Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Психолого-педагогическая хариктеристика детей с общим недоразвитием речи.  Методика развития речи в процессе рассказывания по серии сюжетных картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи по серии сюжетных картин у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

                                           Составитель:  

                                            Звершховская О.А.


Содержание

     1. Введение                                                                                                   3-4

2. Связная речь детей школьного возраста                                                5

3. Психолого – педагогическая характеристика детей с                          6-7

общим недоразвитием речи

4. Психолого – педагогические возможности использования                8-9

сюжетных картин в развитии связной речи детей

младшего школьного возраста с ОНР

5. Методика развития связной речи детей младшего                            10-13

школьного возраста с ОНР в процессе рассказывания

 по серии сюжетных картин

6. Выводы                                                                                                      14

     7. Использованная литература                                                                 15-16


Введение

        Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

        Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

        Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.

        Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка        , усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.  Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся  может дать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов учебников, произведений  художественной литературы, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение,  из-за структуры дефекта превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной, кропотливой работы.

Использование сюжетных картинок для развития связной речи детей с ОНР – один из методов коррекционно-педагогического воздействия на детей, который позволяет активизировать все сферы (когнитивно-познавательную, аффективно-волевую, социально-коммуникативную и др.)        психического развития ребенка.

Но в педагогической литературе проблема развития связной речи по серии картинок разработана недостаточно: нет специально разработанных сюжетных картинок, в которых бы четко прослеживались логическая и смысловые связи; отсутствует и методика работы, основанная на лингвистической характеристике текста и возрастных особенностях восприятия младших школьников с ОНР. В связи с этим очевидна актуальность темы: «Развитие связной речи младших школьников с ОНР в процессе рассказывания по серии сюжетных картин.


          Связная речь детей школьного возраста

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, понимания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Основные задачи обучения родному языку – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.

С точки зрения С.Л.Рубинштейна, под связной речью следует понимать смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Как отмечает Т.А.Ладыженская, связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные законченные отрезки.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в школе.

Обучение связной речи рассматривается Сохиным Ф.А. и как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи  побуждает ребенка к самостоятельному использованию отдельных слов и синтаксических конструкций. «Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым и словарным составом, грамматическим строем».

Ф.А.Сохиным также подчеркивается тесная связь речевого развития и умственного воспитания. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить».

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку восстанавливать взаимосвязи с окружающими людьми умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением, помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах; определяет и регулирует нормы поведения в обществе.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов и рассказов по картинкам ребенок стремится использовать образные слова и предложения, усвоенные из художественных произведений, а это развивает выразительность речи, обогащает художественно – речевой опыт детей.


Психолого – педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи – различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование следующих компонентов речевой системы: звуковой, смысловой ее стороны, при нормальном слухе и интеллекте.

Для детей с общим недоразвитием речи характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры), когда один звук заменяет одновременно  два и более звука данной или близкой фонематической группы, замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок поизносит звук верно. А в словах и предложениях их видоизменяет. Много ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качество, признаки, состояния предметов и действий. Кроме того, неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор  однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко можно наблюдать, как они заменяют названые части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Укажем и на аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, а также большое количество ошибок в употреблении как простых, так и сложных предлогов. Дополним, что понимание обращенной речи приближается к норме. Однако, при этом отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Стоит заметить, что вышеописанные проявления достигают «своего пика развития» при обучении в школе, что безусловно создает огромные трудности в овладении учебным материалом.

У части детей  данной категории общее недоразвитие речи может быть выражено не резко. Оно характеризуется тем, что  нарушения всех уровней языковой системы проявляются в незначительной степени.

Кроме того,  таким детям присуще и нарушение неречевых процессов.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания , нарушают последовательность элементов действия, опускают ее составные части, снижена скорость и ловкость их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении ими движений по словесной инструкции. Необходимо отметить и недостаточную координацию пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, зацикливание на одной позе. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально-неустойчивы, настроение быстро меняется. Так как психическое состояние неустойчиво, то работоспособность их резко колеблется.

Исследования, проведенные Л.Ф.Спировой, убедительно показывают, что «дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенический путь развития речи, свойственный нормальным детям». Коррекция речи для них длительный процесс. Направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Основная задача педагогического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.


Психолого – педагогические возможности использования сюжетных картин в развитии связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР.

Современные психологи связывают использование наглядности  с формированием конкретных представлении и понятий, обогащением чувственного опыта, а также с развитием восприятия, образной памяти, логики мышления, воображения, способности к поиску наиболее точных  и выразительных языковых средств(А.Н.Леонтьев, Н.И.Жинкин и др.)

В основе рассказывания по сюжетной картинке лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Сюжетная картинка не только расширяет и углубляет представления детей об окружающей действительности, но и воздействует на эмоциональную сферу, стимулирует к вступлению в общение.

К сожалению работ, посвященных проблеме восприятия сюжетных картин и развития связной речи по ним у детей с ОНР, очень мало. Но, исходя из того, что дети  с ОНР имеют проблемы лишь  в развитии фонетики, лексики, грамматического строя, можно предположить, что восприятие сюжетных картинок  такими детьми не должно иметь существенных отличий от восприятия  детьми без речевых дефектов.

Проблемой развития связной речи по серии сюжетных картин занимались такие ученые как Е.И.Тихеева, О.И.Соловьева, М.М.Конина, Е.А.Смирнова.

Так Е.И.Тихеева разработала методику развития речи и, в частности, использование картин как фактора умственного развития детей. Она отмечала, что «рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель: 1) упражнение способности к наблюдению; 2) поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения); 3) развитие языка ребенка»

Развивая положения Е.И.Тихеевой, многие исследователи считают рассказывание по картинке действенным средством развития связной речи. Например, О.И.Соловьева рекомендовала обучать составлению рассказов по серии картинок, где сюжет раскрывается постепенно. М.М.Конина разработала методические указания и требования к использованию разных типов картинок. Она подчеркивала, что именно сюжетная картинка должна использоваться для развития связной речи дошкольников и младших школьников.

З.М.Истомина, изучавшая вопрос развития связной речи по картинам, полагает, что характер ответов детей зависит от ряда факторов и, прежде всего, от содержания картин, близости и доступности тих сюжета, от опыта детей, от их умения рассматривать рисунок. Характер ответов зависит, помимо прочего, от характера вопросов, определяющих умственную задачу. Следовательно, если педагог злоупотребляет репродуктивными вопросами, то он задерживает ребенка на самой низкой стадии восприятия.

М.М.Конина полагала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Рассказывание по сюжетным картинкам – прекрасный материал для обучения монологической речи детей с ОНР, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений, что наиболее соответствует уровню развития когнитивно – познавательной сферы, актуальному уровню развития мышления.

Стоит указать, что сюжетные картинки довольно близки детям, и при рассказывании по ним дети выражают свои переживания и чувства.

Таким образом. Рассказывание по сюжетным картинам способствует общей мыслительной  активизации ребенка, стимулирует развитие связной речи, ускоряет переход слов из пассивного словаря в активный, обогащает эстетический опыт, служит развитию экспрессивной речи.

О.С.Ушакова отмечает, что «формирование повествовательной речи по сериям картинок способствует развитию умения правильно выстраивать сюжетную линию рассказа, приобретению элементарных знаний о композиции повествования, умения использовать разнообразные связи между смысловыми частями текста и предложениями».

Но при этом следует помнить о том, что развитее связной речи детей с ОНР по сюжетным картинкам будет проходить лишь тогда эффективно, когда будут соблюдены требования психолого-педагогической направленности. Среди них О.С.Ушакова выделяет следующие: «содержание картин должно быть близко жизненному опыту детей, персонажи должны быть выразительны, в сюжетах должна четко прослеживаться последовательность и завершенность, содержание картинок должно быть интересно детям не только внешним изображением, но и нравственным смыслом; должно учитываться  и их эстетическое оформление; работа ребенка с серией картинок должна иметь своей целью не только развитие речи (всех ее сторон – словаря, фонетики, грамматики, умения составлять связный текст), но и решать умственные задачи»

Только учитывая перечисленные выше требования педагог сможет оптимизировать процесс развития связной речи у детей с ОНР.

        


Методика развития связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР в процессе рассказывания по серии сюжетных картин.

        Отметим, что младший школьный возраст характеризуется окончательным становлением монологической речи. В школе младших школьников с ОНР учат более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закрепляется умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. В связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам. К рассказам детей предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Может даваться рассказ образец, он лишь для обобщенного подражания.

        Меняется роль учителя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

        Обучение составлению рассказов по картинкам целесообразно начинать с серии сюжетных картин, так как известно, что детям труднее дается описание, чем сообщение о событиях. Кроме того, серия картин (две- три) является для детей как бы планом рассказа. Установив последовательность происходящих событий, ребенок соблюдает эту последовательность и в своем устном рассказе.

        В работе с младшими школьниками с ОНР широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самыми разными.

        Цель занятий по серии картин состоит в том. Чтобы научить понимать нарисованное на картине, т. е. читать картину, находить в ней главных героев, уметь объяснить роль не6которых деталей в раскрытии основного сюжета и ли героя. Понять роль других героев, выразить свое отношение к изображенным событиям.  Более частная задача – научить детей понимать,  о чем они будут говорить (главная тема их рассказа), установить. В какой последовательности они будут вести рассказ, какими словами передадут содержание рассказа.

        Составлению рассказа предшествует работа с незнакомой лексикой, основной задачей которой является уточнение имеющегося словаря  и его обогащение. Среди многочисленных приемов, которые могут быть использованы, Т.Б.Филичева выделяет следующие:

  1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Новое слово проговаривается хором и индивидуально;
  2. Объяснение происхождения данного слова;
  3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (очень большой дом -  громадный дом);
  4. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам, эпитетов к предмету, однокоренных слов ит.д.

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин рекомендуется проводить на основе общепринятой методики в следующем варианте.

        Первое занятие. Сначала учителем проводится краткая вступительная беседа, которая настраивает  детей на восприятие картин. Затем учитель раздает детям сразу все картинки, перемешав их, и предлагает рассмотреть их и определить последовательность изображенных событий. После этого картинки в нужном порядке размещаются одним - двумя детьми на наборном полотне.

        Дети доказывают правильность намеченной ими последовательности, предварительно разобрав содержание первой картинки по вопросам.

        Когда составлены ответы на  вопросы по каждой картинке, идет работа по объединению всего сказанного в рассказ. Учитель спрашивает детей, с чего начать рассказ, о чем говорить потом и т.д. Дети устанавливают, что начинать надо с описания погоды, затем рассказать о событиях, далее о том, что чувствует герой.

        Примерно так же строится работа по развитию речи и дальше, по второй картинке.

        При работе по третьей картинке детям можно предоставить больше самостоятельности. Учитель предлагает им рассмотреть картинку. Один из детей рассказывает ее содержание.

        Второе занятие. Дети поочередно составляют рассказы по нескольким картинкам – фрагментам и по всей серии в целом. В качестве обучающего приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображенному действию (по вопросам учителя или данному образцу).

        В течение всей работы по составлению рассказа учитель должен следить за высказываниями детей и работать над формированием грамматически правильной речи.

        По мере развития  навыка связного рассказа дети получают все больше и больше самостоятельности.

        Ф.А. Сохин отмечает, что «очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях учитель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины»

        Конкретные приемы работы  с сюжетными картинками разнообразны. Т.Б.Филичева указывает на некоторые из них.

  1. Учитель раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем учитель читает рассказ, после чего каждому ребенку дает по одной картинке – эпизоду. Учитель повторяет рассказ. А дети должны показывать соответствующие картинки.
  2. Учитель раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картин.
  3. Учитель читает рассказ и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем он их снимает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ.
  4. Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Учитель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
  5. дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
  6. Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать друг другу вопросы по содержанию картинок.
  7. Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывают реплики, диалоги к данному сюжету, передают содержание рассказа в лицах.

Отметим вклад Е.А.Смирновой в разработку методики развития связной речи по серии картин. Разработанная ею методика включает различные варианты предъявления картинок для составления связного рассказа. Рассмотрим некоторые из них:

  1. На доске выставляется набор картинок с нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют её. Далее они придумывают рассказ, дают название. Этот вариант выявляет умения детей выстроить содержание картинок в логической последовательности.
  2. Вся серия картинок находится на доске, первая открыта, другие закрыты. После описания первой, открывают вторую и тоже описывают и т. д. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение детей, умение предвидеть сюжет, действия персонажей.
  3. Выставляется серия картинок, открыта первая  и последняя картинки. Дети придумывают рассказ, дают ему название. Затем рассказ составляется группами по всем картинкам. Этот вариант закрепляет представление о композиции.

Отметим, что методику предъявления картин можно варьировать и дальше.

Каждый из вариантов решает ряд задач: формировать умение связывать слова в простых и сложных предложениях, соблюдать структуру текста, развивать умение предвидеть сюжет, учить использовать разнообразные зачины рассказа и т. д. Но все эти задачи должны решаться в единстве.

Итак, мы видим необходимость использования разнообразных форм, методов и приемов развития связной речи, способов организации познавательной деятельности для достижения намеченной цели. Но в любом случае при формировании связной речи детей младшего школьного возраста должна учитываться степень сложности наглядной опоры и предусматриваться постепенное увеличение самостоятельности.

        

        


Выводы

Резюмируя сказанное выше можно сделать выводы:

Связная речь представляет для ребенка наиболее сложную форму речевой деятельности, носит характер систематического последовательного развернутого изложения. В связи с тем, что связная речь является одной из сложных форм, ребенок овладевает ею постепенно.

Становление связной речи является своего рода становлением адекватности речевого оформления мысли говорящего с точки зрения ее понятности.

Нарушения речи связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на психическом развитии ребенка, на формировании личности ребенка.

Общее недоразвитие речи – различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы.

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи имеет свои существенные отличия и тенденции развития. Становление связной речи осуществляется замедленными темпами. Дети с ОНР более длительное время задерживаются на этапе  вопросно -  ответной формы речи.

Использование сюжетных картин в процессе обучения детей связной речи представляет великолепную возможность не только для развития связной речи, но и активизирует все познавательные процессы, стимулирует общее психическое развитие детей с общим недоразвитием речи.

Выбор методов развития связной речи по серии сюжетных картин зависит от возраста детей, их психического и познавательного развития, от причин и уровня речевого недоразвития, от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания коррекционно-педагогического процесса.   Следует также помнить, что при формировании связной речи младших школьников должна учитываться степень сложности наглядной опоры и предусматриваться постепенное увеличение доли самостоятельности.

Использованная литература.

  1. Белякова Л.И. Общее недоразвитие речи. Специальная педагогика  Под ред.Назаровой А.Н. – М.,2000
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. -  М., 1984.
  5. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. – М.: МГОПУ, 1996.
  6. Дьяконова Т.Г., Федосенко В.М. Методические указания к пособию «Сюжетные картинки по развитию речи». М.,1963
  7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРДТ ЛТД, 1998.
  9. Истомина З.М. Роль слова и картинки в развитии речи детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание – 1976-№5
  10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Конина М.М. Роль картинки в обучении родному языку. – М., Л.,1948
  12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления. – М.: Гном и Д, 2001.
  13. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
  14.  Ладыженская Т.А. Обучение связной речи детей, поступающих  в школу. – М.,1974
  15. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А.Сохина.        –М.,1973
  16. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.,1971
  17. Тихеева Е.И. развитие речи детей. –М.,1981
  18. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
  19. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. – М.,1997
  20. Ястребова А.В.,Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатком речи. – М.,1996

Статьи из журнала «Дефектология»

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках. – 1987. - №6.
  2. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 7-8 лет с ЗПР с опорой на сюжетные картинки. – 1982. -№5.
  3. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – 1986. - №6.
  4. Глухов В.П. Особенности обучения рассказыванию по картинке детей дошкольного возраста с ОНР. – 1986. - №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра -одно из условий успеха работы по коррекции письма и чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

материал актуален для учителей начальной школы , которые неравнодушны к проблемам здоровья  детей...

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического з...

Использование схем и разнообразных моделей в развитии связной речи на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста.

Схемы и модели, используемые на уроке литературного чтения, в начальной школе.Цель: развитие речи у детей младшего школьного возраста с использованием наглядного моделирования...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...

Инновационные подходы к обучению сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы  XIV Всероссийской научно-практической конференции 18-19 ноября 2020 года....

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...