Мастер- класс: Использование предметов-заместителей на коррекционно- развивающих занятиях детей младшего школьного возраста с ОНР
методическая разработка по логопедии

Калинина Екатерина Александровна

Уважаемые коллеги! Меня зовут Калинина Екатерина Александровна. Являюсь учителем-логопедом МАОУ СШ № 76 г. Красноярска. Предлагаю Вашему вниманию разработку разнообразных видов заданий по логоедии с предметами- заместителями "Крышки - Фруто няня".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс

Тема: «Использование предметов-заместителей на коррекционно- развивающих занятиях детей младшего школьного возраста с ОНР».

Цель: Ознакомление педагогов с возможностями развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР при помощи использования предметов-заместителей.

Задачи: 1. Познакомить педагогов с вариантами использования крышек "ФрутоНяня" , на коррекционно- развивающих по развитию речи детей.

2. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, создавать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к образовательной деятельности.

Ход мастер-класса

Интерес- это важнейшее условие, без которого невозможно развитие детей. Мы часто задаемся вопросом, как же вызвать этот интерес?

Однажды захватив с собой на работу коробочку с крышками-конструктором "ФрутоНяня" я заметила, как дети с интересом начали расспрашивать о содержимом коробки. Когда я достала крышечки, они самостоятельно начали придумывать разнообразные фигуры и способы использования данного материала. В этот момент у меня и зародилась идея включать крышки-конструкторы в свои занятия .

Основная часть детей, с которыми я работаю имеют общее недоразвитие речи (ОНР)- это нарушение формирования всех сторон речи. Крышки- конструкторы могут помочь в развитии мелкой моторики, просодики, связной речи, закреплении звукового анализа. Такие занятия очень интересны для детей, они воспринимаются как игра, поэтому программный материал эффективнее усваивается.

И сегодня я хочу показать, как можно применять крышки- конструктор для развития речи детей.

При работе над просодикой мы используем такие задания:

Задание ;Самый меткий".

Каждый ребенок выбирает себе 3 крышки и соединяет их ( при этом ему необходимо объяснить, почему он сделал такой выбор). Получившуюся конструкцию дети кладут на стол, в линию. Впереди у каждого установлены ворота. На доске записывается счет. По команде педагога дети по очереди начинают дуть на свою конструкцию и пытаются попасть в ворота. В конце игры подсчитывается, у кого больше попаданий. (Помогает развитию речевого дыхания).

Задание 2. "Театр".

Дети подбирают для каждой крышки персонажа и разыгрывается мини- сказка, где каждый ребенок озвучивает своего героя (или даже двоих). Таким образом он учится изменять тембр, ритм и мелодику голоса.

Для развития звукопроизношения и фонематического слуха играем в такие игры:

Задание 1. «Произнеси звук кратко и протяжно»

- Выложите на столе крышки, чередуя короткие и длинные элементы. Короткие состоят из одной крышки, длинные соединены из двух или трех крышек.

Послушайте, как : «л-л-л». Он может издавать протяжный звук: «л-л-л» и краткий звук: «л». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в самолет и полетаем. Летать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили на столе».

Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый, выложенный на столе элемент, и произнести звук [Л]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

Задание 2. «Продолжи узор и произнеси слоги»

- Разложите на столе красные, желтые и зеленые элементы.

Вы уже знаете, что наш веселый самолет любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «ЛА», желтая – слог «ЛО», зеленая – слог «ЛУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно».

Педагог просит ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.

Для закрепления навыков звукового анализа можно использовать следующие игры:

Задание 1 "Подсчитай количество звуков".

Учитель называет слово (или выставляет на доску картинку) и предлагает детям положить столько желтых крышек, сколько звуков в данном слове. Таким образом у детей появляется схема слова. Потом дети выясняют в каком месте находится гласный звук и заменяют желтую крышку на красную.

А сейчас я предлагаю Вам попробовать поиграть в такие игры. Давайте вместе посчитаем количество звуков в слове. Возьмем слово "собака". Возьмите столько желтых крышек, сколько звуков в этом слове. А теперь замените все гласные, на крышки красного цвета. Если мы хотим усложнить задание, то предлагаем заменить твердые согласные на синие крышки, а мягкие на зеленые.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование предметов-заместителей на коррекционно - развивающих занятиях детей младшего школьного возраста с ОНР. Крышки- конструктор « ФрутоНяня » Учитель- логопед Калинина Е. А.

Слайд 2

"То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается." немецкий философ, педагог Иоганн Гербарт

Слайд 4

«Самый меткий»

Слайд 5

«Колобок»

Слайд 7

«Произнеси звуки кратко и протяжно»

Слайд 8

«Произнеси слоги»

Слайд 9

«Количество звуков»

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми школьного возраста

Повторение нумерации чисел в пределах 1000 и соответствующих случаев сложения и вычитания...

Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.Задачи:1.   Ознакомить педагогов с &laq...

Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста с ОВЗ

*Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста с ОВЗ*Индивидуальная образовательная программа *Разделы структуры ИОП...