Главные вкладки

    Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста
    методическая разработка по истории по теме

    Колач Диана Стефановна

     

           Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся нуждающихся в логопедическом воздействии в той или иной мере нарушены фонематические процессы. Дети испытывают трудности при различении оппозиционных звуков, анализе и синтезе фонематического состава слова, делении слова на слоги. Те же выводы подтверждает исследование письменных работ, в которых пропуски гласных, согласных и слогов, замены сходных по звучанию букв являются основными и наиболее часто встречающимися ошибками. 

             Для решения описанной выше проблемы мною был подобран комплекс игр и заданий для формирования фонематических процессов у младших школьников, позволивший добиться положительных результатов при коррекции письменной речи учащихся.

             Описанные игры и задания можно также рекомендовать для проведения на уроках русского языка и в свободной деятельности с учащимися без речевых отклонений в целях профилактики дисграфий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompleks_igr_i_zadaniy_na_fs.doc97.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                  Колач Диана Стефановна

                                                            учитель-логопед

                                                        г. Ставрополь

    Комплекс игр и заданий

    для развития фонематических процессов

    у детей младшего школьного возраста

    Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Дети начинают говорить по подражанию, благодаря тому, что слышат речь окружающих. Но при формировании произносительной стороны речи физического слуха оказывается недостаточно. Для полноценного развития речи необходимо, чтобы у ребенка был развит фонематический слух – умение отличать одни фонемы от других. Если у дошкольника недостаточно развит фонематический слух – это приводит к различным речевым нарушениям, что создает ряд проблем при попытке овладеть письменной речью.

                    Речевые нарушения, имеющиеся у младших школьников, являются серьезным препятствием для успешного овладения ими грамматикой родного языка, а также для успешного обучения в целом. Проблема специфических ошибок на письме (пропуски, смешения и т.д.) не решается ни дополнительными занятиями с педагогом, ни стараниями самого учащегося. Вот почему так важно своевременно выявлять имеющиеся у детей нарушения речи и оказывать им логопедическую помощь.

                    Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся нуждающихся в коррекционном воздействии в той или иной мере нарушены фонематические процессы. Дети испытывают трудности при различении оппозиционных звуков, анализе и синтезе фонематического состава слова, делении слова на слоги. Те же выводы подтверждает исследование письменных работ, в которых пропуски гласных, согласных и слогов, замены сходных по звучанию букв являются основными и наиболее часто встречающимися ошибками.  

                    Для решения описанной выше проблемы мною был подобран комплекс игр и заданий для формирования фонематических процессов у младших школьников, позволивший добиться положительных результатов при коррекции письменной речи учащихся.

                    Описанные игры и задания можно также рекомендовать для проведения на уроках русского языка и в свободной деятельности с учащимися без речевых отклонений в целях профилактики дисграфий.

            ВВЕДЕНИЕ

            Для развития полноценных фонематических процессов необходимо сформировать у учащихся следующие способности и навыки:

    -  концентрацию, устойчивость и переключаемость внимания при  работе с речевым материалом;

                      -  слуховое внимание при различении сходных по звучанию звуков;

    - умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слогах, словах и фразах;

                      -   подбирать слоги, слова и предложения с заданным звуком;

    - устанавливать количество, последовательность и месторасположение звуков и букв в слове.

                    Подобранный материал содержит задания по каждому из данных направлений.  Представлен играми и упражнениями как в устной, так и в письменной форме. Задания рассчитаны преимущественно на коллективное выполнение.

                    Участники делятся на 2 команды. За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания при работе с речевым материалом.

    2. Развитие слухового внимания при

    различении сходных по звучанию звуков.

    3. Развитие фонематического анализа

    (определение наличия или отсутствия заданного звука).

    4. Развитие фонематического синтеза

    (подбор слогов слов и предложений с заданным звуком).

    5. Установление количества месторасположения и последовательности звуков в слове.

    Развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания при работе с речевым материалом

    П и с ь м е н н ы е    з а д а н и я

    Корректурная проба

    ЗАДАНИЕ

            В матрице с рядами букв необходимо одну из заданных букв подчеркнуть, другую вычеркивать крестиком.

    ПРИМЕР

    Г –  вычеркнуть, К – подчеркнуть

    п  о  л  в  г  у   т  л  м  л  а  ш  а  в  у  л  к  у  ф  г  р  т  л  в  г  а  к 

    Речевые примеры

    ЗАДАНИЕ

    Выполнить математические действия и получить слово.

    ПРИМЕР

             Р А + С х 2 + КА + ЗУС – УС = ?                 рассказ

    Игра «Слово потерялось»

    ЗАДАНИЕ

            Детям необходимо как можно быстрее в последовательности букв найти слова.

    ПРИМЕР

    вркотанлошадьябжуккрыюлягцешубарама

    вр кот ан лошадь яб жук крыюлягце шуба рама

    Игра «Шифровки»

    ЗАДАНИЕ

            Детям необходимо расшифровать предложение, используя один из шифров:

                       1 – буквы выписываются через одну

                    2 – буквы выписываются через две

                    3 – буквы выписываются через три

            Начинать следует с первой буквы в каждой строке. Знаки препинания просто переписываются. Получаемая последовательность букв черточками разделяется на слова и переписывается в виде предложения.

    ПРИМЕР

    Буквы выписываются через одну:

     Мйацмуаквеанргиштосвучпа.

    Мамаваритсуп.

    Мама!варит!суп.

    Мама варит суп.

    Игра «Секретный код»

    ЗАДАНИЕ

            Детям необходимо перевести последовательность значков в последовательность букв, опираясь на условные обозначения и узнать закодированное слово или предложение.                

    ПРИМЕР

    % - О                                  

    & - И                                            # № % # % @ & +

    #  - К                                                 КРОКОДИЛ

    + -  Л

    @ - Д

    № - Р

    Развитие слухового внимания при

    различении сходных по звучанию звуков

    У с т н ы е    з а д а н и я

    Игра «Самый внимательный»

    ЗАДАНИЕ  

            Логопед называет цепочку слогов. Один из детей должен повторить, а другие сказать, правильно он повторил или нет. Все, кто ошибаются, получают штрафную фишку.

    ПРИМЕР

    ша-са                    са-ша-са             са-ша-ша-са                          

    Игра «Незнайка перепутал»

    ЗАДАНИЕ

                    Логопед говорит детям, что получил письмо от Незнайки, в котором тот перепутал слова. Детям необходимо исправить ошибки, поменяв слова, отличающиеся одним звуком и повторить предложения правильно.

    ПРИМЕР

    Папа красит крысу. Кошка поймала крышу.

    Игра «Волшебные превращения»

    ЗАДАНИЕ

            Заменить первый звук в слове на другой, оппозиционный, чтобы получилось новое слово.

    ПРИМЕР

    душ (тушь), точка (дочка), дам (там)

    Игра«Звук потерялся»

    ЗАДАНИЕ

            Повторить слова, вставив тот или иной недостающий звук (или слог)

    ПРИМЕР

    Необходимо вставить Г или К:_ошка (кошка), _уры (куры), рабли (грабли)

    П и с ь м е н н ы е    з а д а н и я

    1.     Вставить вместо пропусков одну из 2-х заранее заданных букв и записать слова в 2 столбика. Вставляемые буквы выделяются двумя  цветными ручками.

    _аяц, поя_, _анки, ко_а      

    З

    С

    заяц

    пояс

    коза

    санки

    1. Придумать и записать в первый столбик слова с одним заданным звуком, во второй столбик с другим звуком.

    Развитие фонематического анализа

    (определение наличия или отсутствия заданного звука )

    устные задания

    У с т н ы е    з а д а н и я

    1. Угадать какой звук повторяется в ряде картинок или названных слов:

    кот, тест, бегемот, март – звук

    1. Отобрать картинки с заданным звуком.
    2. Повторить из названного предложения, (цепочки слогов) только те слова (слоги), в которых есть заданный звук:

    Зимой Захар охотился с ружьем на зайцев: Зимой, Захар, зайцев

    Игра «Звук спрятался»

    ЗАДАНИЕ

                    Логопед называет слова или показывает картинки, а дети хлопают когда слышат или видят слова с заданным звуком

    Игра «Запрещенная буква»

    ЗАДАНИЕ

                    Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Детям задаются простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.

    ПРИМЕР

    Запрещена бука Щ.

    - Как называется детеныш собаки?            ( маленькая собачка)

    - Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры?        ( полезная еда)

    Игра «Логопедическое лото»

            Детям раздаются большие карточки с 1-й буквой.  Затем показываются маленькие картинки. «Мне» должен сказать тот ребенок, у которого есть буква, входящая в название картинки.

    П и с ь м е н н ы е    з а д а н и я

    1. Выписать из предложений или ряда слов только те слова, в которых встречается заданный звук

    1. Выписать из диктуемых или записанных на доске слов слог, в котором есть заданный звук.

    1. Составить из данных слов предложение, записать, заданный звук выделить другим цветом и подчеркнуть.

    Тропинка, по, быстро, Катя, бежать

    Катя быстро бежала по тропинке

    Развитие фонематического синтеза

    (подбор слогов слов и предложений с заданным звуком)

    У с т н ы е    з а д а н и я

    Игра «Кто больше»

    ЗАДАНИЕ

            Подобрать (или записать) названия овощей, цветов, животных…или просто слова на заданный звук.

                    За каждое слово ребенку (или команде) дается фишка. Кто наберет больше – побеждает.

    Игра «Королевская буква»

    ЗАДАНИЕ

            Выбирается любая буква, которая будет королевой. Логопед задает вопросы, все ответы детей (кроме предлогов)должны начинаться с королевской буквы.

    ПРИМЕР

    Королева – буква М.

    Где ты был? - в магазине.

    С кем? – с мартышкой.

    Что ты там покупал? – мармелад.

    Игра «Города»

                    Подбирается любая тема (растения, пища и т.д.). Дети называют слова по цепочке. Кто не может подобрать слово, либо подбирает не на ту букву – выбывает из игры. Оставшиеся игроки побеждают.

    П и с ь м е н н ы е    з а д а н и я

    Игра «Солнышко»

    ЗАДАНИЕ

            В кружочке записывается буква (слог). От кружочка отходят лучики, на конце которых детям необходимо придумать и записать продолжение слова, начинающееся на букву (слог) в круге

            В игре побеждает тот ребенок, чье солнышко имеет большее количество лучиков.

    ПРИМЕР

     ошка                    рот                            ро-ва                      са

      К

    КО

     аша               рокодил                          мар                  ло-коль-чик

            

    Игра «Кто длиннее»

    ЗАДАНИЕ

            Составить и записать предложение, в котором каждое слово начинается на заданный звук

                    Побеждает тот, кто придумает предложение из большего количества слов, начинающихся на одну и ту же букву.

    ПРИМЕР

    Кирилл купил Кате коробку красивых карандашей

    Установление количества месторасположения и последовательности звуков в слове

    У с т н ы е    з а д а н и я

    1.    Определить где находится заданный звук в слове (в начале, в середине или в конце), отгадав загадку, посмотрев на картинку или прослушав слово.

    1.     Поднять цифру соответствующую: - количеству звуков в слове,

                                                                      - количеству гласных,

                                                                               - количеству согласных.

    1.    Повторить только гласные (согласные) из названного слова.

    1.    Определить, каким по счету является звук в названном слове, в каком по счету слоге встречается.

    1.    Определить между какими звуками находится заданный звук в том или ином слове.

    Игра  «Буквы рассыпались»

    ЗАДАНИЕ

                    Называются буквы в любой последовательности. Учащиеся находят эти буквы в разрезной азбуке и пытаются расставить их в нужном порядке, чтобы получилось слово.

    ПРИМЕР

    О, Я, К, Б, Л,                    ЯБЛОКО

    Игра  «Кубик»

                    Дети  по очереди кидают кубик и придумывают слова, состоящие из количества букв, соответствующего выпавшему числу.

    Игра «Живые слова»

                    Детям прикрепляются к одежде буквы. Логопед называет слово.

    Учащиеся, у которых есть буквы, входящие в состав названного слова, выстраиваются слева-направо так, чтобы можно было прочесть слово.

    Игра «Печатная машинка»

                    Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Логопед называет слово, а дети должны хлопать в том порядке, в котором следуют буквы в названном слове.

    Игра «Кубик»

            Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика

    П и с ь м е н н ы е    з а д а н и я

    1. Отгадывание кроссвордов
    2. Ребусы
    3. Придумать и записать слова в 3 столбика, чтобы заданная буква была:

    а) в начале, б) в середине, в) в конце

    Придумать слова со звуком С

    собака

    каска

    нос

    сом

    рисунок

    укус

    сумка

    воск

    автобус

    1. Дописать к данным словам по одной букве так, чтобы получилось слово с другим значением

    кот, мех , кол: крот, смех, укол

    1. Восстановить и записать слова с пропущенными гласными (из 2-х, 3-х открытых слогов)

    м_л_к_                молоко

    м_ш_н_               машина

    р_к_                     рука

    Игра «Слово рассыпалось»

    ЗАДАНИЕ

                    Логопед сообщает детям, что карета, в которой ехали слова (обозначающие фрукты, животных и т.д) перевернулась и буквы поменялись местами. «Рассыпанные» слова записываются на доске. Побеждают те дети, которые быстрее всех восстановят и запишут слова.

    ПРИМЕР

    Рассыпались продукты питания:

    упс – суп

    токомп – компот

    Игра  «Винегрет»

    ЗАДАНИЕ

            Составление слов из букв записанного на доске слова. Побеждает тот, кто придумает и запишет самое длинное слово и самое большое количество слов.

    ПРИМЕР

    Велосипедист

    весло, сито, дети, сосед, село, лето и т.д

    Игра «Лесенка»

    ЗАДАНИЕ

            Дописывать к слогу каждый раз на одну букву больше, чтобы получились слова.

    ПРИМЕР

                              ПА

    ПА

    ПА

    ПА

    Р

    Р

    Р

    Р

    К

    О

    У

    М

    С

    А

    Игра  «Буквенная эстафете»

    Дети делятся на 2 команды. Каждой команде выдается по листку с буквой. Игрокам необходимо дописывать по одной букве и передавать лист товарищу.

            Выигрывает та команда, которая первой напишет любое слово

    Игра«Поле чудес»

                    Один из учащихся загадывает слово и объясняет его значение. Другие угадывают его по буквам (логопед следит за правильностью произнесения названия букв). Буквы, которые отсутствуют в слове, учащиеся записывают в тетрадь.

                    За пропуск неверной буквы даются штрафные фишки. Отгаданные буквы ведущий вписывает в соответствующие клетки. Отгадавший слово ученик становится ведущим. Побеждает тот, кто больше отгадает слов и меньше наберет штрафных.

    Игра  «Клетка»

    ЗАДАНИЕ

                    На доске чертится таблица 5 на 5 клеток. В 3 строке вписывается слово из 5 букв. Необходимо придумывать слова, добавляя по 1 букве в любую клетку. Слова могут читаться в любом направлении кроме вертикального. За каждую букву в придуманном слове дается 1 балл. Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все клетки. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество баллов.    

    ПРИМЕР

                 

    М

    К

    О

    Ш

    К

    А

    Ф

                                                     

                 мошка – 5 баллов

                                                        шкаф – 4 балла
     

            Такие игры как «Поле чудес», «Винегрет», «Клетка», разгадывание ребусов и кроссвордов целесообразно проводить как отдельные игровые занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

    Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

    Методические рекомендации логопеда по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста

    Методические рекомендации по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста...

    Памятка для учителей и родителей "Игры по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста"

    Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл...

    Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"

    В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...

    Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»

    Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....