ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ОУ
методическая разработка по теме

Ермолаева Светлана Егоровна

 

 

 Система психолого-педагогического сопровождения сегодня стала необходимым компонентом образования. 

Возникает необходимость технологизировать процесс психолого-педагогического  сопровождения  школьников.

Научной основой разработанной технологии явился подход  Аэлиты Капитоновны  Марковой, которая выделила 4 этапа в основе любого процесса сопровождения:

  1. Диагностика.
  2. Информация о методах решения проблемы,
  3.  Консультация на этапе принятия решения,
  4. Помощь на этапе реализации.

В этой связи процессуально технология психоло - педагогического  сопровождения процесса адаптации школьников включает диагностические процедуры, работу с классом и индивидуальное консультирование детей, родителей и педагогов.Эта работа должна вестись  системно: она должна быть включена в план работы школы и являться ее важным элементом. Работа должна вестись методически единообразно во всей параллели классов. Ее эффективность в этом случае может быть  подтверждена результатами контрольной диагностики, наблюдениями и интервью с родителями и учителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии психологической поддержки младших школьников в период адаптации к ОУ

Ермолаева Светлана Егоровна-

педагог-психолог

МБОУ Асаковской средней общеобразовательной школы.

ВСТУПЛЕНИЕ

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

 В связи с этим,  система психолого-педагогического сопровождения сегодня стала необходимым компонентом образования.  

С 01.09.2011 наша школа является базой муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Обеспечение преемственности обучения на начальной и основной ступенях в условиях введения ФГСО»

Перед нами возникла   необходимость технологизировать процесс психолого-педагогического  сопровождения  школьников.

Научной основой разработанной технологии явился подход  Аэлиты Капитоновны  Марковой, которая выделила 4 этапа в основе любого процесса сопровождения:

  1. Диагностика.
  2. Информация о методах решения проблемы,
  3.  Консультация на этапе принятия решения,
  4. Помощь на этапе реализации.

В этой связи процессуально технология психоло - педагогического  сопровождения процесса адаптации школьников включает диагностические процедуры, работу с классом и индивидуальное консультирование детей, родителей и педагогов.

 Эта работа ведется системно: она включена в план работы школы, является ее важным элементом, методически единообразна во всей параллели классов. Ее эффективность подтверждена результатами контрольной диагностики, наблюдениями и интервью с родителями и учителями.

Подготовленная презентация  позволит наглядно представить суть данной технологии.

СЛАЙД 2

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: 

  1. Выявление психолого-педагогического статуса каждого школьника и динамики его психологического развития с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении и психическом состоянии.

  1. Создание системы психолого-педагогической поддержки школьников  в период первичной школьной адаптации, позволяющей им приспособиться к школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

  1. Создание специальных социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую  работу с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии, обучении.

  1. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.

СЛАЙД 3 

Подготовка к школе – это не только сумма знаний, которые следует передать ребенку, сколько готовность его личности адаптироваться к новым условиям.

СЛАЙД 4

Содержание программы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе  основывается на следующих составляющих психического развития дошкольников:

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. В первую очередь речь идет о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане (производить некоторые действия в уме).

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу, а вместе с тем и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется это делать.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

СЛАЙД 5

Первый этап – поступление ребенка в школу. 

Он начинается  одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в конце сентября.

Основным  содержанием  работы на первом этапе является:

  1. Выявление  уровня готовности к школьному обучению и индивидуальных особенностей,  которые необходимо учесть в ходе обучения;
  2. По возможности компенсирование имеющихся проблем, тем самым проведение  профилактики  школьной дезадаптации;
  3. Планирование стратегии и тактики обучения с учетом индивидуальных возможностей детей.

СЛАЙД 6

Проследим  основные этапы работы более детально.

Оценка психосоциальной зрелости  детей рассматривается, как  показатель сформированности внутренней позиции и готовности принять новую социальную позицию и роль ученика.

Условно не готовыми  к обучению в ОУ в прошлом учебном году, оказались 9 человек из 36 , что  составляет  22,9% .

СЛАЙД 7

 Наибольшее значение имеет когнитивная готовность – т.е.  сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность.

Далее представлены некоторые результаты,  полученные в результате диагностики когнитивной  сферы.

Выявление особенностей тонкой моторики кисти руки и двигательной координации

Владение грамматическими конструкциями речи

СЛАЙД 8

Способность к умозаключениям по аналогии с предлагаемым образцом

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Далее идет  проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей будущих первоклассников:

  1. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей.
  2. Индивидуальные консультации проводятся для родителей по результатам тестирования, здесь родителям  предлагаются рекомендации по  формированию универсальных учебных действий и психологической готовности ребенка к обучению в школе.

СЛАЙД 11

Таким образом, осуществляя мероприятия по подготовке будущих первоклассников к обучению в школе, мы можем увидеть позитивные стороны в развитии детей и выявить проблемы дошкольников с целью профилактики возможных трудностей овладения учебной деятельностью, оказания психологической поддержки в адаптационный период.

СЛАЙД 12 

Второй этап - первичная адаптация детей к школе (сентябрь-январь). Термином «первичная адаптация» обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе.

Задачами психолого-педагогического сопровождения на этом этапе являются:

  1. создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами  ;
  2. повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
  3. адаптация учебной нагрузки к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников.

Основные направления работы на данном этапе:

1. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с детьми данного возраста, выработка единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

  1. Семинар-практикум для педагогов, работающих в первых классах «Первый раз – в первый класс!»

  1.  Психолого-педагогический консилиум по результатам первичной диагностики адаптации первоклассников с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации.
  2. Консультирование педагогов, работающих с детьми, испытывающими трудности в приспособлении к новым школьным условиям обучения.

2. Проведение просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, способами общения и помощи детям.

  1. Общешкольное родительское собрание «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению. Результаты психодиагностического исследования адаптации обучающихся 1 классов»
  2. Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.

3. Педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности. 

Система групповой развивающей работы с детьми, направлена на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

СЛАЙД 13

Подготовка и проведение психолого-педагогической диагностики уровня и содержания школьной адаптации первоклассников.

Цель диагностической работы – получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. Определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса.
  2. Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера дезадаптации.
  3. Определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.

СЛАЙД 14

В результате проведенной карта школьной адаптации выглядит следующим образом:

Карта школьной адаптации

«Особенности адаптации первоклассника»

Критерии

ряд

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Учебная активность

Ряд2

13

15

8

Усвоение программного материала

Ряд3

17

22

8

Поведение на перемене

Ряд4

16

12

8

Поведение на уроке

Ряд5

16

12

8

Взаимоотношения с одноклассниками

Ряд6

16

14

6

Отношение к учителю

Ряд7

17

14

5

Повышенная тревожность

Ряд8

0

0

2

СЛАЙД 15

Затем проводится аналитическая работа, направленная на осмысление и планирование дальнейшей деятельности педагогов, психолога и родителей в период адаптации первоклассников (заключение по результатам психодиагностического исследования особенностей адаптационного периода первоклассников).

  1. Обработка диагностических данных
  2. Комплектация групп детей с трудностями в обучении и поведении.

СЛАЙД 16

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации

(2,3 триместр)

  1. Психологическая развивающая работа

Цель развивающей деятельности – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.

Достижение этой цели достигается в процессе реализации следующих задач:

  1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  2. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Организация развивающей деятельности.

Форма организации развивающей работы– групповая.

Численность развивающей группы – 5 – 12 человек.

Начало развивающей работы с первоклассниками – декабрь.

Цикл должен включать не менее 12 занятий.

Периодичность проведения – 1 раз в неделю.

Приблизительная длительность каждого занятия – 35-50 минут.

Критерии отбора детей для формирования группы:

- мотивационная незрелость;

- проявления тревожности;

- педагогически запущенные дети с отклонениями в эмоциональном и поведенческом плане.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

В работе используется Программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой» Слободняк Н.П.

СЛАЙД 17

Далее проводится

Индивидуальное консультирование родителей первоклассников, испытывающих трудности адаптационного периода,   где обсуждается  

  1. Динамика адаптационного периода каждого конкретного ребенка.
  2. Даются рекомендации по решению проблем и трудностей, связанных с адаптацией первоклассников к школе.

Индивидуальное консультирование педагогов с целью оказания педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом динамики данных психодиагностики, где обсуждается  

  1. Анализ учебных программ педагогами с точки зрения результатов психолого-педагогической диагностики конкретных школьников.
  1. Оказание педагогической помощи отдельным школьникам по итогам диагностики уровня адаптации первоклассников.

СЛАЙД 19

Далее идет проведение повторной психолого-педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников, направленной на отслеживание динамики протекания адаптационного процесса.

Социально-психологическая адаптация 1а класс

Социально-психологическая адаптация

% на начало учебного года

% на конец учебного года

Трудности выполнения правил поведения

35

10

Трудности установления контактов со сверстниками

40

5

Неадекватность оценки ситуации

10

5

Трудности организации учебной деятельности

45

5

Снижение учебной мотивации

10

5

Повышенная тревожность

25

5

 

Бесспорно доказанным фактом является то, что вовремя начатая профилактика эффективней любого метода лечения.        

СЛАЙД 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа,  о которой я рассказала,  проводится в нашей школе ежегодно и планово.  Эффективность данной технологии наглядно представлена результатами динамики протекания адаптационного процесса.  Эту технологию можно применять и при работе с 5 классами на этапе адаптации к обучению в среднем звене.

Содержание образования обогащается сегодня  новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем .

В этих условиях педагог становится «Технологом учебного процесса»  и мы должны уметь ориентироваться в современных инновационных технологиях.

Я желаю вам любить свою работу.

СЛАЙД 21

Благодарю Л.А. Першину за предоставленную возможность поделиться с вами,  уважаемые коллеги,  своим опытом. Желаю всем удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение работы "Особенности психологического состояния и поведения младшего школьника в период школьной адаптации"

Особенности психологического состояния и поведения младшего школьника в период школьной адаптации...

Родительское собрание. Психологические особенности младших школьников в период адаптации к школе.

На родительском собрании ведется разговор о том,каким должен быть старт школьного обучения....

Ономастическая лексика как средство сохранения психологического здоровья первоклассников в период адаптации к обучению в школе

в статье рассмотрено понятие «психологическое здоровье» личности. Описаны цели и задачи адаптационного периода первоклассников. Приведён ряд занятий, способствующих достижению поставленных...

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...

Музыкально-психологический проект «Влияние музыкальных занятий на психоэмоциональное состояние школьника в период адаптации к школьному обучению»

Данный проект долгосрочный, реализация в течение первого учебного полугодия.Участники: педагог-психолог, учитель музыки, дети школьного возраста.Цель: Формирование музыкального восприятия в интел...

Приемы и методы психологической поддержки младших школьников при обучении и во внеурочной деятельности.

В настоящее время теория и практика начального образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении.В особой ситуации риска находятся младшие школь...