Главные вкладки

    Развитие языкового анализа и синтеза и формирование фонематических процессов у учащихся младшего школьного возраста.
    рабочая программа по логопедии (2 класс) по теме

    Косова Анастасия Владимировна

    Программа для педагогов начальной школы и логопедов, работающих с детьми младшего школьного возраста.

    Формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, а также простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза и представлений.

    Занятия по данному направлению способствуют развитию орфографической зоркости, зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти. Все занятия основаны на лексических темах, что позволяет расширить

    кругозор учащихся и уточнить имеющиеся у младших школьников знания.

    Развитие, уточнение и совершенствование полученных навыков позволяют младшим школьникам легче усваивать школьную программу, а также восполнить пробелы по многим темам, изучаемым по русскому языку. 

    На основании анализа полученных результатов у учащихся, прошедших данный курс занятий можно сделать следующие выводы: повысилась орфографическая зоркость и успеваемость по русскому языку,

    появился интерес к предмету, материал по русскому язывк стал усваиваться лучше, изменились графические навыки, повысились показатели зрительного и слухового внимания и памяти.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа

    развития языкового анализа и синтеза

    и формирования фонематических процессов

    у учащихся младшего школьного возраста

    с дисграфией на почве нарушения

    языкового анализа и синтеза.

                                                                                     Составитель

                                                                                                 Учитель-логопед

                                                                                    Косова А. В.

    1. Пояснительная записка

    Актуальность программы состоит в том, что чтение и письмо – взаимосвязанные формы речевой деятельности. Физиологическую основу письма составляет чёткая и взаимосвязанная деятельность всех анализаторов.

            Дисграфия (нарушение письменной речи) и дислексия (нарушение процесса чтения) – это серьёзные педагогические проблемы. В их основе лежит несформированность отделов ЦНС, которая осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность, лежащую в основе обучения грамоте. Зрительно-словесно-двигательные координации запаздывают в своём развитии. Для их формирования необходимо достаточное созревание речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов.

            Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у детей младшего школьного возраста. Это нарушение является серьёзным препятствием в овладении школьниками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. Среди детей младшего школьного возраста со смешанным видом дисграфии наиболее часто встречаются учащиеся, имеющие дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: определение границ предложения, деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является развитие языкового анализа и синтеза, формирование слогового и фонематического анализа и синтеза.

            В процессе коррекционной работы создаётся основа для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил. В этих целях применяется достаточный объём разнообразных упражнений (в устной и письменной форме). Занимательный речевой материал способствует снятию напряжения и страха письма у детей с дисграфией.

    2. Цель программы

            Развивать языковой и слоговой анализ и синтез и формировать фонематические процессы: анализ, синтез и представления.

    3. Задачи программы

    - формировать представления о структуре предложения;

    - развивать фонематическое восприятие;

    - развивать языковой анализ и синтез;

    - развивать слоговой анализ и синтез;

    - развивать фонематический анализ и синтез;

    - развивать навыки звукобуквенного анализа;

    - формировать морфологические и синтаксические обобщения;

    - формировать представления о морфологических элементах слова;

    - формировать лексико-грамматический строй речи;

    - обогащать словарный запас;

    - развивать психические функции;

    - развивать пространственные представления;

    - развивать орфографические навыки.

    4. Адресат программы

            Программа рассчитана на учащихся третьих классов, имеющих дисграфию смешанного вида, в основе которой лежит несформированность различных форм языкового анализа и синтеза.

    5. Условия реализации программы

    Занятия проводятся с группой детей в специально оборудованном кабинете.

    6. Содержание работы

            Работа ведётся по трём основным направлениям (этапам):

    - Работа на синтаксическом уровне:

         Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических конструкций.

         Темы занятий:

    «Выделение предложений из потока речи. Определение границ предложений в слитном тексте».

    «Анализ предложений на слова».

    «Анализ предложений с предлогами на слова».

    «Синтез предложений».

    Закрепление и проверка знаний по темам: «Текст». «Анализ и синтез предложений».

    - Работа над слоговым составом слов.

            Развитие навыков слогового анализа и синтеза; определение ударного гласного в произношении и в процессе написания слов;        определение безударного гласного в корне, требующего проверки; проверка безударного гласного ударением (путём подбора проверочных слов).

            Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи. Развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования.

    «Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки».

    «Слоговой анализ слов».

    «Слоговой анализ и синтез слов».

    «Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов».

    «Ударение в слове».

    Закрепление и проверка знаний по темам: «Слоговой состав слова». «Ударение».

    - Работа на фонетическом уровне.

            Формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

    «Первый способ обозначения мягкости согласных на письме: посредством гласных второго ряда».

    «Твёрдые и мягкие согласные».

    «Непарные твёрдые и мягкие согласные».

    «Второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы «ь»).

    А) простые формы фонематического анализа:

    - анализ звукового ряда, состоящего из двух и более гласных;

    - выделение гласного из начала, середины, конца слова;

    - анализ обратного и прямого слога;

    - выделение согласного звука в начале, в конце, в середине слова;

    - определение места звука в слове (начало, середина, конец).

    Б) сложные формы фонематического анализа:

    - определение количества звуков в слове;

    - определение последовательности звуков в слове;

    - развитие умения составлять слова из звуков;

    - составление звуковой схемы;

    - развитие умения подбирать слова к звуковым схемам;

    - развивать звуко-буквенный анализ слов различной звуко-слоговой структуры.

    Закрепление и проверка знаний по темам: «Первый и второй способы обозначения мягкости согласных на письме». «Простые и сложные формы фонематического анализа». «Звуко-буквенный анализ слов».

    Закрепление и проверка знаний по всем темам коррекционных занятий данного курса.

    7. Предполагаемые результаты

    - Умение определять количество и последовательность слов в предложении, составлять схемы предложений;

    - Знание значений предлогов;

    - Умение пользоваться схемами предлогов;

    - Навык правильного употребления предлогов в устной речи;

    - Умение различать предлоги и приставки в письменной речи;

    - Умение пользоваться понятиями «звуки речи» и «буквы», умение дифференцировать гласные и согласные звуки;

    - Умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов;

    - Умение проговаривать слова выделяя голосом ударный гласный, определять слова с выделением ударного слога, узнавать слово по его слуховой схеме, зрительной схеме, определять ударный гласный в процессе написания слов;

    - Навык подбора проверочных слов с целью правильного написания слов с безударной гласной;

    - Умение пользоваться понятиями «корень слова», «приставка», «суффикс», «окончание», «родственные слова», «сложные слова».

    Оценка результатов

            В ходе коррекционной работы проводятся контрольные занятия, на которых оцениваются результаты и динамика коррекционного процесса. Для этих целей используются диктанты, контрольные списывания, выполнения грамматических заданий детьми.

            При усвоении программы возможно последующее сопровождение ребёнка с целью закрепления полученных навыков.

            При неусвоении программы может быть переход на другую форму работы (например, индивидуальную), на более лёгкий материал или повторное прохождение некоторых тем коррекционного курса.

    8. Примерный тематический план:

    Содержание

    Количество

    часов

    1.

     Работа на синтаксическом уровне:

    «Выделение предложений из потока речи. Определение границ предложений в слитном тексте».

    «Анализ предложений на слова».

    «Анализ предложений с предлогами на слова».

    «Синтез предложений».

    Закрепление и проверка знаний по темам: «Текст», «Анализ и синтез предложений».

    2

    2

    1

    2

    1

           

    2.

     

    Работа над слоговым составом слов:

    «Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки».

    «Слоговой анализ слов».

    «Слоговой анализ и синтез слов».

    «Анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов».

    «Ударение в слове».

    Закрепление и проверка знаний по темам: «Слоговой состав слова». «Ударение».

    1

    3

    1

    2

    2

    1        

    3.

     Работа на фонетическом уровне.

    «Первый способ обозначения мягкости согласных на письме: посредством гласных второго ряда».

    «Твёрдые и мягкие согласные».

    «Непарные твёрдые и мягкие согласные».

    «Второй способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством буквы «ь»).

    А) простые формы фонематического анализа:

    - анализ звукового ряда, состоящего из двух и более гласных;

    - выделение гласного из начала, середины, конца слова;

    - анализ обратного и прямого слога;

    - выделение согласного звука в начале, в конце, в середине слова;

    - определение места звука в слове (начало, середина, конец).

    Б) сложные формы фонематического анализа:

    - определение количества звуков в слове;

    - определение последовательности звуков в слове;

    - развитие умения составлять слова из звуков;

    - составление звуковой схемы;

    - развитие умения подбирать слова к звуковым схемам;

    - развивать звуко-буквенный анализ слов различной звукослоговой структуры.

    Закрепление и проверка знаний по темам: «Простые и сложные формы фонематического анализа». «Звуко-буквенный анализ слов».

    Закрепление и проверка знаний по темам: «Языковой и слоговой анализ и синтез слов».

    2

    2

    1

    2

    2

    3

    5

    1

    1

           

    4.

    Закрепление и проверка знаний по всем темам коррекционных занятий данного курса.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста

         Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...

    Формирование нравственных ценностей у учащихся младшего школьного возраста средствами русского фольклора.

    В последние годы, наряду с интенсификацией учебного процесса, с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор –...

    Методические рекомендации логопеда по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста

    Методические рекомендации по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста...

    Памятка для учителей и родителей "Игры по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста"

    Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл...

    Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

    В системе обучения письму Л.Я. Желтовская  выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...

    Методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

    Анализ результатов исследования работ учащихся с ОВЗ по формированию каллиграфических навыков показал необходимым разработать систему специальных упражнений. Разрабатывая систему специальных упражнени...