Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"
статья по логопедии (1, 2 класс)

Кузнецова Анастасия Николаевна

В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим недоразвитием речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузнецова А.Н.

студент факультета педагогики и психологии

Ивановский государственный университет, Шуйский филиал

Научный руководитель – к.п.н., Паршенкова Е.Н.

РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ ПОЛИМОРФНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Правильная речь, сформированная как в фонетическом, так и в лексико-грамматическом отношении выступает в качестве важнейшего компонента психологической готовности ребенка к обучению в школе. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы – фонетической (звукопроизношение), лексической (словарный запас), грамматической (способности к словообразованию и словоизменению). Несформированность каждого из этих речевых компонентов у детей младшего школьного возраста может стать причиной, которая приведет к формированию у них стойких специфических ошибок при письме и чтении.

Экспериментальная работа проводилось на базе МОУ «Начальная общеобразовательная школа №18» г. Шуя, в которой принял участие ученик 1 класса в возрасте 7 лет, 10 месяцев, логопедическое заключение – ОНР, III уровень речевого развития. Для испытуемого характерны множественные нарушения звукопроизношения, нарушение слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи и бедность словаря, грубые нарушения предложно-падежных конструкций. Анализ сформированности звукопроизношения показал, что у испытуемого его нарушение носит полиморфный характер, так как нарушено несколько фонетических групп звуков: сигматизм свистящих (искажение звука [ц]), свистящий парасигматизм (звук [ш] заменяется звуком [с], звук [ж] – звуком [з]), а также параротацизм и параламбдацизм.

Коррекционная работа по исправлению нарушенного звукопроизношения у младших школьников с ОНР вписывается в более широкий контекст коррекционного воздействия, предполагающего развитие фонематической, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, а также стимуляцию развития психических процессов. Система коррекционной работы при коррекции звукопроизношения у детей с ОНР должна строиться с опорой на: интеллектуальные, развивающие игровые, инновационные методы и средства.

На подготовительном этапе решаются задачи по формированию моторной базы правильного звукопроизношения. Для этого применяются дидактические игры по развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики и правильного дыхания. Эффективными являются артикуляционные упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Лошадка» и др. Используются игры для развития мелкой моторики: «Делай как я», «Веселые ладошки» и различные комплексы пальчиковой гимнастики. Для формирования правильного дыхания успешно используются упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Так как у испытуемого нарушения звукопроизношения обусловлены недостатками фонематического восприятия, то используются игры, направленные на развитие данной способности: «Хлопни, когда услышишь звук», «Верно-неверно», «Зеленый-красный» и т.д., а также упражнения с использованием камешков «Марблс».

На этапе постановки используются классические способы, которые применяются в игровой форме. Изначально делаются попытки поставить звук по подражанию, при необходимости подключают механическое воздействие на речевые органы при помощи шпателя или зонда. Эффективны при этом способе постановки такие игры, как «Звенелочка», «Цоколочка», «Жужалочка», «Моторчик». На этапе автоматизации происходит включение поставленных звуков изолированно, в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка. На данном этапе реализуются игровые приёмы: «Жук пожарник», «Подскажи словечко», «Закончи предложения», «Один-много» и др. На этапе дифференциации ведется работа по последовательному различению смешиваемых в произношении звуков, с этой целью также применяются игровые упражнения: «Наоборот», «Сигнальщики» «Зоя и Женя», «Соня и Миша».

Таким образом, логопедическая работа с младшими школьниками над коррекцией звукопроизношения при ОНР предполагает поэтапность и систематичность, а также применение широкого спектра развивающих и игровых заданий и упражнений.

Список литературы:

1. Логопедия: теория и практика / под ред. Т.Б. Филичевой. – Москва: Эксмо, 2022 – 608с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Психолого-педагогическая хариктеристика детей с общим недоразвитием речи.  Методика развития речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин....

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...