"Особенности организации учебного процесса детей с нарушениями слуха в начальной школе"
материал

Дармаева Ринчин-Ханда Гонгоровна

Работа со школьниками с нарушениями слуха строится с учётом тех проблем, которые вызывают ограничения слуховой функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Особенности организации учебного процесса детей с нарушениями слуха в начальной школе по ФГОС НОО»

        Особенности организации учебного процесса детей с нарушениями слуха в начальной школе включают:

  1. Особую пространственную и временную организацию образовательной среды:
  1. Организация пространства: удобно расположенные и доступные детям стенды с наглядным материалом о правилах поведения, правилах безопасности, а также с материалами по изучаемой теме. Детей с нарушениями слуха нужно соблюдать рассадку в классе. Парты должны стоять полукругом вокруг стола учителя, чтобы школьники в условиях речевого общения имели возможность видеть друг друга и слухозрительно воспринимать речь одноклассников.
  2. Технические средства обучения: индивидуальные слуховые аппараты, речевые процессоры кохлеарных имплантов, компьютерные программы, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей. Использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры в ходе всего образовательно-коррекционного процесса.
  3. Дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей.
  1. Использование специальных методов, приёмов и средств обучения.
  2. Индивидуализацию обучения.
  3. Специальную психолого-педагогическую поддержку семье, воспитывающей ребёнка с нарушением слуха.

Также важно учитывать особые образовательные потребности таких детей, среди которых:

  • условия обучения, способствующие личностному развитию ребёнка, формированию его активного сотрудничества в разных видах учебной и внеурочной деятельности;
  • постепенное расширение образовательного пространства;
  • целенаправленное и систематическое развитие словесной речи;
  • систематическую коррекционную работу по формированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи и её произносительной стороны;
  • развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими средствами звукоусиливающей аппаратуры.

К основным специальным образовательным потребностям ребенка с нарушением слуха относятся:

потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных виды коммуникации;

потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;

потребность в развитии всех сторон всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная);

потребность формирования социальной компетенции .

        Создание   слухоречевой   среды   предполагает   постоянное    мотивированное общение  с  ребёнком  с  нарушенным  слухом,  независимо  от  его  возможностей восприятия речи  и  уровня речевого развития.  

        Нужно соблюдать требования по организации слухоречевой среды на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе:

1.контроль за речью детей с учетом исходного уровня ее развития и сформированных речевых умений (специалистами)

2. контроль за речью детей со стороны всех взрослых;

3. соответствие речи взрослых нормам литературного языка, правильно интонирована, имеет нормальный темп и громкость

4. соблюдение единых требований к речи взрослых

5. организация мотивированного речевого общения с детьми в процессе практической деятельности

 5. поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;

6. использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения.

        

Литература:

1. Алехина С.В., Е.В.Самсонова . Создание специальных образовательных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Методический сборник. М.: МГППУ, 2012. 64 с.  

2. ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе

Презентация по теме "Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе"...

Психологические особенности ощущений и восприятий детей с нарушениями слуха

Ощущения и восприятия, являющиеся результатом сложной аналитико-синтетической деятельности мозга, обеспечивают чувственное познание окружающего....

Статья по теме: «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»

Данная статья предназначена для работы с детьми ОВЗ. В ней можно найти различные методы и приёмы, которые я использую на своих уроках....

"Создание специальной развивающей среды для детей с нарушением слуха в начальной школе" (из опыта работы)

Создание специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, формирование  основ  жизненной  компетентност...

Речевая конференция для детей с особыми образовательными потребностями с нарушениями слуха в начальной школе

Речевая конференция длядетей с ООП с нарушения слуха в начальной школе "Путешествие в Страну Знаний"...