"Создание специальной развивающей среды для детей с нарушением слуха в начальной школе" (из опыта работы)
статья (4 класс)

Бахметьева Наталья Алексеевна

Создание специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, формирование  основ  жизненной  компетентности  через погружение  в  социально-адаптированную  среду  и  решение  жизненных задач, это  очень  трудоёмкий  и  длительный  процесс, но  он  работает на  каждом  уроке.

К  великому  сожалению  проблемных  детей  становится  больше, и  они  приходят  к  нам  в  школу. Наша  задача – принять  этих  детей, работать с  ними, добиться  определенных  успехов. Этого  требует  жизнь.

Критический  анализ  педагогической  деятельности, отбор  приемлемых, современных  методов  и  приемов  обучения, изучение  специальной  и  коррекционной  педагогики - это то, без  чего  не  обойтись  современному  учителю  в  условиях  инклюзивного  образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_spets.razv_.sredy_dlya_slaboslyshashchih_detey.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Создание специальной развивающей среды для детей с нарушением слуха

1 СЛАЙД.

Уважаемые коллеги, добрый день! Моё сегодняшнее выступление на тему: «Создание специальной развивающей среды для слабослышащих детей в условиях инклюзии» я хотела бы начать словами Л.С.Выготского: «Среда воспитывает человека....путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды».

2 СЛАЙД.

С  1  сентября  2013 года  в  России  вступил  в  силу  закон  «Об  образовании  в  РФ», в  котором  отражены  интересы  детей  с  ОВЗ. Детям  с  ОВЗ  сегодня  не  обязательно  обучаться  в  специальных   учреждениях, напротив, получить  более  качественное  образование  и  лучше  адаптироваться  к  жизни  они  смогут  в  обычной  школе. С  1  сентября  2016  года  введен  ФГОС  НОО  детей  с  ОВЗ.  Стандарт  специального  образования  необходим, поскольку  дети  с  ОВЗ - это  дети  с  особыми  образовательными  потребностями. Одна  из  важных  целей  Стандарта: гарантия  не  только  на  получение  образования  детям  с  нарушениями  развития, способным  обучаться  по  индивидуальным  адаптированным  программам, но  и  оказание  специальной  помощи  детям  с  ОВЗ, способным  обучаться  в  условиях  массовой  школы. И  обязательным  условием  освоения  стандарта  является  систематическая  специальная  психолого - педагогическая  поддержка, т.е. создание  адекватных  условий  для  реализации  особых  образовательных  потребностей, включая  помощь  в  формировании  полноценной  жизненной  компетенции.            

3,4 СЛАЙД

Инклюзивное  образование  детей  с  ОВЗ – а это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания,  в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития, требует  от  педагогов  прямого  включения  в  коррекционный  процесс. Важно, чтобы  коррекционное  обучение  достигало  следующих  целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная  цель  определяет, чему  педагог  учит  на  данном  уроке. Коррекционная  цель  помогает  решить, какими  методами  на  данном  уроке  корректировать  психические  процессы  личности  обучающихся. Воспитательная  цель  позволяет  выстраивать  линию  позитивного  психологического  и  социального  влияния  на  личность  обучаемых. Все  эти  три  цели  обучения  должны  осуществляться  одновременно, от этих целей стала отталкиваться и я.

5 СЛАЙД.

Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим небольшим опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением слуха. Нарушение слуха печальный диагноз и для ребенка, и для его родителей. Тяжело смириться с тем, что он лишен возможности слышать. Слабослышащий ребенок, так же как и его здоровые сверстники бегает, играет, танцует, веселится и шалит. К сожалению, такие дети часто сталкиваются с проблемами в общении со взрослыми и сверстниками. Ребенка с нарушение слуха не берут играть, так как он не пользуется речью, издает возгласы, часто пользуется мимикой и жестами. Его просто не понимают! Когда ко мне во 2 класс поступил слабослышащий ребенок, я поняла, что мне не хватает опыта работы с такими детьми, поэтому пришлось изучить огромное количество методической литературы, я посещала семинары, просматривала различные сайты. В самом начале моей работы с ребенком с нарушением слуха меня очень интересовали вопросы: «А сможет ли такой ребенок учиться в классе, где 36 человек? Сможет ли общаться со мной и со своими сверстниками? Смогу ли я правильно обучать ребенка, если я не специалист (а нужны профильные специалисты)? Будет ли ребенку комфортно в классе, где он должен получить начальное образование?»

6 СЛАЙД.

Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, требуется создание специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования. Таких условий много, но далеко не все условия в образовательном учреждении созданы для учителя и для ребенка.

Как должно быть:

  1. Нормативно – правовая база в школе.
  2. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием.
  3. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива.
  4. Использование специальных адаптированных программ, методов обучения и воспитания, специальных методик, учебных пособий и дидактических материалов.
  5. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
  6. Организация взаимодействия с родителями и внешними организациями.

И как на данный момент сейчас:

  1. Нормативно-правовая база на сегодняшний день находится в процессе становления, доработки и структурирования.  
  2. Материально-технические ресурсы для включения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательную школу (архитектурная среда учреждения, организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе) полностью отсутствуют.  
  3. Кадровые ресурсы - специальная подготовка учителей общеобразовательной школы, обучение администрации (заместителей директора), наличие в учреждении координатора по инклюзии и тьютора обеспечивает преемственность и развитие адаптивной среды в школе, но нужна помощь и специалистов (сурдопедагог, логопед, специальный психолог, социальный педагог), которых в школе нет.
  4. Методические ресурсы, которые включают необходимый учебно-методический комплекс (учебные программы, учебники, пособия, справочники, атласы, тетради на печатной основе (рабочие тетради), хрестоматии, включенные в Федеральный перечень), приобретаются родителями и составляются учителями.
  5. Разработка, апробация и внедрение специальных методов, приемов и средств работы с глухими и слабослышащими детьми в общеобразовательных школах, которые способствуют оптимизации программно-методического обеспечения образовательного процесса, осуществляется тоже самим учителем.
  6. Родители ученика с нарушенным слухом при сопровождении учителем и специалистами, принимая активное участие в воспитании и обучении ребенка, должны обеспечивать непрерывность инклюзивного образовательного процесса.

       На сегодняшний момент все выше перечисленные пункты, крайне необходимые для специальной развивающей среды для слабослышащих детей, находятся в стадии развития и внедрения в образовательный процесс. Вся важная роль, обязанности, ответственность и нагрузка возложены на учителя. Учитель должен быть и тьютором, и психологом, и социальным педагогом, и логопедом. Критический  анализ  своей  педагогической  деятельности, отбор  приемлемых, современных  методов и  приемов  обучения, изучение  

специальной  и  коррекционной  педагогики - это то, без  чего  не  обойтись  современному  учителю  в  условиях  инклюзивного  образования.

7 СЛАЙД.

Мной были разработаны принципы, правила, рекомендации для учителей при обучении детей с нарушением слуха:

1.Индивидуальный подход к ребенку (у каждого ребенка свои индивидуальные способности и потребности, которые должны быть приняты к сведению).

2.Каждый ребенок имеет право учиться в обычном классе и все дети обучаемы.

3.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

4.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность ребенка, развивающих устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

5.Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

8 СЛАЙД.

Учитель должен:

  • сотрудничать с сурдопедагогом, логопедом и родителями ребёнка;
  • стимулировать полноценное взаимодействие слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;
  • соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения);
  • организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить исправность слуховых аппаратов; проверить индивидуальные дидактические пособия и т.д.);
  • включать слабослышащего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;
  • решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухо-зрительное внимание; проверять понимание ребенком обращенной речи, заданий, текстов; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; развивать связную речь ученика; оказывать помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов).

9 СЛАЙД.

Самым главным приоритетом в своей работе считаю индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. В этом году я выпустила свой седьмой выпуск детей. Это просто замечательные дети, активные, умные, добрые, отзывчивые, умеющие ценить добро и преодолевать трудности. Среди этих детей Ваня, который в детстве переболел  гриппом и это дало осложнения на слух. Беседуя с родителями Вани, я поняла, что родители занимаются с ребенком, в обиду своего ребенка они не дадут и очень хотят учиться в общеобразовательной школе. У родителей я взяла полный анамнез по Ване и рассказала остальным учащимся в классе, с чем им нужно считаться при общении с Ваней. Сидел Ваня всегда за первой партой, так ему было лучше видно и слышно, я никогда не поворачивалась к мальчику спиной, он должен был всегда видеть меня и читать по моим губам. Он никогда не выполнял заданий вместе с детьми, всегда летел вперед, делая при этом кучу ошибок. В работе с Ваней в учебном процессе и внеурочной деятельности я использовала активные формы, методы и приёмы обучения (игры – энергизаторы,  физические упражнения, физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры, танцы под музыкальное сопровождение с элементами игры, игры-приветствия, игры на знакомство, игры на снятие напряжения, игры на концентрацию внимания, релаксация). Никакой специальной адаптированной программы у меня не было, по согласованию с родителями, мы занимались по обычной программе. Еще Ваня занимался с логопедом. В классном коллективе у Вани появился друг, с которым они до сих пор не разлей вода, дети в классе всегда только помогали Ване. В конце второго класса Ваня участвовал в «Научно-практической конференции» и достойно выступил. В третьем и четвертом классе участвовал и завоевывал призовые места в школе и городе. Ваня очень любит читать и занимается робототехникой. Когда сейчас он иногда заходит ко мне в гости или кричит на улице «Здравствуйте», я рада и горда за Ваню, потому что он смог обучаться   в  обычной  школе и получил навыки социализации в обществе. 

10 СЛАЙД.

Не просто в нашем мире жить глухим

Не просто в нашем мире жить глухим,
Но нужно, чтоб их жизнь была нормальной.
И с этой целью мы привлечь хотим
Внимание к проблемам актуальным.

Для полноценной жизни развивать
Должны мы медицину и науку,
Рабочие места глухим создать,
Где нет ограничения по слуху.

Усилия людей посвящены
Решению актуальнейшей задачи.
Всем миром мы помочь глухим должны.
Для них поддержка наша много значит.

11 СЛАЙД.

Заключение. Создание специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, формирование  основ  жизненной  компетентности  через погружение  в  социально-адаптированную  среду  и  решение  жизненных задач, это  очень  трудоёмкий  и  длительный  процесс, но  он  работает на  каждом  уроке.

К  великому  сожалению  проблемных  детей  становится  больше, и  они  приходят  к  нам  в  школу. Наша  задача – принять  этих  детей, работать с  ними, добиться  определенных  успехов. Этого  требует  жизнь.

Желаю  всем  успехов  в  нелегкой  работе !

     Критический  анализ  педагогической  деятельности, отбор  приемлемых, современных  методов  и  приемов  обучения, изучение  специальной  и  коррекционной  педагогики - это то, без  чего  не  обойтись  современному  учителю  в  условиях  инклюзивного  образования.