Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
консультация по логопедии по теме
Данный файл содержит набор игр и упражнений с фонемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_slukh.igry_i_uprazhneniya_s_fonemami.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух. Игры и упражнения с фонемами.
Различные трудности, возникающие при обучении чтению и письму, часто объясняются плохо развитым фонематическим слухом.
В окружающем мире мы слышим множество звуков. Их можно разделить на две группы: неречевые (шелест листьев, шум дождя, свист, треск и т. д. ) и речевые. С первых лет жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые соотносятся с определенными образами предметов. Слово, воспринимается нами, как одно целое - предмет, признак, действие. Оно создает у нас определённый образ, когда мы его слышим. Когда же надо это слово написать, нам необходимо разложить его на звуки, звуки соотнести с буквами. Таким образом, чтобы ребёнок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Можно выделить три составляющих фонематического слуха:
-звуковысотный слух - умение узнавать звуки разной высоты и тембра;
-слуховое восприятие - способность определять на слух то или иное звучание и его направление;
- восприятие темпа и ритма речи - способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слова.
В русском языке 33 буквы, а звуков гораздо больше. Многие звуки отличаются друг от друга лишь небольшими оттенками. Поэтому независимо от методики обучения грамоте дети должны уметь различать речевые звуки. Неумение слышать и дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные приводит к большому количеству ошибок во время чтения и на письме.
Таким образом, развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем и иностранным языкам.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Игры на развитие фонематических процессов не только научат ребенка прислушиваться к звукам речи, но и обогатят его словарный запас, активизируют память, внимание , мышление.
1.Игра " Поймай нужный звук"
Инструкция: хлопни в ладоши ,когда услышишь звук [ш].
-ландыш, жук, машина, маска, кошка...
Аналогично поиграйте с любыми другими звуками.
2.Игра "Придумай слова на заданный звук"
Сначала давать только гласные звуки [а; о; у; и], затем согласные.
3.Игра "Угадай, где спрятался звук"
Инструкция: определи, где слышится звук -в начале, в середине или в конце слова.
К -крот, морковь, кулак, носок ;
Ш - душ, шапка, ландыши, мишка, мышь;
С - собака, посуда, автобус, снеговик;
Л - ласточка, белка, пол, лыжи, бал, балкон;
Р - рынок, рыбак, корзина, топор, куртка... и т. д.
4.Игра "Цепочка слов"
Ведущий называет слово ( например, нос).Следующий участник определяет последний звук в слове и называет свое слово, начиная с этого звука.
5.Игра "Кто внимательнее?"
Инструкция: угадай, какой общий звук встречается в словах?
С - сапоги, пастила, посадка, насос, весна;
Р - карман, роза, самовар, крабы;
З - незабудка, стрекоза, забор, звезда;
Ж - жук, ножи, мороженое, кожура...и т. д.
Можно использовать картинки.
6. Игра " Внимательные ушки"
Инструкция: назови звук, который стоит :
перед [к] в слове парк
перед [м] в слове холм
перед [т] в слове стол
после [л] в слове белка...и т. д.
7. Игра "Замени звук"
Инструкция: замени один звук, чтобы получилось новое слово.
Например: билет - балет.
Слова: осень, малина, стал, метка, корка, точка, чайка.
8.Игра "Приставь букву"
Инструкция: в начало слова или в его конец добавьте букву, чтобы получилось новое слово. Например: роза - гроза.
вол - вол(к); осы - (к)осы; корь - (я)корь; пар - пар(к); утка - (ш)утка;, кран - (э)кран; стол - стол(б); сто - сто(г); очки - (т)очки; враг - (о)враг, уха- (м)уха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...
Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста
Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...
Памятка для учителей и родителей "Игры по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста"
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы ребенка, а также закл...
Упражнения на развитие различных сторон внимания детей младшего школьного возраста
Мастер - класс для учителей начальных классов...
Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения».
Мастер-класс для родителей «Развитие фонематических процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения»....
Игры и упражнения по автоматизации звука [Р] для детей младшего школьного возраста.
Игры и упражнения для выполнения домашнего задания по автоматизации звука "Р"...
Практические упражнения по развитию читательской грамотности у детей младшего школьного возраста с дислексией
В презентации показаны практические упражнения для детей с 1-4 класс, имеющих трудности с чтением. Показаны упражнения разной сложности, помогающие преодолеть трудности...