Открытый урок "Работа над художественным содержанием музыкального произведения"
учебно-методический материал

Березина Людмила Вениаминовна

Работа над художественным образом Полонеза М.Огинского. На уроке были закреплены теоретические и практические знания учащегося, касающиеся данного произведения: форма Полонеза, структура, тематическое развитие музыкального материала, характер, штрихи, фразировка. Данное занятие является продолжением работы над произведением на предыдущих уроках. Приобретенные знания и навыки будут углубляться на последующих. Больше внимания будет уделяться выразительности исполнения произведения, так как она является главной составляющей в создании художественного образа произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_bolotin_v._polonez_oginskogo.docx26.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Открытый урок по предмету

                              «Скрипка»

на тему:

«Работа над художественным содержанием музыкального произведения»

                                                                         

                                                    Л.В.Березина

                                                                     преподаватель отделения

                                                                    струнных инструментов                                      

                                                                                                                         

г.Нефтеюганск

2018 г.

Открытый  урок

Березиной Людмилы Вениаминовны

          преподавателя отделения струнных инструментов

Ученик: Болотин Владислав 7 класс  

Тема: «Работа над художественным содержанием музыкального произведения».

Цель урока:  Достичь эмоциональности в исполнении произведения через развитие познавательных процессов и опыт собственной музыкальной деятельности учащегося.

Задачи:

Обучающие:

- научить анализировать музыкальное содержание произведения, грамотно работать над текстом; умело пользоваться средствами музыкальной выразительности для эмоционального, выразительного воспроизведения музыкального материала;

- научить применять полученные навыки и умения не только со стороны технического исполнения, но и для создания живого, выразительного образа.

Развивающие:

- развить умение слышать и мыслить образами через исполнение музыкального произведения; способствовать развитию ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости; стимулировать творческую активность.

Воспитывающие:

поддерживать интерес к музыке; формировать позицию активного сопереживания исполняемого произведения; способствовать формированию таких качеств как инициативность, самостоятельность.

Форма: Индивидуальный урок

Тип урока: Урок комбинированного типа, на котором совмещается несколько дидактических задач и прослеживается взаимосвязь основных частей учебного занятия: проверка выполнения домашнего задания, закрепление знаний, совершенствование умений и навыков, анализ, обобщение и систематизация изученного, применение знаний и умений на практике.

Методы обучения:

Словесные: беседа, объяснение, анализ текста, структуры музыкального произведения;

Наглядные: аудио и видеоматериалы, показ, исполнение педагогом на инструменте;

Практические: работа на инструменте, исполнение отдельных фрагментов произведения вместе с преподавателем.

Форма организации работы: индивидуальное занятие, направленное на теоретическое и практическое освоение музыкального произведения.

Учебно-методический комплекс: музыкальные инструменты – скрипка, фортепиано, нотные пособия, компьютер.

Литература, использованная на уроке: нотный материал.

Структура учебного занятия (этапы учебного занятия)

Вводная часть. 2 мин.

Организация начала занятия.

Мотивация ученика на совместную деятельность.

Основная часть. 34 мин.

1. Проверка домашнего задания. Исполнение гаммы Ля минор легато по 4 ноты на смычок, стаккато по 8 нот, комбинированным штрихом, 2 легато+ 2 стаккато, арпеджио – по 3 легато. Исполняются штрихи, встречающиеся в Полонезе. Работа над интонацией, чистотой исполнения полутонов в гамме.

 2. Работа над созданием художественного образа в Полонезе М.Огинского. Теоретическое и практическое освоение музыкального текста с позиции образного, содержательного, структурного плана произведений. Анализ формы произведения. Совместный анализ средств художественной выразительности. Исполнение с педагогом отдельных фрагментов. Поиск способов для достижения выразительного исполнения. Прослушивание музыки и просмотр видео материала. Закрепление знаний и навыков.

Подведение итогов. 4 мин.

Самоанализ ученика работы над произведением. Оценка результатов урока педагогом. Домашнее задание.

Музыкальный материал.

1. М.Огинский. Полонез

ХОД УРОКА

1. Вводная часть. Приветствие, представление ученика, сообщение темы урока.

2.Основная часть.

Вступительное слово педагога: Огинский – ранний представитель польской национальной школы, предшественник Шопена, во многом наметил те пути, по которым дальше пошёл его великий соотечественник. Главное, что их объединяло – это бесконечная любовь к Родине, к родному народу, к его музыке.

Педагог: Наш урок посвящен художественному содержанию Полонеза Огинского. Полонез написан в тональности Ля минор, поэтому мы в начале нашего урока сыграем гамму Ля минор штрихами, которые будут встречаться в Полонезе: комбинированным штрихом, легато по 4 ноты на смычок и стаккато по 8 нот. Обрати внимание на качество исполнения полутонов в Ля миноре.

Перед исполнением Полонеза я задаю вопросы ученику:

Расскажи о жанре этого произведения. Какой характер музыки? Сколько в нем частей?

Эти вопросы активизируют, заостряют внимание и приучают ученика прислушиваться к своему исполнению.

Ученик рассказывает об истории создания полонеза, о форме, об  исполнительском плане.

Полонез Огинского – очень популярное произведение 19 века. Существует множество переложений для различных инструментов.

Далее преподаватель предлагает ученику послушать это произведение в исполнении симфонического оркестра и Хора Турецкого.

Исполнение учеником произведения. Работа над фразировкой, интонированием, характером частей.

3. Подведение итогов урока.

"1941 г…(отрывок) Октябрь 1941 года. Война. Фашисты на подступах к Харькову. Я, четырнадцатилетний мальчик, эвакуируюсь в глубокий тыл. На вокзале меня провожал отец, который сообщил мне, что остается в харьковском подполье. Я хорошо понимал, что, возможно, вижу его в последний раз. Тяжело на душе. Горит родной город…

 Последний ласковый взгляд отца. Сердце сжимает боль. И вдруг, в этот трудный момент я услышал замечательную мелодию, которая осталась в моем сердце и памяти на всю жизнь. Ее мастерски исполнял на баяне солдат своим боевым товарищам, уезжающим на фронт. Все, затаив дыхание, слушали баяниста, и только тревожные, отрывистые гудки паровозов нарушали воцарившуюся, на несколько минут, в этой суматохе тишину. Я не мог сдержать слез. Отец что-то говорил, но я уже ничего не слышал…. Позже я узнал, что это был полонез Огинского "Прощание с Родиной”. Прошло много лет. Полонез Огинского на всю жизнь стал частицей моего сердца, реквиемом погибшему отцу и всем патриотам, сложившим головы за Родину…”.

В чём же заключается драматургия Полонеза?

Полонез а-moll М. Огинского написан в сложной трёхчастной форме с трио, где все части представляют собой простую трёхчастную форму с повторением частей. Крайние части тематически одинаковые, средняя (Trio) вносит яркий контраст: если в крайних частях характер музыки был лирическим, элегическим, более спокойным, то в среднем разделе – музыка стремительная, энергичная, преобладают фанфарные интонации.

В музыке полонеза всё время ощущается смена нежности, которую композитор питал к своей Родине и трепетного волнения за её судьбу. В смятении этих чувств и заключена драматургия полонеза.

Необыкновенные, берущие за сердце звуки. Словно кто-то, задохнувшись от волнения, говорил тебе, очень сокровенное и нежное. Что чувствует человек покидающий Родину? Надеется вернуться обратно.

Правильное воссоздание художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность исполнения. Игра безжизненная, не согретая теплотой настоящего чувства, не увлекает слушателя. Необходимо, чтобы ученик не только изучил произведение, но и внутренне «пережил» его, глубоко сроднился с ним и почувствовал его красоту.

Самоанализ.

Данное занятие является продолжением работы над произведением на предыдущих уроках. Приобретенные знания и умения, освоенные на этом занятии, будут углубляться на других, так как выразительность исполнения, наряду с технической и исполнительской базой, является важной составляющей в работе музыканта над созданием художественного образа произведений.

        На уроке мы попытались разобраться с формой произведения, тематическом развитии музыкального материала. Были закреплены теоретические и практические знания учащегося. Ученик имеет ясное представление о структуре произведения, о характере, фразировке, штрихах. И в домашних занятиях может выполнять осознанные исполнительские действия в связи с музыкальными задачами.                                          

Владику 13 лет. Учитывая его возраст, музыкальные и исполнительские данные, я старалась своевременно переходить к более серьезному, взрослому тону занятий, реже давать готовые решения и чаще ставить перед ним проблемы, требующие продумывания.

Атмосфера сотрудничества при решении поставленных задач благотворно влияла на усвоение музыкального материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над содержанием музыкальных произведений - как средство воспитания творческой инициативы учащегося ( на материале детских песен)

Открытый  урок ( план-конспект)  Семёновой О.А, преподавателя по классу фортепиано МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся    2 класса Кузнецовой Ириной (фортепиано), презентация к уро...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

В докладе «Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ» рассматриваются методы и приемы, используемые в детской вокально-хоровой педагогике.Особенное вн...

Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ

Любое музыкальное и, в частности, хоровое произведение, если вдуматься, это совокупность различных средств художественной выразительности – мелодии, динамики, ритма и жанра, слова и т.д. Упустив...

Подбор и компановка музыкальных произведений для соревновательных упражнений по художественной гимнастике

Статья о правилах по составлению музыки для выступлений спортсменок, рекомендации по подбору музыкальных произведений для них и программы, использованные мной для компановки....

Конспект открытого урока "Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях"

Урок разработан в рамках дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок реализации 8 лет). Индивидуальное занятие по учебному предмету &l...

Конспект открытого урока «Этапы работы над музыкальным произведением в классе гармони»

Конспект открытого урока«Этапы работы над музыкальным произведением в классе гармони»...

Учебно – методическая разработка к открытому уроку : «Работа над средствами музыкальной выразительности в произведении Р. Глиэра «Романс».

Работа над звуком - это прежде всего работа над его качеством - над певучестью - главным качеством звука....