Конспект открытого урока "Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях"
план-конспект урока на тему

Маршакова Наталья Евгеньевна

Урок разработан в рамках дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок реализации 8 лет). Индивидуальное занятие по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» из раздела «Навыки  по  использованию  музыкально-исполнительских  средств  выразительности» в 4 классе фортепиано. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Шумиловская детская школа искусств»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема урока:

«Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях»

                                                            Преподаватель: Маршакова Наталья Евгеньевна

                                                Учебный предмет: Специальность и чтение с листа

                                            Дата: 04.04.2018 г.

п. Суходолье 2018 год

Дата проведения урока: 04.04.2018 г.

Место проведения урока: учебный класс фортепиано Шумиловской ДШИ (п. Суходолье)

Общая характеристика урока: 

Урок разработан в рамках дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок реализации 8 лет). Индивидуальное занятие по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» из раздела «Навыки  по  использованию  музыкально-исполнительских  средств  выразительности» в 4 классе фортепиано с обучающейся Екат6риной Алехиной.

Тема урока: «Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях».

Цель урока: совершенствование исполнительских навыков для передачи образного содержания произведений.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика);

- работа над звуковыми характеристиками;

- продолжить формирование практических навыков;

- совершенствование артикуляционных приемов;

- совершенствование динамических приемов;

- совершенствование приемов педализации.

Развивающие:

- развитие внутреннего  слуха, ритма, памяти;

- координации движений;

- активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус;

- привить любовь к музыке.

Оборудование:

Фортепиано;

Нотная литература (нотный текст исполняемого произведения);

Ноутбук, подключенный к сети Интернет;

Репродукции картин;

Стол;

Стулья.

Форма урока: индивидуальное занятие в фортепианном классе.

Метод обучения:

- словесный, наглядный, практический.

Применение педагогических технологий:

- развивающего обучения;

- художественно-эстетическая;

- информационно-компьютерная;

- рациональная организация урока: физминутка, упражнение на расслабление мышц, гимнастика для глаз.

Здоровье сберегающая – совершенствуется мелкая моторика пальцев, что положительно влияет на музыкальную память.  

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и плана урока.
  2. Основная часть. Работа над средствами выразительности в произведениях

2.1. Подготовительная работа к занятию

         - Игра подготовительных упражнений для разыгрывания (упражнения  

    Ганона  для мелкой техники) и подготовительная работа к исполнению  

    произведений - игра гаммы Е-dur аккорды и арпеджио.

2.2. Работа над звуковым колоритом произведения «Романс» Н.Тороповой, фразировка, дифференциация фактуры, звуковой баланс мелодии и аккомпанемента, педализация.

2.3. Проведение ассоциаций и аналогий с другими видами искусств.  Просмотр слайдов с репродукциями картин, выбор подходящих по образному строю стихов. Прослушивание аудиозаписи романса М.Глинки н а  слова  Н.Кукольника «Жаворонок», выдающейся певицы Галины Вишневской.
2.4. Работа над образными средствами в произведении Шумана (артикуляция, педаль, координация рук, фразировка)

2.5. Проведение ассоциаций и аналогий с другими видами искусств.  Просмотр слайдов с репродукциями картин. Прослушивание аудиозаписи ведущего петербургского исполнителя музыки Шумана, Павла Егорова.

2.6.  Исполнение произведения «Смелый наездник» Р. Шумана и Романса Н. Тороповой. Анализ домашнего задания – передача образных средств в исполнении. Сравнение образного содержания произведений, характеристика основных образов.

  1. Подведение итога учебного занятия, оценка работы учащейся, формулирование домашнего задания

Ход урока:

        Урок с обучающейся 4 класса фортепианного отделения Екатериной Алехиной. Обучающаяся обладает яркими музыкальными способностями, хорошим слухом, координацией, музыкальной памятью. Отзывчивая, эмоциональная, хорошо передает характер и образное содержание произведений. Основной задачей в исполнении данной программы было создание контрастных образов, точная передача характера каждого произведения и достижение баланса различных пластов фактуры.

Урок начинается с подготовки обучающейся к исполнению сложных, в техническом отношении, произведений. Для быстрого разыгрывания используются упражнения Ганона  на мелкую технику и  игра гаммы Е-dur  аккорды и арпеджио.

Далее   обучающаяся представляет домашнее задание – исполнение каждого произведения целиком наизусть. По окончании учащейся предлагается первой начать анализ исполнения.

Вопрос:

- Как тебе понравилось исполнение сейчас?

Ответ:

       - Не все получилось. Были ошибки в тексте.

         

Оценка преподавателя:

- Ошибки действительно были, но не смотря на них, ты хорошо справилась с задачей исполнения этих произведений целиком наизусть. Это заслуживает хорошей оценки домашнего задания.

      Романс – это небольшое музыкально-поэтическое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Родиной романса является средневековая Испания (13-14 в.)  Пройдя через Европу, в начале 19 века, он появился России. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии. В романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Мелодия связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки. Давай послушаем романс русского композитора М.Глинки на слова Нестора Кукольника «Жаворонок» в исполнении Галины Вишневской.

- Название «Романс» носят не только вокальные, но и некоторые инструментальные пьесы напевного характера, как романс Н.Тороповой.

Здесь тоже надо сделать, как и в «Смелом наезднике», более выразительной фразу, но уже на легато и найти естественное дыхание фраз. Для этого мы используем метод пропевания мелодии на одном дыхании (интонирования голосом). С первого раза не получилось, попробуем еще раз пропеть с внутренним движением и динамикой.

Также, для создания звукового колорита очень полезно подобрать соответствующее по характеру лирическое стихотворение, написанное русским поэтом, например, зарисовку осеннего пейзажа А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

- Я знаю, что ты очень любишь петь, давай попробуем переложить эти стихи на нашу мелодию романса. Играй и пой мелодию со словами.

- Ну вот, ты по-своему попыталась передать характер и колорит. Тебе понравилось свое исполнение?

- Не совсем. Не четкая смена педали.

- Колорит этого стихотворения очень помогает в работе над звуковым колоритом произведения.    Звуковой колорит зависит от туше и педализации, работа над этими составляющими – основная в данном произведении.

Показ преподавателя на инструменте.

- Обращаем особое внимание на координацию запаздывающей педали и мягкого туше, прикосновения на свободной плавной руке, соотношения мелодии и аккомпанемента. Аккомпанемент является не менее важным, чем мелодия (вокальная партия). Он дает внутренний пульс и движение вперед.

Теперь исполняем «Романс» еще раз, образно, ярко, следим за педалью и интонацией, соотношением различных пластов фактуры.

Исполнение приобрело новую, более яркую эмоциональную окраску.

Пора сделать небольшую физминутку. Глазам, пальчикам и рукам, нужен отдых. Упражнение для глаз: «Неожиданное известие» - приподними брови, напрягая мышцы лба, широко раскрой глаза, затем расслабь мышцы, опусти веки

Упражнение для пальчиков: Сначала сожми кисти в кулак и повращай ими в одну сторону, а затем в другую. Затем тоже самое сделай круговые движения каждым пальцем.

Упражнение для мышц рук и спины: Сделай повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно в каждую сторону. Туловище поворачивается в поясничном отделе.

Играя в эту пальчиковую игру «Ладушки ладошки», можно проявить фантазию. Выполняй движения, которые тебе подскажет сюжет стихотворения: 

Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

     

Переходим к работе над пьесой, из детского альбома Р.Шумана,  «Смелый наездник»

Теперь мы будем работать над выразительными моментами. В произведении Шумана очень важна фразировка и связанная с ней динамика. Сейчас мы проработаем каждую фразу в отдельности для достижения динамической определенности фраз.

Показ преподавателя на инструменте.

- Работа над фразировкой и динамикой. Для более яркого представления о возможностях передачи характера предлагаю послушать это произведение в исполнении ведущего петербургского исполнителя музыки Шумана, Павла Егорова.

Прослушивание аудиозаписи из сети Интернет с использованием ноутбука.

Вопрос:

- Ты услышала, как пианист передает порывистый и стремительный характер? Ответ:

- Да, он использует акценты в аккомпанементе. И фразы были на одном дыхании.

- Правильно, это то, к чему мы должны стремиться. Надо добиться, чтобы стаккато  

было близким и цепким и тебе удавалось сделать фразу в этом штрихе.

Исполнение произведения «Смелый наездник» еще раз. Исполнение стало более  

выразительным, штрих более цепким.

Подводим итог урока.

- Чем мы сегодня занимались?

- Выразительной фразировкой, динамикой, штрихами, педалью.

 - Да, правильно, это все называется работа над выразительностью исполнения.

Что нового было в нашей работе?

- Мы слушали аудиозапись выдающегося пианиста и певицы, читали стихи А.С.Пушкина «Унылая пора!» и переложили их на мелодию романса.

- Что надо будет делать дальше?

- Закрепить то, над чем мы работали в классе.

Домашнее задание:

В самостоятельных домашних занятиях закрепить достигнутые результаты во фразировке, динамике, звукоизвлечении, следить за педализацией, балансом звучности. Играть произведения наизусть для закрепления текста.

Девочке было предложено прослушать пьесу «Смелый наездник» в исполнении других пианистов XX века. И на следующий урок рассказать, какое исполнение оказалось ей ближе или более убедительным, и почему?

 

Обучающаяся очень хорошо подготовилась к уроку, качественно выполнив домашнее задание, работала на уроке, активизируя воображение, образное мышление, использовала навыки анализа собственного исполнения, исполнения  пианиста П.Егорова  и певицы Г.Вишневской, ассоциативные навыки.. Работа за инструментом чередовалась с физминутками, слушанием музыки, просмотрами слайдов. Когда ребенок понимает содержание музыкального произведения, эмоционально воспринимает его, увлекается поэтическим образом, у него появляется мотивация к исполнению.

Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты и всесторонне раскрыты.

За этот урок она получает оценку «отлично».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над содержанием музыкальных произведений - как средство воспитания творческой инициативы учащегося ( на материале детских песен)

Открытый  урок ( план-конспект)  Семёновой О.А, преподавателя по классу фортепиано МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся    2 класса Кузнецовой Ириной (фортепиано), презентация к уро...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия  у детей старшего дошкольного возраста. Методика  проведения бесед о музыкальном произведении"...

Открытый урок "Работа над художественным содержанием музыкального произведения"

Работа над художественным образом Полонеза М.Огинского. На уроке были закреплены теоретические и практические знания учащегося, касающиеся данного произведения: форма Полонеза, структура, тематическое...

Конспект открытого урока «Этапы работы над музыкальным произведением в классе гармони»

Конспект открытого урока«Этапы работы над музыкальным произведением в классе гармони»...

Конспект урока "Эмоциональность и выразительность исполнения произведения"

Конспект урока "Эмоциональность и выразительность исполнения произведения"...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

Учебно – методическая разработка к открытому уроку : «Работа над средствами музыкальной выразительности в произведении Р. Глиэра «Романс».

Работа над звуком - это прежде всего работа над его качеством - над певучестью - главным качеством звука....