Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»
материал по теме

Каюмова Татьяна Вячеславовна

Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc844.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста» включает в себя три основных блока: диагностический; коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восп-
риятия, мышления).
Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие воспри-
ятия, развитие мышления.

Предмет психокоррекции: познавательные процессы.
Объект психокоррекции: дети 8-11 лет с задержкой психического развития.
Объём программы рассчитан на 32 часа. Всего 32 занятия при частоте встреч – один час в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут.

   
                                    КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК

    Цель данного блока – гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими, как: воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.

    Структура каждого коррекционно-развивающего занятия в рамках данной программы включает в себя следующие этапы:
    1.
психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собствен-
ных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия. Примерные формулировки для психологического настроя:
    - Я в школе, сейчас я начну учиться.
    - Я рад этому.
    - Внимание моё растёт.
    - Я, как разведчик, всё замечаю.
    - Память моя крепкая, голова ясная.
    - Я хочу учиться, я очень хочу учиться.

     - Я готов работать.
    - Я работаю.

    2.
правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с детьми в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения,  миролюбия, взаимопомощи;  обеспечивать каждому ребёнку компенсаторную  психологическую  поддержку.
    Примерные формулировки правил поведения на занятии:
      «можно»:
    - не вставать с места при ответе;
    - высказывать любое своё мнение и отстаивать его;
    - уважать мнение своих товарищей;
    - не бояться ошибиться, так как каждый человек имеет право на ошибку;
    - помогать своему товарищу
      «нельзя»: 
    - перебивать говорящего товарища, выкрикивать с места;
    - смеяться над чужим мнением;
    - смеяться над ошибками.
    Осознание и соблюдение этих правил помогает создать в группе общую атмосферу доверия, дружеского расположения, дающую возможность раскрыться внутреннему миру ребёнка.
                                                               
    3.
сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.


    4.
упражнения, направленные на развитие познавательных процессов,  – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям  возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений. В частности, особенность зрительных диктантов, направленных на развитие оперативной памяти (тексты которых разработаны профессором И.Т.Федоренко), состоит в следующем: наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы; если первое предложение первого набора содержит  8  букв,  то  последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв. По этому же принципу построены и другие виды упражнений, направленных на развитие  познавательных процессов.


     5.
психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психагимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоционое напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус, настроить детей на активную работу.


    6.
рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.


    7.
релакс-пауза –  этот этап проводится в зоне отдыха, включает в себя слушание релакс-музыки («Антистресс», «Утренние луга» и др.), инсценированных сказок.     

 
 



Занятие из программы:

«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида».

Тема: «Облако и солнце».

Цель: Развитие познавательных процессов у учащихся 1 класса (с диагнозом ЗПР и школы 8 вида)

Задачи:

1.Психологический настрой.

2.Установление правил поведения на занятии.

3.Сообщение цели занятия.

4.Развитие оперативной зрительной памяти.

6. Психогимнастика (напряжение и расслабление мышц туловища)

5. Развитие логического мышления, внимания.

6. Развитие слухового восприятия ,воображения.

7.Тренировка зрительно-пространственного восприятия

8. Рефлексия.

Ход занятия:

I. Вводная часть:

1.Звучит музыка- релакс , психологом читается :

      «Я  хочу  покатать тебя на облачке..  Почувствуй,  как   ты  удобно расположился  на   этой  большой  облачной  подушке. Прыгни  на  белое  пушистое  облачко  и отправляйся .

      Теперь  начинается  путешествие.  Твоё  облако  медленно  поднимается  в  синее  небо.  Чувствуешь,  как  ветер   овевает  твоё  лицо?

      Здесь,  высоко  в  небе ,  всё  спокойно   и  тихо.  Пусть твоё  облако  принесет  тебя   сейчас  в  такое  место,  где  ты  будешь  счастлив.

        Постарайся  мысленно  увидеть  это  место   как  можно  более  точно.    Здесь  ты   чувствуешь   себя  совершенно  спокойно  и   счастливо.   Здесь  может   произойти   что-то  чудесное  и  волшебное.(30 сек.).

         Теперь  ты  снова  на  своём  облаке,  и  оно  ведёт  тебя   назад,  на  твоё  место  в  классе. Слезь  с  облака  и  поблагодари  его  за  то,  что  оно   и так  хорошо  тебя  покатало.  Теперь   понаблюдай,  как  оно  медленно  растает  в  воздухе.  Потянись,  выпрямись  и  снова  будь  добрым,  свежим  и  внимательным»).

2. Дети, встав в круг, вспоминают формулировки для психологического настроя:

Я  В ШКОЛЕ,Я УЧУСЬ.

ВНИМАНИЕ МОЕ РАСТЕТ.

Я ОЧЕНЬ ХОЧУ УЧИТЬСЯ.

Я ГОТОВ РАБОТАТЬ.

3.Психолог формулирует цель занятия, показывая плакат с облаком , капельками дождя: « К нам в гости прилетело облако, оно с капельками дождя (дождливое). Чтобы выглянуло солнце, нам с вами необходимо выполнить задания, которые изображены на этих капельках (сзади капель написано задание и нарисовано (для того, чтобы ребенок, глядя на рисунок, самостоятельно понял, что от него требуется)»

II.Основная часть:

1. Установление правил поведения на занятии.

Правила поведения на занятии:
      «можно»:
    - не вставать с места при ответе;
    - высказывать любое своё мнение и отстаивать его;
    - уважать мнение своих товарищей;
    - не бояться ошибиться, так как каждый человек
       имеет право на ошибку;
    - помогать своему товарищу.
      «нельзя»: 
    - перебивать говорящего товарища, выкрикивать с
      места;
    - смеяться над чужим мнением;
    - смеяться над ошибками.

2.Тексты Федоренко:

  • Уже тепло.
  • Поют птицы.
  • Журчат ручьи.
  • Запели птицы.
  • Светит солнце.
  • Повеяло весною.          

3.Упр.ажнение «Найди лишнее слово»: 

Психолог:  «Найди ошибку. Определите лишнее слово».
Кукла, дом, море, летает, дверь.
Нож, ветер, холодный, мороз, парта.
Стужа, вьюга, метель, жара, теплей.
Легко, весна, солнце, капель, вишня.
Слон, бегемот, быстрая, мышка, жираф.

4. «Солнышко и тучка» (физ. мин., психогимнастика).

- «Изобрази,  начиная с кистей рук,  тучи и солнце, затем всем телом».

5. -«Знаешь ли ты сказки?». 

Упражнение «Теремок. Какие сказки живут в домике?»
1. Эта сказка о настоящей дружбе, сказка рассказывает о животных, которые поселились в удивительном домике.
2. Сказка о взаимовыручке. В этой сказке с помощью маленькой мышки сумели окончить важное дело.

3. Сказка о весёлом и круглом существе, который «от всех ушёл».
4. Эта сказка о непослушной девочке, которая однажды заблудилась в лесу.

6.Упражнение «Узнайте по описанию и запишите».
- жёлтые, осенние...
- зелёный, продолговатый, сочный...
- белое, пушистое, лёгкое...
- маленькая, серая, пугливая...
- ветвистая, зелёная, колючая...
- старый, кирпичный, двухэтажный...
- сладкое, белое, холодное...
- красное, сладкое, спелое...
- сочная, сладкая, оранжевая...
- деревянный, большой, круглый...
- нарядное, белое, кружевное...
- звонкая, весёлая...
- тёмная, дождевая...

7. Упражнение  «Решение логических задач».
- Сколько мёду соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
- Сколько цыплят вывел петух, если он снёс пять яиц?
- На столе лежат два яблока и пять апельсинов. Сколько овощей лежит на столе?

III. Заключительная часть.

Рефлексия (релакс - музыка).

Психолог: «Закройте глаза. Сейчас я подойду и поклажу по голове того, кто старался сегодня выполнить все задания, кто смог справится с заданиями, кто был внимательным и т.д.» (таким образом, подходя к каждому учащемуся, педагог закрепляет позитивное отношение детей к занятию, желание преодолевать препятствия, стремление к познанию).