ним грубо). Девочка становится добрее.

- Где нашла девочка своего братца?- Страшно ли было девочке?

- Почему девочка пересилила свой страх?

- Ей, конечно, страшно, но ведь в избушке сидит братец, которого нужно спасти, во, что бы то ни стало. Сестра одерживает победу над собой: она пересиливает свой страх и спасает братца. И волшебные предметы тоже меняют свое отношение к девочке, они становятся другие.

- Почему речка, яблоня, печка откликнулись на беду девочки, когда она бежала с братцем домой?

- Как она обращалась к ним?

- Обращение матушка – уважительное отношение, а сударыня с почтением. Чудесные предметы не просто помогают девочке спасти братца, они радуются за неё, довольны той победой, которую героиня одержала над собой. Волшебные предметы улыбаются нам с этих рисунков.

- Что же девочка испытала и поняла?

- О чем же эта сказка?

- Когда все откликаются на беду?

- Приведите примеры из жизни.

- Мы сказали, что эта сказка «волшебная». Назовите волшебные предметы, злые волшебные существа, где скрываются эти злые волшебные существа.

Украли гуси-лебеди

Забыла наказ, не послушала родителей

Хотела играть с подружками

Забыла, отнеслась не серьёзно.

Рассказы детей.

Быстро бежит, руки сложила.

Отвечают на вопросы учителя

- Эти злые силы вредят людям. Только ли гуси-лебеди и Баба-Яга виноваты в том, что произошло с братцем и девочкой, как же девочке удалось спасти братца и почему это произошло не сразу. На эти вопросы мы и попробуем ответить.

Отвечают на вопросы учителя  

4.Подведение итогов:

  1.  сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 «Д»

Тема:  Сказка Е. Чарушина «Теремок»

Цель: создание условий для знакомства со сказкой

Планируемые результаты:

Предметные:

Знакомство со сказкой «Теремок», раскрытие творческих  способностей учащихся через коллективную работу, работа по формированию читательского интереса и связной речи

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

формировать умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с другими

Личностные:

формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками

сотрудничества с учителем и сверстниками

Межпредметные связи: русский язык

Ресурсы урока:

для учителя:  технологическая карта урока

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

(в зависимости от типа урока)

Содержание деятельности учащихся

1. Мотивация познавательной деятельности

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели!

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Улыбка – залог успеха в любой работе. Так давайте, наш урок начнём с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.

- Боитесь ли вы трудностей?

- С каким настроением трудности преодолеть легче?

- Какое настроение у вас сейчас? Покажите своё настроение.

У вас на столе 2 карточки: на одной – солнышко, на другой – тучка.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя – результат.

Контролировать свою готовность к уроку.

Психологический настрой на урок.


Показывают:

солнышко или тучку.

2. Актуализация необходимых знаний

Создание проблемной ситуации

- Составьте из данных слов предложение:

учимся читать  сказки Мы

- Что такое сказка?

 - А какие бывают сказки?

- Кто автор народной сказки?

- Чему учат сказки?

- Прочтите скороговорку медленно, а затем быстро.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

- В каких сказках действующее лицо – мышка?

Отгадайте загадку, и тогда вы сможете сказать, с какой сказкой мы поработаем сегодня.

Домик выстроен в лесу.

Мышку он вместил, лису,

и лягушку, зайку, волка.

А медведь пришёл без толку –

Мишка в домик влезть не смог –

развалился … («Теремок»).

Стимулирование учащихся похвалой:

Отлично, молодцы!

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях.

- Волшебные сказки кричали, что их любят больше всего, ведь в них есть волшебные предметы, а герои проходят через испытания и побеждают.

- Сказки о животных не уступали: они самые интересные, ведь в них животные ведут себя как люди. А в животных люди узнают себя, так высмеиваются человеческие недостатки.

- А бытовые сказки называли себя самыми правдивыми и смешными.

Споры велись очень долго, но дети любят сказки. Сказки делятся на авторские и народные .

Справедливости, находчивости, дружбе, скромности, желанию чего - то добиться, умению ждать, доброте, уважению к старшим, почтению к родителям, трудолюбию, любви к родной земле, умению прощать, любви, мудрости, взаимовыручке.

Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее.

«Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Теремок

3.Организация познавательной деятельности

Сядьте удобно, попробуйте расслабиться и сконцентрировать свое дыхание.

Вдох-выдох (2 раза)

Теперь вдыхаем на три счета

Вдох. Раз-два-три. Выдох Раз-два-три. И еще раз. Вдох. Раз-два-три. Выдох. Раз-два-три.

А теперь немного поиграем, повторяйте за мной.

  1. «Окошко»

Широко открыть рот – «жарко»;

Закрыть рот – «холодно».

  1. «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот;

Кончиком языка с внутренней стороны «Почистить» поочередно верхние и нижние зубы;

  1. «Дудочка»

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Стимулирование учащихся похвалой:

Отлично, молодцы.

Ребята, кто может назвать тему сегодняшнего урока?

Сюжет, который лёг в основу сказки стал интересен многим писателям. Её пересказывал и А. Н. Толстой и Маршак. А сегодня мы прочитаем сказку Евгения Ивановича Чарушина. Этот талантливый человек был не только писателем, но и художником детских книг.

( на доску прикрепляю иллюстрацию его книги )

Выразительное чтение, как средство формирования читательского интереса

Откройте учебник на стр. 33

Распределяют роли, дети читают произведение.

Анализ произведения:

А теперь пришло время ответить на вопросы:

Где стоял теремок?

Кто первый прибежал к теремку?

Какой высоты теремок?

Кого первым мышка позвала в теремок?

Кто пришел к теремку за лягушкой?

Сколько зверей собралось в теремке , когда к нему пришел медведь?

Кто разрушил теремок?

При каком условии звери были готовы простить медведя за его нелепый поступок?

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой  – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались т(бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики).

Формирование читательского интереса через творческую деятельность:

А теперь мы сами создадим свой собственный «Теремок»

Учитель выдает заранее подготовленный домик и персонажей из сказки.

Дети работают самостоятельно и по группам.

Вам нужно раскрасить героев и домик и заселить всех персонажей в теремок.

Инсценирование сказки «Теремок» способствуют формированию читательского интереса

Дети своими словами рассказывают сюжет сказки.

Стимулирование учащихся похвалой:

Вы большие молодцы, отлично справляетесь с непростыми заданиями!

Повторяют за учителем  

Выполняют артикуляционную гимнастику вместе с учителем

«Чтение сказки Теремок».

Чтение сказки.

Отвечают на вопросы.

Создают «теремок»

Инсценируют сказку

4.Подведение итогов:

 – С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас эта сказка?

-Молодцы. Закончите предложение: Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня на уроке я научился…

- Ребята, а теперь покажите класс, если вы хорошо работали на уроке, читали, обсуждали произведение. А если вы не работали на уроке, то покажите противоположный знак.

Отвечают на вопросы.

Подведение итогов.

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 «Д»

Тема:  Русская народная сказка «Рукавичка»

Цель: создание условий для знакомства со сказкой

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомиться со сказкой, провести ее полный анализ

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

формировать умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с другими

Личностные:

формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками

сотрудничества с учителем и сверстниками

Межпредметные связи: русский язык

Ресурсы урока:

для учителя:  технологическая карта урока

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

(в зависимости от типа урока)

Содержание деятельности учащихся

1. Мотивация познавательной деятельности

  1. Придумано кем-то просто и мудро
    При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
    Доброе утро солнцу и птицам!
    Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна, 
И без вас мне 
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно, 
Это обязательно! 
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться, 
Поиграть и потрудиться.

Артикуляционная гимнастика        

        БУ – БЮ          БА – БЯ

        ВУ – ВЮ         ВА – ВЯ

        ГУ – ГЮ         ГА – ГЯ

        ЛУ – ЛЮ         ЛА – ЛЯ

        РУ – РЮ         РА -         РЯ

- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной

  • Читают хором
  • Читают по цепочке
  • Читают мальчики, потом девочки
  •  Читают шепотом, радостно, грустно

Психологический настрой на урок.

2. Актуализация необходимых знаний

-Прочитайте  (ШЕПОТОМ)  стихотворение…

  Чтоб  умным  человеком  стать-

Учись  читать, учись читать.

И   помни:  каждый   ученик
Не   может  жить  без  добрых  книг.

- Для  чего  нужны  уроки  чтения в школе?

 - Чему  мы  учимся  на  уроках  литературного  чтения

Создание проблемной ситуации

Речевая  разминка  

РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ  -                    

 О-ПА-ДА-ЮТ  ЛИС-ТЬЯ  В  СЕН-ТЯБ-РЕ

ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО –                      ЕСТЬ   ИГРУШКИ  У  МАР-ГО

ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –      

 ЧИ-ТА-ЕМ  МЫ  НЕ  ПРОСТО  ТАК

АК – ОК – ИК – КА – УК –                    

  НА  ЛИСТ  УСЕЛСЯ  МАЙ- СКИЙ  ЖУК

- Какие  слоги  в  каждой  строке  были  лишние? Почему вы  так  считаете? Постройте из  лишних  слогов  слово. Что получилось?

 - Сегодня мы  будем  знакомиться со сказкой «Рукавичка»

- Откройте  учебник. Кто-нибудь из вас знаком  с этой  сказкой?  Попробуйте  определить,  кто  автор?

- Как  догадались, что  эта  сказка  русская народная? Какие  сказки  мы  называем русскими - народными?  Какие  - авторскими? Какие  ещё  русские народные  сказки  вы  знаете? Попробуйте  предположить, о чём  эта  сказка?

-Посмотрите,  как  записан  текст  сказки. Что вы заметили? (  Есть  запись  диалога)

-Что такое  диалог? Что  бы  это  значило? ( Герои  много   разговаривают)

Читают стихотворение

 (Учимся  плавному, красивому  чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)

Выполняют речевую разминку

Собирают слово из слогов

Работают по учебнику

Отвечают на вопросы

3.Организация познавательной деятельности

-Ребята,  сегодня  к  нам на урок  пришли  гости. Внимательно  послушайте  их  разговор .    

Разыгрывается  проблемный  диалог

1 лисичка:  - Привет!

2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня  зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо)  - Как?!  И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка  ( с возмущением):  - Удивительно! А где ты  живёшь?

2 лисичка:  - Я  живу в сказке   Евгения  Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: - А  я живу  в  сказке  «Рукавичка»!

2  лисичка:   (удивлённо) - Ничего  не  понимаю!  Что же получается? Мы с тобой  одинаковые   героини  разных  сказок?!!!  Тогда  зачем эти сказки  создатели  учебника  напечатали  для  первоклассников?    (уходят)

  - Как  вы  думаете, одинаковые  ли  сказки  предлагают  для  изучения  авторы  учебника?  

-  Какие  цели  вы  ставите перед  собой?  

-  Какую  работу  вы  должны   провести,  чтобы   достичь  поставленных  целей? (Прочитать  сказку  и  сравнить её со  сказкой  «Теремок»)

-Что  можно    сравнить? (героев, события, чему  учит сказка)

  1. Работа  по  теме  урока.

а).  Подготовка  к  чтению.

- В сказке  встретятся  слова, которые  я  вам  предлагаю  прочитать.

По-пры-гуш-ка – попрыгушка

По-скре-буш-ка -  поскребушка

По-бе-гай-чик – побегайчик

- Прочитайте  сначала по  слогам, затем  целыми  словами.

 

-Прочитайте   шёпотом, затем  вполголоса.

Об-ро-нил

Спра-ши-ва-ет

Бре-дёт   (спросить о  значении этого  слова)+  поработать  с толковым  словарём

Не  по-вер-нуть-ся  [ца]

Под-хо-дит

Ра-зор-вёт-ся [ца]

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся  [ца]

Бро-си-лись    врас-сып-ну-ю   (спросить о  значении

б).  Первичное  знакомство со  сказкой.

Читает  учитель.

в)Проверка  понимания  прочитанного.

-Понравилась вам  сказка?  О  ком  она?

-  Докажите, что это  сказка?

- Назовите  героев.

- С  чего  начинается   сюжет?

 -Кто  первым  поселился  в  рукавичке?

- Кто  был  последним?

- Пустили ли  звери  медведя  в  рукавичку?

- Кто  испугал  зверей?

(На  партах  лежат  листы  бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со  словами  (героями сказок).

  (1- я часть -  сказка «Теремок»,   2-я часть – сказка «Рукавичка»)

-     Расположите  персонажей сказок  по  порядку  с помощью  карточек. Приложение 1

(Работа выполняется   в  парах ,  2   ученика  выполняют  на доске)

Проверим, как  ребята   выполнили  задание.

- В  чём  заключалось задание? Какая  была  цель?

- Тебе удалось достичь  поставленной  цели?

-Ты  справился  правильно  или  с  ошибкой?

- Справился  полностью  сам  или  с  чьей-то  помощью? Оцени  свою  работу.

- Сравните  свои  результаты с тем, что получилось  у  ребят.  Какой  вы  можете  сделать  вывод?  (Герои  сказки  похожи, но  отличаются  количеством и  кличками).

Физминутка

(Учитель  называет разных  животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )

 Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.  

г).   Повторное  (выборочное)  чтение  сказки

Чтение сказки по цепочке

-Задайте  друг  другу  вопросы  по тексту.

 - Можно ли эту  сказку назвать  сказкой-цепочкой?  Почему?

-Какие  ещё  сказки – цепочки вы знаете? («Теремок», «Колобок»)

д). Закрепление   изученного.

Игра  «Найди  нужный  сюжет в сказке»

Учитель  показывает   иллюстрации, дети  зачитывают  нужный  сюжет  в  учебнике)

Стимулирование учащихся похвалой:

Отлично, все молодцы

(Две  ученицы  переодеты в  костюмы  лисичек.)

Дети разыгрывают диалог

Дети читают сказку

.

4.Подведение итогов:

-С какой сказкой познакомились?

- Найдите  среди  списка  пословиц ту, которая  больше  подходит  к  сказке.

  1. Не  учись  разрушать, а  учись  строить.
  2. Сила  сломит  всё, а  ум – силу.
  3. Жить – Родине  служить.
  4. Учение – свет,  а неученье – тьма.
  5. В  тесноте, да не в обиде.
  6. -Чему  учит  сказка  «Рукавичка»?

  Оценка деятельности

Оцените  свою  работу на уроке.

 Если вам понравился наш урок,  поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы   ставите нашему уроку  оценку «отлично» - похлопайте!  

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.

Отвечают на вопросы

Приложение

Сказка  «Теремок»

Мышка

Лягушка

Заяц

Лисичка

Сказка  «Рукавичка»

 дед

мышка        

лягушка  

зайка        

лисичка    

волк  

кабан    

медведь

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.

Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...

Формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста.

Задачи:1.Выявление причин снижения интереса к чтению.2.Обобщить методы и приёмы классной и внеклассной работы по формированию читательского интереса у младших школьников.3.Определить роль семьи в форм...

Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения.

Аннотация:В данной статье приводится описание исследовательской работы, направленной на изучение развития пространственного мышления у детей с глубокими нарушениями зрения, и анализ полученных результ...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Литературное чтение ,4 класс.Тема: А.С. Пушкин «Няне».

Методическая разработка . Технологическая карта урока. Литературное чтение.4 класс.Тема : А.С. Пушкин "Няне"...

Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""

Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развити...