Ономастическая лексика как средство сохранения психологического здоровья первоклассников в период адаптации к обучению в школе
статья (1 класс) на тему

Корнева Елена Павловна

в статье рассмотрено понятие «психологическое здоровье» личности. Описаны цели и задачи адаптационного периода первоклассников. Приведён ряд занятий, способствующих достижению поставленных задач. Раскрыты возможности использования ономастической лексики для создания условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korneva.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Ономастическая лексика как средство сохранения психологического здоровья первоклассников

в период адаптации к обучению в школе

        Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Многие дети, пришедшие учиться, имеют хронические заболевания и физические недостатки. Негативные тенденции роста заболеваемости детей в процессе обучения повышают актуальность проблемы охраны здоровья учащихся.

По данным здравоохранения 75% всех болезней человека заложено в детские годы. А около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Здоровье школьников тесно связано с состоянием школьной среды, личностью учителя и педагогическими технологиями. Поэтому перед педагогами стоит задача обеспечить школьнику возможность сохранения и укрепления здоровья обучающихся после поступления в школу, когда возрастает психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

        Психологическое здоровье, наряду с физическим, – компонент многоаспектного, целостного феномена здоровья. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

Для каждого ребёнка поступление в школу является переломным моментом в его жизни. Первые недели в школе – один из наиболее сложных и ответственных периодов в жизни ребенка, так как изменяется вся его жизнь: с этого момента все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам, а сам первоклассник примеряет на себя новую роль – роль ученика.  С началом учебы в его жизни начинается новый возрастной этап в развитии. Ведущая игровая деятельность  теперь  меняется на учебную. Ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому коллективу, к новым требованиям: много времени проводить сидя практически без движения, быть внимательным и сосредоточенным, делать, порой, не всегда то, что хочется и т.д. А это нелегкое испытание для еще не совсем сформировавшейся психической, физической и эмоциональной сферы ребенка.

        Начало школьного обучения является для всех детей сильным стрессом, со всеми его отрицательными последствиями. У первоклассника в первые дни обучения в школе снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, обостряться хронические заболевания. У большого количества детей в новых условиях отмечаются реакции «биологической осторожности»,  или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. Социальные контакты и речевая активность уменьшаются, дети теряют часть приобретённых ранее навыков [2]. У одних первоклассников данные проявления проходят практически незаметно  для окружающих, у других же принимают гипертрофированные формы. И в том, и в другом случае данные изменения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм при поступлении в школу. Всё это ничто иное, как проявление школьной адаптации.

         По  мнению Дорофеевой Г.А. [1] адаптация – сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив.  Е.А.Панько [3], говоря об адаптации, считает что «это часть сложного, противоречивого динамичного процесса, этап самореализации личности, направленный на присвоение социальных норм и ценностей». Целью адаптации является устранение или ослабление разрушающего действия  факторов окружающей  среды.

        Основными показателями психологической адаптации ребёнка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися и учителем.  Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества.    

В реализации данных задач важную роль оказывает работа с ономастической лексикой, в частности уместно использовать антропонимы (собственные имена человека).  Они не только помогают познакомиться детям в классе, но и повышают интерес к личности каждого ребёнка, а также способствуют их приобщению к общечеловеческой культуре.

Мы предлагаем использовать ряд занятий, которые предполагают создание условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Занятие 1

Тема: Разрешите познакомиться!

Цели и задачи: ускорить знакомство первоклассников  друг с другом; настроить на дружеские, доверительные отношения.

Игра «Круг имён»

Дети становятся в круг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки). Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий называет имена первого, второго и своё, четвёртый называет имя первого, второго, третьего и своё  и так далее. Первый называет имена всех. Эта игра помогает всем подружиться и почувствовать себя одной командой.

Игра «Мячик»

        Ведущий держит в руках мяч и говорит:

«Разноцветный мячик

По дорожке скачет

По дорожке по тропинке

От берёзки до осинки,

От осинки – поворот,

Прямо к …(Ире) в огород!»

С последними словами ведущий бросает мяч вверх. Дети, чьё имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал мяч, делает следующий бросок. Если названо имя, ребёнка с которым нет, то мяч ловит ведущий и он делает следующий бросок.

Игра «У лукоморья дуб зелёный»

        Оборудование: дерево, к которому прикреплены листья: на листьях написаны имена детей.

Ход игры:

1-я часть. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нём, вызывает ребёнка с этим именем. Вызванный ребёнок выходит и срывает следующий листок с дерева и т.д.

1-я часть. Ведущий раздаёт листья с именами детей в беспорядке. Задание: выменять у игроков листочек со своим именем, подбежать к дереву, прикрепить лист, назвав своё имя. Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

Занятие 2

Тема: Узнаем друг друга лучше!

Цели и задачи: объединение коллектива, преодоление барьера между детьми.

Игра «Круг имён»

На втором занятии  игру  усложняем. Детям нужно назвать свое имя и несколько слов о себе на заданную тему. Дети повторяют услышанное друг о друге, но не в 3-м лице, а в 1-м.
- Тебя зовут Лена. Ты ходишь в 1-й класс и любишь рисовать.

- Тебя зовут Рома. Ты ходишь в первый класс и любишь петь.

                         Что означают наши имена?

Учитель заранее готовит карточки с именами всех детей класса, в которых описано значение каждого имени. Девочки получают мужские имена, а мальчики – женские. Затем учитель просит, чтобы тайну имени нам раскрыла девочка, которая любит рисовать (см. предыдущую игру). После своего выступления каждый ребёнок вызывает нового одноклассника.

Примерное содержание карточек:

  1. Александр. Происходит от древнегреческих слов "алекс" - защищать и "андрос" - муж, мужчина, то есть "защитник людей", "защита мужественная".
  2. Анна.  Имя древнееврейского происхождения. Означает: благодать, милостивая, миловидная, грациозная.
  3. Виталий. Имя происходит от латинского слова "виталис" - жизненный.
  4. Дарья. Имя древнеперсидского происхождения. Означает победительница.
  5. Елизавета. Переводится с древнееврейского как – «Божья клятва».
  6. Максим. Происходит от латинского слова "максимус" - величайший, самый большой, превеликий.
  7. Светлана. Имя славянского происхождения - от слова "светлая".
  8. Ульяна. Происходит от римского личного имени Юлианус. В переводе с латинского означает счастье [5].

Домашнее задание: познакомить родителей с темой занятия. Узнать, почему именно это имя выбрали своему ребёнку.

Занятие 3

Тема: Откуда ты, имя?

Цели и задачи: привитие навыков общения.

Игра «Шпаргалка-вспоминалка»

Каждый игрок получает карточку со своим именем. Игроки делятся на 2 или 3 команды. В игру вступает 1-ая группа. Все игроки этой группы представляются, называя имя и фамилию, немного рассказывают о себе. После этого все карточки с именами игроков 1-ой команды отдаются игрокам-соперникам. Они, посовещавшись, должны правильно раздать карточки игрокам 1-ой команды и вспомнить фамилию каждого. За каждый правильный ответ команды получает очко. Потом представляется 2-ая команда.

Проверка домашнего задания

Дети по очереди рассказывают (сначала девочки, потом мальчики), почему именно это имя выбрали ему родители. По окончании каждый делится впечатлениями, чья истории больше всего понравилась.

Веселые задания

«Слушай, смейся, выполняй,

Имена запоминай».

С этими словами ведущий даёт задание детям:

 «Саши взяли Марин за руки и станцевали.

Тани спели песню «В лесу родилась ёлочка».

Лёши взяли Катюш за левую руку и попрыгали».

        Результатом использования ономастических единиц в работе с первоклассниками являются принятие новой социальной роли «я – ученик», связанной с реализацией межличностных отношений и формированием понимания важности коллективного познания для себя и для других.

        Предложенные занятия способствуют созданию благоприятного микроклимата в коллективе,  являются одним из средств, помогающих успешно пройти этап адаптации первоклассников к школе.

Список литературы

  1. Дорофеева Г.А. Технологическая карта работы учителя с первоклассниками в период их адаптации к школьному обучению (Начальная школа плюс, минус. – № 2, 2001)
  2. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Здоровье ребёнка и его готовность к школе: Пособие для родителей.-М.:Просвещение, 2007.-48 с.
  3. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М.: Просвещение, 1988.-190 с.
  4. Синицин В.А. Я начну, а ты продолжи: Занимат. пособие по рус. яз. для учителя нач. кл.-Чебоксары: Клио, 1997.-68 с.
  5. http://www.davno.ru/names

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ОУ

Система психолого-педагогического сопровождения сегодня стала необходимым компонентом образования. Возникает необходимость технологизировать процесс психолого-педагогического...

Психолого-педагогическая технология "Сохранение психологического здоровья первоклассников в процессе адаптации к обучению в школе"

    В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов,  проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ослабленным здоровьем в период адаптации к школе

Актуальность проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этапе обуч...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Актуальность  проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этап...

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе....

«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, в...