Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
статья по чтению (1 класс) по теме

Тупоносова Светлана Михайловна

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения. При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. С началом обучения в школе развитие речи ребенка обусловливается двумя особенностями: во-первых, язык и система его средств становятся предметом специального обучения, во-вторых, начинается освоение письменной речи и совершенствование монолога как основной ее формы. На этом этапе требования к формам речи вообще и к диалогу в частности все больше повышаются. В начальной школе формируется также учебный диалог: он возникает на основе специально созданной на уроке учебной речевой ситуации. По лексико-грамматическому оформлению учебный диалог скорее отвечает нормам кодифицированного литературного языка, чем разговорной речи. С другой стороны, диалогическое общение вне учебной ситуации также усложняется. Установление социальных контактов и интерактивного взаимодействия подразумевает адекватное использование всех вербальных и невербальных средств общения ребенка и включает в себя умение начать и завершить разговор, привлечь внимание собеседника, слушать и понимать его, эмоционально сопереживать ему, задавать вопросы и отвечать на них, проявлять активное ответное отношение. Таким образом, занятия, направленные на совершенствование навыков диалогического общения, крайне важны и при работе с детьми с ОНР используются так же активно, как традиционные корекционно-развивающие. В зависимости от конкретных условий (наличия учебных и психологических проблем у детей, уровня речевого развития) применяются фронтальные или групповые занятия. В зависимости от педагогических целей работа по развитию диалогической речи либо проводится на отдельном занятии, либо включается в традиционное коррекционное.
Развитие диалогической речи младших школьников с ОНР заключается в освоении следующих знаний, умений и навыков:
- системы языка как средства общения;
- лексико-грамматических возможностей диалога;
- логической организации диалогического общения;
- установления социальных контактов друг с другом и со взрослым;
- установления интерактивного взаимодействия;
- закрепления практических навыков коммуникативной деятельности.
Для младших школьников важно не только овладение коммуникативными умениями и навыками, но и усвоение теоретических понятий языковой системы. И.С. Назметдинова предлагает знакомить детей с рядом диалоговых понятий и правилами диалогического общения (приложение 1). Свою методику она разработала для детей с нормальным речевым развитием, некоторые правила и понятия сложны для ребят с ОНР. Для большей эффективности учитель  и все окружающие ребенка взрослые  должны активно использовать правила диалогической речи. Дети должны осваивать их практически. Для этого используются:
- проигрывание ситуаций с участием сказочных героев;
- инсценировки сказочных сюжетов;
- сюжетные картинки;
- создание таких условий, в которых дети сами приходят к определенным нормам ведения диалога и пытаются их формулировать.
Уровень речевого развития детей, поступающих на лечение, бывает очень разным, поэтому к стратегии развивающих занятий нужно подходить дифференцированно.
Первый этап
Вопросно-ответная форма речи
Сначала необходимо развить у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание мы уделяем формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры (И.С. Назметдинова, Н.К. Усольцева, Ю.С. Шевченко и В.П. Добридень).

Кто больше?
Необходимо назвать как можно больше существительных на заданную тему. Дети работают парами, вместе подбирают слова, выбирают, кто из двоих будет отвечать. Если пара называет только свое слово, ей присуждается 0 очков; только чужие слова – 1 очко; свое и 1-3 чужих – 2 очка.
Невпопад
Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребенок отвечает на заданный вопрос, с него требуют фант.

Распространение предложений
По сюжетной картинке первый участник составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.
Снежный ком
Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.
Вопросно-ответная форма диалогического общения наиболее типична и методически разработана. В диалоге она используется как для решения познавательных (информативных), так и социально-коммуникативных (контактоустанавливающих) задач. С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической репликой. Последняя служит не только носителем информации, но и побуждает к ответному высказыванию.
В школьной методике развития речи принято формировать у ребенка навык отвечать на вопрос полным предложением. Здесь следует уделять внимание разграничению ситуаций, в которых могут использоваться полные (ответ на вопрос учителя на уроке) и неполные, а также невербальные ответы (неформальное общение между сверстниками, общение дома).
Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделить главное, осознать проблему и верно сформулировать ее. Таким образом, обучение умению отвечать на вопросы помогает развитию умения лексико-синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности.
Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры (И.С. Назметдинова).
Волшебный мешочек
1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверить себя.
2. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана..
Второй этап
Общение
Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального общения (Ю.С. Шевченко и В.П. Добридень).
Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем
Игра описывается в приложении 2 (занятие 2).
Отгадай
Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера (они должны прийти к единому мнению). Выбранное животное нужно изо-
бразить так, чтобы остальные дети узнали его.
Увидел – показал – назвал, назвал – увидел – показал
С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику изображаемых предметов («Самолет пашет?»; «Магнитофон прыгает?»; «Утюг поет?» и т.д.) Это направляет мышление детей на выделение главного функционального признака понятия-образа, помогает сформировать динамическую психолингвистическую модель «подлежащее – сказуемое». В результате ребята приходят к выводу о том, что показать предмет можно только через его функцию – действие. Затем вводится модель «подлежащее – сказуемое – дополнение». («Я чищу картошку»; «Приготовление салата»; «Автомобиль из конструктора»; «Я прикручиваю колеса».)
Одновременно расширяется и уточняется словарный запас, развиваются грамматический строй и произносительная сторона речи.
На этапе развития коммуникативных умений и навыков целесообразном проводить отдельные занятия (приложение 2).

Третий этап
Совершенствование усвоенных навыков
На этом этапе обучения при решении проблемной коммуникативной задачи используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых. Кроме того, в совместной игре неизбежно сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовывать для создания единого, общего плана. Наиболее эффективным способом согласования замыслов можно назвать попеременное пошаговое планирование. Причем дети обязательно должны осознать расхождение собственных замыслов с замыслами партнеров. В сюжетно-ролевых отношениях такой игры актуализируются ролевая и комментирующая речь, а в отношениях, возникающих по поводу ее организации, – оценивающая, корректирующая и планирующая функции речи (Н.А. Короткова). Такие особенности позволяют использовать сюжетно-ролевую игру как средство для закрепления навыков диалогического общения. Естественная речь порождается не необходимостью, а потребностью ребенка. Развитию навыков диалога способствует и организованный в классе детский театр. При подготовке тематических представлений ребята в неформальной обстановке активно общаются и друг с другом, и с учителем. При соблюдении взрослыми правил диалогического общения создаются условия для совершенствования коммуникативных умений и навыков детей.
Приложение 1
ПРАВИЛА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Правила участника диалога
1. Понимать и уметь формулировать обсуждаемую проблему.
2. Уметь отделять «важное» от второстепенного, «неважного» в проблеме.
3. Понимать, что проблема может иметь несколько решений.
4. Занимать равноправную позицию в споре со всеми участниками дискуссии.
5. Мужественно признавать свою ошибку.
6. Быть активным участником обсуждения, даже не высказывая вслух свою точку зрения.
Правила говорения
1. Высказываться только по существу, на тему данной дискуссии.
2. Следить за тем, чтобы речь была ясной и точной.
3. Не высказываться раньше, чем обдумал то, что собираешься сказать.
4. Без необходимости не повторять уже высказанную точку зрения.
5. Если это необходимо, уметь правильно опровергнуть тезис собеседника, доказать свою точку зрения.
Правила слушания
1. Выслушивать собеседника до конца для полного понимания того, о чем он говорит.
2. Действительно слушать, а не делать вид, будто слушаешь. Для этого смотреть на говорящего, выделять главное в его словах и стараться понять.
Если не уверен, что понял правильно:
- попросить уточнить сказанное;
- постараться сформулировать мысль собеседника своими словами.
3. Не торопиться сразу опровергнуть высказывание собеседника, сначала необходимо вникнуть в его суть.
4. Реагировать на высказывание собеседника, показывая, что понял его.
Правила речевого поведения
1. Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке, необходимо показать собеседнику свою заинтересованность.
2. Нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам. Следует высказываться по очереди.
3. Поднимать руку, если хочешь сказать, не выкрикивать с места.
4. Следует правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы».
5. Надо стараться придерживаться нормального темпа речи, не замедляя и не убыстряя его.
6. Речь должна быть достаточно громкой для того, чтобы ее услышали все присутствующие, но не более того.
7. При высказывании своей мысли не следует сильно жестикулировать.
8. Нельзя зевать, жевать во время разговора.
9. Говоря о присутствующих, нельзя употреблять слов «он», «она», надо называть их по имени.
10. Если нужно возразить партнеру, надо назвать его по имени и в процессе своего высказывания смотреть на него.
11. Уметь, если необходимо, вежливо исправить «ошибку», применяя выражения: «Я думаю»; «Мне кажется», сопроводив их словом «извините».
12. Уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить»; «Я не согласен с вами» и т.д.
13. Использовать выражения: «Я согласен»; «Я того же мнения»; «Я хочу помочь», если поддерживаешь точку зрения другого человека. 14. Чтобы не повторять высказанную мысль дважды, можно сказать: «Я думаю так же, как и…»
15. Если необходимо уточнить сказанное, следует применять выражения: «Пожалуйста, уточните это»; «Не повторите ли вы это еще раз?»; «Извините, я не понял, что вы имеете в виду».
16. Если нужно проверить, точно ли понята мысль собеседника, следует уметь применять выражения: «Как я понимаю, вы говорите, что…»; «По вашему мнению…»; «Другими словами, вы считаете…»
Приложение 2
Занятие 1
Освоение вопросов, используемых при знакомстве; формы обращения «ты», «вы»
Используется книжка-игра «Теремок» из серии «Театр на столе».
Словарь: дикие животные, звери, увлечение (хобби), коллекция (коллекционер, коллекционировать), храбрый – трусливый, хитрый – наивный, добрый – злой.
Педагог читает сказку вслух либо показывает детям мультфильм «Теремок». Потом он задает вопросы.
Какие звери поселились в теремке?
Как они знакомились? (А ты кто?)
Как еще можно познакомиться? (Как тебя зовут?)
Когда мы скажем «тебя», когда «вас»?
Какой характер у каждого из героев сказки?
Как это можно передать с помощью движений?
Как еще можно это показать? (При помощи голоса.)
Дети разбиваются на пары, выбирают героя сказки, вспоминают его прозвище, уточняют занятие (лягушка ухаживает за цветами, мышка делает запасы, заяц охотится или стреляет в тире, волк играет на балалайке, лиса учится, читает книги, медведь коллекционирует бабочек), придумывают ему характер и голос. Затем каждой паре остальные дети задают вопросы, чтобы узнать как можно больше об их герое.
Потом ребята меняются парами и разыгрывают сценку знакомства.
В конце подводится итог занятия: выясняется, что дети делали, чему научились.
Занятие 2
Правила речевого поведения
В занятии используются книжка-игра «Теремок» из серии «Театр на столе», картинки с изображением предметов деревенского быта.
Словарь: терем, изба, погреб, сени, печка, чугунок, ухват, метла, прялка, бочка, грабли, лопата, лейка.
Педагог задает детям вопросы.
Кто живет в теремке?
Чем занимаются звери?
Затем проводится игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Дети разбиваются на две группы. Можно разыграть ситуации: поход в лес, рыбалка, посадка деревьев и т.п.
По сюжету зверям надо приготовить обед. Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке. Собеседники должны показывать свою заинтересованность друг в друге (1 правило). Нельзя говорить одновременно, следует вы-
сказываться по очереди (2 правило). Если дети хотят что-то сказать, они должны поднимать руку, а не выкрикивать с места (3 правило).
Педагог предлагает ввести сигнал «подними руку» на всех последующих занятиях.
Затем дети рассматривают макет теремка, и педагог задает им вопросы: «Какие предметы домашнего обихода есть у обитателей теремка?»
Ребенок, который их называет, получает предметную картинку с соответствующими изображениями. Педагог спрашивает: «Для чего они служат?»
В конце подводится итог занятия.
Занятие 3
Развитие навыков
диалогического общения
Для занятия потребуются сюжетные картинки по темам «Больница», «Аптека».
Словарь: больница, поликлиника, аптека, медикаменты, микстура, пациент, доктор, врач, медицинская сестра (медсестра), санитар.
Педагог задает детям вопрос: «Куда мы обращаемся, когда заболели?»
Затем он читает стихи.
- Отчего так хмурятся
Петушок и курица?
- Заболели наши детки,
Нужно им купить таблетки,
Йод, горчичники, микстуру,
Чтобы сбить температуру.
Мы спешим за реку,
В главную аптеку!
* * *
- Доктор, – молвила корова, -
Я, наверно, нездорова.
Почему-то все болит
От рогов и до копыт!
- Да, вам нужно подлечиться,
Отвезу-ка вас в больницу!
Там поправитесь в два счета
И пойдете на работу!
Педагог задает вопрос: «Что продается в аптеке?» Затем проводится игра «Кто больше». И педагог опять спрашивает: «Как эти предметы назвать одним словом?» (Медикаменты.)
Проводится игра «Снежный ком»: дети совместно составляют рассказ на тему «В больнице».
Проводятся игры «Увидел – показал – назвал»; «Я чищу картошку»; «Приготовление салата»; «Автомобиль из конструктора»; «Я прикручиваю колеса» и т.д.
Проводится сюжетно-ролевая игра «В больнице». Можно использовать сюжет составленного рассказа.
Подводится итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...

Сказкотерапия как условие развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В наше время перед педагогами стоит задача по формированию социально активной личности. Одним из важнейших признаков такой личности являются ясная и правильная речь, изложение своих мыслей в свободной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, ребенок, сказки, легкая степень нарушения интеллектаКлючевые слова на английском языке: primary school age, speech development, child, fairy ta...

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...