Программа социально – педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста «Радуга»
рабочая программа

Гузева Ирина Андреевна

Актуальность программы. Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности: изменяются отношения со значимыми взрослыми; появляется много новых требований, которые надо выполнять; родители возлагают на ребенка определенные надежды, а ребенок, в свою очередь, это чувствует и желает их оправдать. Нелегко приходится и родителям, которые привыкли к одному режиму, а теперь всё изменилось: ребенку надо помочь в подготовке домашнего задания, поддержать его в такой трудный и ответственный период жизни. Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа социально – педагогического

сопровождения детей младшего школьного возраста

«Радуга»

Пояснительная записка.

Актуальность программы. Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности: изменяются отношения со значимыми взрослыми; появляется много новых требований, которые надо выполнять; родители возлагают на ребенка определенные надежды, а ребенок, в свою очередь, это чувствует и желает их оправдать. Нелегко приходится и родителям, которые привыкли к одному режиму, а теперь всё изменилось: ребенку надо помочь в подготовке домашнего задания, поддержать его в такой трудный и ответственный период жизни. Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Большинство исследователей выделяют три фазы адаптации:

1. Генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжениям (2-3 недели);

2. Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) вариант реакций на непривычное воздействие;

3. Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие адекватно новым нагрузкам, варианты реагирования, т.е. собственно адаптация.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.

С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выражающихся, в частности, в затруднениях в обучении, нарушениях поведения как в школе, так и дома, проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем, с которыми может столкнуться ученик, только начиная свою школьную дорогу. Поэтому проблема дезадаптации требует пристального внимания со стороны педагогов, школьного психолога, родителей.

Цель данной программы – создание условий для успешной адаптации обучающихся к обучению в школе. Деятельность психолога направлена на организацию определенных условий, некоторой среды, в которых ребенок смог успешно адаптироваться к новым социально-педагогическим условиям и в полной мере реализовать свои возможности и способности.

Задачи, решаемые при реализации программы:

  1. Определение группы дезадаптированных к новым социально-педагогическим условиям обучающихся;
  2. Проведение развивающей работы, направленной на успешную адаптацию к обучению в школе:

2.1 Формирование навыков учебной деятельности для успешного освоения школьной программы;

2.2 Развитие познавательной сферы (развитие внимание, памяти, мышления, речи, воображения);

2.3 Снижение школьной тревожности, обучение навыкам регуляции своего эмоционального состояния, способам снятия психоэмоционального напряжения;

2.4. Укрепление чувства уверенности в себе, собственных силах, формирование адекватной самооценки, оценки собственных возможностей и способностей;

2.5 Развитие коммуникативных качеств личности, способствующих более успешной адаптации в обществе сверстников;

3.        Повышение мотивации учения, развитие познавательных мотивов учения.

Отличительные особенности. Программа включает не только работу с обучающимися, но педагогами и родителями в форме бесед, консультаций, участия педагога-психолога на родительских собраниях. Занятия с обучающимися по программе осуществляются в групповой форме в рамкам образовательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Ответственное отношение к учению;
  • Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве с представителями различных возрастных групп в процессе образовательной и других видах деятельности;
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
  • Успешная адаптация обучающихся к обучению в школе;
  • Повышение стрессоустойчивости;
  • Развитие высших психических функций, навыков управления своим поведением и эмоциональным состоянием;
  • Создание благоприятного психологического климата в классах.

В ходе реализации программы осуществляется входная и контрольная диагностика. Входная диагностика представляет собой комплекс методов и методик, содержание которых представлено в учебно-тематическом плане.

Контрольная диагностика для большинства обучающихся – это экспертные опросы педагогов, наблюдения педагога-психолога, результаты бесед с родителями. С отдельной категорий обучающихся, выделившихся в процессе реализации программы как дезадаптированные, будет проведен весь комплекс методов и методик, применявшихся на этапе входной диагностики.

Условия.

  1. Психологические условия: формирование позитивной атмосферы,

атмосферы доверия и сотрудничества; формирование мотивации у родителей, педагогов и учеников в содействии проведения программы.

  1. Педагогические условия: наличие специальных методологических разработок.
  2. Организационные: согласование проведения программы с администрацией, родителями и классным руководителем.

Возможные риски.

  1. Нежелание ребенка учиться;
  2. Низкая квалификация педагогов;
  3. Несоблюдение педагогами разработанных правил и моделей

поведения с классом.

  1. Страх ребенка идти в школу.

План мероприятий по реализации работы.

Тема

Форма работы

Ответственные

Тема 1. Я – школьник.

«Знакомство»

Сказка «Лесная школа»

Групповая

соц. педагог

«Как зовут ребят моего класса». Поделка «Букет для учителя».

Групповая

соц. педагог

«Зачем мне нужно ходить в школу?

Индивидуальная

соц. педагог

«Мой класс» Сказка «Смешные страхи» (Просмотр видео - ролика)

Групповая

соц. педагог

«Какие ребята в моем классе»

Групповая

соц. педагог

«Я умею управлять собой» (Беседа)

Индивидуальная

«Я умею преодолевать трудности»

Групповая

соц. педагог

«Я умею слушать других» (Беседа)

Групповая

Администрация, педагог психолог, соц. педагог

«Я умею учиться у  ошибки»

Групповая

«Я умею быть доброжелательным»

(Конкурс рисунков)

Групповая

«Я – доброжелательный»

Групповая

«Я умею быть ласковым»

Групповая

соц. педагог

«Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими»

Групповая

Администрация, педагог психолог, соц. педагог

«Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого»

Групповая

«Я учусь решать конфликты»

Групповая

«Я умею разрешать конфликты»

Групповая

ТЕМА 2. Мои чувства.

«Радость. Что такое мимика?»

Групповая

«Радость. Что такое жесты?»

Групповая

соц. педагог

«Радость. Как ее доставить другому человеку?»

Индивидуальная

«Радость можно передать прикосновением»

Групповая

соц. педагог

«Грусть»

Групповая

Администрация, педагог психолог, соц. педагог

«Страх»        

Групповая

соц. педагог

«Страх. Как его преодолеть?»

Групповая

 Педагог психолог, соц. педагог

«Гнев. С какими чувствами он дружит?»

Групповая

«Гнев и его польза»

Групповая

«Обида»

Индивидуальная

«Разные чувства»

Групповая

«Итоговое»

Групповая

Методическое обеспечение программы психологического сопровождения младших школьников на этапе адаптации к обучению в школе

Для проведения занятий требуются просторный кабинет, столы, стулья, дополнительная специализированная литература для обучающихся не требуется.

Важен опыт работы в качестве практического психолога в образовании: опыт диагностической работы, групповой работы.

Каждое занятие включают в себя как теоретическую информации, так и практико-ориентированные упражнения и игры.

Реализация программы предполагает несколько этапов:

1. Групповая диагностика уровня адаптации к школьному обучению среди обучающихся 1 классов. На данном этапе предполагается посещение уроков с целью наблюдений за процессом адаптации обучающихся, использование специальных психологических методов диагностики, экспертных оценок учителей, беседы с родителями. Полученные таким образом данные позволят определить степень адаптации обучающихся к обучению в школе, а также выявить группу учеников, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

2. Развивающая работа по адаптации к обучению в школе. При необходимости организуются как индивидуальные занятия, так и групповые в зависимости от поставленных целей, выявленных трудностей и проблем.

3. Проведение повторной (контрольной) диагностики по определению уровня адаптации к обучению в школе среди обучающихся, с которыми проводилась развивающая работа. Целью данного этапа является контроль и анализ результатов развивающей работы, оценка достижений и успехов учащихся.

Формы работы

Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения детей можно использовать различные формы психологической поддержки:

1. Групповая и индивидуальная психодиагностика (изучение уровня адаптации к обучению в школе, изучение психологических свойств и состояний личности), основная цель которой выявление группы дез адаптированных обучающихся, определение факторов, способствующих успешной адаптации к школе.

2. Групповые психологические занятия с обучающимися, цель которых создание оптимальных психолого-педагогических условий для успешной адаптации к обучению в школе, эффективному освоению учебных программ. Особое значение имеет организация занятий с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.

3. Индивидуальные и групповые консультации родителей обучающихся (законных представителей) и педагогов, цель которых создание условий для успешной адаптации, оказание помощи в преодолении возникающих трудностей. Входе консультаций разрабатываются рекомендации по наиболее эффективным способам общения с детьми младшего школьного возраста, по оптимальным способам организации режима дня, построению оптимальных отношений с самим собой и окружающими людьми.

4. Психологическое просвещение педагогов через консультирование, размещение информации на стенде социально-психологической службы, участие в работе Педагогических советов, ставящее своей целью формирование и расширение психологических знаний об особенностях детей младшего школьного возраста, наиболее адекватных способах их воспитания, общения с ними. Данная работа позволяет оказывать ребенку опосредованную помощь, т.е. через систему целенаправленных влияний со стороны педагогов способствовать созданию условий для успешной адаптации к школе.

5. Консультирование родителей (законных представителей) детей (коллективное, индивидуальное) по проблемам обучения, адаптации к школе, личностным трудностям, по вопросам воспитания и общения с детьми. В ходе данной работы оказывается помощь по преодолению возникающих трудностей в сфере детско-родительских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматривается характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

Проект социально-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к школе.

Проект социально-педагогических мероприятий по подготовке детей расчитан на детей с низким коммуникативным, мотивационным уровнем. Для детей из семей социального риска, так как, в таких семьях детям н...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрены психолого-педагогические особенности развития младших школьников и основные виды психических расстройств в младшем школьном возрасте....

Комплексное сопровождение детей младшего школьного возраста детей с РАС

Сборник материалов областной практико-ориентированной конференции...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....

«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, в...