Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».
методическая разработка по логопедии
Мастер-класс для родителей
«Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 605.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».
Цель: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся 1 класса, имеющих речевые нарушения.
Задачи:
- оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) в вопросах развития фонематических процессов обучающихся;
- продемонстрировать способы и приемы, используемые на уроках учителем-логопедом;
- предоставить родителям буклеты, собранные из картотеки игр для развития фонематических процессов для домашнего использования;
- способствовать формированию у родителей чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы.
Ход мероприятия:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Перед тем как мы начнем нашу встречу. Я предлагаю Вам вот такие небольшие бланки, куда вы в ходе нашей встречи сможете записать свои вопросы.
Если этот вопрос требует ответа сегодня, то положите его в коробочку с надписью «СЕГОДНЯ» и в конце мероприятия, вы сможете остаться, я отвечу на ваши вопросы. Если вопрос требует нашей отдельной встречи, то положите его в коробочку с надписью «ПОЗЖЕ». В бланках укажите свои контактные данные, и я назначу вам время для индивидуальной консультации.
Основная часть.
Сегодня я хочу вас познакомить с теми методами и приемами, которые я использую в своей работе с детьми по развитию фонематических процессов.
Давайте разберемся, что же относится к фонематическим процессам? Обратите внимание на слайд.
- Фонематический слух – это слух, позволяющий различать звуки родного языка.
- Фонематическое восприятие – это способность различать и определять звуковой состав слова.
- Фонематический анализ – это умение разложить слово на последовательный ряд звуков, подсчитать их количество.
- Фонематический синтез – это умение сливать отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
Отечественные педагоги Д.Б.Эльконин, Л. С. Выготский говорили о том, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа. То есть к моменту начала обучения дети могут определять первый и последний звук в слове, посчитать количество звуков в простых словах (мак, сок и т.д.).
В начале учебного года, когда я Вас знакомила с результатами стартовой диагностики, мы с Вами столкнулись с тем, что у многих ребят были недостаточно сформированы фонематические процессы. Поэтому в каждое свое занятие я включаю различные задания и игры, способствующие развитию фонематических процессов.
Мы с ребятами, часто играем в игру «Первый и последний звук», для кого-то из ребят это задание уже не представляет сложности, а кто-то всё еще справляется с трудом.
Игра «Первый и последний звук».
Цель игры: развитие умения определять первый и последний звук в слове.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: Назвать предмет. Определить первый (последний) звук в названии предмета.
Для Вас родители я усложняю задание, мы с вами поиграем в игру, которую очень любят ваши дети.
Игра: «Волшебный мешочек с буквами».
Цель игры: развитие фонематического слуха, закрепление знания букв русского алфавита.
Ход игры: предлагаю Вам на ощупь определить, какая буква прячется в «волшебном мешочке», а затем придумать слово, в котором эта буква будет в начале, середине или конце.
Игра «Слоговые цепочки».
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры: предлагаем детям повторить цепочки слогов с парными согласными. БА-ПА-БА, ДА-ТА-ДА,
ГА-КА-ГА, ВА-ФА-ВА.
В качестве опоры и помощи, если ребята не справляются с данным заданием, даем мануальное подкрепление. Звонкий- стучим кулачком по столу, глухой- стучим тихо ладошкой.
Б, Д, Г, В -звонкий П, Т, К, Ф -глухой
Я подготовила для вас буклеты, в которые собрала примеры заданий, с которыми мы работаем на уроках. Вы можете их использовать дома, для закрепления материала и подбирать подобные задания самостоятельно.
Предлагаю познакомиться с буклетом. И остановиться на нескольких заданиях подробно.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста
Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
Данный файл содержит набор игр и упражнений с фонемами....
Развитие языкового анализа и синтеза и формирование фонематических процессов у учащихся младшего школьного возраста.
Программа для педагогов начальной школы и логопедов, работающих с детьми младшего школьного возраста.Формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, а так...
Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.
Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...
Памятка для учителей и родителей "Игры по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста"
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование методологических, теоретических и практических основ применения коррекционно-развивающих технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их здоровых сверстников в...