Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе
статья по теме

Колокольцова Галина Николаевна

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования учащегося с проблемами слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_kompetenciyam_kolokolcova.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Колокольцова Галина Николаевна

учитель начальных классов

  1. МБС(К)ОУ С(К)ОШ №37 I,II вида г.Новосибирска

  1. Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

         В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования учащегося с проблемами слуха. Современное общество требует от системы образования, в том числе и коррекционного, воспитания такого профессионала, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, владеть новыми технологиями. Инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами. Одним из главных условий успешности начального образования является обеспечение соответствующей современным требованием образовательной среды образовательного учреждения. Для достижения этой цели огромное значение имеет использование компетентностного подхода в начальной школе при обучении детей с нарушением слуха.

     Приоритетным условием формирования компетентностей слабослышащих обучающихся начальных классов считаю использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе и внеурочной деятельности. Данные технологии способствуют постепенному преобразованию ключевых образовательных компетенций в средства развития личных качеств и личных смыслов слабослышащих обучающихся. Поэтому в практической деятельности наряду со следующими технологиями: технология развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационные технологии, технология личностно- развивающего диалога, а так же  здоровьесберегающие технологии, мною широко используется метод проектной деятельности.

Опробировав в своей работе метод проектной деятельности, я убедилась в эффективности его применения для развития разговорной речи слабослышащих учащихся. Этот метод позволяет решать коррекционные задачи на уроках, т.е. повышать уровень самостоятельности учащихся,  вести обучение на активной основе, через деятельность ученика, повышать учебную мотивацию. Метод проектов, по своей дидактической сущности, нацелен на формирование способностей, обладая которыми, слабослышащие  ученики оказываются более приспособленными к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Главная педагогическая цель которую я ставлю перед собой при работе над учебным проектом – формирование различных ключевых компетенций. При работе над проектом появилась исключительная возможность освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Проектный метод отвечает всем основным специфическим принципам учебного процесса коррекционной школы:

  1. направленность на развитие детей;
  2. широкая опора на различные виды деятельности, в том числе и на предметно-практическую деятельность;
  3. использование коллективных форм деятельности;
  4. реализация межпредметных связей;
  5. дифференцированный подход к уровню требований;
  6. усиление воспитывающего характера обучения.

Поисково-исследовательская деятельность решает и целый ряд коррекционных задач:

во-первых, расширить активный словарный запас учащихся;

во-вторых, при работе над проектом, так же как и при предметно-практической деятельности, строго соблюдать три этапа: планирование работы, её выполнение и отчёт;

 в-третьих, в ходе сбора информации при общении со слышащими людьми (в библиотеке, на улице, на предприятиях) ребята вынуждены  стараться говорить разборчиво, так как у них возникает заинтересованность быть понятыми незнакомыми людьми. Используя потребность слабослышащих учащихся в общении,  организую речевую среду, т.е. идёт работа над коммуникативной функцией.

       Моими учащимися в 1 классе были реализованы следующие проекты:

  1. «Мама — солнышко моё, я — подсолнушек её»,   итогом работы над проектом стал праздник  посвященный Дню матери;
  2. «Сбережем ёлочку», итогом работы над проектом стала оформление класса к новому году;
  3. «Лесные домишки», итогом работы над проектом стало участие в городском экологическом турнире младших школьников «Седьмой лепесток»;
  4. «День рождения Матильды», итогом работы над проектом стал выпуск классной газеты о динозаврах.

На различных этапах проектной деятельности постоянно использую компьютер: для поиска информации, для составления таблиц и графиков при анализе собранного материала, при оформлении документации, презентации проекта и т.д. Для этого я   самостоятельно создаю новый иллюстративный материал, кроссворды, составляю новые тексты и другие разнообразные материалы с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Вместе с детьми готовлю электронные презентации для защиты проектов и уроков. Они позволяют наглядно  представить необходимый материал, поэтапно выполнить вместе со всеми учащимися учебное задание, являются средствами самоконтроля на этапах закрепления и обобщения знаний.

Результаты работы в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе при работе над проектами метод проектов показали, что учащиеся моего класса на открытых уроках и открытых внеклассных мероприятиях чувствуют себя уверенно, могут высказать свою точку зрения, с удовольствием вступают в диалог и умеют договариваться, плодотворно взаимодействовать друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Интегративный подход в обучении детей с нарушением слуха.

Практика образования за последние сто  лет слабо соответствовала потребностям детей – инвалидов.  Люди с инвалидностью были заперты на ...

Системно-деятельностный подход в обучении детей с гиперактивным поведением в начальной школе

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Долгова Е.Н....

Использование технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) в рамках реализации компетентностного подхода в образовании.

В статье говорится об актуальности использования технологии "РКМЧП" в рамках реализации компетентностного подхода в образовании....

Деятельностный подход в обучении на уроках английского языка в начальной школе. Метод проектов.

Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овлад...

"Создание специальной развивающей среды для детей с нарушением слуха в начальной школе" (из опыта работы)

Создание специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, формирование  основ  жизненной  компетентност...

Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе.

Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе....